Вы здесь

Широкая на широкую

Так сложилось, что последнее время все мои выходы в лес и горы проходят на каком-то пределе. То на грани возможностей, то время поджимает, то идёшь по кромке тонкого льда. На этот раз это была тонкая грань между уже закончившейся золотой осенью и ещё не начавшейся долгой уральской зимой.

В этом году партия подарила нам четыре выходных на ноябрьские праздники. Что делать в эти дни? Конечно же в лес! Одному идти как-то тоскливо, поэтому решил набрать команду лучших друзей. Пообещал ребятам двадцать километров всего. Не уточнил, правда, что в день. Двадцать километров по тайге это очень сильно и даже для сильного организма это стресс, однако, нас спасало то, что в тех краях много известных троп, да и на подсказки Деда мы надеялись.

На окраине Тирляна живёт семья, каждому из членов которой есть о чём рассказать. Прожив долгие годы на краю тайги, принимая от неё дары и отдавая в замен свои годы, здоровье и эмоции, они крепли и слабели, растили детей, работали на благо Родины. Дед часто упоминает, что в годы его молодости всё было совсем по другому, лучше. Всё было для людей. Часто рассказывает интересные истории про то, как убегал по лесу от "шакалов" (так он называет егерей), как ходил на промыслы. Бабка его рассказывает, что он был настоящий "лось", ломил по тайге так, что пятки сверкали и сама она бывало ходила с ним в лес, но очень уставала, поэтому ходила редко. Дед и сейчас ходит в тайгу, когда есть свободное от хозяйства время, но как я понял, уже не охотится, а порой и забрасывает турьё на телеге на Зубчатки. Зная все тропы Затяирлянья он может дать хорошую подсказку по поводу кротчайшего пути. в ту или иную точку. Дал совет и нам.

По началу я думал пройти через Инзерские зубчатки, до которых, благо, есть хорошая дорога, уходящая в самое сердце заповедника, к Угловому Машаку и тому месту, где он соединяется с Кумардаком, даря жизнь красивейшей реке Южного Урала - Юрюзани. Но, Дед подсказал мне другую дорогу, т.к. предполагалось забраться и на году Машачок (отрог Кумардака). Оказалось, что до Медвежки (как её ещё называют. Со стороны Мисели она похожа на большую медвежью лапу и своими очертаниями напоминает Манарагу) есть оптимальный путь через просеку, идущую от реки Миселя, прямо по азимуту к подножию горы.

Оставив машину во дворе у Деда, выдвинулись в путь. Погода была просто чудесная, не свойственная для этого времени года. Если бы не 20 сантиметров снега в лесу и по обочинам троп, я бы подумал, что на дворе нынче бабье лето.

Ходили мы с друзьями в Затирлянье и год назад, правда, дальше зубчаток так и не добрались тогда - стояла большая вода. Там, где обычно идёшь по дорогам, лились потоки воды по колено, а о том, чтобы бродить реки - не было и разговора. Редкий автомобиль осмелился бы лезть в пучину речных вод в тот год. В этом же году реки должны были бы бродиться на ура, даже не замочив сапог, а там, где мы шли по колено, и вовсе воды не было. Но, погода стояла морозная, немного ниже нуля (градусов 5, наверное). И было так уже несколько дней к ряду, так что, все реки покрылись коркой льда, а привычная жижа на дорогах застыла до состояния бетона.

Тирлян перешли где по мосту, а где и по ледяной корке и на поляне по лесовозной дороге свернули направо - в сторону Верхней Арши. Немного попетляв (уж очень много там оказалось отвороток), пошли по той, которая наиболее соответствовала описанию Деда, но вскоре плутанули в районе урочища Талменево (Каменный кордон) и ушли на заваленную снегом просеку. Я уже было подумал тогда, что в график не уложимся, но уже в течение получаса снова вышли на лесовозную дорогу.

Дорога была езженая, присутствовали следы УАЗика, и периодически попадались следы человека. Предположив, что это охотник, я не прогадал - через час встретились с явно местным мужчиной в камуфляже, который сказал, что они с друзьями едут отдохнуть и покататься по лесу. Путь держат в избушку. Оказывается, даже, избушек таких на нашем пути должно попасться аж целых две штуки.

Нам было порекомендовано не уходить вниз к Миселе по просеке, т.к. этот путь хоть и оптимален, но там никто не ездит, соответственно мы угодим в глубокие сугробы снега, да ещё и трава не вся полегла. Решили последовать совету охотника и уйти по рекомендованному им пути, проходящему через избушки и не прогадали. Правда, была некая подстава в этом - никто нам не сказал, что дорога не вся сплошь хорошая и рано или поздно мы упрёмся в брод, а то и в два. Ладно, всё бы ничего, первый брод удалось пройти по льду, который хоть и пел под ногами, но всё же выдержал четверых нехудых туристов. А вот со вторым бродом приключилась подстава. Глубина там достигала около  метра, температура уже достаточно низкая - не май месяц всё же. Благо, на реке была найдена бобровая плотина, по которой мы всей командой благополучно и перебрались на другой берег. Но, там где плотины, там и повсеместно расинулись заводи. В общем, кто был не осторожен - начерпал воды, но в целом все остались довольны тем, что оказались по другую сторону от Мисели и теперь оставалось лишь до темна зайти на Медвежку.

