Осенний поход на гору малый Ямантау.

Аватар пользователя Макеев Григорий

Маршрут: п.Инзер, трасса, г.Малый Ямантау, д.Реветь, п.Инзер.

Время: октябрь, 2000

Участники: , , Муфтахов Руслан, , , Шуранов Артур, Иванова Маша, Ахметов Вася.

…Там снег, там столько снега,
Что если б я не видел сам
Я б не поверил, что
Бывает столько снега…
Илья Калинников

Осень… Что ассоциируется сразу с этим словом? Начало учебного года, когда с таким трудом отвыкаешь от летнего распорядка дня, мелкие, нудные дожди, которые льются тебе за шиворот несмотря ни на что, заляпанные грязью брюки, пронизывающий ветер по утрам…

Поняв, что нам нужно срочно менять такое настроение, осенним октябрьским днем группа студентов с самых разных специальностей, вообще, самых разных людей, которых однако объединяла любовь к природе, так вот, эта группа решила пойти поискать ту самую, настоящую, воспетую поэтами золотую осень…

Благо и погода, хмурившаяся всю предыдущую неделю, похоже решила подарить нам еще немного солнышка и чистого неба, и поздним вечером, возвращаясь из "Мечты", где пили чай с тортиками по поводу закрытия летнего сезона, мы с Андрюхой, смотрели на звезды на открытом небе, и, думая о завтрашнем походе, представляли себе, как это будет здорово, если и в лесу такая же погода будет… Правда, в таком случае, думали мы, там мы будем здорово стучать зубами…

Если бы мы знали, что нас ждет!..

Этот поход уже первоначально задумывался как хороший способ для приобщения к походам чайников, так что брали мы всех, кого могли… Так я например, первый раз взял в поход одногруппника и еще одного знакомого с родного факультета. Очень хотелось надеяться, что им понравится - потому что - ну, что может быть приятнее и радостнее, чем видеть, как то, что ценишь ты, начинает ценить кто-то еще!

Вот с такими мыслями и надеждами я, дождавшись дома Руслана пошел протоптанной тропой к Дронику, и увидев в такую рань на углу дома молчаливую фигуру с рюкзаком, понял - это наш человек. Это был Вася. Втроем мы зашли за Андрюхой, и все весело поехали на вокзал… На вокзале остановились на обычном месте встречи - под табло у пригородных касс, там уже было много туриков, но наших не было… Постояв минут пять на прохладном утреннем воздухе, Андрюха решил сходить к самим кассам, чтобы посмотреть не прячутся ли от мороза остальные где-нибудь там… Так и оказалось… Но мы не захотели уходить со свежего воздуха, а им по-видимому было холодно, так что вышли они только увидев меня, размахивающего руками, и видимо, подумав, что я их зову на электричку…

Так вот и собралась компания, в которой на этот раз было восемь человек.

Залезли мы все в электричку и весело поехали навстречу горам. Народ пел песни, и по всякому развлекался в долгом пути, а я как уснул на рюкзаке, так и проснулся только когда до Инзера оставалось полчаса езды…

О, как же все-таки здорово быть Гришей, который спит на рюкзаке в электричке, которая едет навстречу горам и приключениям, курумникам и елкам, и сквозь сон слышит кучу замечательных песен, которые поют его веселые и более выспавшиеся друзья!

Кстати, в первый после похода учебный день выяснилось, что через одно купе о нас ехал и смотрел, как мы поем песенки еще один мой одногруппник, но он закамуфлировался в прямом и переносном смысле и так к нам и не подошел, а я и не заметил…

В Инзере мы вывалились из электрички, набрали воды в бутылки, так как нам надо было лезть вверх, и мы не знали, найдем ли на пути чистую воду, и побежали к автобусу Инзер-Белорецк, где уже стояла очередь. В августе, когда мы ходили на хр.Нары, мы договорились с водителем этого автобуса, что он высадит нас там, где мы попросим, так тогда он содрал с нас по 25р с человека, а в этот раз был другой водитель, и он согласился довезти за 5р с человека! Правда, автобус был маленький, поэтому мы все еле-еле влезли со своими рюкзаками, а когда на окраине Инзера в этот автобус влезли еще 5 человек, то вообще ехали как банки в селедке… Мне приходилось одной рукой держаться за люк, другой рукой держать рюкзак, стоящий на другом, и при этом попой держать третий, чтобы он не падал на ребенка в коляске… Правда, в Ревети эти 5 человек вылезли, так что дальше было ехать нормально…

Мы, наверное, только пару сотен метров не доехали до места, откуда уходила дорога на Нары, и откуда мы в начале августа уходили в поход, который стал одним из самых красивых этим летом, вылезли из автобуса, и поблагодарив водителя, быстренько отбежали от дороги на сотню метров в лес…

Там те, кто хотел переоделись, экипировались должным образом, Андрюха от переизбытка чувств влез на дерево, на котором как мы думали, должен быть азимут, и действительно нашел его там…

