Вы здесь

Подкаменная Тунгуска 2019 или как я провел свой отпуск

Аватар пользователя Rust

     Мысли осуществить сплав по Подкаменной Тунгуске возникли лет 5 назад, и в то время это казалось чем-то несбыточным, далёким и призрачным. Глухая тайга, отсутствие населенных пунктов, дикие животные, горная и порожистая река – такой виделась мне тогда Подкаменная. И вот, когда я наконец-то «созрел», то даже не удосужившись детально изучить её характер, просто ломанулся в неизведанное.

Подкаменная Тунгуска 2019

или как я провел свой отпуск

 

срок: с 1.07.19 г. по 17.08.19 г.

активная часть: с 7.07.19 г. по 10.08.19 г., из них 3 днёвки. Пройдено 1287 км.

маршрут: Уфа – Братск - Усть-Илимск – р. Катанга – п. Ванавара – п. Байкит - д. Кузьмовка – п. Бор – г. Енисейск – г. Красноярск – Уфа.

     Как любой здравомыслящий турист, за год до предстоящего сплава, я отписался на нескольких туристических форумах с целью найти попутчика. В течение этого времени со мной связалось в общем счете около 6 человек, но ближе к назначенной дате, я как обычно остался один-на-один со своей идеей.

      За этот год я сменил байдарку Щука-1 на более грузоподъёмную Щуку-2, уверенно снабдив её плавником из ПВХ для лучшей курсоустойчивости. Заменил непонятно какие резинотканевые баллоны на проверенные и надежные из ПУ ткани. Так же собрал, испытал и доработал слайдер на базе Arduino UNO для таймлепсов, приобрел экшн-камеру с подводным боксом, солнечную панель, отремонтировал старый навигатор. В общем к сплаву технически подготовился.

    Изначально маршрут был такой: поездом до Братска (Падунские пороги), автобусом до Усть-Илимска, заброска до реки Озёрная на внедорожнике, далее сплав до посёлка Бор, теплоходом до Енисейска, автобусом до Красноярска и снова поездом домой, в Уфу. Но обстоятельства как правило, вносят свои коррективы, и что из этого получилось я попробую описать ниже.

      1 июля 2019 г. В первый же день отпуска стою на платформе в компании провожающих друзей, уверяющих меня, что я всё-таки псих. Да я это и так знаю.

      4 июля 2019 г. рано утром доехал-таки до Братска, переместился к автовокзалу и уже через час-полтора я ехал в Усть-Илимск. Дорога хорошая только до выезда из Братска, а потом весь путь асфальт в гармошку, честно говоря переживал за свой ливер. Одним словом – ужасная дорога. К обеду доехал до Усть-Илимска и заселился в съёмную квартиру. По договоренности Александр должен за мной заехать завтра ближе к 18 часам. Остаток дня и почти весь следующий день я посвятил знакомству с городом и закупкам провианта, газа и прочих необходимостей. В какой-то момент позвонил Александр и сообщил мне о небольших изменениях, в частности, что на Озёрную зимник закрыт в связи с пожароопасным периодом, но до р. Катанга чуть ниже д. Угоян он со своими друзьями все-таки меня отвезет. А это минус порядка 300 километров. Эта новость меня немного огорчила, но впоследствии оказалось, что все случилось как надо.

 

      5 июля 2019 г. незадолго до наступления сумерек, мы на двух машинах встали на р. Нижняя Берея. К слову сказать, в пути нас остановили на кордоне, но ребята заранее запаслись пропуском в администрации. Без пропуска тут не проехать от слова «совсем». Александр с друзьями (Жанат, Костя и Ван) совместили мою заброску с рыбалкой, и в итоге взять денег с меня категорически отказались. Более того Александр, узнав, что у меня нет никакой спутниковой связи, дал мне свой спутниковый телефон «Turaya». Как я ни отказывался, он просто уговорил взять на всякий случай, мало ли чего, отчетливо понимая, что мы вряд ли больше увидимся. Вот такие люди живут в Сибири, открытые, честные и простые.

    6 июля 2019 г. рано утром мы с Костей и Александром выдвинулись по зимнику к Катанге. В точке 59о07`36.49``N, 104o00`58.63``E свернули с основной дороги к реке. Довезли меня прямо до воды, чему я был несказанно рад. Тащить несколько километров два рюкзака и баул с продуктами на месяц, было откровенно лениво. Пока ехали, все небо затянулось свинцовыми тучами, а разгружал я свой скарб уже под дождем. Наскоро натянув тент, покидал под него вещи и позже поставил палатку. Вставать на воду под дождем в первый день не особо хотелось, и это время я потратил на сборы и распределение вещей и продуктов в байдарке.

 

                        Слева направо: Александр, я, Костя, Жанат и Ван.     С Александром.

Стапель 59о10`07.54``N, 104o06`35.63``Е

      7 июля 2019 г. Проснулся в 6 утра. Пасмурно. мелкой барабанной дробью дождь бьёт по тенту. Ветренно, неуютно. Сначала мелькнула мысль – «что я тут делаю в этой забытой богом глуши?», но потом отпустило и я ещё долго лежал наслаждаясь гулом комаров.

     На воду встал только к 12 часам. Грести было настолько лениво, что уже к 19 часам, заметив на л.б. зимовье (59о19`20.86``N, 104o01`27.34``Е), я решил вставать на ночлег. Одометр на навигаторе показывал несчастные пройденные 28 км. На ужин макароны с тушенкой, отбой в 23 часа.

 

      8 июля 2019 г. Проснулся в 6, на завтрак заварил картофельное пюре и умял его с оставшейся тушенкой. Перепаковал вещи заново, поудобнее, изменил посадку в байдарке и в 9 утра я уже «мчался» по воде лениво размахивая веслом. Небо прояснилось, на душе как-то повеселело, несмотря на легкую задымленность. Попробовал рыбачить и с первого же заброса поймал щучку на килограмм. Есть не хотелось, отпустил. Еще немного покидал спиннинг, поймал двух ельцов и тоже отпустил. Весь день нещадно палит солнце, на небе ни облачка, от непогоды не осталось и следа. Сразу же обгорели шея и ноги. Встал, пройдя за день 50 км (11.5 ходовых часов), в зимовье на л.б. (59о28`08.09``N, 103o29`48.21``Е) На ужин сварил гречку, открыл банку паштета и сварил компот. Сопел уже в 23:30.

      9 июля 2019 г. Встал поздно, на воде был только в 10 ч. Весь день был какой-то ленивый, зевал так, что боялся вывихнуть челюсть, и чтобы не уснуть на ходу, бросал спиннинг. Ловил и отпускал. Хороших экземпляров не попадалось. Ближе к обеду по п.б. начались обрывы с выветриванием породы, дымка заметно поубавилась, стало еще жарче. За день останавливался раз 5 искупаться, вода очень теплая. В один из забросов спиннинга, когда блесна уже была у борта, из-под байдарки мелькнула огромная тень и что-то ударило по дну так, что её нехило качнуло. Ловить стало страшновато и я от греха подальше свернул снасть. Не доходя до Чемдальска километров 20, лень и сонливость совсем одолели меня, и я встал палаткой на п.б. в конце обрывистого берега (59о38`05.65``N, 103o21`21.75``Е).

