Поход выходного дня на Шеломы и Зигальгу

Аватар пользователя Бессонов Владимир

Маршрут: Верх-Катав - горы Шеломы на хребте Зигальга - Верх-Катав

Время: 2 - 4 июня 2010 г.

Участники: ?

ПВД "Верх-Катав - горы Шеломы на хребте Зигальга - Верх-Катав", 2 - 4 июня 2010 г.

Шеломы Зигальги, фото с вершины г. Б.ИремельШеломы Зигальги, фото из д. Верх-КатавОднажды, когда я раглядывал фотографии с вершины Большого Иремеля и карту западной части хребта Зигальга, у меня появилась идея: группу гор Шеломы можно пройти за выходные дни. Я ранее бывал на Большом Шеломе и самое главное, что я знал - источники питьевой воды на пути из деревни Верх-Катав. Так появился маршрут ПВД "Шеломы Зигальги".

Подробнее маршрут похода можно посмотреть на карте.

Хронология

Событие Дата Время Примечание
Прибытие в Верх-Катав 02.07.2010 22:15
Остановка на ночлег 02.07.2010 23:10 Горячий ужин
Отбой в пятницу 02.07.2010 24:00
Подъем в субботу 03.07.2010 6:30 Горячий завтрак
Выход на маршрут 03.07.2010 8:00
Ручей в большой трубе - заправка водой 03.07.2010 9:00 Я брал для себя 2 пластиковых бутылки по 2 литра на весь день
Выход на просеку - границу заповедника и областей 03.07.2010 9:40 Просеку пересекали в глухом лесу. Там нет запрещающих табличек.
Выход на вершину Большой Шелом, 1427 м 03.07.2010 12:15 На вершине были 20 минут
Спуск с курумного купола в урочище "Прогон" 03.07.2010 13:10 В урочище делали обеденный привал, около 20 минут
Выход на вершину Малый (Второй) Шелом, 1362 м 03.07.2010 14:55 На вершине были 30 минут
Спуск к скале "Дракон" 03.07.2010 16:10
Отдых на плато перед Третьим Шеломом 03.07.2010 16:30 Отдых 30 минут в траве на горном плато
Вершина Четвертого Шелома, 1282 м. 03.07.2010 17:25 На вершине 15 минут
Нашли ручей в лесу 03.07.2010 19:40 Холодный перекус 20 минут
Выход на просеку - границу заповедника и областей 03.07.2010 20:30 Ну наконец-то мы вышли из заповедника!
Ручей в большой трубе 03.07.2010 21:20
Возвращение на стоянку 03.07.2010 22:30 Горячий ужин
Отбой в субботу 03.07.2010 24:00
Подъем в воскресенье 04.07.2010 9:00 Горячий завтрак
Выход в Верх-Катав 04.07.2010 11:00
Отъезд из Верх-Катава 04.07.2010 12:00

Описание

ПВД состоялся в первые выходные июля 2010 года. В то время на Южном Урале стояла сильная засуха, очень похожая на только что прошедший 2012 год. Время для ПВД я выбрал не случайно: световой день длится до 23:30. Маршрут восточнее Большого Шелома я не знал, но ставил цель подняться на 3 горы в один день. Поэтому решил я идти с большим запасом светлого времени суток. На всякий случай.

Нас было трое: Дима Белоногов, Максим Новокшонов и я. В пятницу, 2 июля 2010г., когда мы приехали в село Верх-Катав, было еще светло. Мы быстро договорились с хозяином одного из ближних к дороге домов о разрешении оставить машину около его забора, припарковались, забрали рюкзаки и вышли в путь по дороге, оставшейся на месте узкоколейной железной дороги из Катав-Ивановска в Белорецк.

Место ночлега я планировал в 3,5 км от Верх-Катава на берегу р. Катав, где стоит беседка. Дорога и беседка расположены на 20 м. выше реки. Берег в том месте резко обрывается к воде. Мы быстро дошли, приготовили ужин и поставили палатку. Все понимали, что завтра будет сложный день. Легли спать сразу после ужина, без вечерних посиделок у туристического костра.

Первое приключение случилось ночью: по дороге в сторону Зигальги двигалось большое стадо коров. В июле, в самое жаркое летнее время, в лесных районах множество оводов. И местные жители в жару прячут коров в загонах, где тень и гнуса меньше, чем на улице. По ночам оводы спят. А животные должны двигаться. Вот и выводят люди их в ночное. Откуда же мы знали, что они пойдут по дороге, где мы поставили лагерь.

