Поход Нары - Ямантау - Иремель

Маршрут: г.Уфа - ст.Ассы - хр.Нары - г.Ямантау - хр.Машак - хр.Кумардак - гора Машак - хр.Бакты - гора Иремель - д.Тюлюк - г.Юрюзань - ст.Вязовая - ст.Кропачево - г.Уфа

Время: август 1998г.

Участники: Мельников Тимофей, , Хабутдинов Тимур, Федоров Кирилл, , Байбурина Камила, Иванова Маша,

Предисловие.

Поход был совершен давно - почти три года назад - августом 98 года. Уже начали забываться детали, стираться краски и настроения этого похода. Это был, наверное, мой самый интересный и длинный поход. Так же он был для меня самым сложным на то время, по этому многому научил, за что я очень благодарен всем его участникам.

День 1. Жаркое начало похода.

Поход начался в прекрасную погоду, на небе ни облачка, ярко светило солнышко. Все были очень довольны и счастливы. Нас восемь человек. Мельников Тимофей (руководитель), Безруков Андрей (это я), Федоров Кирилл, Хабутдинов Тимур, Маликова Аля, Улыбина Катя, Иванова Маша, Байбурина Камила. Веселая электричка довезла нас до станции Ассы, и мы, не долго раздумывая, отправились в путь. Наша дорога шла через всю деревню, прямо к Южно-уральскому заповеднику. Постепенно мы оставили позади последние дома и оказались наедине с природой на пыльной дороге, под палящим солнышком. Дорога неуклонно шла вверх, идти было очень жарко. Вскоре все стали совершенно мокрые от пота и захотели пить, что руководитель нам строго-настрого запрещал. Каждый кустик или деревце вдоль дороги использовались как естественные отбрасыватели тени. Каждая лужица на дороге использовалась как естественный источник воды для смачивания футболки. Одним словом мы быстро разочаровались в столь жаркой погоде, но, тем не менее, все были очень рады долгожданному началу похода. Наконец-то мы дома!!!

Дорога привела нас на перевал, где стоял очень интересный знак, сообщающий, что дальше ходить нельзя - заповедник. Знак был прострелен в нескольких местах из какого-то оружия. Наверное, для большей убедительности.

С этого перевала я в первый раз увидел хребет Нары. Это был потрясающий вид. Такой мощный хребет по сравнению с тем, что я видел раньше вдоль берегов Зилима. Тимофей сказал, что завтра мы будем там. Мне никак не верилось, что мы сможем за один день пройти такое расстояние. Смогли.

Наконец-то дорога побежала вниз - к веселой уютной речушке, где мы наконец-то смогли напиться воды, отмыться от дорожной пыли и отдохнуть в тени.

Немного восстановив силы, мы продолжили свой путь по дороге в сторону Ямашты. Ямашта - это пост на входе в заповедник. В идеале, там нас должны были поймать и отправить домой с наилучшими пожеланиями. Как бы не так! Под руководством Тимофея, команда туристов была в два счета превращена в команду лазутчиков-ползунов. На подходе к Ямаште была произведена разведка, которая доложила, что егерь на улице готовит себе обед на костре. Ну что же, это для нас не проблема. Переодеваемся в наиболее зеленую одежду, которая у нас есть, распределяемся в порядке заметности, и потихоньку, на пузе, обползаем егерский дом вокруг. Надо заметить, что на той поляне когда-то было много домов, от которых остались только развалины и высоченная крапива. Вот по этой самой крапиве и был совершен великий переполз восьми человек вокруг одного егеря, который, ни о чем не подозревая, готовил себе обед. Препятствие было успешно пройдено.

До обеда нам оставалось совсем не много. Идти было по-прежнему очень жарко. Еще к этому прибавлялась усталость. Но вот долгожданный брод через реку Тюльмень, и еще более долгожданная команда - Обед!!!

О, какое это было блаженство, после перехода в 30 градусную жару под солнцем, окунуться в прохладную горную речку! Это, наверное, даже большее удовольствие, чем после бани прыгнуть в прорубь. Я не вылезал из воды минут пять. Вода была на редкость теплая для Тюльмени. Море удовольствия для всей группы. Плескались мы до полного окоченения. Обед так никто и не думал готовить, пока совсем все не замерзли, бултыхаясь в воде. Тогда мы, стуча зубами, побежали за дровами, начали разводить костер, сушить одежду (разумеется, на себе).

Надо отдать должное руководителю, который очень грамотно выбрал место для обеда. Мы стояли почти на самой дороге (совсем немного отошли в лес). Но зато мы стояли как раз после брода, так, что если егерь вдруг задумает прогуляться против течения, пока он будет переходить реку, он все внимание будет уделять броду и не будет в состоянии заметить нас, как мы готовим еду. За это время мы успеем схватить шмотки и смотаться в лес. Правда, я вот подумал, а если бы егерь решил не прогуляться вверх по течению, а наоборот вернуться к себе домой (ну может их там два егеря, и второй решил прогуляться, пока первый готовит кушать). Тогда мы бы попали. В общем, я думаю, что правильней было бы замаскироваться более качественно.