 

 

      10 июля 2019 г. Проснулся от жары и духоты в палатке. Через 20 километров от стоянки прошел п. Чемдальск, в поселке не останавливался, сотовой связи нет. У л.б., напротив устья р. Аява, на оранжевый воблер, взяла хорошая щучка, вываживал минут 10, прежде чем удалось поднять её на борт. Воблер заглотила до самой опы, пришлось взять, тем самым объявив себе двухдневный запрет на рыбалку. Позже взвесил – 2.085 кг.

      Потянулись обрывистые берега, поросшие кустарником, пристать к берегу негде, дна тоже не видно. Заметил волка, что он делал у кромки воды в кустах – непонятно, возможно на утят охотился. К 18 часам увидел избу на галечной отмели п.б. Раз уж встал пораньше, то решил постираться и просушить байдарку, ато что-то запахло затхлостью внутри. На ужин приготовил щуку, запечённую с луком в майонезе (59о44`03.92``N, 103o13`10.62``Е).

 

      11 июля 2019 г. На утро завтрак из щуки, часть деликатеса оставил на обед. На воду встал в 10 ч. Солнце палило до обеда, потом поднялся сильный встречный ветер и пригнал дым с облаками. В 15 часов пошел дождь. Останавливаться и доставать куртку было лень, так и шел под дождем и ветром, из-за чего часа через 2 начал подмерзать. Грести против ветра тяжело, ветер старается поставить байдарку лагом, поэтому приходится прикладывать значительную силу. Для меня, мокрого, холодного и уставшего, встреча с избой была бы хорошей альтернативой палатке. И вот, пройдя от старта 174,2 км я приметил избу (59о49`09.06``N, 103o01`10.01``Е) и без всяких сомнений решил в ней остановиться, хотя до вечера было еще далеко. Затопил печь, просушился, покушал. Лежу, отдыхаю, размышляю о том, что лучше вставать пораньше, пока ветра нет, и на ночь соответственно, останавливаться тоже пораньше. Так и уснул.

      12 июля 2019 г. Утро ясное, собрался быстро и вышел в 8 часов. Пока собирался, ветер исчез, и наступил полный штиль. К 9 часам снова подул сильный, напористый, встречный ветер и не прекращаясь дул до 18 часов. Река сильно петляет, местами даже на 180о, но ветер все  равно  встречный.  Позже  узнал,  что  на  местном  диалекте  поворот  реки  называется «кривун», а частые изгибы – «кривляки». Стоит перестать грести, как байдарку разворачивает поперек и несет против течения со скоростью 3 км/ч, хоть разворачивайся обратно. На п.б. перед порогом заметил постройки (59о52`51.93``N, 102o46`21.47``Е). Вышел на берег, осмотрел – все закрыто на замок, порог вроде не страшный. Покидал спиннинг в надежде поймать тайменя – безуспешно, и пошел дальше. Пройдя 220 км от начала маршрута на пологом галечном берегу приметил избу и решил в ней остановиться (59о57`26.38``N, 102o31`27.02``Е). Сильно вымотался, да еще что-то между лопаток начало как будто током бить при каждом взмахе весла, видимо какая-то беда с нервом или мышцей. Изба оказалась закрытой на замок, поэтому поставил палатку на берегу.

      Ужин, состоящий из жаренных окуней и риса готовил на костре, а кушал и пил чай уже в палатке, спасаясь от назойливых комаров и мошки. Солнце еще не скрылось за горизонт, а меня уже начало клонить в сон. Слегка задремав услышал шум лодочного мотора со стороны Ванавары. Думал лодка пройдет мимо, но обороты стихли и мотор заглох у самого берега. Под шелест гальки о деревянное дно я нехотя вылез из палатки. Так я познакомился с Александром и Евгением из Ванавары. Они поинтересовались, все ли у меня хорошо, откуда и куда я путь держу, а я узнал, почему закрыты все избы по берегам. Оказывается, местная молодежь пошаливает, устраивает погромы, неск?лько крадут, а сколько портят имущество, потому и закрывают. Обменявшись телефонами, Александр пригласил меня к себе в гости и в баню. От бани я не смог отказаться и пообещал, что через два дня, как дойду до Ванавары, позвоню. Попрощавшись, они пошли дальше вверх по течению, а я сразу лег спать.

Тот самый порожек.

 

Стоянка у избы.

      13 июля 2019 г. Всю ночь спал как убитый и проснулся только к 8 утра. Долго завтракал и собирался, встал на воду только в 10 часов. Весь день нещадно палит солнце, гребется лениво, постоянно зеваю. Периодически останавливаюсь искупаться, кидаю спиннинг, ловлю и отпускаю рыбу. Попадаются щучки до 1 кг и небольшие 250-300 г окуньки. Поймать тайменя и ленка пока не получается. По пути увидел, как горит тайга – небольшой участок площадью с 1 км2 на склоне сопки, над ней пролетел Ан-2, а за поворотом на берегу встретил шестерых ребят, устроившихся лагерем. Причалил, пообщались. Оказалось, что их забросили сюда тушить тот самый очаг на склоне. Из инструментов у них только бензопилы и лопаты. На вопрос – почему не тушат самолетами, они посмеялись и сказали, что такое видели только по телевизору, у них так не тушат, все вручную.

      Ближе к вечеру русло реки стало заметно шире, крутые песчаные берега не позволяли встать на ночевку. Течение реки казалось вовсе остановилось. Солнце быстро клонилось к закату, а идти в темноте совсем не хотелось, поэтому пришлось усиленно грести в надежде найти хоть какое приемлимое место под стоянку.     И вот, к 20 часам, когда солнце уже скрылось за вершинами хребтов, я заметил избу перед скалой на л.б. (60о03`44.07``N, 102o16`41.31``Е). Изба закрыта, но широкое крыльцо с навесом, размером как раз под мою палатку. Так как встать больше негде в силу неровностей ландшафта,  а  искать  место  сил  уже  нет,  то  поставил палатку прямо на крыльце. В итоге за день прошел путь в 36 км, состоящий из сплошных затяжных плёсов, трёх-четырёх перекатов, и под встречным ветром.

      14 июля 2019 г. Проснулся, быстро собрался, сварил кофе в дорогу, и не позавтракав, выдвинулся в путь. С утра шлось хорошо, полный штиль, перекаты шли за перекатами. Завтракал на ходу.

      Ближе к обеду спустились на «шитике» (местн. - длинная и узкая деревянная лодка) Саня и Женя, помахав рукой.

      Прошел устье реки Тэтэрэ с прозрачной, прохладной водой. До впадения Тэтэрэ, река называлась Катанга, а после впадения – Подкаменная Тунгуска. В месте впадения река широкая и глубокая, пробовал кидать спиннинг – безрезультатно. Чуть ниже, на крутом левом берегу стоят три избы.

В устье р. Тэтэрэ.

      За 15 километров до Ванавары, подул сильный встречный ветер и принес дым. Всё небо и берега заволокло непроглядной мглой.

 

Близ Ванавары.

      На одном из перекатов встретил семью на моторной лодке, они стояли на якоре сразу после переката и рыбачили. Причалил к ним, поговорили о том, о сём, за рыбалку. Оказывается, в этих местах тайменя и ленка давно уже не ловят, в основном только окунь, щука и елец. Также сказали, что 30 км выше Ванавары и 30 км ниже Байкита рыбы практически нет – всю выловили.

