Вы здесь

Новогодний поход

День 1

Удивительно, но комп может работать даже на 30ти градусном морозе.

Впрочем по порядку. В первый же день нового года я отправился в путь. Со мной еще 7 собак. Мы идем в сторону Белорецка. Возможно завтра – послезавтра придем в Отнурок. Там на турбазе немного поработаем, откормим собак, отдохнем и двинем дальше.

Сегодня вышли в 12. Идем не очень быстро. Не стоит сильно уставать в первый же день путешествия. Погода хорошая, спешить нам некуда. Вес саней с грузом по моим прикидкам около 60-70 кг. В основном это собачья еда и печка.

Топаем прямо по асфальту по обочине, благо - сейчас новогодние праздники и дорогу не чистят. Так что на обочине мягкий пушистый снежок.

В 1 час 57 мин подошли к столбику 157. По зтому поводу был устроен перекус. Я решил не брать для себя еду отдельно, поэтому кушаю то же самое что и собаки, а именно: на перекус сухари и сало, а вечером геркулесовую кашу с вкусными свиными выжарками. Единственное послабление для меня – термос с кофе.

В 4 часа дня прошли Кагарманово. Зашел к моему знакомому Таштимиру. Он предлагал попить чай, но мы не стали надолго останавливаться - пошли далее. Узян проходили уже в темноте. Таштимир сакзал, что на ур. Кутуйка, где раньше была деревня, есть избенка, где можно переночевать. Не знаю, может и есть. Я не смог проверить. Дороги на Кутуйку нет. Как только сошли с асфальта, сразу же провалились в снег, выше колена.Пришлось оставить собак и идти с фонариком искать дорогу. Через 2 км повстречалось первое сухое дерево- небольшая лиственница. Я вернулся к собакам, и уже по натоптаной мной дороге мы добрались до места нашей первой ночевки. Было это в 22 часа.

Итак: за 10 часов мы прошли 40 км.

Первым делом попытался развести костер и сварить собакам хавчик. Пока костер разгорался, я успел поставить палатку, правда без печки, приташить еще дров, переодеться из мокрого в слегка влажное, завернуться в спальник и поспать. Сейчас 5 утра. Я выспался, бодр и весел. Лиственница как не горела, так и сейчас не горит, но дает замечательные угли. Еда почти готова. Сейчас вот выключу комп, согрею руки и начнется новый день. А начнется он с завтрака. Неплохое начало…

День 2

Как выяснилось поздже мороз ночью был 27 град. На дорогу вышли в 9. Когда рассвело поток машин сильно увеличился. Многие останавливались, спрашивали, фотографировались. В Азнагулово познакомился с мужиком, который переехал в Башкирию с Чукотки.

Видели волков. Переходили дорогу 4 головы. Переходили спокойно не бегом, метрах в 50 от нас. Я прикрикнул на последнего и только тогда они побежали. Хотел сфоткать их, но батарейки сели. Поставил запасной комплект – та же история. А волки тем временем не спеша ушли за поворот реки.

Дошли до Серменево в 16 часов. Машин на дороге все больше, обочина все уже. Собаки идут плохо, ни разу не перешли на бег, да я их и не заставлял. В Серменево познакомился с пьяным мужиком, он пригласил меня в гости. Живет он не плохо: большой дом, скотина, большой плазменный телевизор, несколько машин… Я сварил жрачку своим собакам, дал сена их коровам, потму что Николай с трудом держался на ногах, а сам я поесть не успел. Проснулась его жена, тоже пьяная и прогнала нас. Вещи повыкидывала на улицу, собак избила лопатой. Меня бить наверное не решилась.

Итак, ситуация: время 8 вечера, темно. Мы стоим перед воротами и не знаем идти ли дальше в ночь или искать ночлег. Ни то ни другое не выполнимо. Дальше начинается трасса Уфа – Магнитогорск. Ночью много фур. Ихотя мои собаки в шлейках со светоотражающими полосами, идти все равно опасно. Да и дорога наверняка вычещена и посыпана песком. Обходную дорогу или какой нибудь конный или снегоходный след в темноте я врядли найду, да наверняка все заметено. Ночевать в палатке посреди Серменевского поля без костра и дров, да еще и рядом с трассой не реально, даже при условии, что у меня хватит сил правильно поставить и окопать палатку. И что теперь делать? Стучаться ночью когда «свои все дома сидят телевизор смотрят» в освещенное теплым светом окошка и жалобно так просить «тетенька пустите переночевать придурошного типа, который по ночам шатается по деревне с ножом на поясеи семью собаками»?