Пройдя всего несколько минут мы вывалились на просеку с ЛЭПой, и оттуда открывался замечательный вид на Малый Ямантау, который вставал впереди… На самом верху его были хорошо видны курумники, которые почему-то имели какой-то неправильный, слишком белый цвет - я ведь помнил, что курумник снизу не так должен выглядеть! Кто-то там, кажется Руслан, пошутил насчет того, что это куча народу отполировала камни пузами, залезая на вершину… Подивившись мы пошли сначала по дороге вдоль ЛЭПы, но услышав какие-то подозрительные звуки, напоминающие то стук топора, то выстрелы из подлеска между ЛЭПой и дорогой, поспешили ретироваться в лес прямо по азимуту на верхушку Малого Ямантау, потому что эта территория находилась в заповеднике, хотя условно и разрешается залезать на М.Ямантав…

Сначала мы шли по низине, в которой почва была заболоченной и ноги проваливались в грязь, потом, перейдя через ручей, по крутому склону вылезли на красивейшую поляну, и с нее по просеке пошли вверх, уже по склону Малого Ямантава…

Облачность была переменной, но было видно, что здесь погода совсем не такая ясная, как в Уфе, и было ясно, что дальше все небо затянет полностью, а Дроник даже пообещал кратковременный дождь…

Зато вот природа просто заставляла идти, крутя головой по сторонам - так было красиво!… Мы шли по сплошному покрову опавших листьев клена, и этот ковер тянулся во все стороны, причудливо играя различными оттенками зеленого, желтого, красного и коричневого, а над всем этим стояли деревья - лиственные такие же пестрые, а хвойные - абсолютно зеленые, будто им было совершенно все равно, что наступила осень…

…И воздух был упрям и тонок…

Через некоторое время мы заметили, что кое-где на пнях и ветках лежат остатки снега, и очень этому удивились, не сразу даже и заметив, что воздух стал заметно прохладнее… И чем выше мы поднимались, тем больше и больше снега лежало на ветках деревьев, на кустах и на земле…

И в итоге, когда мы через недолгое время вылезли на вершину хребта, совсем недалеко от его самой высокой точки, мы оказались в настоящей зиме… Потому что земля была сплошь покрыта десятисантиметровым слоем снега и было достаточно прохладно, чтобы не ошибиться, сказав, что вокруг - отрицательная температура…

Теперь мы поняли, почему курумник был таким белым!

Но все равно это было очень удивительно, и совершенно неожиданно, потому что внизу было достаточно тепло и снегом даже не пахло, и стоя здесь на снегу в резиновых сапогах и кидаясь снежками, просто невозможно было представить, что в какой-то паре километров от нас царит настоящая золотая осень… А здесь была зима, которую мы все давно ждем…

Пройдя немного по вершине, мы залезли на ближайший курумник, и оттуда любовались красивейшим видом вниз, на осенний лес, расцвеченный осенними красками... Правда, долго любоваться не получилось - стоять на месте было уж очень холодно, поэтому мы слезли с курумника и пошли дальше по хребту искать место для лагеря… Но пройдя немного мы вернулись назад, потому что хребет дальше чуть сужался и курумник плавно переходил в лесной склон, так что палатки ставить было негде… А здесь мы нашли ровное место и поставили наши три палатки…

Было где-то три часа дня, поэтому решили сварить обед, а потом пойти полазить по верхушке…

О воде теперь можно было не заботиться, потому же, почему нас не тревожила угроза дождя… Но все равно, пить воду из растопленного снега не хотелось…

Сварили на обед рога с рыбой, опрокинули в костер почти весь чай, так что пришлось наливать в остатки чая с заваркой еще воды и снова кипятить, но большинство народу не захотело ждать, и в итоге дождались кипятка только мы с Русланом… С чаем же сожрали и стыренную накануне из Мечты банку сгущенки…

Пообедав, мы все пошли искать самую высокую точку Малого Ямантау, и залезши на вершину, долго сидели там, пусть даже и из-за не очень прозрачного воздуха и облачности мы видели не столько, сколько например видно в ясный зимний по-настоящему день… Я никогда раньше не видел с высоты осенний лес… Видели начало хр.Нары, тот крутой склон, на который мы тогда залезли…

И опять же поражающий контраст: внизу царила осень, лес желтый, зеленый, коричневый, теплые краски… Здесь же на деревьях висел снег, на веточках висели пластинки снега, со стороны по-видимому, обратной той, с которой дул ветер, и по курумникам, присыпанным снегом приходилось идти очень-очень аккуратно…

Спустившись обратно к костру, мы сидели, грелись, пели песенки, удивлялись зиме вокруг и сушили промокшую обувь…

