Лыжный поход 3кс по хребтам Западного Саяна

Закрытие лыжного сезона прошло для нашей группы, что называется, на ура! В конце февраля мы решили отправиться в небольшое путешествие по хребтам Западного Саяна с конечной точкой на хр.Иргаки (или, как его ещё называют, Ергаки).

Вечер рабочего дня, 22 февраля 2012 года наша группа подтягивается на ЖД вокзал Уфы. Подходим с Ленкой, вскоре появляется Рыбников. Гришка - на очереди. За ним заваливаются Тимофей и Андрюха с Ильнуром, затем Женька. А где же Султан? Ждём до последнего и уходим на перрон. А вот и он! Так цивилизовано одет, будто провожать пришёл. Женька, кстати, в это плане, тоже не подкачал. А самый бомжатский вид, как водится - у меня.

Попрощавшись с родными и друзьями пускаемся в путь. Счастливо оставаться, месить грязь в Уфе!

Для меня лично, поезд двигался очень быстро, я даже устать не успел. Наверное, это потому что первая ночь пришла очень быстро. Мы буквально, бахнули по кружке чая и улеглись. За ней был день с кучей интересных городов, снова ночь и половина светлого времени суток до Красноярска, где Андрюха сагитировал группу на покупку гитары - как же без неё в таком длительном походе?! Красноярский асфальт мы топтали, что-то около 5 часов, после чего сели в весьма комфортабельную местную "Кукушку" Красноярск-Абакан, которая сквозь ночь добросила нас до места назначения - славного града. Давно мечтал я увидеть Абакан и моим мечтам суждено было сбыться. Однако, должен сказать, что город мне не понравился. По-другому я его себе представлял.

Поговорив с привокзальными таксистами пришли к выводу, что быстрее и дешевле доехать до точки старта мы можем только на кызыльской маршрутке: 700р. с человека, где-то 2.5 часа в пути. Впрочем, 700р. - это до Кызыла, но мы ж отдыхать приехали, так что с нас тоже по 700. Лихой таксист Геннадий был в то утро, что называется, в духе. Гришка потом восторженно рассказывал о его стиле вождения и, хвала Всевышнему, я сидел сзади и не видел всего это (к слову, на обратной дороге мне удалось притулиться впереди - ничего так, нормально водит дядька). Хорошо, говорит, что доехали - лихач!

По дороге остановились в придорожной кафешке и заключительный раз поели нормальной "домашней" еды, а уже где-то через сотню километров выпрыгнули из "кызыломобиля" и начали постепенно углубляться в лес, предварительно зарегистрировавшись на базе МЧС "Ергаки", где нам ясно дали понять, что никому мы в этих горах не нужны и можем рассчитывать только на себя. Впрочем, это всё было весьма предсказуемо. Ещё надо сказать, что в момент десантирования, для всего нашего маршрута была предопределена судьба, быть "маршрутом потерь" - куда-то исчезла ручка от пилы, которая была "так надёжно" закреплена на моём рюкзаке. В последствии многие жизненно важные элементы группового снаряжения постигла та же судьба, но обо всём по порядку...

Итак, начался первый день передвижения по хребтам Западного Саяна. Начался, впрочем, вполне удачно: по охотничей тропе, что проходила вдоль речки Ореш, дотопали до охотничей избушки. Там имелось всё, что нужно для вполне комфортной ночёвки, но останавливаться мы не стали - на дворе ещё светло, а это значит, что надо идти, идти и ещё раз идти. Тем более, что по плану мы должны были продвинуться несколько дальше, да и избушка была достаточно тесной и весьма пыльной.

Свернув с реки налево в сторону хребта Куртушубинский и начав подъём, Ильнур обнаружил интересное приспособление, доселе мной невиданного - "молоточек" для добычи кедровых орешков. Размер, что называется, внушает доверие...