И тут подъезжает машина, выходят какие то мужики и с ходу решают мои проблемы.

Ночевка обошлась мне в литр самогона. Подселили меня к алкоголичке Луизе. Она беженка из Узбекистана у нее двое детей 2 и 4 года. Когда там началась война её семью обвинили в том, что в них есть башкирская кровь. И пришлось им срочно переезжать из северного солнечного Узбекистана на южный Урал. Дров дома нет, поэтому топят они старыми куртками, разным мусором. Живут не богато. Луиза перебивается случайными заработками. Я отдал им почти все продукты, которые взял с собой. С каким восторгом дети смотрели на кусок сала!

Луиза просила не фотографировать её, Но я не удержался – согрел в руках батарейки разок щелкнул. Жаль, на вспышку заряда не хватило.

Вечером обнаружилось, что сухих вещей у меня нет. Прошлой ночью промокло все, что было одето на мне. А спальник, когда я достал его из мешка представлял собой нечто ледяное и слепленое в один комок.

Вот почему так: приличные с виду люди прогнали нас ночью, а алкаши приютили?

День 3

Утром градусник показывал – 38 градусов.

Отряд не заметил потери бойца. Воя пришлось оставить в Серменево у Луизы. Видать вчера ему здорово досталось лопатой, когда нас прогоняли. Заберу его на обратном пути. Пусть пока поправляется, отдыхает…

Как ни странно, но наша скорость от этого только увеличилась.Вышли в 11.30 Шли как прежде – по обочине. Поток машин сильно увеличился. Одна гаишная машина несколько раз проезжала мимо, потом возвращалась.

Прошли славный город Белорецк. Санки не едут совсем. Даже под горку приходится тащить. Пластиковые горные лыжи, которые стоят у меня на полозьях стерлись насквозь. Металлические канты вылезли и тормозят. Еще какие то 14 км по ночному лесу, (по моему дорога посыпана гравием. Доставать и включать фонарик лень. Да и какая разница – идти то все равно надо) и мы на месте – на хут Отнурок на турбазе Малиновка.

Сегодня за 8 часов хода прошли 36км. Вечером обнаружилось, что в желудок свободно помещается 5 литров чая, но пить при этом все равно хочется.

День 4

Нет ничего хуже, чем ждать и догонять. Сегодня мой день был посвящен ожиданию. Я ждал Лёню – хозяина турбазы, чтоб попросить у него лыжи. Я знаю, что на складе у него множество лыж и наверняка найдутся такие, которые подойдут мне на полозья. Но Леонид так и не приехал. Поэтому я немного поспал, потом покормил собак, поел сам, помог мужикам по хозяйству, снова покормил собак, опять поспал, опять покормил собак… К вечеру собаки перестали есть хлеб, выбирая из своих мисок только мясо. Наелись стало быть.

День 5

С утра на лошади съездил за лапником для веников. За это мне разрешили взять со склада сломаные деревянные лыжи, и я наконец то отремонтировал санки и даже прокатил туристов. Заработал аж целых 200 руб. Потом делал проводку, вязал веники. Так незаметно и прошел очередной день. Еще раз убедился, что если с утра попить кофе, то день пройдет не зря.

День 6. Спасработы

Рекомендации по эксплуатации снегохода:

Следует помнить, что любой человек, севший за руль снегохода, является на первых порах новичком, независимо от его предыдущего опыта вождения автомобиля, мотоцикла или другого транспортного средства. Безопасность езды на снегоходе зависит от многих факторов: дальности видимости, скоростидвижения, атмосферных осадков, состояния снежного покрова, загруженности трассы, технического состояния снегохода, а также от навыков управления снегоходом.

Во время дальних поездок через каждый час непрерывного движения наснегоходе рекомендуется делать кратковременные остановки для отдыха.

Скорость движения снегохода не должна превышать 10... 15 км/ч. Во всех случаях затруднительного страгивания с места нагрузка на снегоход должна быть минимальной - один водитель.

Водитель должен помнить, что езда по незнакомым маршрутам, по бездорожью таит в себе много опасных неожиданностей (занесенные снегом препятствия, тонкий лед и т. п.).

При движении по бездорожью в условиях плохой видимости желательно придерживаться ранее проложенного следа.

Ошибки в технике могут привести к опрокидыванию снегохода.

Не выезжайте на вершину холма на большой скорости. Будьте готовы к тому, что там могут оказаться какие-либопрепятствия, ямы,

Ни при каких обстоятельствах не разрешается движение по камням, траве. Кроме того, если Вы хотите уберечь ходовую часть от преждевременного износа, не выезжайте на лед и снег.

