Один в лесу.

Маршрут: ст. Космакты - гора Курташ - ст. Космакты.

Время: 17 - 18 июля 2001г.

Участники:

День первый, 17 июля, вторник, около 9 часов

Итак, я начал свое путешествие в горы, в одиночку. Конечно, в одиночку я идти не планировал - было решено идти с моим двоюродным братом Димкой. Да и отъезд должен был состояться еще в воскресенье. Но в пятницу Димка с товарищем неожиданно для себя совершил переход "Горный воздух" - оз. Банное, а в субботу, в крайне усталом состоянии, явился ко мне, с просьбой перенести поездку на вторник. Я согласился. Но и вторник Димка обломал, - позвонил мне в понедельник и сказал, что его не пускают в лес, а тащат в сад. Опять предложил перенести поездку, теперь уж на среду.

Но во мне разыгралась дикая тоска по лесу - последний раз я там был в конце марта - еще на лыжах. Я не могу больше ждать.

И хотя на субботу - воскресенье уже назначена следующая поездка, я все равно решил ехать ещё и во вторник - один. К тому же я давно хотел попробовать съездить в лес в одиночку - и вот представилась возможность.

…С утра было безоблачно, но когда проезжали всякие Супряки, да Смеловски, пол неба заслонили тучи, в районе Муракаево небо совсем затянуло и стал накрапывать дождик.

Сейчас уже подъезжаем к Космактам (я там выхожу), дождь прекратился, в тучах появились дырки и иногда даже проглядывает солнце…

Ну ладно, мне сейчас выходить…

около 21:30

Сижу у костра, по-прежнему в гордом одиночестве. Попытаюсь пересказать события сегодняшнего дня. Вышел я на станции - гляжу - из турья я единственный. Всего же вышло человек 30 - в основном всякие бабушки, то ли за ягодами, то ли за всякими травами. Ну я резво так припустил знакомой дорогой - к Курташу. Трое бабулек увязались было за мной, оборачиваясь, я видел их метрах в 50 от себя. Они, наверное, думали, что раз у меня такой большой рюкзак, значит я знаю потаенные места, где можно собрать кучу того, за чем они приехали. Но, пройдя несколько поворотов и развилок дорог, и очередной раз обернувшись я не нашел их взглядом - видимо свернули они не туда.

… Недалеко от станции я остановился, чтобы поставить время на часах. С часами у меня такая история приключилась: незадолго до выхода из дома я сел почитать газетку - было 6 утра, мне же надо было выходить около 6:20. Так вот, сижу, читаю я газету, через некоторое время глядь на часы - 6 утра. Я же успел уже прочитать пару статеек, а курсы скорочтения вроде не заканчивал. Смотрю другие часы - 6:15. Тряхнул свои часы - не идут, ещё раз тряхнул - не идут, я их разобрал - все цело и на месте… А уже выходить надо, схватил будильник говоряще-кукарекающий, вытащил из него батарейки, чтоб будильник не орал в рюкзаке и двинул на вокзал. Так вот, выйдя из электрички и немного пройдя, я встал, чтоб поставить будильник на нормальное время. Тут я и увидел тех трех бабулек, вышедших из-за поворота и направляющихся за мной. Ну не буду же я при них ставить будильник со всеми его кукареканьями и объявлениями времени. Я сунул будильник в карман куртки, взвалил рюкзак на плечи и стал уматывать от бабулек. На ходу и поставил время. Сунуть его после этого стало некуда, кроме как опять в карман. А куртка у меня длинная, карманы низко и как раз в том месте, где находится поясной ремень рюкзака, будильниковая кнопочка и ерзала. И при резком моем движении лес оглашался русско-китайским: "девять часов сорок семь минут" (это я поставил будильник на +2 к времени отхода электрички из Магнитки, да еще плюс небольшой запас). Причем время объявлялось порой по нескольку раз за минуту.