    Вскоре, сквозь дым показались крыши домов Ванавары. Включил телефон, появилась связь и даже слабая «ешечка» Интернета.

      К 18 часам причалил к пристани и позвонил Сане. Этим вечером у меня была баня, кровать и вечеринка на дне рождения, куда меня пригласили.

      15 июля 2019 г. С утра Саня на машине показал мне посёлок, рассказал о его быте и особенностях. Оказывается, в посёлок не идут ЛЭП, а электричество вырабатывает дизельная станция. Топливо завозят по большой воде караваном. Попасть в посёлок можно рейсовым самолётом из Красноярска, по воде или зимой по зимнику. Других вариантов просто нет, и поэтому продукты и все прочие товары, существенно дороже чем на «земле». Так же посетил местный краеведческий музей, в котором экскурсовод рассказал о истории возникновения Ванавары, про быт и жизнь коренного населения – эвенков. Ну и про тунгусский феномен, который произошёл более чем 100 лет назад, 30 июня 1908 года.

  

 

Памятник Тунгусскому феномену.

      После музея Саня свозил меня по магазинам, рекомендовал купить особенно вкусный в здешних краях, ванаварский хлеб и потом на пристань. Попрощавшись, я продолжил свой путь дальше. От Ванавары, через каждые 5 километров пошли километровые знаки, обозначающие расстояние до устья Подкаменной Тунгуски, то бишь до Енисея: 1141, 1135, 1130… По пути поймал трёх крупных окуней, и пройдя 10 км от Ванавары, встал на ночёвку в избе на п.б. (60о18`35.94``N, 102o07`32.67``Е). Время было всего 16 часов, но грести в жару было так лень, так что я решил - на сегодня хватит.

 

      На ужин пожарил окуней с луком, отварил гречку и наварил три котелка компота из сухофруктов на ужин, и на завтра в дорогу.

 

По одометру пройдено 310,62 км.

      16 июля 2019 г. Через 1,5 км от стоянки меня ждал порог (60о19`12.3``N, 102o06`32.15``Е). В этом месте остров разделяет реку на две протоки, левая протока мелкая, по всей ширине усеяна множеством торчащих из воды камней, правая же протока полноводнее, камни в русле покрупнее, но вдоль острова можно спокойно пройти по мощной струе между камнями. После разведки сажусь в байдарку и прохожу порог без особых проблем. После порога снова начались плёсы, а по правому берегу вырос огромный обрывистый песчаный холм.

 

      До обеда дул попутный ветер. По пути встретил двух ванаварцев на моторной лодке, которые сказали мне, что два дня назад видели двух туристов из г. Москва на байдарке, так же сунули мне пучок зеленого лука, пару огурцов и литровую банку домашней засолки. Все так и норовят меня накормить ))). На ночлег встал на старом кордоне заповедника (60о22`59.93``N, 101o36`29.43``Е). Покрошил лук с огурцами, добавил майонез и ужинал, наслаждаясь свежим салатиком. Есть совсем не хочется, приходится себя заставлять.

      17 июля 2019 г. Вчера рано лег и как результат, в 4:30 проснулся, а в 5:30 по холодку уже бодро махал веслом по воде. К обеду началось адское пекло. На небе ни облачка, воздух стоит неподвижно. Далеко впереди заметил темное плескающееся пятно, сначала подумал – медведь, но присмотревшись через объектив фотокамеры оказалось, что лосик. Решил подойти поближе и заснять, но он меня учуял, вышел на берег и убежал.

     К 16 часам встретил первую избу (60о18`25.77``N, 100o55`10.48``Е). К этому времени порядком вымотался, да и жара доконала, такое ощущение, что немного перегрелся. Поэтому решил встать, тем более, что за день прошел 43 км. На скорую руку поел, и попив чая прилег отдохнуть… Проснулся в 23:30, уже совсем стемнело, а на небе светила полная луна. Снова уснул.

      18 июля 2019 г. Проснулся в 6 часов, на улице заметно похолодало, сильный попутный ветер пригнал дым. В 7 часов встал на воду. Через какое-то время подумал – «А не сделать ли мне парус? Его это я силы зря трачу?». В итоге бредовая мысль материализовалась в дендро- фекальную конструкцию (в смысле из дерьма и палок), которую я для себя гордо назвал - ПАРУС. В парусах я полный профан, но выглядит вроде неплохо. 200 м испытаний заставляет меня причалить к берегу для внесения корректив в конструкцию. И вот, спустя 10 минут хороший ветер несет меня с максимальной скоростью 9 км/ч. Это настоящее блаженство, ничего не делать и двигаться вперед. Так незаметно я прошел 30 км и прошел отметку «1000 км», прежде чем за поворотом реки, перед д. Оскоба, ветер не сменился на встречный. Пришлось причаливать и убирать парус. 1 км выгребал против ветра, пока не наступил полный штиль. Пройдя в штиле 10 км, на п.б., в устье небольшой болотистой речушки Турукан, я заметил крышу зимовья (60о22`59.93``N, 101o36`29.43``Е). За день пройдено 47 км, до финиша осталось 992 км.

      19 июля 2019 г. Проснулся в 4:30, встал на воду в 5:30. Пока собирался, дул попутный ветерок, но когда встал на воду, парус повис безжизненной белой тряпкой, а через час его пришлось и вовсе убрать из-за встречного ветра. Пройдя к 16 часам 33 км, на п.б. заметил людей. Это оказались те самые москвичи – два пенсионера на каркасно-надувной байдарке «Варзуга». Оказывается, они не первый год сплавляются от Ванавары до Байкита. Сегодня у них была днёвка, а идут по графику – два дня гребут, день отдыхают. Этим вечером мне было хоть с кем-то перекинуться словечком. Остаток дня разговаривали разговоры у костра, и к 21 часу разбрелись по палаткам.

 

      20 июля 2019 г. С утра долго собирались, неспеша завтракали и пили кофе. Первые 3 км греб против ветра, затем ветер сменился, и я поставив парус, около 20 км бездельничал, лишь изредка подруливая веслом. Однако счастье вечным не бывает – налетел шквалистый встречный ветер, и москвичи тут же обогнали меня как стоячего. Посередине реки ветер был особенно сильным, поднимал волну и срывал ее в «барашки», так что пришлось идти ближе к берегу, с трудом удерживая нос байдарки по курсу. Несколько раз ветер порывами разворачивал байдарку так, что не хватало сил вернуть её на прежний курс, и выкидывал на берег. Приходилось вылезать, снимать байдарку с мели и снова идти вперед. На обед встал на песчаной косе, сварил сладкий кофе, поел, попил и пришло счастье – снова попутный ветер. Обогнал москвичей, вставших на обед, и шел под парусом до самого вечера, временами разгоняясь до 11 км/ч. В какой-то момент за мной увязались пять собачек, и долго меня сопровождали по берегу, пока не отстали. Ближе к вечеру снова все затянулось густым дымом, даже чувствовалась горечь во рту. К 18 часам начал моросить дождик, и было решено встать на ночевку (60о20`04.45``N, 99o31`17.37``Е) на каменистом берегу, под обрывистым склоном. Лагерь решил обустроить тентом на случай дождя, поставил палатку, сварил суп из пакетика, и пока ел, москвичи прошли мимо меня, предупредив, что местные собаки – вороваки. Через 5 минут их байдарка скрылась в серой мгле дыма. Как было не лень, но пришлось вылезать из палатки, чтобы подвесить мешок с продуктами повыше от этих собак-воровак. А противоположный берег трещал огнем.