Ещё немного протропив вверх по склону, то и дело натыкаясь на лосиный след, Дрончик даёт команду искать место под ночлег. Место, что не удивительно, было найдено моментально - встали прямо на одном из ручьёв, текущих к Орешу. Тимофей с Султаном пошли дальше вверх по склону, тропить лыжню на завтра, Гришка - варить ужин, Ильнур, Рыбников и Андрей - устанавливали палатку, а мы с Женькой взялись распиливать сушину. Как говорится, в семье не без урода, и после очередного распила дерево с грохотом падает совсем не туда, куда предполагалось, по счастливой случайности не задев Дрончика, который как раз отошёл с того самого места. Но, вот гитара отойти не успела... Итог: вечерний ремонт с разведением эпоксидки и куча хитрых завязочек-рюшечек на музыкальном инструменте.

Утро встретило нас наикрутейшим подъёмом, лыжи то и дело откатывались назад. Благо половину склона ещё с вечера протропили наши бравые Тимофей с Султаном! Как потом поведал Тима, в то утро он был самым ярым борцом с откатами - впрочем, выборы были всё ещё "за горами". Глубокий снег вынуждал тропить без рюкзаков, возвращаясь за поклажей вниз по склону, а потом внося свою лепту в борьбу за "честные выборы", подниматься вновь. Сразу вспоминалась брошенная кем-то в первый день фразочка, мол, где весь снег? А вот он весь снег, оказывается, где - плотным слоем расположился на склонах хребтов. В 10 часов были уже на седловине под вершинкой 1966.8. Тут надо отметить, что жить в походе мы решили по уфимскому времени и, так как, часовой пояс там другой, то соответственно спать ложились в 20:00, вставали - в 4:00, отправлялись в путь обычно, в 6. Ещё надо отметить, что не смотря на разницу во времени бензин у них продаётся по той же цене за литр, что и у нас в Уфе. Ну, это такое лирическое отступление... В общем, вернёмся к нашим баранам.. то есть, "лосям"!

Прикинув, какие склоны нас ожидают на Куртушубинском хребте, стало понятно, что при составлении маршрута был допущен промах - изолинии на карте проведены не через 20 метров, как на Южном Урале, а через вдвое большее расстояние... Стало ясно - ожидается огребалово чуть ли ни каждый день. Маршрут то менять уже поздно, да и сдаваться на полпути, как-то не по-уфимски!

С такими мыслями и продолжили нашу безрюкзачную тропёжку, по направлению к вершинке 2227.8. Добрались быстро, но, на месте стало понятно, что лыжи дальше не пройдут. По пути к нужному перевалу придётся комбинировать: топать по камням, траверсируя вершинку по склону, а сам перевал брать, вероятно на лыжах.

Вроде бы, задача из простых, однако идти пришлось долго. Камни под ногами не "брыкались", но склон был достаточно крутой и. То и дело, попадались участки, где я уходил под снег по пояс.

Понял, что отрываюсь вперёд, так как изначально выбрал тактику: залезть как можно выше, а уж потом без особых трудностей (подъёмов / спусков) пройти участок склона. На мой взгляд, этот способ траверсирования самый простой и самый правильный, однако, многие не упускают случая убедить меня в обратном. В общем, дождавшись Ильнура и Султана и, изрядно подмёрзнув, отправился преодолевать оставшийся участок пути. Под перевалом встретились с Тимофеем, Рыбниковым и Гришкой, избравшими другую стратегию.

Следом приполз еле живой Андрюха, а за ним и Женька.

Немного оклемавшись, наш суровый руковод сел за изучение карт, выводом по которому стало: надо сваливать в лес и обходить хребет. Мол, так дело не пойдёт. Впрочем, и надо сказать, к счастью, идея не прижилась - кто ж сдаётся в самом начале. Но сегодня надо было взять красующийся вдалеке перевал и свалиться на восточную сторону хребта, дабы заночевать с дровами - на самом хребте древесины не так много, а о сушинах и говорить не приходится.