Вскоре после брода мы вышли к первой избушке. Как нам и поведали, она была уже занята. Радом стоял большой внедорожник с открытым капотом и спортивный мотоцикл, а в избушке спал, видимо, мотоциклист. Будить не стали - пошли дальше. Тем более, что светлого времени оставалось не так уж и много. Сразу после избушки дальнейшая накатанная дорога была потеряна, а с ней и перспектива найти вторую избу. Шли мы по следам мотоциклиста, который, видимо, решил прогуляться к горе, но так и не дошёл - след оборвался не доходя нескольких сот метров до курумистого участка у подножия склона. Принимаем решение не искать избу, а просто забраться под вершину Машака, там и заночевать с перспективой красивого рассвета. Тропёжка давалась не легко, но местами попадались лесистые крутые участки и курумные реки между ними, по которым шлось намного быстрей. В сумерках вышли на предвершинный курумник, а наверх забрались уже в темноте.

Сам я думал успеть посмотреть с вершинки в сторону г.Колокольня, поэтому убежал вперёд, но на подходе к вершине в прыжке с камня на камень угодил в яму, поломав одну палку и слава богу не сломав ногу. Как известно, дурак учится на своих ошибках и больше по всей видимости, так прыгать я не буду, во избежании весьма предсказуемых последствий. Минут через 30 после моего визита на вершину, вся наша группа из четырёх человек собралась в одном месте и мы начали заготовку дров для костра и установку лагеря. Хоть на вершине и дул сильнейший ветер, сбивающий с ног, в лесистой зоне было спокойно и ночь прошла весьма комфортно.

Ночёвка в лесу после продолжительного тяжёлого дня это всегда очень приятно. Мало того, что на свежем воздухе высыпаешься в десять раз лучше, так ещё и эта всепоглащающая тишина вокруг. Только изредка где-то скрипнет сухоее дерево, накренённое порывом ветра. Спать, спать, спать...

Наступило утро, а с ним и прилив новых сил. В этот день предполагалось спуститься с Кумардака в долину Юрюзани, а там попробовать подняться на вершину Широкая, что на Машаке. Это был план максимум, но можно было и остаться в урочище Прудки на Юрюзани - всегда хотел прогуляться к её истокам. Лёгкий ненапряжный спуск с Медвежки на перевал и вот, мы находимся на перевальном болоте. Красота неописуемая. Жаль только, что квадроциклисты и этот островок девственной природы испахабили своими колеями. Колея шла точно по тропе, указанной на карте и оборвалась ровно там, где должна была оборваться - на перевальной точке между горками 1196 и 1205.

Начался крутой спуск. Изредка вековые ели приоткрывали перед нами завесу тайны и тогда был виден красавец хребет Машак, наша цель - гора Широкая и долина реки Юрюзань. Спуск в этом месте достаточно крут, а чтобы не ковыряться в снегу - в ноябре его уже предостаточно, мы выбирали путь по гребням, поросшим деревьями и мхом. Как правило даже зимой, в таких местах мало снега, что очень облегчает передвижение уставшему спутнику.

В конце концов спустившись к урочищу Ближние Прудки, мы решили не заканчивать на этом наш сегоднешний ходовой день, а перебродив реку пообедать и продолжить путь. Брод представлял собой, как и во всех предыдущих случаях, переползание на другую сторону реки по намёрзшей ледяной корке. То, что река в этом месте достаточно бурная, придавало остроты ощущениям, но толщина льда как-то обнадёживала. Видимо, дело в том, что на местах бурного течения вода намерзает глыбами и образует достаточно толстые ледяные натёки, которые даже упав в реку под весом путника, вряд ли развалятся и увлекут за собой несчастного в шумящем бурном потоке. Для нас же, столкнувшихся с таким явлением впервые, это было захватывающим аттракционом. Но, так или иначе, переправа не заняла много времени и уже очень скоро возле одного из ручьёв, стекающих с горы Широкая хребта Машак, мы присели на обед.

Треск горящих поленьев, булькающая вода в котле, пение птичек, свежий прозрачный воздух - красота. Вот за что я люблю выбираться на природу.

Начался затяжной подъём на Машак. Вообще, по предыдущим наблюдениям, склоны этого хребта представляют собой как бы ступени, что нельзя сказать о склонах других хребтов Урала. Сначала ты поднимаешься по очень крутому участку метров 20-25, потом идёшь по пологому поросшему огроменными елями (ещё одна отличительная особенность Машака, за что я его так люблю) слабопокатому лесу. Затем, снова крутой резкий взлёт и опять пологий подъём. Машак всем своим естеством как будто помогает путнику отсутствием "тягунов", а выматывает крутыми подъёмами сразу и даёт отдохнуть некоторое время после. Таких участков может быть достаточно много. Не помню точно, сколько крутых взлётов нам пришлось преодолеть прежде чем мы добрались до предвершинного плато горы Широкая, но вышли туда мы уже на закате.