      Ночью приходили собаки-вороваки. Разбудили своим скулежом, после чего долго не мог уснуть, боялся лишь бы в байдарку не залезли, не погрызли баллоны. Вдобавок трещали горящие на противоположном деревья. Из любопытства выглянул – страшным, и одновременно красивым заревом горела тайга. Языки пламени поднимали снопы искр, кружащие яркими красными точками над лесом, где-то ухали падающие стволы. Но всё это сквозь густую пелену дыма, и сфотографировать не получится.

 

      21 июля 2019 г. Проснулся в 7 часов, сварил гречку, кофе, и вышел на воду в 8 часов. Дул хороший попутный ветер, разогнавший дым, и через 3 часа я прошел мимо стоянки москвичей. Ветер дул до 14 часов, а потом наступил полный штиль. Со штилем снова пришел дым и налетела мошка. Столько мошки я не видел еще никогда, она лезла под одежду, в нос, глаза и уши, кусала руки и лицо. До истерии. Пришлось доставать дополнительную одежду, полностью закрывать открытые участки тела и головы, одевать перчатки. Я молил всех богов о ветре, даже о встречном, лишь бы разогнало эту тварь. Больше всего бесило, что они лезут в глаза. Только достанешь мошку из левого, как залетит в правый. Так и сидишь, ковыряясь в глазах, от чего скорость заметно падает.

      По пути, превозмогая назойливость насекомых, поймал четырех окуней по пол-кило. Пройдя за день 47 км, встал на пологом каменистом берегу с замечательной полянкой у отметки «860 км» (60о17`39.07``N, 98o55`10.9``Е). Очень быстро поставил палатку, покидал в нее весь скарб и принялся за чистку окуней. Терпения хватило только на двух, искусали твари божьи. Двух окуней оставил москвичам, в надежде что встанут рядом со мной.

      Когда уже поел и закипела вода под чай, появились москвичи и встали рядом. У них завтра по расписанию днёвка, а я посмотрю какой будет погода и ветер.

      22 июля 2019 г. С утра штиль. Мошка зверствует. Все заволокло дымом, противоположного берега не видно. «Устрою-ка я днёвку с москвичами» - подумал я, тем более что они обещали сварить уху и запечь щуку. К 14 часам поднялся ветер и разогнал мошку, но объевшись ухи, идти уже никуда не хотелось. Пока обедали, незаметно подошла белая собака и легла неподалёку, дожидаясь окончания нашей трапезы. Дождавшись, осторожно подошла и заискивающе, виляя хвостом попросила поесть. Угостили и только потом заметили, что она съела все рыбные потроха и кости подчистую. Городские собаки от такой пищи наверняка бы сдохли, а этой хоть бы хны, лежит, довольная. Остаток дня прошел быстро: кто ловил рыбу в надежде поймать хариуса, кто загорал, а кто-то просто бездельничал, слушал музыку, писал этот рассказ и спал. На ужин испек булочек, достал плитку шоколада и угостил своих соседей, а налетевшая мошка снова разогнала нас по палаткам.

 

      23 июля 2019 г. Проснулся, приготовил завтрак прямо в палатке, в ней же и поел. Не дожидаясь москвичей пошёл дальше. Весь день полный штиль и туча мошки. Адский денёк. Полные глаза насекомых, все руки и лицо искусаны, аж горят. На ужин поймал двух окуней, того что побольше взвесил – 690 грамм! Пока это рекордный мой полосатый разбойник. За день прошёл 43 км с горем пополам, и встал в 19:30 на мелко-галечной косе (60о21`26.94``N, 98o25`35.76``Е). За день увидел второго за сплав лосяша. Завтра надеюсь зайти в д. Ошарово и купить накомарник, а то совсем одолели, прям до невозможности. До финиша сталось пройти 820 км.

 

      24 июля 2019 г. С самого утра и до полудня мошка не давала покоя. Пришлось разорвать старую рубашку и сделать из нее подобие тюрбана. Замотал этим голову, шею, а прорези для глаз закрыл солнцезащитными очками. Жарко, но зато не грызут. Так и дошел до д. Ошарово. В деревне всего два магазина, и в обоих накомарников нет – разобрали. Купил последнюю буханку замороженного хлеба, печеньки и пепси колу (почему-то захотелось выпить какой-нибудь гадости). Хозяйка магазина видимо сжалилась надо мной (похоже увидев мою опухшую от укусов моську) и позвонила мужу на счет накомарника, дескать у них есть один лишний. Только узнав, что я один – порекомендовала возвращаться на берег, ибо воруют. В смысле собаки. Поблагодарил её и вернулся к байдарке на берег. В ожидании хомячил печенье, запивая пепси-колой. Вскоре подъехала видавшая виды Нива, и муж хозяйки магазина торжественно вручил мне спасительную штукенцию, причем от денег отказался. Немного поговорив «за жизнь», узнав, на что и где лучше ловить рыбу, я отчалил от пристани д. Ошарово и продолжил свой путь. Почти сразу за деревней потянулись длинные заросли травы, где я по рекомендации покидал спиннинг. Поймал двух щурят по килограмму и отпустил. Незаметно мошка исчезла вместе с дымом, и атаковала меня вновь только к 18 часам. Накомарник оказался не совсем удачным – мошка пролезает потихоньку сквозь сетку, но все же намного лучше, чем без него. За день прошел 41 км. Хотел встать раньше, но не было подходящего места под стоянку. В итоге поставил палатку на не совсем удобном склоне каменистого берега (60о33`04.09``N, 97o58`20.07``Е). Пока чистил пойманную щуку, мошка и комары совсем заели. Половину щуки решил пустить в уху на ужин, остальную пожарить на потом.

      25 июля 2019 г. Проснулся, вокруг стена плотного дыма. То ли пасмурно, то ли из-за дыма, но ощущения сумеречные. Весь день грёб как раб на галере, и прошел 41 км. К 19 часам заморосило, а к 20 часам я уже поставил палатку на п.б. (60о37`21.71``N, 97o30`19.57``Е). Ужинал вчерашней щукой. Спал плохо, ворочался, и периодически просыпался. Дождь шёл всю ночь.