Так и сделали. Перед спускам что-то съели. Кажется, шоколадку, так как перевал был взят. Взят то взят, однако, даже тут были замечен снегоходный след. Впрочем, это был последний снегоходный след, на ближайшие 10 дней, который мы встретили.

Начался спуск. Он то меня и доканал в тот день. Рюкзак значительно прибавил в весе, который, наверное, приближался к половине моего собственного - пришлось взять часть раскладки из рюкзака Андрея. На крутом склоне держать такую ношу было тяжеловато, поэтому я падал и зарывался в снег на каждом повороте. Приходилось снимать рюкзак, подниматься, отряхаться, надевать его снова и опять спускаться до следующего падения. Спустился позже всех. Совсем без сил. Надо было пилить дрова, однако толку от моего вклада было практически не ощущалось. С горем пополам, совместными усилиями подготовились к приятному вечеру без гитары - ей предстояло сохнуть ещё одни сутки, поели и отправились на боковую. В этот вечер тропить не пошли.

Планом на следующий световой день стал траверс хребта по восточному склону, вплоть до "третьего озера" под перевалом 2218. Со стороны склона над нами нависали внушительного размера скалы Куртушубинского хребта, а с противоположной - на горизонте, то и дело появлялись скалы, вероятно Монголии. Огромные, острые, манящие (к сожалению, на фотографии они получились не отчётливо, но в меня они вселили очередную мечту).

Путь был не далёкий, однако снега было предостаточно и было решено устроить полуднёвку. Пока все остальные готовились к ночёвке и наслаждались горными пейзажами, старший тропильщик Султан и наш Штурман Ильнур, отправились прокладывать лыжню до перевальной точки.

Поднимались уже на рассвете. Кажется, такого красочного рассвета мы ещё долго не увидим. Большую часть склона преодолели на лыжах, по насту прошли пешком. Первыми забрались Ильнур, Султан и я, решили сделать фото на память.

Поднялись повыше и перед нами раскинулась чудесного вида картина.

Посмотрели на юг и стало понятно, что такого вида скалы на лыжах преодолеваются, мягко говоря, с трудом - хорошо, что мы выбрали движение по склону.

Далее, преодолели ещё одну ступень и наткнулись на след горных парнокопытных, по которому часть оставшегося дня траверсировали отрог хребта, чтобы спуститься в сторону р.Тихая, что протекает с запада. Тропили отрог огибая вершинки, как повелось, без рюкзаков и это не составило большого труда. Однажды я так увлёкся, что забыл про поклажу, пришлось возвращаться достаточно далеко. Но, тропёжка никого не смущала, так как мы двигались без существенных подъёмов и спусков - одно удовольствие.

К середине дня дошли до края отрога и стало понятно, куда спускаться. Должен признаться, склоны у этого хребта на том участке - зрелище не из приятных. Практически отвесные. Многие выбрали тактику - спуск на рюкзаках, а Рыбников и Женька даже пошли пешком, набрав при этом огромное количество кедровых шишек. Тимофей тоже в пролёте не остался, спустившись последним, он потом всю ночь добывал из них орешки.

Под склоном было обнаружено охотничье зимовье, которое выглядело вполне обжитым, хотя следов присутствия на снегу замечено не было. Об активном использовании свидетельствовало всё необходимое: различные крупы, инструменты, ковры на стенах и полах, печь, пила, топор, нож. Не обошлось и без радио! На столе был найден "бортовой журнал" переписки охотников. В нём отмечались все пришедшие, кажется их было двое. Судя по написанному, весной они собирались рубить ещё одну избушку неподалёку. Мы тоже оставили там свою запись с приветами.