Так что в обществе этой китайской подружки я не ощущал себя одиноким и бодро шагал старой дорогой. Что меня поразило в лесу, так это практически полное отсутствие комаров. Пока я шел, меня успело укусить всего парочка, из не более чем двадцатки претендентов (это за всю то дорогу, длиной километра в 3-4!). Всяких слепней да оводов я вообще не видел ни одного.

(Пошеверчу ка я дровами в костре - пока я тут пишу, он совсем затих…)

Ну так вот…

Помниться в электричке я писал, что вроде появляются дырки в тучах и в них уже выглядывает солнце. Зря я, наверное, это писал - когда я вышел в Космактах, у солнца уже не было ни одного шанса попасть в дырку, так как и дырок уже не было.

Ещё через минут 20 стал даже накрапывать дождик (редкий такой), который, впрочем, скоро прекратился. Немного не доходя до поляны, я опять попал в дождь, уже более сильный, и, заметив на краю поляны стоянку, снял рюкзак. Я решил переждать дождь здесь, внизу, в деревьях, которые ощутимо защищают от дождя. Идти на вершину в такую погоду мне не особо хотелось. Оставив рюкзак под деревьями, я отошел осмотреть окрестности (не подумайте чего, - не затем!). lt;p>(…Опять костер потух…)

Во время брождений нашел стоящую сушину, зато в расплату за находку замерз (без рюкзака то холодно!) и промочил ноги. Вернувшись на стоянку, я заметил, что рюкзак начинает уже мокнуть, дождю же окончания не намечалось. Решил подождать ещё немного. Но уже минут через 5 понял - надо ставить палатку - дождь все усиливался, пока здесь встану, а то помокнем окончательно и я и рюкзак.

Стоит сказать, что палатку свою я ставил только второй раз (новая), и не смотря на то, что в инструкции говориться: "Время установки - 1 мин", я героически растянул это время минут на 15.

Естественно, что момент воткнутия в землю последнего колышка совпал с моментом прекращения дождя. Но я уже полон решимости - по крайней мере, вскипячу здесь чай, чтоб согреться, к тому же знаю, где сухое дерево - всего то отсюда 20 метров. Более того, я понимаю, что если я начну играть в игры с дождем, то момент, когда я закончу упаковывать рюкзак, опять совпадет с моментом начала дождя. Потому я и не поддаюсь на провокации. Достал топор, пошел валить сушину. Сушина эта представляет собой один из двух стволов дерева, развилка - чуть пониже моей груди, так что стоя рубить вроде как удобно. Но мешался мне второй ствол, а когда я все же перерубил, дерево зависло на соседнем, и никак не хотело слазить оттуда. Я уж его толкал и туда и сюда, измучился весь, а, оказалось, стоит дернуть его за комель (так вроде называется основание дерева), как моя сушина легко съехала по веткам соседнего дерева. Наверное, не стоит говорить, что пока я рубил, да пытался сдернуть ствол с соседнего дерева, я сто раз согрелся и перегрелся.

(Все, бросаю писать - темно уже, пишу при свете костра; завтра будильник на 7, вот там и будет видно)

День второй, 18 июля, среда, почти 24:00

Уже сижу дома, времени вести дневник в лесу не было, потому заканчиваю его уже сидя в кресле (фактор, конечно, расслабляющий, но воспоминания пока свежи).

Итак, что же было после того, как я из-за темноты бросил писать дневник вчера?

А было вот чего.

Я заканчивал свое повествование на моменте победы человеческого разума над неразумной сушиной. Через десяток минут у меня уже был костер и котел воды над ним.

Уже когда вода в котле стала закипать, я подумал: "А не сварить ли мне чего-нибудь?" Ведь я могу свернуть сейчас свой лагерь и идти хоть до вечера, и неизвестно, будет ли вечером у меня возможность приготовить еду". Ну и наварил себе рожек… литра 2… Притом пожарил к рожкам лук (а иначе зачем я брал сковородку и масло?), получилось очень вкусно. Между тем, погода уже вовсю разошлась - светило солнце, порхали бабочки, мне не нравилось только то, что тучи с неба не уходят, а мотаются туда-сюда мимо моей поляны.