И так, началась вторая половина дня. Наша цель была дойти до Средней Тюльмы (это заброшенная деревня выше по течению). Мы шли вдоль реки Тюльмень, часто переходили броды, иногда падая в реку целиком, иногда только наполовину (одно падение Камилы было успешно заснято на видеокамере - она подмочила рюкзак). По дороге пели песни, радовались погоде. Было принято решение, часть пути срезать по горке, что бы меньше петлять вдоль реки. На вершине небольшого перевала мы нашли рог лося. Тимур не удержался, и привязал его к рюкзаку. Он решил, во что бы то ни стало, дотащить до стоянки сей бесполезный предмет.

Когда мы спустились обратно к реке, уже заметно вечерело. Пройти оставалось совсем немного. Почти у самой деревни мы увидели стаю прекрасных заповедных журавлей. Это были очень красивые и грациозные птицы. Они взлетали с поверхности реки, и красиво улетали вдаль, на фоне были величественные Нары.

Мы вошли в деревню Средняя Тюльма. От нее осталось много заброшенных домов, и ни души. Только много черных пустых домов, даже страшновато было, куда все подевались? Можно было рассказать разных жутких историй, и до-смерти напугать девчонок, но делать это мы не стали, нам еще с ними в палатке ночевать.

С деревенских улиц открывался величественный вид на хребет Нары. Я впервые видел такие высокие горы. По вершине хребта тянулись бесконечные вереницы скал и курумников. Поражала мощь и величие хребта. Он нависал над нами, едва освещенный заходящим солнцем и напоминал картинки из рассказов о Хоббитах. Он как будто хотел упасть на нас всей своей необъятной глыбой. Незабываемое зрелище.

Мы быстро нашли укромное место для палаток. Уже в темноте их поставили. Надо было готовить еду, я, как самый настоящий чайник, не мог найти дров для костра.

За тот день мы протопали под палящим солнцем примерно 30 километров, и очень устали. Это было отличное начало похода. На следующий день нас ждал хребет мечты.

День 2. Хребет мечты.

Второй день для меня начался с такого происшествия. Я проснулся из-за невыносимой жары - на палатку светило утреннее солнышко. Нащупываю в ногах какой-то большой продолговатый предмет, немного мягкий. Не понятно, что же это может быть, в походе не бывает таких больших предметов. Пнул несколько раз - так и не понял, что это такое. Пнул посильнее - все равно не понятно. Рядом лежит Маша, спрашиваю ее, что это такое, длинное и непонятное лежит у нас в ногах. Маша говорит, что это Катя. Катя сказала, что она инвариант, и ей все равно, так что я могу пинать ее дальше. Тогда я подумал, какие причины могут быть у человека спать ортогонально общепринятому направлению вытянутости ног.

Дальше было обычное походное утро. Все потихоньку вылезли из палаток и побрели делать обычные походные дела. День был прекрасный, комаров почти не было. Позавтракали и отправились в путь.

Первую половину дня мы поднимались на Нары. Подъем был длинный и немного утомительный. Мы шли по старой еле заметной просеке, которая нам существенно облегчала путь. По словам Тимофея, на этой просеке где-то должно было расти хобное дерево, которое он посадил несколько лет назад. Дерева мы не нашли, но зато нашли огромные заросли малины. Вот чего в этом походе нам хватало - так это малины. Объедались ею до отвала. На каждом привале мы превращались в стадо пасущихся туристов. Расползались во все стороны, как муравьи, и оторвать нас от ягод было почти невозможно.

Таким образом, на пути к вершине Нар самым сложным препятствием была малина, но мы мужественно перетерпели все невзгоды (а как жалко было оставлять такие огромные заросли такой вкусной ягоды), и, пройдя все испытания, мы все же вышли на перевал. Была дана команда - большой передых (как жаль, что на вершине Нар малины почти не было).

Многие впервые были на такой высоте. Я впервые видел настоящий курумник, я впервые видел Ямантау, я впервые видел такую красоту. Радости полные штаны, хотелось бегать по поляне и прыгать как сумасшедший, только я этого почему-то не сделал.

На перевал мы вышли не далеко от вершины Нар - безымянной горы 1327 метров. Мы вертели по сторонам видеокамерой, крутили фотоаппаратом, но скоро нашему веселью пришел конец. Вернее этот конец загнал наше веселье под полиэтиленовую пленку: хлынул сильный дождь. Тут-то и началось самое интересное. Мы решили поесть. Питание в нашем походе было поставлено следующим образом. Мы рассчитывали готовить только утром и вечером, обедов было запланировано мало. На обеды мы тащили плавленые сырки и консервы. С сырками случилась очень интересная история.

Перед походом мы в клубе выслушали лекцию о сырках. Как оказалось, Омичка - самый вкусный из сладких сырков. На следующий день я и Тимур побрели в магазин эти сырки покупать. Как оказалось, Омичка была и самым дешевым из сладких сырков. Ну, мы вдвоем и купили их штук эдак тридцать. Поход был прозван омичным. После похода я Омичку обходил за два километра.