На ужин сготовили уже традиционный Катин плов, который опять же чуть не пропал, но не вылился только потому, что выливаться не мог по причине нежидкости… Чай вечером пили с остатками вчерашнего пиршества в Мечте, привезенными мной в полиэтиленовом мешке, где все компоненты перемешались и в итоге вся система получилась более вкусной, чем отдельные компоненты… А может, это просто показалось замерзшим уставшим людям, тянущим руки к огню посередине леса и из ниоткуда неожиданно взявшейся здесь, будто перенесенной машиной времени зимы… Люди еще немного попели песни и разошлись по палаткам, чтобы хорошенько отдохнуть перед новым днем, несущим новые, еще неизвестные приключения…

Ночью я несколько раз просыпался, и слышал, как ветер бродит по вершинам деревьев, иногда спускаясь вниз и теребя полиэтилен на нашей палатке…

Проснулись мы часов в девять в облаке… Видно было только на метров пятьдесят во все стороны… Постепенно вылезали из палатки, зажигали костер, бегали по окрестностям, согреваясь, растапливали снег для еды и чая, варили традиционный геркулес со сгущенкой, пили чай, и наконец, собравшись последний раз посмотрели на зиму, и весело побежали вниз…

И все раскручивалось в обратном порядке, слой снега под ногами постепенно уменьшался, воздух становился теплее, облако оставалось позади, так что мы видели горы впереди - и наконец, мы свалились обратно в самую настоящую золотую осень… Теперь уже было сложно, и как-то непривычно думать о том, что где-то там, наверху, снег совершенно по-зимнему скрипит под ногами и не проваливается во-первых потому, что наст, а во-вторых, потому что все-таки пока ему некуда проваливаться…

А мы уже шли, пинная ворохи золотых листьев…

Спустившись было на дно одного распадка, мы посмотрев в карту решили спускаться не по нему, потому что переходить холодный Малый Инзер нам совсем не хотелось… Поэтому мы вылезли из этого распадка на седловину, и, поймав дорогу, пошли по ней, а она очень скоро стала спускаться по распадку, ведущему к д.Реветь… Идти решили осторожно, так как там находилось главное управление Южно-уральского заповедника, из которого мы как раз и выходили, поэтому увидев недалеко внизу сквозь деревья дома деревни мы остановились, чтобы отдохнуть и посоветоваться, куда дальше идти… Все сели отдыхать, мы стали смотреться в карту, девчонки в зеркальце и причесываться, - все отдыхали…

А потом был вообще полнейший ржач… За горой справа от нас как раз проходила дорога, по которой мы сюда приехали, а склоны гор причудливо разносили звуки ревущих грузовых машин, которые по ней залезали в гору… Пару раз мы уже сказали, что пожалуй пора уже вставать и идти дальше, но народ сидел и расслабленно отдыхал… Тогда услышав особенно сильно ревущую машину, причем звук разносился так, что можно было при слишком сильном воображении подумать, что она едет к нам вверх по распадку, я резко завопил о том, что надо брать быстро шмотки и сматываться с дороги, на которой мы сидим, чтобы машина нас не заметила и лесники нас не схватили…

Народ купился…

Кто там сидел и отдыхал? Все резко схватив как попало рюкзаки со спринтерской скоростью рванули в лес, причем со страха побежали вверх по склону оврага! А мы с Дроником (который, понятно дело не купился на очевидную вещь) остались на месте валяться от хохота… Люди, в зависимости от степени яркости воображения распределившиеся на разных расстояниях от дороги стали веселые постепенно подтягиваться обратно, а мы все не могли остановиться от пробравшего ржача… Ну и рванули же все!

Пошли мы дальше вниз, потом ушли с дороги влево, чтобы не заходить в деревню, а выйти на железную дорогу, где уже никто бы ничего не смог нам сказать… Выйдя на железку, идущую вдоль Малого Инзера мы прошли чуть назад, и на полянке у реки сварили себе обед, потому что торопиться нам было некуда… Пока обед варился я валялся и отдыхал, и слушал дикие вопли экстремалов, которые полезли купаться в воду, когда даже руки сразу замерзали в такой воде! Я же не рискнул, так как от неожиданной ночевки на снегу я уже с утра мог говорить только шепотом и басом…

Сварили на обед суп с тушенкой, сожрали последнюю банку сгущенки, и весело потопали по шпалам в сторону Инзера, до которого оставалось километров шесть-семь…

Как только мы дошли до станции, подъехала электричка, и мы, проверив расписание, залезли в нее… На обратном пути съели купленную в Инзере дыню, наигрались в крокодилов, так что весь вагон с интересом наблюдал, как Сева прыгал по скамейкам (а если вы знаете Севу, то можете себе представить, что такое Сева-Прыгающий-по-Скамейкам), пытаясь жестами объяснить остальным слово "безобразие"

Малый Ямантау, подаривший нам столько приключений, снега, свежего морозного воздуха и радости общения с природой и на природе, оставался позади. Ждать, пока мы опять вернемся.

Он знал, что мы обязательно вернемся.