Помните,что укатанная дорога и лед требуют особой осторожности в управлении снегоходом. 

Ухудшаются управляемость и проходимость и на рыхлом глубоком снегу.

Скоростьснегохода не должна превышать 25...30 км/ч;

Нагрузка на снегоход - один водитель;

Для поездок выбирайте ровные участки местности с плотным (наст, укатанный снег) снежным покровом. Езда по сильно пересеченной местности, глубокому рыхлому или мокрому снегу, преодоление крутых и затяжных подъемов не допускаются;

Помните, что при поломке снегохода, то же расстояние, которое вы проехали за несколько минут, вам придется возвращаться назад пешком несколько часов.

Так оно и вышло. Двое туристов на снегоходе отправились на г. Ялангас. Погода стояла солнечная, почти теплая и изрядно попетляв по лесу ребята решили все таки подняться на гору. Но поднимались они не со стороны Отнурка, а через задницу со стороны заповедника и журболот. Снегоход то ли заглох, то ли сломался, то ли просто зарылся в снег. Один из ребят залез на дерево, поймал связь и сумел подать сигнал СОС. В СМСке не указывалось ни их точное местонахождение, ни количество человек ни причина поломки. Поэтому мы исходили из самого худшего – предположили что с ними был ребенок. На самом деле ребенок остался с кем то на базе, но мы этого не знали. Тут же была организована спасательная экспедиция. Сначала я хотел ехать на собаках, потому что по глубокому снегу собаки идут лучше, чем лошадь, а по снегоходному следу мы их быстро найдем и привезем людей на базу. Но потом встал вопрос как-же нам притащить снегоход. Чтоб привезти на базу и людей и снегоход, выехали на двух лошадях с санями. Одни сани для эвакуации людей, вторые для снегохода. Так как мы не знали точных координат, то ехали прямо по их следу, повторяя все петли и загогулины их маршрута. Через каждый километр лошадь, которая шла первой останавливалась и тяжело дышала. В это время второй конь начинал тропить дорогу.

К счастью спасать никого не пришлось – ребятам все же удалось завести снегоход и мы повстречались на лыжне. В буквальном смысле столкнулись нос к носу. Вечером все были дома, счастливые и довольные. Мне даже удалось попариться в бане, кстати, первый раз в этом году.

День 7

Сегодня рождество.

Собаки отъелись и отдохнули. Мы с ними попробовали совершить радиалочку на Ялангас. Погода стоит отличная – с утра шел мягкий пушистый снег хлопьями, а днем солнечно и жарко. Лес встретил нас тишиной и безмолвием . Ели и пихты побелевшие и согнувшиеся под тяжестью снега, причудливыми фигурами склонились над дорогой. Не хватит никаких слов, чтоб описать всю эту красоту. Да и фотографировать много не удается: 1-2 кадра и фотоаппарат пищит о том, что надо бы заменить батарейки. Ну где я ему на морозе возьму новый комплект? До ближайшего магазина километров 20-25. А вот на вершину мы так и не попали – она скрылась в облаках. Походили по плато, полюбовались природой и спустились снова на базу.

Километраж на сегодня 26км.

День 8

На турбазе, где мы с собаками живем, ночью был банкет. До 5ти утра не смолкала музыка и пьяные голоса, а утром сонная и уставшая повариха вынесла собакам целое ведро объедков. Ну,собаки и объелись. По этому поводу выход пришлось отложить на 2 часа.

Итак, в 11 часов дня, плавно переваливаясь с боку на бок и лениво шевеля ногами, наша упряжка выдвинулась в сторону журавлиных болот. Дорога сперва была ровно укатана лесовозами, потом так же ровно укатана снегоходами, потом тоже укатана, но уже не так ровно, а на перевале г. Устьинской, в районе каменной речки, как-то вообще не укатана. Собаки поминутно вязли в снегу и если бы умели говорить, то матерились бы.

На журболотах нас никто не ждал и мы, убедившись до ур. Миселя дороги пока нет, отправились в обратный путь. Возвращаться по своим следам по колено в снегу через каменную реку и перевал на Устьинской как-то не очень хотелось и мы свернули на на пос. Шушпа. Туда шла хорошая снегоходная дорога. Через Шушпу путь почти в два раза длиннее, но зато мы прошли его легко и свободно и вечером снова были на хут. Отнурок.

Сегодня прошли 56км. Вот что значит хорошая дорога, пустые сани и сытые собаки!

День 9

Домой!