Минут 15 мы отгоняли коров от палатки, потом успокоились и снова легли спать. Я спал как убитый, но коровы снова устроили нам подъем - их гнали обратно в Верх-Катав. Опять 15 минут мы охраняли палатку. Потом была третья серия сна, которую очень быстро завершил будильник.

Суббота, 3 июля 2010г., с самого утра был жарким и ясным летним днем. Оводы проснулись с первыми лучами солнца и я вынужден был одеть противомоскитную сетку (накомарник), чтобы не отвлекаться на летучих гадов.

После завтрака мы свернули лагерь и спрятали лишние вещи в кустах у реки.

Пройдя 5 км по бывшей узкоколейке, мы подошли к ручью Тукайский ключ. Он течет под дорогой в клепанной трубе, которой должно быть более 100 лет, а сама дорога укреплена в этом месте могучими бревнами лиственницы по краям. Я набрал для себя 4 литра воды, товарищи - по 3 литра. Где и когда будет следующая вода мы не знали. Но понимали какая нас ждет погода и договорились, что каждый сам возьмет столько воды, сколько нужно на этот день.

Еще 20 минут или 1,5 км мы шли по узкоколейке, потом свернули на заброшенную лесовозную дорогу, уводившую нас на склоны хребта Зигальга. Увы, первое, что бросилось в глаза - лесоповал! Масса разбросанных стволов деревьев, больших веток, щепок и свежие пеньки. Как же варварски у нас рубят лес! Но есть надежда, что из этих пней вырастут побеги, а потом снова поднимутся большие деревья. Интересно, а я смогу тут ходить, когда тут снова вырастут большие деревья?

Пройдя по лесовозной дороге примерно 1 км, мы свернули в лес в направлении горы Большой Шелом. Лес в этом месте был молодой, преимущественно лиственный. Деревья и кусты росли очень густо, подъем был пологий и идти было трудно. Жара стояла весь июнь, поэтому об опасности клещей можно было уже не волноваться - они "отгуляли" и "сгорели" к моменту нашего похода. Но я подумал, что в мае этот лесок должен кишеть опасными тварями и сюда до середины июня лучше не ходить вообще.

Наконец подъем стал круче, а деревья больше и растут реже. И вот просека. Граница. Граница Челябинской области и республики Башкортостан. Граница Южно-Уральского государственного заповедника. Правда, посреди глухого леса нет никаких обозначений этой самой границы. Просто просека. Привал.

Сейчас мы войдем на запретную территорию. Но именно там те самые вершины, на которые мы решили залезть. Что очень хорошо - так то, что тут никто не рубил лес лет этак 45-50, а может и больше и можно любоваться суровой густой тайгой, переходящей в разреженный горный лес среди альпийских лугов и курумов, постепенно вырождающийся в тундровый лес и, наконец, и в травяные плато среди курумных россыпей и скал.

Северный склон горы Большой Шелом. Здесь ходят, но мало. Здесь нет тропы. Здесь трудный подъем: место, где мы свернули с узкоколейки, расположено на высоте 540-550 м. Высота горы 1427 м. Расстояние до вершины 5,5 км. Получается, что от узкоколейки до вершины нужно набрать почти 900 метров высоты за 5,5 километров подъема. Но 2 км мы уже прошли оттуда. Посмотрите карту - мы прошли самый пологий участок подъема. Дальше будет жесткий подъем до самой вершины, не важно что вокруг: хоть тайга, хоть лесной курум, хоть альпийский луг или открытый склон курумного купола.

Снова идем. Потеем. Время - одиннадцатый час, но температура воздуха уже выше +25С. Под ногами все чаще появляются замшелые валуны. Первые лесные курумные россыпи. Мы неустанно движемся наверх, иногда останавливаемся, чтобы перевести дыхание. Выходим на открытый курум. Делаем привал.

Рассматриваем все, что видно вокруг. В западном направлении видно склон хребта Нары, сам хребет пока что закрыт Горой над нами. Хорошо видно село Верх-Катав и невысокие горы на севере и северо-востоке. Также видно, как за этими горками дымит районный центр Катав-Ивановск.