Спустились и пошли по речке Самджир, по направлению к Тиховской заставе, но до поселения не дошли - Султан с Рыбниковым отправились тропить под покровом ночи, в то время как остальные готовили лагерь. Ночёвка оказалась холодной, видимо стоянка в низине наложила свой отпечаток. Однако, это не помешало Дрончику принять ночные ванны. Наверное, это приятно - посреди похода оказаться чистым. Доселе, я позволял себе такое только в бесснежные времена года, если не считать январского купания в снегу после похода на "Большой Ялангас".

На следующее утро к рассвету по лыжне дошли до Тиховской заставы. От неё практически ничего не осталось, но место в своё время для постройки было выбрано красивое, и очень даже.

Дальше пошли по раскатанной какой-то волокушей дороге, вплоть до подъёма под перевал на хребте Шешпир-Тайга, где нам уже пришлось тропить вверх по склону. Знатная была тропёжка, скажу я вам!

По левому склону на подъёме попадались участки с сошедшими лавинками, но нас они не пугали, так как в опасные места мы не совались.

Забравшись под перевал, мы с Султаном отправились тропить до перевальной точки. Как выяснилось - не зря. Чудесного вида зрелище открылось с юго-западной стороны, а мне как фотографу это было вдвойне приятно.

Групповой подъём начали на следующее утро.

Славный был денёк, а вечер особенно удался: помню, как свалившись с очередного несложного перевала на хребте Балдыр-Тайга, долго тропили вдоль речки Ус, на одном из спусков вдоль которой Тимофей ломает лыжу, упав на неё коленом... Не беда - ремонт занял минут 15. В поисках сушины мы протропили часа четыре - попадались одни кедры, исполины в обхвате до двух бравых лыжников. Впрочем, то самое место, где встала наша группа, тоже не изобиловало подходящими сушинами, однако, делать нечего - начали пилить гиганта. Пока шли - набрели на рысий след, что заставило задуматься и Султан с Ильнуром ушли тропить "завтрашнюю" лыжню, прихватив с собой нехитрое устройство радиосвязи - рацию. В тот вечер, я кажется, был самым отмороженным за весь поход - не чувствовал пальцев ни на руках, ни на ногах.

Но, настало утро и мы двинулись прямиком по реке, наблюдая причудливые картины - то и дело по пути попадались здоровенные ямы с журчащей водой - это пороги на Усе. Подумалось, что летний сплав здесь заслуживает особого внимания. Много километров пройдено - пора делать ходку, во время которой решено брать отрог Метугул-Тайги (один из хребтов Западного Саяна), поднимаясь под перевал надо "вторым" озером.

Кое-как, с горем пополам, траверсировали склон отрога, немного ошибившись в выборе траектории движения - поднялись на самую макушку. Пришлось сваливать метров 150. Так как многие участники похода ощущали усталость, командиром было принято решение ставить лагерь на "первом" озере, а желающим было предложено тропить вплоть до перевала. Желающими оказались: как всегда, Султан, я и Тимофей, так как он единственный знал предполагаемую дорогу.

Немного протропив, наткнулись на чудаковатого вида, весьма раскатанную и свежую лыжню - будто, вчерашнюю. Впрочем, так оно и оказалось: добравшись по ней до "второго" озера, обнаружили место стоянки другой группы и утреннюю лыжню на перевал 1Б - снег ещё не смёрзся, значит группа ушла сегодня. Судя по следам, участники использовали хитрые зацепы, что позволяло им преодолевать склоны практически в лоб. Ну, что же.. А мы использовали метод "лесенка", "ёлочка", "ползком" и "да, твою мать, когда же это кончится?!". Скальный и практически вертикальный участок перевала преодолевали пешком без лыж - он оказался не трудным. Судя по следам на это мучастке, предыдущая группа использовала крючья или что-то вроде того, для самостраховки. Возможно, навешивали перила. На перевали для нас открылась невероятного вида, завораживающая, заставляющая трепетать все члены тела, картина - мы наконец-то увидели хребет Иргаки во всей его красе! Да ещё и на закате. Ассоциации с Мордором не покидали мой мозг. Пожалуй, лучшее зрелище за поход.