      26 июля 2019 г. Утро встретило дождем, но всё равно начал собираться в дорогу и выждав затишье, встал на воду. Сквозь туман прошел призрачную д. Усть-Камо. Потемневшие от дождя кубики домов устроились в устье реки на крутом берегу. Природа вокруг словно уснула - звенящая тишина и ни души. Вода в этом притоке кристально чистая, дно просматривается на глубину более 3 метров, хоть и пасмурно. Доедая жаренную позавчерашнюю щуку смотрел как подо мной мелькают каменные плиты различной величины и формы. Сегодня знаменательное событие, прошел 720 км и 720 км осталось. Экватор! Ниже д. Усть-Камо встретил двух братьев-эвенков Валентина и Александра. Они пригласили меня в свое зимовье, угостили чаем, немного поболтали у костра, постреляли по кедровым шишкам. В дорогу дали мне банку тушенки, хлеба и карамелек. Прошёл паромную переправу и несколько труб, проложенных под рекой. Постоянно где-то в тайге что-то ревёт, словно реактивный двигатель – наверное нефтяные скважины, а может и перегоняют нефть или газ по трубам. В нескольких местах реку пересекают широкие просеки, где с трубами, где с высоковольтными вышками. По берегам стал попадаться мусор – пакеты, бутылки, мешки. К 18 часам начал искать место под стоянку, в итоге встал после впадения реки Кода по п.б., прямо в 3 метрах от воды (60о53`16.51``N, 97o22`33.25``Е). Чуть позже заметил среди деревьев зимовье и из любопытства решил осмотреть. Зимовье оказалось сильно уставшим, с почерневшими и покосившимися стенами, кривым полом и полу-обвалившимся потолком. На берегу и в палатке уютнее. Наконец-то помылся и постирался, а то всё мошка не давала, а сегодня прям красота – ни комаров, ни мошки, ни слепней. Итого пройдено 738 км, осталось 702 км.

      27 июля 2019 г. С утра час штиля. Вначале хорошо, без летающих насекомых, потом подул встречный ветер, который к вечеру усилился, поднимая большие волны. Перед д. Куюмба встретил МЧСовцев – тоже пожар тушить забросили. Центральная часть деревни расположена на высоком правом берегу, в удалении от реки, поэтому заходить не стал, да и не за чем было. После деревни река делает два крутых поворота, превращая спокойное течение в узкий быстрый поток с несколькими водоворотами. Левый берег представляет из себя широкий галечник, изрезанный протоками р. Куюмба, местами покрытый кустарником. В одной из проток заметил людей, волоком поднимающих лодку наверх. На ночевку встал в зимовье перед небольшим порожком (61о00`16.21``N, 96o50`42.6``Е).

      28 июля 2019 г. Утро выдалось холодным и туманным (или всё в дыму просто). Из окна видно как ветер гнет деревья. Опять ветер и опять встречный. Заварил кофе, попил, наполнил полторашку в дорогу, и начал собираться. На воде час штиля, встречный ветер до 16 часов, потом снова штиль. По л.б. встретил олененка, попробовал сфотографировать поближе, но он меня заметил и скрылся в лесу. По правому берегу, на его узкой полосе стали заметны следы покосов, а потом встретил людей на моторных лодках. Это семья из п. Байкит сено заготавливает, а потом спускают его на плоту в посёлок. По пути наловил окуней к ужину и остановился на галечном л.б. (61о16`53.23``N, 96o35`05.27``Е). Пока устраивался, мимо меня буксиром прошел тот самый плот с огромным стогом сена. За день пройдено 47 км.

      29 июля 2019 г. Прошел 62 км и встал на ночёвку палаткой, на стрелке в устье р. Чуня (61о36`47.58``N, 96o30`31.7``Е). До с. Байкит осталось 10,5 км, до финиша - 554 км.

      30 июля 2019 г. Не торопясь дошел до с. Байкит, оставил байдарку со всем грузом на пристани и отправился по магазинам. В пекарне купил свежий хлеб, так же купил 2 банки тушенки, сахар, муку. В магазинах можно оплатить безналом по карте, в посёлке имеется мобильный интернет «ешечка». Около часа сидел на причале, общался с местным населением и наблюдал как в моём направлении, над Соболиным хребтом, сгущается чёрная грозовая туча. Досмотрел, когда уйдет на восток и пошёл дальше. За первым же поворотом заморосило – туча вернулась, резко налетел ветер и ливень вымочил меня за 5 секунд. Хорошее течение с перекатами уносило меня от посёлка, останавливаться и переодеваться смысла уже не было, поэтому так и шёл под дождём еще 8 км, попутно осмотрев два зимовья, разгромленные местными мишками. Остановился в избе на п.б. (61о37`17.99``N, 96o12`21.25``Е), о существовании которой мне подсказал её хозяин на причале. С воды её сложно приметить. За день пройдено 23 км, завтра планирую днёвку в связи с празднованием 45-ой годовщины моего рождения.

      31 июля 2019 г. Всю ночь шёл дождь и утро меня встретило сыростью, туманом и густым дымом. Сегодня у меня днюха, и поэтому заслуженный выходной. На завтрак открыл банку сгущенки, пожарил гренки и потом провалялся в легкой дремоте до обеда. После обеда мой организм, не привыкший ничего не делать, потребовал действий. И, чтобы хоть чем-то себя занять, начал проводить ревизию снаряжения и продуктов. Так же помыл и высушил байдарку, позвонил маме и друзьям выслушать поздравления в свой адрес. Осмотрел избу, которую от нашествия косолапых спасли ставни с прибитой колючей проволокой. К вечеру испек шоколадный кекс.

  

                                         Ставни, обитые колючей проволокой.         Чья эта бурая шерсть?

 

      1 августа 2019 г. После одного дня безделья моё тело упорно не хотело собираться, но кое как я его уговорил. Собирался долго, заново упаковывая и перераспределяя груз в байдарке для большего удобства. Быстрое течение сразу же понесло меня вниз по реке. После п. Байкит река проходит через горную местность, по берегам стали вырастать массивные скальные уступы и остроконечные останцы, которые ввиду легкой доступности исписаны краской. Перекаты шли за перекатами, плёсов практически не было. В полдень, во время водных процедур, надо мной пролетел одномоторный самолёт. Не напрягаясь прошел за день 49 км и отметку «500». Рыба не ловилась от слова «совсем». Остановился в зимовье на высоком каменистом склоне правого берега, в заливчике, именуемом местным населением «курья» (61о52`34.3``N, 95o43`22.83``Е).

  

 

      2 августа 2019 г. Встал на воду в 7 часов. Сначала светило солнце, потом набежали тучи, и в итоге меня за день 4 раза поливало дождем. Далее в навигаторе у меня были отмечены 4 порога подряд, поэтому остановился, хорошо запаковал вещи, одел спасательный жилет и пошёл… Первый и второй пороги оказались перекатами, третьего вообще не заметил, а вот четвертый, казавшийся сверху шиверой, заставил меня немного испугаться (1- 61о55`06.36``N, 95o02`06.82``Е,  2  -  61о56`04.73``N,  94o59`49.33``Е,  3  -  61о57`15.83``N,  94o58`08.7``Е,  4  - 61о57`47.56``N, 94o56`20.45``Е). Вошел в него по центру и тут беспорядочными диагональными волнами начало захлестывать байдарку. В какой-то момент думал, ну все, сейчас перевернусь, но смог удержаться. Я не водник и таких валов никогда не проходил, поэтому было немного страхово. Уже позже я узнал, что третий – это порог «Бабушка», четвертый – «Дедушка». Как потом мне сказали староверы – «Бабушка молчит, дедушка ворчит и наоборот – бабушка ворчит, дедушка молчит», то есть сложность этих порогов меняется местами от уровня воды. Ближе к вечеру присмотрел избу на л.б. и поднялся посмотреть. Изба оказалась вполне себе хорошей, да еще и с банькой (61о59`52.14``N, 94o48`54.02``Е). Устроился, натаскал воды, затопил обе печки, в избе – для просушки, в бане… собственно зачем топят баню? Пока топилась банька, замесил тесто, напек пирожков с собранной в округе гулубикой, достал шоколадку для снятия стресса, ну и за прохождение порога. После баньки и постирушек устроил себе королевский ужин под шелест дождя за окном.