Снова подъем. Неожиданно местность становится пологая. Вокруг редкий лес из могучих деревьев, растущих в траве высотой в мой рост. Метров 300 мы идем по очень пологому лесу и с каждым шагом все ближе и ближе открытый курумный склон, круто поднимающийся вверх. Где верх этого склона мы узнаем когда залезем. Я здесь уже не раз поднимался, но не был целых 5 лет. Сейчас мне снова предстоит пройти крутой склон курумного купола Горы. Открылся вид на гору Ямантау. Завораживает, а я еще не успел залезть на вершину.

Накомарник уже не нужен. Наверху, в тундре и на курумах, нет оводов. Только мухи, но немного. Жара усилилась, наверно сейчас выше +30С. Но бодрит легкий ветерок. Наконец-то вершинное плато. Товарищи обогнали меня и уже фотографируются на небольшой скале с вершинным туром.

Вершинный тур г. Большой Шелом, 1427 м. Второй, Третий Шеломы и панорама Зигальги

Подхожу к вершинному туру и сжимаю деревянный шест правой рукой - здороваюсь с Горой, благодарю за то, что она меня пустила. Сажусь, осматриваюсь. Вид хороший, наверно на 40-50 км вокруг. Видно и Ямантау, и Иремель, но последний видно хуже - над ним сейчас висит солнце.

Нужно принять "допинг". Сухофрукты. Курага и сушеные ананасы. Чувствую прилив энергии. Фотосессия, снимаю все "вкруговую". Вид классный, как такое передать словами? Стою и завидую сам себе. Я обожаю эти 20-30 минут. Ради них я вчера проехал 300 км и сегодня прошел 14 км от места ночлега. На востоке, впереди, в 3х км, посередине хребта стоит мощный курумный купол - Малый или Второй Шелом.

Мы завершаем привал и движемся на восток, начинаем спуск с Горы и переход к следующей нашей цели. Мне кажется, что восточный склон еще круче, чем северный. Из-под ноги неожиданно выскакивает камень размером с микроволновую печь и кубарем катится вниз. Такого на Южном Урале я не помню. Большие камни у нас обычно плотно лежат или шатаются. Этот грохочет, прокатывается около 20 м и остается лежать на большой каменной плите. Солнце разогрело камни. Тут совсем не так, как на северном склоне, где мы поднимались час назад. Температура камней немного выше, чем воздуха. На них приятно и опираться, и сидеть. Спуск заканчивается. Трава, камни, тундровые кусты и деревца, причудливые скалы, еловый лес и курумные россыпи - все это урочище "Прогон". Здесь мы останавливаемся на обед.

скалы и леса в урочище Прогон скалы и леса в урочище Прогон Большой Шелом, вид из урочища Прогон Второй (Малый) Шелом, вид из урочища Прогон

Продолжаем путь к Малому Шелому. Ближе к Горе, среди курумников и скал, растет густой лес и путь к самой Горе представляет сложную траекторию. Высоту курумного купола в этом месте от края леса до вершины я определил примерно в 250 м. Пройдя лес, мы поднялись наверх на удивление быстро - минут за 20.

Вершинный тур г. Второй (Малый) Шелом, 1362 м Панорама хребта Зигальга на северо-восток

Была середина дня. Солнце жарило все живое на поверхности. Плохой сон, долгая дорога и недавний обед заставили нас расслабиться, поваляться на каменных плитах. Вид с горы отличный, особенно интересным для меня был вид на восточную часть Зигальги. На Малый Шелом я поднялся впервые. Однажды в 1995 г. я проходил Зигальгу траверсом, но я тогда не видал хребет отсюда из-за погодных условий. На востоке прямо из каменного склона Горы растет еще одна каменная пирамида - Третий Шелом. Мы решили не подниматься на эту гору, а спуститься к скалам, стоявшим севернее, среди лесотундры, пройти эти перелески и лужайки - урочище "Прогон 2" и подняться на пологую вершину Четвертого Шелома.

Скала 'Дракон' Четвертый Шелом

Одна из скал вблизи напоминала дракона с двумя горбами. Впрочем с других мест скала смотрелась как тело с вытянутой шеей, см. фото. Мы полазили по "телу" и пошли дальше. Перед Четвертым Шеломом раскинулся луг с горными цветами. Подошло время привала, а аромат горного разнотравья включил нам лень на полные обороты и мы провели 30 минут в сеансе лежачей медитации.

В урочище 'Прогон 2' Второй и Третий Шеломы уже позади

Однако долго так лежать все-таки нельзя. Снова "допинг", и дальше идем еще 500 м по траве и камням. Ура! Третья вершина за день! Четвертый Шелом, 1282 метра! Впрочем высота тут уже не казалась чем-то напрягающим. Вершинный тур горы заставил улыбнуться - простая небольшая палка высотой чуть выше колена с рогатиной на конце. Никаких записок.