Плавленые сырки оказались совсем не удобными для переноски в походных условиях. Можно было, конечно, упрятать их в котлы (что бы не нарушить их герметичность), но котлы нес только Тимофей. А что делать мне, когда мой рюкзак закрывается только при очень сильном натяжении клапана. Ну, разумеется, в первый же день нашего похода, многие из моих сырков потрескались, и начали потихоньку портиться. Слишком многих стараний стоит упаковать их так, что бы они не потеряли герметичность. Точно так же, начали портиться сырки и других членов группы. Дальнейшая часть похода была тесно сопряжена с порчеными сырками, особенно Омичкой. Никогда не забуду этот вкус.

Мы стояли под полиэтиленкой, смотрели на радугу, которая очень красиво нарисовалась в том месте, где должны была быть 1327 гора, но она растаяла в дожде. В скоре дождь кончился, в небе стали появляться голубые, мы запаковались и начали спуск. Спускались мы недолго, но весело и мокро. Спускаться - не подниматься, подумал я. Маша почти утонула в болоте, все потихоньку устали. Когда мы почти подошли к Малому Инзеру, начало вечереть, мы встали на ночлег.

День 3. Снова партизаны.

Первую половину дня мы шли вверх по течению по Малому Инзеру. Мы часто переходили с берега на берег, иногда попадалась хорошая дорога, иногда приходилось идти прям по руслу реки - воды в реке было чрезвычайно мало. Так тянулись часы, по сторонам почти не было возможности смотреть - кругом один лес. Где Ямантау, куда мы держали путь, где Нары, от куда мы только что спустились?

Тимофей дал команду - обед. Это было как раз то место, где нам надо было расстаться с Инзером, и отправиться к просеке под Ямантау.

Мы хорошенько отдохнули, пока готовится еда. Погода была солнечная.

Был вкусный суп.

Далее наш путь пролегал к подножию горы Ямантау - самой высокой горы Южного Урала. Это была очень приятная часть пути. Высоченные сосны, такие огромные в диаметре. Такой сказочный лес. Корни упавших деревьев образовывали поразительные по высоте корчи. Я был в восторге. Такого леса не встретишь где-нибудь под Симом. Это был лес самого сердца Южно-уральского заповедника.

Мы заметно поднимались и с нетерпением ждали появления просеки. Просека под Ямантау - это огромная ЛЭПа, начинается она в городе Солнечном, потом огибает кругом гору и уходит куда-то за хребет Машак. Под ЛЭПой проходит прекрасная дорога, по которой очень легко идти. К тому же - это железный ориентир. На следующий день мы использовали его, что бы выйти к нашим рюкзакам после восхождения на Ямантав.

Когда мы наконец-то вышли к просеке, радости не было предела (вернее предел был, но где-то в бесконечности). Однако все дело осложнялось тем, что на ЛЭПе могли быть военные, а с ними встречаться очень не хотелось. Но одновременно очень хотелось пройтись по хорошей дороге, отдохнуть от травы. Мы решили поступить так. Один человек идет впереди, основная команда от него отстает на 50 метров, что позволяет первому человеку слушать только свои шаги и не слушать шаги товарищей. В результате у него больше шансов услышать машину или чужие разговоры. Точно так же еще один человек отстает и слушает, что происходит сзади.

Так мы шли совсем не долго. Первой шла Маша, я шел недалеко от нее. Слышу крик. Маша идет, как ни в чем не бывало. Думаю, сейчас случится страшное. Впереди раздается еще один крик, Маша останавливается и дает команду "машина". Все разом полезли в кусты справа от дороги.

Следующая картина. Сидим в зарослях малины, она сама лезет в рот. Потихоньку, когда объели вокруг себя то, что росло, начали переговариваться шепотом. Кто там? Кто-нибудь, что-нибудь видел? А кто что слышал? Ясно одно, военные вылезли на просеку собирать малину. Мы до сих пор были незамечены, хотя прилично трещали кустами, пока сматывались с дороги.

Кто-то из ребят полез на разведку. Разведка доложила, что военные совсем близко, у них машина. Их двое. Один был впереди, а другой, наоборот, позади. Который впереди кричал тому, который был позади, что бы тот приходил к нему, у него, мол, малины больше. Тот, что позади, сказал, что у него тоже пока хватает.

Мы сидели между двух медведей и пытались скрыть свое присутствие. Пора было сматываться. Постепенно сползли обратно на дорогу, (я удивился - спускаться пришлось с такого огромного камня, как мы только что на него залезли, ума не приложу), и затрусили в лес. Остановились только когда уже прилично отбежали от просеки. Приключений нам хватало.

Мы шли по лесу вдоль просеки. Когда уже прилично оставили позади тех двоих, вышли обратно на дорогу и продолжили путь в старом режиме. Больше нам никто не помешал.

Идя по просеке, мы оставили позади гору Шакитар, перешли горную речку, наблюдали, как солнце садилось за Нары, до генерального отдыха оставалось совсем немного. Мы решили остановиться в том же месте, где год или два назад останавливался Тимофей с другой командой. Это место было очень удобно тем, что его легко было найти, спускаясь с Ямантау. Идешь по азимуту на просеку, когда выходишь на нее, начинаешь смотреть, куда идти - влево или вправо. А это в данном случае определялось очень просто.

Поставили палатки, сготовили ужин, легли спать. На следующий день нас ждала самая высокая гора Южного Урала - Ямантау.

