Поход выходного дня на хр. Калты

Когда-то давно ходили в поход выходного дня на хребет Калты. Вообще-то говоря, мы тогда шли на Нары, но не дошли. Вот решил выложить его для затравки на отчёт о первомайском ПВД в те же края. Скоро и его выложу! А пока, читайте ноябрьский отчёт! Обещаю, будет интересно! =)

Вообще, Нары являются моим любимым местом на Южном Урале и попыток добраться до Скального Городка, находящегося в самом его сердце на данный момент уже предпринято аж 4 штуки! Все неудачные. Конечно, были и более-менее удачные, но 50% всех походов заканчивались ничем, а 50 - почти доходил. Этот поход на Калты попадает в разряд неудачных (хотя, я бы так не сказал, ведь в те три ноябрьских денька я открыл для себя ещё одно наикрасивейшее место - хр. Калты!).

Кто сказал, что зимой природа замирает? Отнюдь! Оказавшись в белом от снега лесу ты наблюдаешь ни чем непередаваемую картину. Особенно это заметно в горах. Блестящие от мороза деревья, просторы, на сколько хватает глаз, по-настоящему свежий воздух. Вот, заяц пробежал где-то недалеко, а вот лосиный след. Слева скрипнуло дерево, а позади ветер играет ветками и затягивает причудливую мелодию, осыпая скальники снегом. Так мы провели первые ноябрьские выходные 2011 года.

Вечер четверга, я и Лена в клубе "Спутник", Дима на работе, Ирина едет домой, рюкзаки вроде собраны, но остаются нюансы, которые следовало бы хорошенько проработать. К сожалению группы, раскладки это замечание не каснулось. Мне было нормально идти 4 дня на каше, учитывая саянский опыт этого августа. Остальные почему-то не оценили мои гастрономические пристрастия. Гречка, рис, пшеница, чередующиеся утром и вечером, 2 вида приправ и зелени, печенье, - что называется, всё зависит от полёта фантазии.

Вопросом всего вечера четверга для меня стал: "Брать или не брать тёплые куртку и ватник". Решил брать. Пусть, лишние 5 килограмм, но возможно, спасут моё здоровье, а может и жизнь - на четвёртый день морозы обещают неслабые, до -25. Итак, рюкзак собран, пора отправляться ко сну. Но, тут ко мне в голову приходит мысль идти на Нары другим путём - через хребет Белягуш. Помнится, мы с Ромой летом добирались так за один день. Посмотрев расписание электричек я наконец лёг в кровать.

7:30 утра, звонок будильника нарушает покой. Пора вставать, умываться, хлебнуть чайку перед дорогой, идти... 9:00, забегаю в электричку, вижу нашу группу. Сонные, с сомнением в глазах и вопросом "а стоит ли?". Один Дима с каменным лицом и как всегда готов к огрёбу. Объясняю план, все вроде, согласны и в 11:59 выходим на станции Манышта.

Нарезав пару кругов по деревне вспоминаю, куда идти, и мы движемся вдоль одноименной речки, но путь нам преграждает оборванного вида, но очень вежливый и доброжелательный егерь. "Дальше ходить не стоит", - говорит он, - "Праздники, я всё понимаю. Но, это территория заповедника и минимальный штраф с каждого - 2000 рублей". "Заповедник же начинается с Белягуша" - пытаюсь возразить я. "Нет, даже река Инзер в него входит. И мы будем отлавливать там тех, кто сплавляется. Не обижайтесь, ребята, пожалуйста. Закон, есть закон".

Что делать - поворачиваем назад. Но, ненадолго. Сразу же забираемся на гору разделяющую Нижнюю Тюльму и Манышту. Когда начали подъём - месили грязь, а в конце мокрый снег уже залеплял глаза. Быстро затрусили по тропке, переваливая горку. Пересекли ЛЭП и углубились в дебри. Дальше были спуски, подъёмы, ручьи, покосы, дорога, по которой решили не ходить, привал.

Уже через пару часов снежная сказка поглотила нас с головой. Здорово наблюдать, как тебя забирает эта белая мгла, забирает целиком без остатка. И ты не видишь дальше 20 метров. Знаешь только, что впереди лес, только лес и ничего больше. Так мы и шли.

Путь наш пролегал по достаточно странному маршруту. GPS я использовал впервые, поэтому не сразу смекнул, что он указывает не совсем точное положение, а именно, смещение на пару сотен метров. И, каждый раз, включая приёмник удивлялся, почему не узнаю здешних мест. Но, надо отдать ему должное - к концу маршрута навигатор нам сильно помог, но обо всём по порядку.

Уже первый день внёс некоторые коррективы в наше путешествие. Часов в 5 вечера стало ясно, что мы вполне можем не успеть дойти до Кашкатуры и обернуться за 3 дня, к тому же снег в ботинках, мокрая одежда и прочие неприятности, заключающиеся в труднопроходимых сугробах немного сломили общий дух команды. Приняли решение подождать до завтра, когда станет ясно, докуда сможем дойти и стоит ли вообще туда двигаться. А пока прошли ещё парочку километров и остановились в ельнике, защитившись от ветра. Наломали лапника, установили палатку и забурились туда готовить на газовой горелке и спать. Ужин был так себе, но никого не смутила пересоленная гречка, до безобразия огромное количество приправ и глутамат натрия. Ночь - тёплая и снежная, я даже умудрился вспотеть.