Рюкзак мой стоял еще не распакованным, и по окончании обеда я намеревался сложить палатку и умотать отсюда в места, более отдаленные от цивилизации (стоянка моя всего в пяти метрах от дороги).

Ел я долго, очень долго (два литра рожек не шутка). И когда я, наконец, прикончил их, погода опять активно портилась. Шла следующая дождевая волна… Через несколько минут опять закапало.

И весь оставшийся день дождь то прекращался на короткое время, то начинался опять.

Что делать в лесу одному, когда к тому же из-за погоды вынужден стоять на месте? Изрубил все свое дерево на дровишки, сложил из дров вокруг костра стенку, потом, когда заняться стало нечем, нашел ещё одно засохшее дерево, и так же завалил его и разрубил на кусочки. Потом отдельные дровишки поколол на щепочки для завтрашнего розжига костра, потом кремировал свои старые штаны, которые давно уже превратились в лохмотья, но которые я по инерции ещё таскал в рюкзаке во все походы, потому, что рука не поднималась эти штаны просто выкинуть… Потом вырубил на бревне, которое лежало на стоянке как сидушка ровные площадки - чтоб сидеть было удобно… В общем я только и искал, чем занять себя, потому что сидеть одному у костра было слишком тоскливо.

Перед закатом тучи вроде пролетели, большая часть неба очистилась, и у меня даже возникла мысль перебраться со своей стоянки на новое место, хотел даже залезть на вершину Курташа и заночевать там. Но стало жаль бросать эту гору дров, которую я заготовил на стоянке, и я никуда не пошел.

В начинавшихся уже сумерках я сходил за водой, поставил кипятиться чай и сел писать свой дневник. Когда писать стало уже невозможно из-за наступившей темноты я забросил писанину, попил ещё чайку, да завалился спать.

Будильник я завел на 7,чтоб успеть побольше сделать на следующий день, к тому же я мог бы ещё и сходить куда-нибудь.

Засыпая, я слышал, как ветер раздувает костер, засыпалось быстро и крепко…

… А ночью я проснулся от грохота о палатку. На улице лил дождь, сильный ветер лупил им о тент. Я нашарил фонарик, включил, глянул на часы - второй час, выглянул в палаточный тамбур - на внутренней стороне тента скучали только два комара, было видно, как по внешней стороне тента текут ручьи. Я выключил фонарь, натянул свитер и выключился под этот грохот, теперь уже до утра.

Проснувшись я услышал знакомый уже шум - дождь не прекращался. Странно, я проснулся так рано - будильник ещё не звонил. Ещё через пять минут я разлепил глаза - в палатке было серо и скучно. Вспомнились слова из рекламного проспекта палаток: "Яркие цвета внутренней палатки даже в пасмурный день создадут впечатление солнечной погоды", или что-то в этом духе. Явно разработчики не рассчитывали, что погода бывает настолько "пасмурная", никакие яркие цвета не помогали. Так классно было нежиться в теплом спальнике и слушать дождь.

Ещё через пару минут я удосужился взглянуть на будильник - ба, да уже почти девять! Я не услышал будильника из-за стука дождя о тент. Надо вылазить, а то скоро может появиться народ, и встретить его лучше на улице.

Вылез, быстро развел костер (поколотые со вчера щепочки лежали у меня под тентом, а бересту я спрятал под бревном).

Опять навалилась куча дел - трудно одному везде успевать - и картошку чистить и жарящийся лук помешивать…

Вскоре появился около моей стоянки дедок, я заметил его приближение издали, встал, и смотрел, как он подходит.

Он первым поздоровался, спросил, ночевали ли МЫ здесь, посетовал на погоду ("Один раз выберешься, и так не везет"), спросил, есть ли грибы, я ответил, что грибов нет. Я же уточнил у него время - оказалось, что мои часы спешат на 50 минут…

Я надеялся, что он подойдет к костру (я же соскучился по людям), но он не подошел, и зашагал по дороге дальше, да и предложить мне ему было пока нечего, вот если бы он прошел чуть позднее…

Опять я наварил слишком много - одному непривычно. Хорошо сидеть у костра, уминать картошку и глядеть, как с противоположной стороны поляны клубятся тучи, ударяясь в курташские скалы. До меня же тучи не спускаются, а только поливают периодически дождиком.