 

      3 августа 2019 г. Собирался долго, сказывались последствия баньки, холод и сырость на улице. В итоге встал на воду только к 11 часам, когда уже вовсю светило солнце и воздух был прогрет. Чистое небо и полный штиль – красотень, а еще через пол часа подул хороший попутный ветер. Выждал час, чтобы удостоверится в его стабильности и пройдя д. Полигус, за поворотом поставил парус. Но словно по закону подлости, как только отчалил, наступил штиль, а через пол часа направление ветра сменилось на встречное. Пришлось снова причаливать к берегу и убирать парус. Пробовал рыбачить, кидал разные блесна и воблеры – ничего. Уже давно рыбки не ел. Решил сменить тактику кардинально. Причалил к берегу в месте впадении небольшой речушки, снял поводок с плетёнки и привязал мушку. Мушку пустил по течению и меньше чем через минуту у меня в руке был первый хариус. Из-за рыбного голода наловил шесть штук. В устье р. Еннгида решил проверить целесообразность смены тактики рыбной ловли, и поймал еще одного хариуса. Ждать до ужина сей деликатес у меня не хватило терпения, и обогнув остров Юнчинский (в моём случае левая протока была пересохшей), встал на его оконечной части – широком галечнике (61о50`09.43``N, 94o30`57.18``Е). Пока ставил палатку, хариус уже жарился на газовой горелке.

 

                                                                д. Полигус.                               Первый хариус.

 

      4 августа 2019 г. Спал беззаботным сном до 7:30, через час уже был на воде. Небо снова затянуто дымом. Подойдя к очередному порогу, по уже устоявшейся традиции начался ливень. С берега решил просмотреть как проходить, потому что по всему руслу торчат камни. В итоге решил идти вдоль берега, лавируя меж камней, которые практически неразличимы с байдарки. Прошел нормально, ну и сразу дождь прекратился. Вскоре сквозь марево дыма начало проглядывать солнце и наступила жара. Несколько раз останавливался искупаться. На обед наловил в очередном притоке четырёх хариусов, размером покрупнее, чем вчера. Отошел чуть поодаль от шумного источника и устроил себе обед из жаренной рыбы. Ел её уже сидя в байдарке. Сразу после обеда начался легкий попутный ветерок, который со временем перешел в хороший, устойчивый ветер. Поставил парус и меня понесло по огромному плёсу на скорости 6-10 км/ч. Вот бы всегда так. К 18 часам ветер стих, и я начал присматривать место под ночлег. К 19:30 заметил зимовье на высоком л.б., осмотрел и решил в нём остаться. За день прошел 43 км.

      5 августа 2019 г. Как вышел, через час уже поставил парус. Река широкая, но мелкая, местами по колено. Перед затяжным порогом русло реки существенно сузилось, скорость течения возросла и поднялся сильный встречный ветер, что пришлось убрать парус. Борясь с мордодуем, вошел в порог посередине русла. Сначала всё было хорошо, мощный перекат, да и только, но ближе к концу, на изгибе реки, пошли мощные валы, причем хаотично разбросанные по всей ширине. Идти каким-то определенным курсом не получалось, волны диагонально с двух сторон заливали судно, а в повороте течением начало прижимать к п.б., в самую опу. В итоге я влетел в самую крупную бочку на этом пороге, где меня окатило с головой (порог Большой 61о48`47.17``N, 93o32`06.24``Е). Было сцыкотно, честно говоря.

      После порога русло реки снова расширилось, вода стала спокойнее, снова подул хороший попутный ветер, и я, расправив парус, продолжил наслаждаться проплывающими мимо пейзажами. Заметил, что если лечь, то подруливать веслами не нужно, видимо в таком положении получается оптимально сбалансированная по массе и ветровой нагрузке конструкция. Так, ничего не делая, лёжа загорая, я прошел за день 52 км, и в устье реки, среди деревьев, приметил крыши. Так как найти подходящее место под стоянку было проблемным, и несмотря на то, что до заката еще оставалось 2,5 часа, я решил осмотреть зимовье и по возможности встать в нём. Изба находится на п.б. реки Байкит (правый приток Подкаменной Тунгуски), в 200 метрах от устья (61о50`52.58``N, 93o16`11.13``Е). Изба хорошая, чистая, с баней под одной крышей. Единственное, до воды далековато. Сходил обратно на берег за вещами, а байдарку с основным грузом оставил на берегу. На ужин сварил макароны с тушёнкой и уставший сразу уснул.

 

      6 августа 2019 г. Всю ночь шел дождь, к утру стихло, и я начал собираться. Пока собирался, небо вновь сплошняком затянуло, потемнело и снова полило. Лило безостановочно до 16 часов, потом начало проясняться. Вставать на воду в такой час уже не было смысла, и я решил остаться еще на одну ночь. Сходил на берег проверить байдарку и не удержался наловить рыбы. Заодно прихватил герму с продуктами и пятилитровку воды. Рыбку пожарил, от нечего делать растопил печку и замесил тесто на булочки. После ужина пил компот из сухофруктов, жевал румяные булочки и читал местные журналы про охоту. Так закончилась внеплановая днёвка.

      7 августа 2019 г. Утро выдалось туманным. Собрав вещи, я покинул уютное зимовье и направился к берегу. Тропинка ведет через лес и заросли травы, так что пока я дошел до берега, то вымок по пояс. Байдарку тоже немного залило водой, пришлось разгружать вычерпывать. Вынув ящик с комплектующими слайдера, я заметил на дне коричневую жижку… два аккумуляторных блока для Ардуино и фотокамеры на 12 вольт замкнуло, и они пришли в негодность. С начала маршрута снимать было нечего, потом дым, а теперь и вовсе я лишился аккумуляторов. Видно не судьба мне в этом походе снять таймлепсы. Печально. А тут еще и туман начал рассеиваться, словно дразня меня – «на, смотри и кусай свои локти».

 

      С таким испорченным настроением я двинулся дальше. День был ясным, ветер попутным, и поэтому, не смотря на сплошные плёсы, в этот день я прошел устье реки Вельмо, и даже ушел далеко за него. Река Вельмо цвета кофе с молоком, видимо в где-то в верховьях что-то моют, причем как ни странно, с водами Подкаменной Тунгуски она не смешивается. Даже ниже по течению на несколько десятков километров отчетлива видна граница. За 10 км до Вельминского порога меня догнала моторная лодка из пос. Бурный. Так я познакомился с Захарковыми Михаилом и Георгием с внуком Семёном. Они пригласили меня в гости в своё зимовье с банькой, и я, не найдя причин, не стал отказываться от приглашения. Их моторная лодка ушла вперед, а я еще почти 10 км шел в течение часа, прежде чем увидел перед порогом, на л.б. Российский флаг, выставленный как ориентир для меня (61о55`54.88``N, 92o30`08.91``Е). К моему приходу стол был уже накрыт, хариусы запекались на костре, баня была истоплена. Вечер прошел просто отлично, наконец то было с кем поболтать и послушать человеческую речь. А про пар и потом ныряние в ледяную р. Подпорожную – отдельный разговор. Так что легли спать мы далеко за полночь.

