Поход выходного дня на Иремель и Абараш-Баш

Аватар пользователя Бессонов Владимир

Маршрут: Тюлюк - г. Иремель - г. Абараш-Баш - Тюлюк

Время: 29 июня - 1 июля 2012 г.

Участники: ?

г. Абараш-Баш, фото с вершины г. Б.Иремель, июнь 2010 г.Гора Абараш-Баш притягивает меня всякий раз, когда я стою на вершине г. Большой Иремель в ясную погоду. Ну почему я на ней, и вообще на хребте Аваляк, ни разу не был в юности? Как получилось, что все походы того времени были по Иремелю, Зигальге, Нургушу, окрестностям "Фонтана" и Таганаю? Непорядок. И я решил, что дубль "Большой Иремель - Абараш-Баш" это достойный маршрут для ПВД.

Первая попытка пройти этот маршрут была в 2011 году, в одиночку и не совсем удачная: 13.08.2011 г. в 16:10 я поднялся на курумники и скалы, расположенные в 0,7 км восточнее вершины г. Абараш-Баш, но повернул назад с этого места. В момент, когда я решил вернуться назад, до темноты оставалось 6 часов, у меня болела ушибленная нога и мне нужно было возвращаться через Большой Иремель к стоянке в лесу, где "Нижняя тропа" поворачивает в гору против течения ручья Карагайка. Там меня ждали жена и друзья. В тот день я решил, что я еще смогу вернуться на гору Абараш-Баш. И я вернулся в 2012 году.

Подробнее маршрут похода можно посмотреть на карте.

Хронология

Событие Дата Время Примечание
Прибытие в Тюлюк, выход на маршрут 29.06.2012 22:30
Приход на стоянку "У Зайца" 30.06.2012 1:00 В пути - 1 привал, на границе природного парка
Отбой в первую ночь 30.06.2012 2:00
Подъем в субботу, 30 июня 30.06.2012 8:30
Выход на маршрут в субботу 30.06.2012 10:15
Выход на вершину г. Большой Иремель 30.06.2012 11:00 На вершине были 15 мин, после чего пошли спускаться
Выход на курумник в долине между Иремелем и Аваляком 30.06.2012 12:30 На спуске от вершины до р. Тыгын сделали 3 привала
Переход через речку Тыгын 30.06.2012 13:45 Привал 10 мин, набрали воды
Выход на вершину г. Абараш-Баш 30.06.2012 15:40 На вершине были 40 мин, обедали
Выход к стоянке, где речка Тыгын уходит под камни 30.06.2012 17:30 Привал 20 мин. Купанье в речке Тыгын
Гроза на склоне Б. Иремеля 30.06.2012 18:45 Пережидали грозу 15 мин, потом пошли под дождем
Выход на тропу из Николаевки 30.06.2012 20:40 Промокшие до нитки шли вверх
Выход на плато г. Большой Иремель 30.06.2012 21:20
Возвращение на стоянку "У Зайца" 30.06.2012 22:00 Горячий ужин, сушка одежды у костра
Отбой во вторую ночь 30.06.2012 23:45
Подъем в воскресенье, 1 июля 01.07.2012 8:30 Горячий завтрак
Выход со стоянки "У зайца" 01.07.2012 10:30
Пришли на ручей Карагайка 01.07.2012 12:30 Водные процедуры 30 минут
Выход в Ларкино ущелье с поляны у разрушенного моста через речку Тюлюк 01.07.2012 13:30 На поляну пригнали машину от "Розы ветров", положили все рюкзаки в машину
Ларкино ущелье 01.07.2012 14:00 Были 1 час, купались, лазили по скалам, фотографировались
Холодный обед у машины 01.07.2012 15:40
Отъезд в Челябинск 01.07.2012 16:20 В Тюлюке останавливались у магазина.

Описание

В походе участвовали 5 человек, команда была сильная, но один участник на вершине г. Большой Иремель отказался идти на г. Абараш-Баш. Приехали в Тюлюк в пятницу, 29 июня 2012 г., в 22:30, машину оставили у приюта "Роза ветров". Подъем до стоянки "У Зайца" - расстояние 11 км и набор высоты около 450 м, - мы прошли с грузами всего за 2,5 часа. В пути мы сделали единственный привал на границе молодого леса и тайги. Еще один час мы ставили лагерь и ужинали без костра. Утром в субботу завтрак, сборы и вот мы уже идем вверх. На вершину г. Большой Иремель мы поднялись менее, чем за 1 час.

Засуха 2012 года была в самом разгаре, стояла 30-градусная жара. Ручей "У Зайца" был последним источником воды на подъеме на г. Большой Иремель. По договоренности каждый из нас сам себе нес питьевую воду. Я прошел весь субботний радиальный выход с одной 2-х литровой бутылкой, набирал воду также на пути к горе Абараш-Баш и обратно в речке Тыгын, текущей в долине между горой Иремель и хребтом Аваляк. Так что воды было достаточно.