Султан связался по рации с лагерем и мы начали спуск. С перевала свалились - было уже темно. По крутой лыжне до лагеря скатились быстро, поведали о своих впечатлениях, откушали и легли спать.

Утром начали подъём ко "второму" озеру, который занял, на удивление, достаточно мало времени и не вызвал особых трудностей. Впрочем, как и подъём на сам перевал. Там я отправился фотографировать уже утренние Ергаки.

Дружно "схрумкали" перевальную шоколадку и навострились на спуск. Ассоциации с ним были одни - январский Ялангас. Очень похожие ощущения снега в ушах и за шиворотом - наикрутейший спуск для любого уважающего себя горнолыжника. Возле озера Буйбинское наткнулись на избушку и кучу снегоходных следов. Дрончик с прискорбием сообщил, что поход, вероятно, закончен... Дальше, мол, будет только прогулка по Ергакам. Ничего не закончен! Огрести нам предстояло ещё ни раз...

Пройдя Буйбинское, сели размышлять, куда идти дальше.

Дрончик принимает решение двигаться по каньону реки Большой Тайгиш, прямо в сердце Ергаков. Так и поступаем. Где-то в конце спуска нам встречается Лыжная группа из славного града Новосибирск (который мне не понравился, когда мы бродили там на обратном пути, во время стоянки поезда, но это уже другая история), поведавшая, что 25го числа в 200 км от Кызыла случилось землетрясение, но мы толчков не ощущали. Представляю, как переволновались, наши родные, они то об этом не знали и наверняка подумали, что нас в горах лавины каждый день накрывают.

Новосибирцы шли уже 6ой день, немного уступая нам по времени, однако прогулка у них была неспешная - обходили Иргаки, делая биуаки при каждом удобном случае. В общем, обменявшись координатами и впечатлениями пошли по лыжням друг-друга и к сумеркам выбрались на Стрелку, откуда завтра пойдём делать радиалку на Параболу.

На радиалку ушло полдня, но они того стоили - наикрасивейшее место. Причудливого вида скалы, крутые спуски и подъёмы, приятная погода.

Но, надо спускаться к лагерю. По дороге вниз мне попался вот такой вот "зверь". Да, Ергаки по-истине, волшебное место.

Дальше был затяжной подъём под перевал 9, лыжи всё время откатывались и многие шли, кто пешком, кто - с намотанными верёвками. Самыми стойкими оказались Андрей, я да Женька. Остальные оказались - самыми умными. Добравшись до места стоянки Новосибирцев, поставили лагерь. Вроде, стоянка как стоянка, но одного взгляда вокруг хватает, чтобы понять - ты в одном из прекраснейших мест, которые когда-либо существовали здесь, в Ергаках. Ты - в их сердце.

Наш шатёр выглядел пещинкой по сравнению с окружающими великанами.

Ночью повалил снег и температура поднялась градусов до -15. Было тепло и хорошо.

Утром следующего дня, начали подъём на перевал 9. По Новосибирской лыжне, припорошенной свежим подлипающим снегом это было делать очень просто, я не мог нарадоваться. А виды только подогревали интерес - что же будет дальше.

Необычная погода снова побудила меня на художественную фотографию.

Начали подъём на перевал. Погода разыгралась такая, что шутить не приходится, а карнизы только пугают, но мы не сдаёмся.

Оставшуюся часть перевала решено брать в кошках. Опасное это было занятие - вероятность схода лавин с каждым шагом повышалась. Но, вот настало время сваливаться на другую сторону. Сняли кошки и начали спуск.

Далее, прошлись до уровня озера и перекусив, начали подъём на очередной перевал. Снег то прекращал валить, то появлялся снова, но запечатлеть невероятную картину скалистых склонов Сказки мне таки удалось.

Забрались достаточно быстро даже не снимая лыж. И это не смотря на то, что подъём оказался достаточно крут. Можно даже сказать, что лыжи помогали при подъёме, так как снега была уйма. Но, вот, перевал взят - время спускаться.