     8 августа 2019 г. К утру пришел густой дым, моросящий дождь и налетела мошка. Видимость метров 50. И что-то так стало лениво идти, что решил остаться еще на ночь. Вечером Захарковы уехали домой, и я снова остался один. На ужин наловил хариусов. Примечательно, что чем ближе к устью, тем крупнее становились хариусы. Это радовало.

      9 августа 2019 г. Утро снова пасмурное. Выш на улицу понюхать воздух, собираясь заходить, услышал сзади, со стороны леса, звериные шаги. От неожиданности показалось, что у меня на спине шерсть встала дыбом. Оборачиваюсь – Шарик пришел (пёс Захарковых). Интересно, он из деревни прибежал или по пути выпрыгнул из лодки? Дааа… собаке 20 вёрст – не круг.

     Попил кофе, собрался и отправился в путь. Вельминский порог (61о56`28.86``N, 92o28`33.39``Е) прошел вдоль л.б., лавируя меж камней – мне Большого порога хватило. Как вспомню… Ух!

      После порога, все небо вокруг почернело до сумеречного состояния и началась гроза. Грохотало, будь здоров, а потом сверху закапало и меня раза три накрывало таким ливнем, что вода была белая от брызг. Ближе к обеду дождь закончился, выглянуло солнце и мне жутко захотелось есть. В устье левого притока, у зимовья, наловил хариусов, отошел чуть подальше и расположился на здоровенных плоских как чемоданы, камнях по л.б. Пожарил рыбу, сварил кофе и смаковал трапезой сидя на прогретых солнцем валунах. Прошел д. Кузьмовка (62о18`52.26``N, 92o06`47.23``Е) уже за 18 ч, отошел на 2 км и встал на берегу, в аккурат напротив знака «200» (62о20`07.21``N, 92o05`29.83``Е).

 

      10 августа 2019 г. С утра туман, ничего вокруг не видно. В плотном тумане прошел сонную д. Кучумдек (62о21`33.4``N, 92o00`07.9``Е). Как встал на воду, через три часа накрыло 3 раза сильнейшим ливнем с грозой, и я вымок до нитки. Сразу заметно похолодало и еще через 2 часа, после поворота реки, подул крепкий встречный ветер. Ветер срывал с глаз слезу, порывами разворачивал байдарку поперек. Раза три меня выбрасывало на берег – не хватало сил удержать нос по курсу. И когда силы уже казалось, окончательно иссякли, заметил катер и какой-то шалаш на берегу. С двойным упорством налегая на весло я двигался вперед, а катер вместе с шалашом все никак не становились ближе. Так я шел еще часа два, прежде чем мне стало ясно, что катер – это буксир, а шалаш – штабеля бревен на берегу. Вокруг ни души. В догадках я всё шел и шел, от усталости между лопаток ныло и горело, а я шел в надежде найти место под стоянку. Прошел баржу, и за штабелями бревен, среди листвы кустарника, на высоком обрывистом правом берегу я заметил спасительную крышу и тропинку, ведущую вверх. В такую погоду наличие зимовья было как нельзя кстати. Поднявшись наверх я увидел лесопилку (62о08`37.24``N, 91o38`12.36``Е). В избе был паренек – Василий из д. Суломай, сказавший, что он тут пока один, а остальные тащат баржу с Енисея, и что должны к ночи прийти. Растопил печь, повесил сушить вымокшие вещи и наконец-то согрелся. Василий мне сказал, что погода по прогнозу испортилась на неделю. А с таким ветром я и за две недели не дойду до финиша, и тем более не смогу переплыть Енисей. Вот так нежданчик… мне же 22 августа на работу. Остается два выхода - из Кузьмовки или Суломая улететь вертолетом, либо на моторной лодке до пос. Бор. С такими тяжелыми мыслями я задремал. За день пройдено 40 км.

 

      11 августа 2019 г. Ночью притащили баржу, и изба заполнилась оживленными разговорами. Так я познакомился с Павлом – сыном Захаркова Михаила. Ребята сказали мне, что вечером одна моторная лодка пойдет в Кузьмовку (это вверх по течению), и могут меня взять. Так в одночасье закончился мой поход, но не закончились приключения.

      С утра занялся байдаркой, благо дождя не было, и я смог ее хорошо просушить. Перебрал вещи, упаковал все в два рюкзака, не доеденные 10 кг продуктов и газ оставил ребятам на базе.

      В 17 часов нас четверо, вместе с Василием погрузилось в моторную лодку и мы пошли вверх по течению, в д. Кузьмовка. Перед д. Кучумдек заметили туриста-бурлака, шагающего по воде вдоль правого берега с лодкой на веревке. Интересно, я его обогнал вчера в тумане или он шел позади меня? Ветер поднял такие волны, что моторку качало и нос плюхаясь поднимал брызги. За два часа до д. Кузьмовка, а это 42 км. Мне на это понадобился целый день. В д. Кузьмовка Василий договорился с начальником дизельной станции, и нас устроили в вахтовом вагончике. Сегодня воскресенье, вертолет будет завтра. Василий убедил меня, что с посадкой проблем не будет, и я расслабившись в ожидании завтрашнего дня беззаботно уснул на мягкой кровати.

  

 

      12 августа 2019 г. Проснувшись и позавтракав, мы с Василием пошли на вертолетную площадку, что находится на холме над деревней. Пришли первые, и я был в полной уверенности, что через несколько минут прилетит волшебник в вертолете, и я спокойно долечу до пос. Бор. Однако диспетчер сообщил, что мест нет. Вот так номер, как говорится – приплыли. Следующий вертолет будет только через неделю. В этот момент я понял, что на работу я опоздаю. Люди потихоньку подтягивались к избушке диспетчера, кто с ведрами, кто с тюками, кто с коробками. Народу набралось человек 30, и когда Ми-8 сел на площадку стало понятно, что всем мест явно не хватит. Куда уж мне с двумя огромными рюкзаками... Однако Василий спокойным голосом сказал – подожди, сейчас что-нибудь придумаем, и пошел к вертолету. Не знаю как, но я сел в этот вертолет благодаря ему, а он остался. Сказал, что никуда не торопится, а в Кузьмовке у него родня, тебе говорит, нужнее. Вот такие люди живут там, где волки с*ать боятся.

      Попрощавшись с Василием, вертолет шумно разрезая винтами воздух, поднялся, и с остановкой в д. Суломай, за два часа долетел до аэропорта «Подкаменная Тунгуска», что находится в пос. Бор.

 

      От аэропорта на автобусе я доехал до центра (люди подсказали, где находится гостиница, речные кассы и причал), снял в банкомате наличку и купил билет на ракету до Енисейска и сразу на автобус до Красноярска на 14.08.2019 г. Ракета и теплоход ходят через день, теплоход идет 3-е суток, а ракета 10 часов. Билет на ракету купил за 5 т.р., плюс потом при посадке пришлось заплатить 3 т.р. за вес багажа сверх нормы, а автобус стоит почти 1 т.р. И так как у меня еще завтра целый день свободный, снял номер в гостинице. За двое суток места в двухместном номере отдал 3 т.р. Гостиница очень неплохая, новая мебель, туалет, душ. В 5-ти минутной шаговой доступности несколько продуктовых и промтоварных магазинов. Цены конечно кусачие, но не критично.