А потом опять полил сильный дождь, я залез быстренько в палатку, лежал и слушал, как дождь барабанит по тенту, а ветер пытается подкрасться поближе, чтобы вместе с дождем взломать мою водонепроницаемую оборону. Но палатка крепка, я спокоен и даже, кажется… счастлив…

Удивительно быстро так бежит время, гляжу на часы, скоро выходить к станции, решаю ещё немного подождать, пока дождь стихнет. Минут через сорок выползаю в мир. Дождя нет, надо сворачиваться. Но тут обнаружилась неприятная вещица - ветер стряхивает с деревьев воду, уйти на полянку нельзя - там тоже мокрая трава выше пояса.

В общем, пока собирал рюкзак, туда налилось пару литров воды :). Собрался и сразу в путь - сначала я решил сходить на Курташ, а оттуда сразу на станцию. Уже перейдя поляну я оглянулся и увидел, как к моей стоянке подходит тот самый дед, уже идущий на станцию.

С Курташа вид открылся сказочный. Туча неслась изначально ниже вершины, и, натыкаясь на скалистый гребень, взлетала вверх, как на трамплине. С другой же стороны горы туча опускалась не сразу - ветер хватал ее отдельные клочки и они крутились, то приближаясь к земле, то удаляясь. Находясь на горе, было видно, что выше этого дождевого слоя туч высоко в голубом небе висят легкие облачка, совсем не дождевые, и никуда не несущиеся.

Налюбовавшись, я пошел вниз. И пока я шел к станции мне светило солнце, такое желанное, теплое…

...Через несколько минут после меня к станции подошел и знакомый мне дед. Я его спросил: "Нашли чего-нибудь?" Он же ответил, что ягод нет, что грибов очень мало и они слишком мокрые, чтобы собирать их. Потом посмотрел на меня внимательнее и спросил:

- Это вы там ночевали?
	- Да, я… один…
	- Один? Не страшно одному?
	- Да нет… Чего тут страшного?
	- Как чего? Тут волки.
	- Да всех волков перестреляли уже, откуда тут волки…

И тут дед стал рассказывать, что волки здесь есть, что он видел однажды их - вышли из-за деревьев, посмотрели на него из дали и ушли, что волки очень умные. Он рассказал, как несколько лет назад пара волков угнала со станции стадо овец и коз, загнала их в болото и в день съедала по одной овце, охраняя других, чтоб не разбежались. Дед сказал, что если б было холодно, то волки сразу бы перерезали всех животных, а так сообразили, что свежее мясо вкуснее будет… Через 3 дня после того как овцы пропали, этот самый дедок проходил мимо болота и увидел там овцу, придя на станцию, он спросил у местных, не их ли это овцы там, заблудились, местные сразу на мотоциклах туда и привели большинство овец обратно.

Ещё он рассказал, что однажды дорогу ему перебежал медведь… Потом я спросил у него, не знает ли он, где тут растут кедры. Дед знал, стал рассказывать про кедры, какие они, как их найти. Я же слушал, грелся на солнышке и только изредка своими вопросами направлял его рассказ в интересное мне русло.

Потом пришла электричка, я сел и до города впал в полудрему, вспоминая свои недавние переживания…

Как хорошо, что есть рядом с нашим городом такой Лес и такие Горы. Как хорошо, что есть друзья, с которыми в эти горы можно ходить. И хотя в горах можно быть одному, это совсем не страшно и не трудно, все же половина (а может и больше) прелести наших походов заключается в друзьях, которые идут рядом, с которыми ты делишь это солнце и этот воздух, каждую крупицу похода делишь на всех. Стоит чаще глядеть вокруг, стоит заметить этих дорогих людей.