День 2. Самая высокая гора.

Этим утром дежурила наша палатка. Костер разводили мы с Кириллом. В связи с этим хочется написать маленький трактат чайникам.

Дорогие чайники.

Когда ваше чайничество поневоле выставляется на обозрение всей группы, может возникнуть чувство неловкости, даже стыда. Конечно, чего приятного, когда ты в солнечную погоду (дождя уже не было 3 дня), разводишь костер с 30 спички в хвойном лесу, когда кругом одни сухие елки да палки, и за этим наблюдает вся группа и позволяет отпускать в твой адрес колкие шуточки. Ситуация чрезвычайно неприятная, и надо иметь четкий запас действий на сей случай. Что, на мой взгляд, следует делать в такой ситуации.

Во-первых, надо ощутить свое превосходство. Понять, что ты сильней, красивей, мощней, наконец, в сто раз скромней. Это надо ощутить глубоко, каждой клеткой своего тела.

Когда ты полностью уверен в своем превосходстве - тебя уже не переубедить, следует в этом переубедить остальных. Делать это можно по-всякому. Здесь почти любые средства хороши. Но не обольщайся, это почти никогда не получается. Дело в том, что наблюдатели тоже почти всегда уверены, что они лучше. Глупые упрямцы и все. Сделать с такими что-нибудь, не представляется возможным. Тогда следует просто не обращать на них внимания, не нравится, пусть делают сами. В конце концов, когда ты возьмешься за третий коробок спичек, кто-нибудь из них не выдержит, и разожжет костер сам.

Ну так вот, с тридцатой спички мы разожгли костер. За это время люди успели умыться, собрать палатки, и начали перераспределять вещи, что бы взять их с собой на восхождение.

Путь предстоял недолгий. До вершины было километров десять плюс подъем. Мы вышли с двумя рюкзаками самого необходимого, взяли много воды. День был очень жаркий и солнечный, нам предстояло сильно потеть.

Часа полтора мы шли по лесу, и вышли к курумникам. Гора Ямантау поражала своими размерами. Это просто невообразимо большая куча камней. Такого огромного курума у нас нигде больше нет. Иремель тянет только на половину Ямантава. Подъем предстоял долгий и жаркий.

Следующей примечательной нашей остановкой было небольшое плато под Ямантавом, где росла голубика. Там же мы нашли родник, совсем недалеко от треноги (это такая вышка), которая красуется на краю этого плато. Вот воды-то нам и не хватало. Пили мы долго и много. Потом пить уже никто не хотел, и мы побрели дальше. Еще пара ступенек на пути к вершине - и мы покорили эту гору.

Вид наверху был немного удручающим. Мы рассеяно ходили по битонированной вертолетной площадке, пинали кирпичи, гвозди. Нашли какую-то огромную, непонятного происхождения воронку прямо в камнях глубиной метра 3. Почитали надписи на каких-то бараках, посмотрели на развалины туалета. Да, много там хозяйничали военные. Хорошо в тот день их там не было.

Дальше было много отдыха, мы доели последний хлеб, поснимали на видеокамеру город Солнечный. Нам не очень повезло, была дымка, и горы вдалеке были едва видны. Какими-то нереальными казались Нары, хотя мощь этого хребта вызывала большое уважение. Впечатляюще выглядел хребет Машак с высокими скалами на вершине. Но гора Ямантау, на которую нам повезло водрузиться, не вызывала большого уважения. Просто очень большая куча камней, а на вершине ничего особо красивого не было. Только вот гвозди да кирпичи на бетонной площадке. Заповедник, подумали мы.

Дальше был спуск. Возвращаться в лагерь мы решили немного иначе. Сначала мы спустились на седловину между Ямантау и безымянной горкой, которая находится по соседству. Там было заметно красивее, чем на вершине. Мы оставили позади курумники и шли по низкой траве. Очень впечатлила нас непонятная борозда, которая спускалась со склонов Ямантау прямо по камням. Она была явно искусственного происхождения, но кто, какими инструментами и, главное, зачем ее сделал? Это была совершенно прямая борозда (углубление между камней), заметить которую можно было только с расстояния, если будешь идти по ней, то просто пройдешь мимо.

Подивившись на это чудо, мы пошли дальше. Скоро зашли в лес, началось болото. Шли мы быстро, стандартными ходками по 40 минут. Ближайшая цель была дойти до просеки, а там определиться, куда нам идти - направо или налево. Переход нас довольно утомил, и на просеку мы вышли прилично уставшие. Когда добрались к рюкзакам, уже темнело. Пока готовилась еда, мы вымылись в рядом текущей речке. Все были очень довольны прожитым днем, а это самое главное.

День 4. Лесной человек.

Мы рано встали, собрались и отправились в путь. Погода была отличная, как и день назад. В небе ни облачка, лес благоухает, малина сама падает в рот. На просеке малины было больше чем в сотне садах в урожайный год. И вся такая сочная и большая. Жалко, но надо было идти.

План на этот день был такой. Переваливаем через хребет Машак, спускаемся к реке Юрюзань, а дальше чешем вдоль нее, пока есть силы.