Спуск интересный, курумистый. Для кого-то показался сложным. Султан даже сказал, что хочет в цивилизацию. Благо, это быстро прошло, потому что если "огребает" Султан это означает, что тут действительно что-то серьёзное. Тимофей в очередной раз ломает лыжу, уже в другом месте (какая-то партия неудачная, видимо). Наскоро подремонтировавшись завершаем спуск и встаём на ночёвку возле ручья.

Как обычно начинаем готовку, распилку дров. И тут скрежет пилы прерывает голос Андрея, явно неспокойный: а никто случайно, не заметил, что мы трубу от печки на стоянке забыли? Понятно... Можно дальше не пилить. Потом были разные мысли: из чего соорудить трубу, как согреться, идти ли назад, появились нездоровые нотки в голосах участников. Было решено соорудить трубу из поддона для печки, но нас это как выяснилось, не особо спасло: всю ночь в палатке было дымно - для горения дров не хватало тяги, да и температура повысилась градусов на 5-10. Даже возле печки было холодно - топили щепой. Кое-как отмучившись, съели положенный завтрак, приготовленный на костре возле палатки и стали думать, что делать с заключительной ночёвкой. Через перевалы назад идти не хотелось, было решено брать перевал Красноярцев и идти проситься на ночлег на базу МЧС "Ергаки".

По следам новосибирцев дошли до перевала, взять который не составило особого труда.

Тут уже появилась связь. Успокоив родных и съев всё, что у нас оставалось на перекусы, начали спуск.

На Висячий Камень так и не сходили, хотя радиалка предполагалась. Причиной стал вот такой диалог:

- Султан, а где Висячий Камень?

- Хмм... сейчас посмотрю по GPS... А, должен быть слева.

- Ой, ты ж мать, моя!

Собственно, "Камень" находился над нами метрах в двухстах и идти на него нужно было с перевала Красноярцев.

В общем, близость цивилизации окончательно выбила из нас интерес ко всякого рода "камням" и мы начали плавный спуск к базе МЧС, где оказались уже через часа полтора.

МЧСовцы встретили нас, что называется, с распростёртыми объятьями, выделив шикарнейшие места в гостинице по 500 рублей на человека, накормив завтраками, обедами, ужинами по 50-100 рублей и запустив в сауну "совершенно безвозмездно, то есть, даром". Но, как известно, бесплатный сыр бывает лишь в мышеловке - сауна негативно повлияла почти на всех участников похода. У меня поднялась температура, кружилась голова и тошнило, Тимофей на следующий день обморозил пальцы, Ильнур исходил соплями всю обратную дорогу. Но, оно того стоило! Шикарно отдохнули.

Переночевав, помывшись и навшись досыта, на следующее утро начали подъём на гору Тушканчик. Подъём занял у нас по времени где-то 1:40. До границы зоны леса дошли на лыжах, а дальше по насту - в кошках. Помню, что мне было жутко плохо в то утро и добрался я последним, то и дело останавливаясь перевести дух и сделать пару фотографий.

Какой вид открывался с вершины! По истине, лучше гор могут быть только горы...

Но, настала пора прощаться с Саянами - спускаемся.

Внизу нас ждал уже вкусный обед, а следом за ним Геннадий на своём микроавтобусе. Быстро погрузившись, отправились в Абакан. Уже там, на вокзале выяснилось, что на базе мы забыли Гришкины лыжи. Вот такой вот и получается у нас "маршрут потерь": сначала, ручки от пилы, потом гитара, в одну из ночёвок - чеснок, следом за ним труба, ну, а венцом стали лыжи.

Но, мы не особо переживали, поход то уже закончен, да и лыжи были старые... В общем, накупив невероятное количество продуктов, залезли в электричку и отправились в Красноярск, ну а затем и в родную Уфу. До новых встреч, Саяны!