Пятый Шелом, панорама хребта Зигальга Вершина г. Четвертый Шелом, 1282 м

Живописно плато вокруг Четвертого и Пятого Шеломов Зигальги в июле! Солнце, трава, курумные россыпи, причудливые скальные останцы. Хочется остаться здесь, обойти все, поваляться в траве. Хочется полазить по этим скалам и дать им имена.

Однако мы снова смотрим на Верх-Катав, село видно со всех вершин. Звоним домой. Здесь, на вершинах, работают все операторы мобильной связи - есть прямая видимость передатчиков Катав-Ивановска и Трехгорного. Ниже, в лесу, связь пропадет.

Мы выбираем направление спуска. Снова открытый курумный склон. Первые деревья. Травяные луга. Камни начинают прятаться в траву. Деревья и трава, а камни уже покрыты мхом. Деревьев все больше и больше. Лес. У нас нет GPS-навигатора, мы идем по старинке - по компасу, солнцу и часам. Мы в лесу больше часа. Сильной жары нет, чувствуется приближение вечера, но температура воздуха по ощущениям все еще выше +25С. Слышен звук воды, что-то хлюпает под ногами. Ура! Маленький ручей! Мы 10,5 часов пили утренний запас воды. У меня еще осталось чуть больше поллитра, а товарищи выпили последнюю воду более 30 минут назад.

Привал и перекус. Набираем воду, но уже по одной бутылке. Продолжаем спуск и возвращение. Просека. Граница заповедника и областей, мы снова в Челябинской области, мы снова в лесу, где нет запретов для посещения.

Спуск становится пологим, лес - молодым. Снова вокруг нас много лиственных кустарников и молодых деревьев. Растут густо и мешают идти. Меня движет "автопилот", я иду за товарищами и неважно ориентируюсь в пространстве. Появляются оводы. Я одеваю накомарник.

Снова лесоповал. Значит рядом лесовозная дорога и приведет она нас на узкоколейку. До вещей идти нужно еще более 5 км, но теперь уже понятно куда. Мы пройдем тут с фонарями, даже если стемнеет. Наконец "узкоколейка", она же раздолбанная лесная дорога. Сегодня она совершенно сухая и пыльная. Иду под управлением "автопилота". Наконец-то беседка. Спускаемся к реке, разыскиваем вещи.

Позади остается 30-ти километровый радиальный выход, длившийся 14,5 часов, с суммарным набором высоты на все 3 вершины около 1300 м. Мы чувствуем себя очень усталыми, нам нужен нормальный сон, но мы помним про коров. Мы решаем не подниматься наверх, к дороге. Выбираем место у воды, я ставлю палатку, а товарищи готовят ужин. Опять на автопилоте я что-то ем, залезаю в палатку, переодеваюсь, залезаю в спальник и отключаю фонарь. Отбой. Уснул моментально.

Утром я поймал себя на мысли, что в этом походе вообще не получилось вечерних посиделок у костра. Более того, я сам не развел костер ни разу. В этом походе все делают товарищи. Я же, как хозяин палатки, сам ее ставлю и убираю.

Хорошо, что наконец-то я выспался. Ночь очень теплая, в такую жару можно спать без спальника. Классно получилось все вчера. Такие 3 горы в один день! Завтрак. Сворачиваем бивак, поднимаемся на дорогу и не спеша идем в село. Вокруг нас сосновый лес, дорога качественно промаркировна коровами и лошадьми. Оводы и мухи атакуют. Я одел накомарник, но отдельные твари как-то ухитряются под него залезть. Ноги и спина ноют после вчерашнего дня.

Деревня, вот и моя машина. Пакуем рюкзаки. Прощальное фото. Трогаюсь в направлении Катав-Ивановска и пытаюсь разглядеть горы в зеркало заднего вида. Увы, тщетно. Когда я вернусь? Куда пойду? Надо поискать еще маршруты ПВД из Верх-Катава. Например на Антенную, на Четвертый и Пятый Шеломы, как следует погулять по Большому Шелому- по плато на западном плече горы. Есть и совсем экстремальные задумки из Верх-Катава: на гору Копешка (хребет Нары) или на гору Медвежья (хребет Машак). Как думаете - какой из маршрутов реальный?