Хребет Машак оказался довольно дружественным. Поднимались мы мало, зато много спускались. На вершине хребта мы встретили лесного человека. Это случилось следующим образом.

На самом перевале кто-то, не помню кто, взял из-под ног кусок мха, и кинул в кого-то. Этот кто-то, разумеется, решил отомстить. В игру вступили еще люди. Мха было много, на всех хватало. Кидались мы, перекидывались, пока не стало ясно, кто против кого играет. Все были против Тимофея, и Тимофей был против всех. Ну, тогда Тиму повалили и начали закапывать в мох. Закапывали его долго, он уже не сопротивлялся. В конце концов, от нашего руководителя осталась только хоба. Это и был наш лесной человек. Маша предложила, раз уж мы его поймали, заставить его тащить все наши рюкзаки. Лесной человек зарычал в ответ. Понимает, когда о нем разговаривают. Смышленый.

Вдоволь мы нарезвились. Но надо было продолжать путь, и мы начали спуск с хребта. Это был уже совершенно другой водораздел - все ручьи впадали в Юрюзань. Впереди был хребет Кумардак и его самая впечатляющая гора - Трезубец (так мы ее назвали, в карте никакого названия не было).

Спуск был недолгим, и мы скоро вышли к реке. Правдивей было бы сказать к ручейку. Среди камней текло совсем немного воды, и это была та Юрюзань, по которой так любят сплавляться туристы. Там не посплавляешься.

У реки мы пообедали, и пошли дальше - вниз по течению. Вскоре начались неприятные болота, среди них было трудно найти дорогу. К счастью, появилась довольно неплохая тропа. В этот день мы рассчитывали встать пораньше, что бы хорошенько искупаться в реке, которая стала уже заметно полноводнее. Получилась очень приятная полудневка, мы даже смогли вдоволь наплаваться в ледяной воде Юрюзани.

День 5. Гора Машак.

Погода нас в этом походе явно баловала. Проснулись мы от яркого солнышка, в палатках стало жарко, и мы начали жить новый день. Сегодня нам предстояло перевалить хребет Кумардак и залезть на гору Машак.

Подъем на Кумардак ознаменовался великолепной малиной, какой не было даже на просеке. Это был просто аптраган, такого я еще нигде не видел. Я сгребал ее горстями, просто берешь, и стягиваешь горсть малины с одной ветки, да какой крупной. Сейчас сочиняю, и прямо слюни текут от воспоминаний. Еще мы нашли красную смородину, тоже пожевали, но ее было значительно меньше.

Очень скоро мы сидели на склонах Кумардака на курумниках и обозревали хребет Машак. Что сразу бросалось в глаза - это четкие полосы разного по цвету леса внизу. Как нам объяснили - это следствие вырубок, которые велись здесь когда-то очень давно.

Мы перевалили Кумардак и направились к горе Машак, которая стояла как бы и не сама по себе, но и не на хребте. Так, чуть-чуть в сторону. Гора с виду была очень красивая, и обещала много хорошего. До подножия мы добрались быстро, там перекусили и, оставив рюкзаки внизу, полезли вверх. Короткий подъем по курумнику - и такая красотища. Я был просто потрясен. На вершине Машака находится небольшое плато, по краям которого расположены причудливой формы останцы. Мы сидели на горке на краю плато, которая представляла собой небольшой правильной формы курум. Очень красиво обозревалось все плато - закрытое со всех сторон скалами и поэтому такое уютное. На севере и западе прекрасно обозревался хребет Кумардак. Чуть к югу была видна та самая гора Трезубец, которой мы любовались с берегов Юрюзани. Виден был даже Шелом, но из-за дымки, мы его еле разглядели. На севере красовалась Иремель. Прямо под нами неподвижно текли две каменные речки - со склонов Кумардака, мимо горы Машак и дальше в сторону поселка Верхнеаршинского. Это, наверное, были самые длинны речки на всем Южном Урале. Мы долго любовались этим видом. По небу, впервые за наш поход, летели облака, иногда мы оказывались в их тени, тогда незаметный холодок пробегал по телу. Не хотелось уходить оттуда, так уютно, можно было сидеть часами и разглядывать скалы, горы, небо, речки.

Мы решили прогуляться по плато и, какая удача, там было столько голубики. Ну, просто море. Объедались ей, пока язык еще мог терпеть эту кислую ягоду. Ее было так много, что сесть можно было только на хобу - раздавленные ягоды пачкали одежду. Наелись до отвала и полезли на скалку на южной части плато. Оттуда открывался вид на южные склоны Машака, на красивые скалки внизу, на хребет Инзеровские Зубчатки, на Трезубец, даже Ямантау была еле видна за Трезубцем. Там мы провалялись еще час. Такое удовольствие было просто лежать на камнях, смотреть в небо. Уходить совсем не хотелось, но наши рюкзаки уже совсем, наверное, заждались.

Пока мы пересекали все плато обратно, Камила назвала все останцы нашими именами. Их (скалок) оказалось ровно восемь. Всем хватило.

Рюкзаки нас смиренно ждали (куда они без нас). Скучно им было, конечно, под полиэтиленкой, пока хозяева развлекались, но ничего. Иди сюда, мой дорогой, дай я тебя покатаю. Блин, какой ты тяжелый!!!