Плану максимум в этом году не суждено было осуществиться. По сценарию мы должны были пройти через Миселю на В. Аршу и далее, перевалив Иремель через Тюлюк прийти на Зюраткуль. Но сани сломаны, дорог нет, и снег продолжает валить, заметая даже те следы, которые пока еще существуют. Перспектива завязнуть в снегу где – нибудь в болоте, где и летом то людей не встретишь, не очень привлекает. Поэтому, трезво оценив обстановку, было принято единственно верное решение. Амбиции амбициями но, как сказал поэт, «погибнет в итоге, кто жадно искал, тот кто выждал – бездарно обрящет». Если сейчас все останутся живы, то у нас еще будет в запасе следующий год. Если же мы сейчас надорвем животики, то в последующем не будет ни возможности ни желания.

Рано утром собравшись и попрощавшись со всеми, мы двинулись в обратный путь. Девчонки из столовой так растрогались при прощании, что подарили моим собачкам целое ведро голубцов. Так и сказали: «Пусть покушают напоследок». Так что выход опять пришлось отложить на 2 часа. Когда мы уходили, то туристы повысовывались из окон и чуть ли не платочками нам махали :-)

Пройдя километров 5-6, я обратил внимание, что на дороге стали попадаться какие-то странные одинаковые щепки. Перевернув сани, я обнаружил, что деревянные лыжи, которые я временно приделал вместо полозьев, не выдержали нагрузки и стали крошиться. И не мудрено – дорога представляла собой нечто песчано – гравийное.

И снова случайность: сижу я в сугробе на обочине и думаю, как поступить дальше, и вдруг рядом останавливается машина. Оказалось, что это Рамиль - мой друг из Белорецка. Скинув к нему в багажник весь груз, на пустых санях, балансируя на одной лыже, я все же умудрился доехать до города оставшиеся 10 км и даже мы собаками как победители проехали по городу еще километра 2-3. Народ приветствовал нас, махал руками. То и дело раздавались приветственные возгласы: «ой, смотри какие худые собачки» (да я и сам не толстый) или «ты что над собаками издеваешься» (а если вам их жалко, то возьмите на недельку себе). Цветы под ноги правда никто не кидал, наверное собак боялись. Зато все восхищались как послушно по команде собаки поворачивают направо и налево, как хорошо останавливаются на перекрестках, пропуская машины, как ловко я балансирую на оной лыже. Ну и пусть думают что я придурок, зато я научился неплохо держать равновесие. А мнение окружающих меня мало волнует.

Приехал к другу – Рамилю. Перегрузили вещи из багажника обратно в сани, я наконец -то поел.

В городе удалось застопить грузовую газель, и погрузившись в кузов мы доехали до дома всего за 1500. Я считаю, что это дешево по сравнению с тем, что если бы мы пошли пешком, то нам с собаками пришлось бы бросить сани и идти дней 5 без вещей и палатки.

По пути в Серменево забрали Воя, который за время нашего отсутствия немного оклемался и даже начал ходить. Еще раз сказал спасибо Луизе и оставил им продукты. На этот раз все, которые у меня были с собой.

Машина до дома не доехала метров 200, и мне и собакам пришлось вновь впрягаться в 60ти килограммовые сани и тащить их в гору, громко скрипя железными кантами то ли по льду, то ли по гравию. Я не разглядел было уже темно. Да и какая разница – идти то все равно надо.

Итак за сегодня мы прошли 18км и еще проехали на машине 80км.

Итоги похода:

  • за 9 дней преодолено 292 км,
  • из них на собачьей упряжке 195,
  • на лошади 17,
  • в кузове машины 80,
  • потрачено денег 1750 руб,
  • заработано 900 руб.

Кроме того: сломаны сани и ранена одна собака.

По снаряжению: Очень не хватало батареек для фотоаппарата. Все остальное у нас было.

Лишние вещи, которые можно было бы и не брать с собой: ноутбук (связи все равно почти нигде нет и выкладывать дневник путешествия ежедневно не получается), палатка и печка также пригодились только один раз можно было обойтись и без них. Ни разу не надевал запасные перчатки. Также я ни разу не доставал из рюкзака карту и GPS. Район путешествия я и так знаю не плохо и навигационные приборы взял так, на всякий случай. И очень хорошо, что этот случай так и не наступил.

Группа: 
Вид туризма: 
Период материала: 

Комментарии

Не понял насчет возвращения в Отнурок с Журболота через Шушпу. Можно поподробнее?

Журболота, узкокалейка в Шушпу, далее можно либо по узкокалейке, либо через отрожек в Катайку, а оттуда прямая накатаная дорога в Отнурок.

Там еще прямая дорога есть через Рассыпную, но по ней только на лошади.

спасибо