Проснулись поздно - в 9, т.к. будильник я не поставил - он остался лежать снаружи палатки в рюкзаке. Завтрак оказался получше ужина и по количеству приправ и по наличию глутамата, и даже почти не солёный. Потом была длительная разморозка обуви, одежды и прочей утвари, сворачивание промёрзшей палатки, сыгравшее роковую роль для полиэтиленовых её участков - полопались нафиг и рассыпались в прах.

Ну, вроде всё готово - двигаемся в путь, но уже через полчаса натыкаемся на внушительного вида обрыв. Обойти можно только вернувшись назад. Решаем спускаться. Судя по карте, дальше нас ожидает подобный подъём - градусов 45-50 с хорошим курумником, преодолеть который оказалось, не так уж и трудно.

На вершине я благополучно теряю командирские часы (кто найдёт - бонус), служившие мне верой и правдой без малого 10 лет. И, поплутав ещё с полчасика мы снова выходим в направлении Наров - на хребет Белягуш. Теперь с единственной целью: посмотреть на завораживающую картину снежных наринских скальников, т.к. дойти уже просто не успеваем... Весь оставшийся день меня не покидает ощущение, что за нами кто-то наблюдает: тяжёлый взгляд со стороны, изобилие следов, похлопывания, скрипы и шлепки где-то в чаще, - всё располагает к таким мыслям, но к счастью, мы ни на кого не натыкаемся. Правда, всякий раз остаётся ощущение, что егеря опережают нашу группу буквально на полчаса - уж больно свежие следы.

Часам к четырём добираемся до подножья пикушек Белягуша и обнаруживаем домик лесника на полянке. Следов там хоть отбавляй, но фортуна была на нашей стороне - в доме и поблизости никого. Веду группу прямо через большую поляну, которая замечательно обозревается из окошка строения - такой наглости даже я от себя не ожидал. Спрятавшись за деревьями делаем перекус, переодеваемся, сверяем направление. До восточных склонов Белягуша осталось пройти совсем немного - доходим за 15 минут, но туман и вековые деревья преграждают нам обзор. Увы, Нары мы так и не увидели. Разочарованные поворачиваем в сторону Ассов. Но, печаль сменяется радостью продвижения к новой цели - железнодорожной станции!

Обрадовав группу, что подъёмов больше не будет, направляю нас на северо-запад. Но, на спуске с Белягуша утыкаемся в ручей, а за ним,- практически отвесную стену Калтов.

Хоть и не высокий, но скользкий подъём поднимает моральный дух группы (сарказм)! На этот раз решаем остановиться пораньше - засветло. Наломав лапника, развернув палатку и переодевшись в сухое, отправляемся на вечернюю трапезу и боковую.

Следующий день был полон сюрпризов. Может быть, потому что я начал его не с той ноги - правильная затекла и жутко болело колено. Проснулись в 5:30 под звон будильника и осыпающийся на лица иней.

Сразу же начали готовку и сборы. Выдвинуться удалось в 9 часов утра. Уже, около 11 были в районе старой дороги, пролегающей с юга на север, вдоль хребта Большой Камень и реки Тюльмень (ох, уж эта река, скажу я вам). Оценив ситуацию решаем двигаться по дороге сначала на север, а потом повернуть на запад к Ассам, тем самым предполагая переход в 17-20 км за 6 с половиной часов.

За безалаберность штурману (то есть, вашему покорному слуге) на этом участке пути стоило бы поставить памятник: во-первых, подходя к повороту и не заметив домик лесника мы проходим мимо не моргнув глазом. Во-вторых, к нашему удивлению слово "брод" на карте действительно означает брод, а не что-либо другое.

Итак, делать нечего, придётся Тюльмень переходить. Ужасающего вида льдинки плывут по течению и как бы говорят: "не ходи!" Но, домой хочется, да и погода портится, поэтому решаем идти. Дима и я переходим реку босяком и переправляем с берега на берег пару резиновых сапог, в которых девочки переходят по-очереди. Надо сказать, что после первых пяти метров брода, ноги перестают чувствовать что либо, поэтому порезы я замечаю уже когда всё заканчивается. Дима тоже изранен - ломать лёд голыми ногами: "это вам не это", как говорится.

Как только перебрались, начинаем движение по дороге вдоль реки на юг, предполагая, что это то, что нам нужно и снова упираемся в брод. Сверившись с картой, побегав по окрестности, оценив ситуацию, понимаю, что пришли не туда. GPS подтверждает мои догадки. Успокаиваю группу - снова идти в брод не нужно, это не то место. Тут наступает кульминация - боевой дух сломлен, штурман - говно и ссоры неизбежны. Но, в результате всё обходится и мы доходим до того места, где должен быть мост. Но, моста там почему-то нет. Даже, намёка на мост. Всё-таки второй брод, который проходит достаточно гладко. А после - движение по дороге в Ассы. Затяжные подъёмы, спуски, замёрзшие лужи, затвердевшая колея, снова подъёмы и спуски.

Дорога была хорошая, но в тёплую погоду я бы не советовал по ней добираться: вероятно, без вездехода, там делать нечего. Долго ли, быстро, подбираемся к окраинам Ассов. По пути попадаются покосы, стога сена, собачьи, а после и человеческие следы.

На станции поднимается сильный ветер, на котором я промерзаю меня до костей. Но, можно уже не сражаться, а лишь посмеяться непогоде в лицо. Ведь мы едем домой!