Дальше мы шли в сторону Верхнеаршинского по лесу, пересекали те самые каменные речки, которые видели сверху, нашли тропу, прошлись по ней, нам не понравилось, куда она идет, и мы свернули с нее. Нашли ручей, который протекал рядом с огромной каменной речкой, обрадовались, что есть вода, и встали на ночлег.

Было еще светло, мы отдыхали на каменной речке, Аля залезла на дерево что бы лучше понять, где мы находимся. Она доказывала Тимофею свое мнение, он с ней спорил. Тогда Аля спустилась и подошла к нам. Она показывала в карте, где, как ей казалось, мы находились, Тимофей говорил, что она не права. Она говорила, что С ЭТОЙ ЕЛОЧКИ ВСЕ ВИДНО, вот эта гора тут, та гора там, все совпадает. Тимофей неуклонно говорил, что она не права, хотя ее доводы звучали очень убедительно. Тогда Тимофей раскрыл секрет, почему Аля была не права. ЭТО БЫЛА НЕ ЕЛОЧКА, А БЕРЕЗА.

Был вечер великих зашиваний, мы зашивали обувь, одежду. Я дал вторую жизнь своим кедам. Камила спасала кроссовки.

Наконец-то грибной суп был готов, мы поели и почти сразу отрубились на ночь. Вернее я сразу отрубился. Через час всеобщего сна на улице кто-то усилено затоптал, заходил и зафырчал. Катя с Машей спросили Тимофея из соседней палатки, не они ли это ходят? Тимофей спокойно сказал, что они давно спят. Тогда Катя с Машей подняли панику, начали будить меня, АГА, фигушки. Я спал как убитый. Эту историю я знаю только с рассказа девчонок, разбудить меня они так и не смогли, зверь, наверное, испугался и убежал. А, может быть, это была обычная аршинская корова. История навсегда осталась тайной для всех, кто же все-таки ходил около палаток, и чего хотел.

День 6. Милиционер.

Первую половину дня мы шли по лесу в сторону Верхнеаршинского. Мы надеялись обойти его стороной, но нам не повезло, и мы выскочили прямо на деревню. Первым и единственным человеком, которого мы там встретили, был милиционер. Вот, блин, и сюда добрались. Мы прошли через деревню и вышли на старую узкоколейку. Долго любовались хребтом Кумардак и горой Машак, откуда вчера смотрели на Верхнеаршинский. Видны были те каменные речки, которые мы видели сверху. Действительно мощные речки.

По узкоколейке мы вышли из деревни, прошли еще немного, свернули на обочину и там перекусили. Теперь нам надо было опять скрываться от потенциальных свидетелей нашего похода. Надо было бегать с дороги, когда едет машина. Кушать тоже надо было в стороне от дороги.

Погода стояла такая же, как и в начале похода. И дорога была такая же, все вверх и по такой жаре. Опять мы жаждали тени, но луж теперь не было, (дождей не было как минимум 5 дней). Когда мы подходили к посту на вход в заповедник, проехала машина. Мы по команде кинулись в лес. Нас все же заметили, но проехали мимо. Что бы не ходить через пост, мы попрощались с дорогой и свернули в лес. Еще через пару ходок, мы добрались до речки, где решили готовить обед. Обед готовили Маша и я, все остальные, утомленные жаркой дорогой, мирно спали. Распинать их было невозможно, можно было только позвать кушать, тогда кто-то подал признаки жизни.

Мы опять держали путь к реке Юрюзань. По дороге нам встретилась семейка медведей. Медвежата и их мама обчищали черемуху. К счастью все обошлось, нас было много, медведи быстро смотались, мы не успели даже достать видеокамеру.

Скоро мы вышли к реке. Это была уже совсем другая Юрюзань, большая, повзрослевшая, по ней можно было спокойно сплавляться. Мы перешли реку по мосту и вышли на обширные поля. Вечерело. Был виден Большой Шелом, очень красиво убегал вдаль хребет Бакты. Такой мрачный и злобный. Из-за него показались серьезные тучки, вскоре пошел дождь. Мы продолжали путь по дороге в сторону поселка Александровка. У нас получился дорожный день.

Погода совсем испортилась, пошел сильный ливень, согреться помогали только рюкзак и быстрая ходьба по дороге. Когда мы проходили Александровку уже совсем стемнело. Мы вышли обратно к Юрюзани, перешли на другой берег, нашли места для палаток. Ставить их пришлось под дождем.

Кажется, произошел коренной перелом в погоде. Мы еще надеялись, что и на следующий день будет солнышко, хотя ясно было, что такой жары уже не будет.

День 7. Жеребчик.

Утро началось с одевания мокрых кед. Что бы не было очень противно, я тут же сходил в Юрюзань. После реки на берегу было даже как-то сухо.