Отыскав подходящее, закрытое от ветра место под палатку, отправились наблюдать за уходящим солнышком. На горизноте возникали феерические сцены, переливы света и тени, наполненные красками облака окутывали Угловой Машак, Ямантау, Нары, Маярдак и Колокольню.

Планы на следующий день были наполеоновские - проделать траверс Машака с переходом к г.Угловой Машак и к тому месту, где он соединяется с хребтом Кумардак. Но, состояние снежного покрова внесло свои коррективы - Твёрдый наст в купе с полуметровыми сугробами не давал продвигаться с должной скоростью - проваливался тропящий на каждом шагу и скорость группы упала до двух километров в час. Понятно, что такими темпами вряд ли удастся до темна добраться до южной оконечности хребта. Тогда я ппервые пожалел, что нет снегоступов, уж с ними то мы быстро бы добежали по относительно ровному Машаку до намеченной точке (лыжи всё-таки в ноябре - излишество, а вот снегступы - в самый раз)!

Обогнув с запада вершину 1304 мы решили уходить на восток через перевал в долину Юрюзани, где должны были гарантированно пройти дальше, ведь на склонах и в самой долине не было наста, что должно было значительно ускорить передвижение.

К реке спустились достаточно быстро. Предполагали выйти на тропу, но в этом месте она уже была неразличима - пошли по азимуту к перевалу между Колокольней и вершиной 1274. Через какое-то время наткнулись на лосиный след. Ну, уж лось то точно знает, где лучше идти - без особых проблем вышли на перевал по следу, немного запыхались разве что - уж больно крутой подъём попался.

Сиди на перевале, сзади и спереди крутые сбросы, по правую руку исполином возвышается красавица Колокольня. Не в этот раз, моя родная, времени и так мало. Принимаем решение двигаться в сторону хребта Инзерские Зубчатки, надеясь, что успеем дойти до него до темна.

Спустились достаточно быстро, да и наст не мешал. Сколько смогли, прошли по полянам и лесам, окутанным снежной пеленой, но вот и начались каменные реки. В этой стороне Колокольни (как впрочем, и всего хребта Кумардак) очень много курумника. Но, не смотря ни на что, очень скоро мы добрались до Осинового хребта. По пути нам встречалось множество красивых каменных россыпей, обрамлённых хвойными лесами и мхами. Погода звенела.

От Осинового хребта до Зубчаток - рукой подать (несколько километров), но похоже группа сильно устала и мы добирались достаточно долго. На подходе к подъёму на Зубчатки начало темнеть и моральный дух группы вовсе упал. Но, мне всё же удалось убедить ребят в том, что наверху ночёвка будет намного шикарней, нужно лишь потерпеть ещё совсем немного. Рассветные виды и сама энергетика этого места безо всякого сомнения вернёт потраченные силы с лихвой!

Измотанные двадцатипятикилометровым переходом по пересечённой местности, мы наконец поднялись на место моей любимой стоянки на хребте Инзерские Зубчатки. Это северная оконечность главного "цирка". Здесь есть всё необходимое для жизни в это время года: сухая хвоя для костра и снег - для всего остального. В добавок и место ещё защищённое от всех ветров. Когда вокруг бушует ураган, здесь так тихо и спокойно, как в объятьях родной матери.

Утро порадовало красивым рассветом. Солнце встало над Тирляном и осветло все окрестности невероятными красками. На зубчатках за прошедший год я был уже в третий раз (чем-то манит это место осенью) и каждый раз здесь невероятно спокойно. Размеренно побродив по окрестностям можно найти множество интересных ракурсов для фотосъёмки, чем мы и занимались ближайшие пару часов. Т.к. ребята были здесь впервые, провёл им небольшую экускурсию с элементами скалолазания, после чего мы дружно свернули лагерь и отправились в Тирлян.

На пути лежал брод реки Миселя, но учитывая предыдущий опыт надежда о том, что мы перейдём её по льду не покидала меня. Так и получилось - на месте недавнего брода образовался шикарный ледовый каток. Перейти реку не составило проблем. Ну, а дальше - долгий путь до Тирляна. Правда, долгим его назвать можно лишь условно - какие-то три с половиной часа...

Группа: 
Вид туризма: 
Период материала: 

Комментарии

Здорово, Макс! Шикарные фотографии, спасибо! Век бы смотрел! :)

Прекрасные кадры, спасибо!
А по поводу сломанной палки - совет: при ходьбе по курумнику, во всех случаях где нужно прыгать и важно равновесие - вынимайте руки из темляков.
В противном случае верные палки могут сыграть злую шутку, если не иметь возможности от них отцепиться.

Читаешь ваши записи, смотришь ваши фото, представляешь на яву как это было. И такое ощющение, что прошёл с вами этот маршрут.
Завидую.
Ходите, пока ходится!
Удачи вам!

Спасибо! Ходится много и часто, да вот не пишется последнее время - нужно себя в руки взять )))

Знает ли кто- нибудь, где находится пешера на Инзерских Зубчатках?
Очень Важно! Ответьте пожалуйста