Мы поднялись на вершину Большого Иремеля, было около 11 часов - это относительно раннее время, но народ на тут уже был. В воздухе парило из-за жары, и, хоть и день был и ясный, видимость с вершины была не более 30 км. Хорошо видно было хребты Бакты и Аваляк, массив Малый Иремель и горы Синяк. На хребте Зигальга у восточной окончености, гор Поперечная и Круглая Сопка были видны одни очертания, горы Малый и Большой Пасынок сливались воедино, гора Мерзлый Утес таяла в дымке, группу гор Шеломы было не видно вообще, ни говоря уже о горах Нургуш, Нары, Машак, Яман-Тау и прочих. Я поймал себя на мысли, что ищу невидимые сейчас горы и представляю их контуры. Три товарища из нашей группы поднялись на Иремель впервые в жизни. Увы, я не мог показать моим спутникам всю панораму гор Южного Урала, но показал нашу следующую цель - гору Абараш-Баш и путь к ней. Один наш товарищ отказался идти дальше. Через 15 минут мы начали спускаться в долину к хребту Аваляк уже вчетвером.

Курумник на юго-западном склоне Большого Иремеля крупный, сам спуск - длинный, втрое длиннее, чем со стороны Тюлюкского плато. Ниже курумника растет глухой лес, местами заболоченный даже в жару 2012. Мы шли по лесу ориентируясь по солнцу и минут через 35 вышли к "Большой курумной реке", которая хорошо просматривается с вершины Иремеля в центре долины.

Мы повернули в юго-западном направлении, к горе Абараш-Баш. На "реке" курум плоский, по нему удобно было идти. Отсюда открывается восхитительный вид на Большой Иремель, вершины хребта Аваляк и горы Синяк. Мы прошли по каменной реке около 2х километров, устраивали привал с приемом "допинга" - сухофруктов. Поворот с курумника в направлении горы Абараш-Баш мы выбрали сами, но зайдя в лес мы сразу потеряли гору из вида. Минут через 10 мы вышли к речке Тыгын.

В 20-25 мин. ходьбы оттуда, на склоне хребта Аваляк, есть лесная дорога. Мы прошли по ней немного в юго-западном направлении. Когда нам открылся вид на альпийские луга на склонах горы, расположенных выше дороги, мы свернули и пошли наверх. Тропы никакой не было, мы шли то по лесу, то по лугу, то по курумникам, однако мы вышли на вершину г. Абараш-баш без лишних "петель". На эту гору я поднялся впервые в жизни. Вершина - это большая скала с острой макушкой, стоящая среди курумных россыпей.

У вершинного тура горы Абараш-Баш одновременно могут поместиться не более 2х человек. Гору Абараш-Баш туристы посещают редко. Мы нашли только 2 записки 2011 и 2010 годов ( ! ), лежавшие в пластиковой бутылке. А какой вид на Большой и Малый Иремель, горы Синяк! Горы и леса, расположенные дальше 25 км, таяли в дымке. На юго-востоке, юге были видны 2 деревни, леса и поля. На западе была видна деревня, наверно Николаевка, за ней горы также таяли в дымке. Мы устроили длинный привал и перекус, совсем расслабились на солнышке. Тем временем где-то вдали стало слышно гром.

На обратном пути мы решили найти место, где речка Тыгын уходит под камни. Мы спустились на дорогу, прошли по ней совсем немного и нашли тропу, идущую вниз. Эта тропа привела нас к искомому месту. Живописная заводь, лес, курумник и туристическая стоянка, увы, замусоренная.

После купания мы пошли наверх, на южное плечо Большого Иремеля. А на небе уже собрались тучи и закрыли солнце. Мы понимали, что нас ждет природный душ и торопились как могли, чтобы подняться куда-нибудь в знакомые места. Резкая летняя гроза началась мощным раскатом грома. За минуту свернули сразу 2 молнии, звук грома - почти моментальный, значит молнии были менее, чем в 1 км от нас. Крупные капли быстро превратились в ливень.

Мы как-то машинально собрались в кучу, у нас нашелся полиэтилен, мы закрылись и какое-то время стояли под дождем в сухой одежде. Вокруг нас промокла трава, уже высокая - мне по грудь. Совершенно ясно, что сухим уйти отсюда не получится, и наша остановка - бесполезная трата времени. С другой стороны мы весь день шли по жаре около +30С. Сейчас, под дождем, было достаточно тепло, но и свежесть была одновременно!. Мы пошли дальше. Промокли быстро и до нитки. На подходе к южному плечугоры Большой Иремель мы потеряли тропу. Пришлось идти по мокрым курумникам и тундровым перелескам. Вышли на перевал, на юго-западном склоне виднелись курумники и лес. Около часа, уже изрядно упаханные после насыщенного дня, мы плутали по мокрому курумнику и лужайкам, когда наконец-то вышли на тропу из Николаевки. Далее, в гору, в направлении Большого Иремеля, я шел "на автопилоте". Помню, что угощал товарищей остатками сухофруктов и сгущенки. Это "допинг" или "перекус", подпитка и действительно моментально добавляет силы. Дождь кончился, облака стали подниматься. Мы вышли на Иремельское плато. Дальше наш путь вниз. Ура! "Автопилот" отключился, дальше все просто.

На подходе к стоянке "У Зайца", ниже "Дерева желаний" я предложил спутникам наломать сухих веток с старых елей. И мы спустились с дровами.

Третий день ПВД - обычное возвращение. С утра стояла жара, наша одежда висела под солнцем на веревках и к моменту выхода полностью просохла. Мы рано спустились к речке Карагайка и с удовольствием выкупались и перекусили.

Возвращение к машине, отъезд. В центре Тюлюка тормозим у магазина. Мороженное. Это кайф в первый июльский день супержаркого лета 2012! Прощальный взгляд на Иремель, из центра деревни видно главную вершину.