Мы довольно быстро поднялись на хребет Бакты, и довольные, сидели наверху, смотрели на поля, по которым шли вчера, смотрели на Иремель, куда хотели забраться завтра. На хребте было много малины. Всю съесть было невозможно, и мы продолжили путь к Иремелю. Опять начались поля, стога, непонятные сенокосные дороги. К Жеребчику мы подобрались уже довольно уставшие. Перекусили чем было, оставили рюкзаки отдыхать после долгого перехода, а сами слазили на Жеребчик. Жеребчик - это небольшая горка, почти хребет отходящий от массива Иремель чуть в сторону. Эта гора так же известна тем, что на ней есть маленькая пещерка, около которой валяется горный хрусталь. Вернее он валялся когда-то, но его весь разобрали уже давно, мы нашли только маленькие хрусталики. С Жеребчика было хорошо видно хребет Бакты, который мы в этот же день пересекли, был еле виден Кумардак вдали, за Бактами красовался высокий хребет Зигальга. Погода окончательно портилась, хотя по небу и летали иногда голубые, но чаще оно было закрыто облаками.

Катя почему-то не полезла с нами наверх, а осталась внизу. Устала, наверное. В команде царил дух раскола. Дело в том, что Маша, Катя и Кирилл решили завтра уехать на автобусе домой, в то время как остальные надеялись еще увидеть озеро Зюраткуль. Все предчувствовали скорое расставание.

Мы недолго сидели наверху, и скоро спустились к Кате, забрали ее и пошли к скучающим рюкзакам. Тимур (он когда-то был раньше здесь) уверенно вел по дороге. Мы забрали рюкзаки и направились к тому месту, где предполагалось встать на ночлег. Место было чрезвычайно обжитое, но всем понравилось.

Этот вечер был объявлен праздничным. Мы прикончили праздничную коробку сухарей со смаком (с маком), съели две шоколадки, пели много песен (гитары не было, был только хор мальчиков и девочек).

День 8. Расставание.

Это был наш последний день вместе. Нам не удалось уговорить Машу, Катю и Кирилла идти до озера Зюраткуль. Не удалось даже уговорить их идти на большой Иремель. Мы встали пораньше, собрали один рюкзак самого необходимого и отправились на гору. Кирилл с девчонками остались в лагере, они должны были приготовить обед к нашему приходу.

Сначала мы шли по дороге. Это была очень хорошая дорога с приятным лесом вокруг. Она привела нас к тому месту, откуда начинается меченая тропа на Иремель. Никто точно не знал дорогу, поэтому мы, идя по тропе, пропустили то место, где надо было поворачивать наверх (на пересечении с ручьем). Таким образом, поднимались мы совсем не самым коротким путем, зато очень красивым. Вообще лес под Иремелью очень напоминает то, что есть под Ямантау - большие красивые деревья, пышный глубокий мох.

Мы вылезли на плато и были очень обрадованы огромным количеством спелой голубики. Было много людей с котелками, ее собиравшими. Хоть день только начинался, но многие были уже с полными ведрами. Вскоре мы поднялись на вершину горы. Вид оттуда уступал Машаку, но все равно было очень красиво. Красиво выглядели хребты Аваляк, Нургуш, Бакты. Погода была очень холодная и ветреная и навевала философские мысли. Я сидел и с огромным удовольствием вспоминал прожитый поход, прошедшие приключения, которые потихоньку становились далекими, наши разговоры, наши радости. Было грустно заканчивать этот поход, расставаться с друзьями, которые хотели скорее вернуться домой.

Философия - это хорошо, но долго сидеть на ветру было невозможно. Пальцы совсем онемели, капюшон не спасал уши, мы скоропостижно сфотографировались и начали спуск. Быстро спустились с "иремельского кабана" и бегом (буквально) помчались по тропе, так что мгновенно согрелись и начали раздеваться. Высота улетала из-под ног, уши закладывало от быстрого изменения давления. Мы узнали то место, где должны были повернуть, когда еще только шли на гору, повернули направо и помчались дальше к дороге.

Народ в лагере нас ждал с распростертыми объятиями, еда была готова. Мы, голодные как волки, были очень рады этому обстоятельству. Последний обед вместе.

Вот уже и расставание. Они забрали у нас какое-то количество продуктов, упаковались и отправились в путь.

Счастливого пути. Наши трое отщепенцев должны были сесть на автобус в деревне Тюлюк и ехать до города Юрюзань, а там уже цивилизация.

Мы остались впятером. Не спеша, перераспределили продукты, попрощались с уютной стоянкой и пошли по следам наших товарищей в тот же Тюлюк.

Пятеро - это совсем не восемеро. Пять - это в отличие от восьмерки число простое, и к тому же нечетное, так что не делится на 2. И на три не делится, как назло. Точно так же не делились поровну наши шоколадки. Ну почему производят их с четным числом долек, и не делящимся на пять? Так не удобно.

Мы прошли деревню Тюлюк, наших там уже не было, значит, они успешно уехали на автобусе. После Тюлюка начиналась совершенно роскошная дорога в сторону города Юрюзань, правда, без асфальта, но все равно просто малина. Один недостаток - ноги быстро отбивались в плохой обуви. Скоро мы прошли мост через какую-то горную и очень красивую речку, рядом с ней мы решили заночевать.

Впятером в одной палатке было тесновато, зато тепло.

День 9. Прощание с Уралом.

Утром шел дождь. Ближайшие горы - Зигальга и Нургуш были полностью в облаках. На хорошую погоду надежды совсем не осталось. Стало ясно, что начался глобальный циклон. Нам еще очень повезло, что без дождей мы смогли пройти от Ямантау до Иремели. Но до Зюраткуля нам придется топать по грязи.