      13 августа 2019 г. Наконец то я спал на мягкой кровати, не кусает мошка и не гудят комары. Весь день бездельничал, смотрел какой-то сериальчик по ТВ, потом сходил по магазинчикам за продуктами в дорогу. Так непривычно окунуться в цивилизацию. Заняться абсолютно нечем. Не надо собираться в дорогу, готовить еду, грести, думать… Такое ощущение, что начинаешь превращаться в тюленя.

      14 августа 2019 г. К 7 часам пришел на берег и загрузился в ракету. Место досталось в середине салона, и оказывается на палубу не выпускают. С остановками к 17 часам дошли до Енисейска, где прямо напротив причала уже ждал автобус. В Енисейске есть мобильный Интернет 4G, и пока осуществлялась посадка, я онлайн купил билет на поезд до Уфы. В Красноярск прибыли в 23 часа, с автовокзала до ж.д. вокзала доехал на такси. До отправления поезда оставалось почти 12 часов…

Часть 1

Часть 2

Часть 3

Часть 4

Группа: 
Вид туризма: 
Ключевые слова: 
Период материала: 

Комментарии

таки продолжения ждем-с! Приключения ведь не закончились?

Ну там в поезде ещё были приключения с пьяными попутчиками по купе, которых чуть не высадили. А так, в принципе - всё.

приключения в студию!
А вообще восхищаюсь тобой, Рустам! Авантюрист еще тот! И писатель хорош!
«что я тут делаю в этой забытой богом глуши?" - какие знакомы думы))

Спасибо, Ольга. А пьянь не особо хочется описывать.

а вот про эти избушки по берегам рек ты знал заранее, или все же была уверенность что они просто должны быть?

Какие-то избы присмотрел через Google Earth, какие-то по месту обнаружил. Только от Чемдальска до Ванавара все избы закрыты на амбарные замки. Потому что разоряют сами же местные.

Молодец Рустам! Когда мне предлогал это путешествие - я скиптически его воспринял, т.к. несколько раз был в тех местах по работе и в качестве геолога много где там бродил. На счёт Вельмо - ты прав - там на Енисейском Кряже повсюду ведётся добыча золота, моют и сливают в реки... Кстати, одна из хороших рыбалкок - это на самой границе мутной и чистой воды... Я в этот период ездил на северный Байкал (оз.Фролиха, бухта Аяя, горячие источники Хакусы и т.д.).
Сколько по деньгам вышло за всё путешествие?

Спасибо! По затратам: поезд туда 7000, автобус 500. Заброска мне обошлась бесплатно, чисто символически за Хенесси. Обратно вертолет 2.8к от Кузьмовки до Бора, ракета до Енисейска 5+3 за перегруз багажа. Автобус от Енисейска до Красноярска около 1000 и поезд домой 13к. Вполне бюджетно.

Я так понял в 17 тыр всё путешествие обошлось?! + продукты? С людьми повезло по заброске (я когда осуществляю заброски - дороговато получается)... это нужно найти попутно рыбаков! В прошлом году организовал сплав по р.Верхняя Ангара - там никаких забросок (лишь от поезда до реки около 3 км.) - так всё было вполне дёшево (не считая самих ж/д билетов в 7 тыр.!!! в одну сторону...), НО....но река оказалась скучной, хотя виды были очень красивые:
https://vk.com/album15575364_259059891

7+0.5+2.8+5+3+1+13=32.3к. Плюс Хенесси, плюс продукты.

А...а! Ну тогда да...дороговато. Хотя как посмотреть... Сейчас трудно людей собрать в такие путешествия (многие привыкли к тюленевому, полутюленевому виду отдыха...Если озвучить путешествие на Подкаменную Тунгуску в 32 тыр. - сразу говорят - я, мол, за такие деньги в Тайланд слетаю и на пляже поваляюсь!).

Мне дорогу по России государство оплачивает ;)

Понятно...это многое объясняет. У меня пятеро детей (и все девки!!!) и шибко не попутешествуешь не в ущерб семье. Приходится созывать народ, чтоб хотябы дорогу в один конец оправдать.

Ого, ювелир! Наверное на колготках разорился? ))))

Поехали в августе на машинах на Алтай, на юг Телецкого озера и обратно через Монголию и Туву. На дней 16 планирую...

Спасибо за предложение, но уже ездил и не раз. Да к тому же в следующем году мне отпуск летом не светит, сказали что и так 2 мес летом отдыхал, пора бы и честь знать и совесть иметь )))

А мне лень писать... Раньше, когда работал в геологических экспедициях в труднодоступных местах вёл ежедневно дневники с зарисовками, стихами и т.д. - скопилось много дневников. А сейчас давно уже не пишу...просто путешествую, хожу в походы и на сплавы...просто фотографирую... Как-то однажды, будучи в горно-пешем походе 4 к.с. по Тункинским Гольцам в 1994г. через дней 6 путешествия потерял свой дневник в горах.... спустя 21 год, в 2015г. мне из Екатеринбурга дневник прислала девушка - нашла его в горах, под большим камнем, где мы останавливались на обед.

"А мне лень писать..."...жаль, должна была бы получиться интересная книга...

По дневникам за Полевой сезон 1990г. и 1991г. я написал книги и сейчас они просто хранятся у меня на компьютере. Печать - очень дорого. Да и кому это нужно...читать о работе геологов в 90-е?!

не могу ничего сказать за других, но читать настоящее, не выдуманное всегда интересно, особенно если пишет человек о том, что прожито собой. А романтики всегда есть и будут.
После посещения Айгира стала искать что-то в книгах о тех местах. Мало что нашла. И так легло на душу повествование строителя железки, изложенное в найденной все же книге.
А жизнь геологов как может быть не интересной??? В любые времена... имхо

На Айгире, кстати, за нами Служба безопасности (ФСБ-шники) ж/д 16 км. шли....из-за того, что мы фотографировали проходящий поезд.

BORIS, можно на proza.ru выложить - лучше, чем никак. Что думаете? Если не будет другой возможности в будущем.
Авторские права там вроде остаются за вами.

Не знаю я. В своё время хотел напечатать книги о работе геологов в труднодоступных районах Сибири, но попытался обратиться в печатные издания - дорого всё это и очень хлопотно. У меня бабосов столько нет, и лишних средств... Да, к тому-же кому это интересно сейчас?!

Борис, а вы узнавали, какова цена вопроса?

Да, года 3-4 назад узнавал - было около 35 тыс.руб. за 10 экз. в тонком переплёте... (мягкая обложка..самое дешёвое). Сейчас киниги-то никто не читает. Я сам, кроме геологических, лет 15 никаких книг не прочитал.

Скажите пожалуйста, по Катанге - П.Тунгуске можно проплыть на самодельном плоту до Ванавары? Судоходна река для плота?

Отвечено на YouTube

Спасибо за материал-бальзам на душу-я закрывал эту площадь (геофизика)-пешая сьемка-ну и прошел и проплыл по Катанге и Подкаменной до Оскобы. Потом через Тунгусский метеорит до Нижней Тунгуски до Туры. На вертолетах закрывали Плато Путорана до Полярного круга...Лучшие годы жизни..Хотя работа адская. Сейчас говорю ей спасибо за хорошее здоровье и отличное настроение (мне 76 лет).

Спасибо за Вашу работу, Вы - поколение атлантов.

Супер! Я думал так не бывает. Да еще и на щуке ) молодец мужчина !