Вы здесь

1989 год. апрель. где-то между Катайкой и Белорецком.

Комментарии

Белорецкая Узкоколейная Железная Дорога, соединившая Белорецк с транссибирской магистралью в 1912 году, нынче стала недавней страницей истории. Решение о разборке рельсов было принято в 2002 году, хотя поезда изредка ещё ходили из Белорецка до станции Тирлян вплоть до 2005 г. Её существование наложило глубокий отпечаток на образ жизни местного населения, позволило превратить Белоречье в уникальный, неповторимый уголок не только России, но и всего мира. Она не просто связала между собой несколько географических точек на карте, а соединила воедино в некий симбиоз историческое наследие первых русских горнопромышленников, ландшафты Седого Урала, мироощущение и традиции горнозаводского люда. Как никакой другой элемент индустриального ландшафта узкоколейка органично вписывалась в пейзаж Белоречья, и теперь, без неё, этот край частично лишился изрядной доли своей индивидуальности и колоритности.
Пусть эта рубрика будет неким воспоминанием о «Кукушке», о пейзажах, частью которых была узкоколейка, архитектурных элементах этого железнодорожного мирка, о людях, чьи судьбы сплелись с ней. Пусть здесь появятся фотографии, хоть в какой-то мере позволящие воссоздать дух того времени, хоть как-то помогущие понять, что мы потеряли.
Прошлым летом у нас непроизвольно получился велопоход по бывшей узкокалейке. На узкокалейку мы выехали в Катав-Ивановске. Сначала пути до Веркатавки она превратилась теперь в хорошую наезженную дорогу, по которой, впрочем, почти никто не ездит кроме мотоциклистов. Причиной этого является участок совершенно разбитый уже ближе к Веркатавке, и местные вынуждены ездить по объездной дороге, она длиннее примерно в 2 раза.

От Самодуровки (Веркатавка) мы дорогу не узнали! Это было полнейшее растройство для меня. Помню раньше мы ходили по тем красивым местам, уютной дороге среди красивого леса, на которой чистые лужи заставляли все время обновлять воду в кедах. Теперь же там может проехать разве что очень мощный вездеход. Лесовозы в некоторых местах уже сделали по 2-3 параллельных колеи, и похоже на этом не собираются останавливаться. Толкая велосипеды через эту невообразимую грязь, мы иногда уходили по пояс! в траншеи. В таком состоянии теперь бывшая узкокалейка примерно до просеки, где она делает небольшой поворот направо, впрочем, скоро уже заповедник.

Дальше дорога не изменилась с недавних пор, и мы спокойно ехали на велосипеде (предворительно отмыв их в тех же чистых лужах). Благополучно пересекли пост, и оказались в том самом райском месте Двойниши, где человеческая суета остается за хребтами и можно насладиться звенящей тишиной и восстанавливающейся природой. И пара журавлей взлетевших с болота явились для нас подарком, подтверждающим это.

На подъеме на хребет Машак дорога подпорчена уже природой, стекающие ручьи промыли себе русла вдоль и иногда поперек движения. Встречаются старые шпалы. Без труда заехали на перевал, где и переночевали (на станции Машак). После перевала начинаются самые красивые места на заповедном участке узкокалейки. Она траверсом спускаясь с хребта проходит мимо скал, выходит на поляны с красивыми видами. В месте крутого поворота направо сейчас проделали дорогу срезающую этот поворот. Если пойти по заросшей молодняком узкокалейке можно увидеть валяющиеся внизу вагоны.

Мы продолжили движение дальше к станции Юрюзанка, хотя судя по всему, есть дорога срезающая лишний серпантин и поднимающаяся сразу на хребет Кумардак. Юрюзанка - шикарное место! Дело даже не в оставшихся строениях, а в какой-то глубокой дремучей тишине и спокойствии, что царит там. Не охота никуда спешить, остаться и замереть в этой вечности.

Нас поразил мост через Юрюзань! Он очень высокий, под ним далеко внизу течет дикая река, место тоже очень красивое. Дорога на подъеме на Кумардак хорошо сохранилась. Без проблем пересекли хребет и на бешенных скоростях спустились в Верхнеаршинский.

Из дальнейших вариантов: ехать через Николаевку или напрямую в Тирлян выбрали второй - продолжается узкокалеечный поход! Буквально сразу покинув Верхнеаршинский мы попали в дикие заросли молодняка, среди которого тонкой ленточкой вьется наезженая мотоциклистами тропа. Мы ехали - словно плыли в гуще зарослей, зажмуриваясь от веток норовящих попасть в лицо. Ехалось медленно, но хорошо. Места между Тирляном и Верхнеаршинским тоже очень красивы. На очередной станции, кажется Рудник, остались строения, там кто-то жил в то время и пас лошадей. Но мы спешили, и поэтому, не останавливаясь, ехали дальше.

А дальше небольшой перевальчик и спуск вдоль речки в Тирлян, где мы уже расстались с узкокалейкой и двинули в Белорецк по асфальту.

Весь этот путь (с Кропачево до Белорецка) мы проделали за один вечер и 2 дня. В те дни мы были в самом настоящем центре лета, когда на пике летней волны буд-то время остановилось и мы насладились этим моментом.
Безрукову Андрею большой респект за рассказ, здорово, сам был на БКШ и ездил на поезде том на открытой платформе, незабываемо!!!
ВО я и говорю надо по ней на велосепедах кататься. Хороший горный велосепед и в перёд.
Время вносит свои коррективы. Участок узкокалейки от Катав-Ивановска до Вер-Катавки (самодуовки) отсыпали и теперь это официальная дорога в Вер-Катавку. А объездная теперь используется лесовозами и соответственно стала разбитой.