Мы проснулись, сварили завтрак и отправились в путь. Нам предстояло пол дня топать по дороге в сторону Юрюзани, а потом мы планировали уйти с дороги и пойти вдоль хребта Нургуш к озеру Зюраткуль.

Идти было довольно мерзко. Почти постоянно шел дождь, иногда пролетали машины. Мы шли ходками по 25 минут и отдыхали по 5 минут. Так мы прошли около 8 ходок. По пути нам встретилась группа туристов. Они шли нам на встречу и планировали дойти до Ассов. Мне их стало жалко - им так не повезло с погодой. Дожди шли после нас еще много дней.

К обеду мы дошли до того места, где надо было поворачивать с дороги. Это была красивая полянка, с нее обозревались хребты Нургуш и Большая Сука, начало хребта Зигальга. Рядом работала бригада строителей, они делали что-то с дорогой.

Мы решили пообедать сырками и шоколадками, и в это время решить, что делать дальше. Вопрос ставился так, мы пытаемся поймать попутку и едем до Юрюзани и отправляемся домой, или мы, несмотря на плохую погоду, идем до Зюраткули. Все, конечно, хотели увидеть это озеро, но очень хотелось домой. Мы прилично устали уже за этот поход и погода не сулила ничего хорошего. Топать сорок километров до озера под дождем не прельщало никого. К тому же у Тимофея были какие-то проблемы с ногами.

Мы решили ехать домой, и на некоторое время оставить озеро недостижимой мечтой. Нам повезло, как раз в это время от строителей поехал автобус в город. Мы наспех долопали сырки, собрали вещи, напоследок сфотографировались на фоне Нургуша и сели в транспорт.

Дорога побежала назад, мы грустно смотрели на удаляющиеся хребты, мокрую погоду. Мы еще вернемся, я еще вернусь, я точно знал, что еще много раз это увижу.

Машина привезла нас в Юрюзань. Там мы долго ждали автобуса до Вязовой, за это время я съел, кажется, 3 или 4 мороженого. По мнению одних моих знакомых, длительность похода равняется времени прошедшему от магазина до магазина. То есть тот момент, когда я купил мороженое, завершил наш поход.

Мы дождались автобуса до Вязовой, и опять мимо нас побежали красивые горы, небо немножко расчистилось, я с большим удовольствием отдыхал. В Вязовой мы выяснили, что наш поезд будет только рано утром, тогда мы взяли наши, полегчавшие за поход, рюкзаки, и отошли немного от города. Мы решили устроить себе праздничный ужин.

Остановились на поляне за рекой Юрюзань, народу там совсем не было, было уже темно, мы еле наскребли дров (их было очень мало и они были чрезвычайно дурацкие), организовали последний за этот поход костер.

Получился очень плотный ужин. Суп был как густая каша, к чаю мы открыли еще пару банок сгущенки, в общем, съесть все это было решительно невозможно. Но мы очень старались.

Дров было мало, а сидеть у костра нам предстояло очень долго. Заметно холодало, спустился туман, мы съежились около костерка и грустно смотрели на эти угасающие угли. Что бы хоть как-то развеселить огонь, мы подбирали малейшие щепки, веточки, в общем, все, что могло гореть, и бросали в костер, но, к сожалению, это не могло согреть пятерых друзей холодной августовской ночью. Стуча зубами, я надел всю одежду, что у меня была. Свитера у меня не было. Потом я надел рюкзак, и сидел с рюкзаком около костра. Было невыносимо холодно. Потом я бегал как сумасшедший по поляне, это немного помогало, но ненадолго. Когда пришло время, мы отправились на станцию.

На Вязовой как будто бы все умерло и уснуло, мы тоже быстро уснули. Только Я и Камила решили прогуляться по ночному городку. Там было поразительно тихо. Мы бегали и прыгали как сумасшедшие, а кругом спали молчаливые дома. От хлебопекарни очень здорово пахло свежим хлебом, у меня все в животе свернулось от голода. Удивительно, куда так быстро делся тот суперплотный ужин со сгущенкой и шоколадом.

Через час мы вернулись на станцию, и еще через час приехал наш поезд. Надо заметить, что пока мы его ждали, все опять очень сильно замерзли. Мы вышли на улицу, там было еще холоднее. Где-то вставало солнышко.

Наш поезд - это два общих вагона. Там было еще холоднее. Стало совсем невыносимо холодно. Наконец-то Аля не выдержала и сказала, что надо хоть раз за поход надеть свитер, и полезла его доставать. Мы смотрели на нее как сумасшедую. Терпеть всю эту дубачную ночь, и надеть свитер только теперь - какая сила воли!!!

Этот маленький поезд привез нас на Кропачево, где через несколько часов мы сели на электричку до Уфы. Поход был успешно завершен, все остались очень довольны, больных и пострадавших не было.

Скоро мы проезжали через наши знакомые симские и миньярские места, проехали, наконец, и Ашу. Все, горы на этом закончились. Закончились наши приключения, они остались теперь только на фотопленке, на видеокамере и в этом рассказе.