Поход в Кутукское урочище, июнь 2005

Аватар пользователя Макеев Григорий

Маршрут: г.Уфа, д.Серять, Кутукское урочище, д.Серять, г.Уфа

Время: 11-13 июня 2005

Участники: Макеев Гриша, Мигунов Сергей, Фуфачев Сергей, Булатов Гайрат, Глущенко Юра, Новиков Андрей, Иван Косулин, Смирнов Леня, Таня, Денис, Яна, Жаркова Лена, Болотовская Маша, Файзуллин Ильнур, Шмидт Игорь, Антон

Честно говоря, я первый раз выезжал в поход такой толпой, и уж тем более первый раз такую толпу пытался координировать в предпоходной суете и послепоходных расчетах. Голова распухла от всевозможных домашних и сотовых номеров, мест посадки в автобус и кулинарных предпочтений.

Добирались до Серяти на автобусе, оттуда около 25км по лесной дороге (хотя Леня утверждал, что по его ГПСу меньше). Стояли на стандартной стоянке на Перемычке - там почти все так же, как было, только бросилось в глаза, что череп с дерева стырили, и на столе свежая вырезанная ножом надпись про салаватских спелеологов, блин.

Дошли в первый день только к вечеру, отправили зондер-команду на провеску входной шахты, и тут сразу возникли проблемы. В колодце висит довольно много сосулек, и Сергей, навешивающих веревку, потратил немало камней, пока не сбил большинство льда, висящего прямо по курсу веревки. Мы аж вздрагивали всякий раз, когда из шахты раздавался очередной "пабамс!" от упавшего льда. В итоге навеска получилась более сложная, чем обычно, с то ли пятью, то ли шестью перестегами, уводящими веревку от опасных мест.

Во второй день после завтрака народ потянулся в подземную экспедицию. Мы с Гайратом спустились первыми, запалили карбидки и ушли провешивать Туманный колодец. Гайрат, памятуя про проблемы на этом колодце с прошлогодней навеской, в этот раз не пожалел веревки, чтобы организовать наверху удобный выход на перила, потом вбил на полочке посередине колодца дополнительный спит, потом перевел веревку через ручей, текущий по стене колодца, организовав, таким образом, последний четвертый перестег на Туманном, пока я спускался на полку. Свет его карбидки поехал вниз, только за тем, чтобы убедиться, что веревки до дна теперь не хватает! В лагере, укладывая веревку в транс, я в шутку спросил его, мол, Гайрат, точно ли тебе нужен узел на конце веревки - узлы на концах придуманы именно для таких случаев.
Пришлось вылезать обратно и снимать навеску, на которую потратили столько времени. Мы уж решили пойти развеяться, погулять по среднему этажу Сумгана, и вышли в Актовый зал, как Гайрат, собирая снаряжение, обнаружил, что не хватает одной проушины. Возникло подозрение, что мы забыли ее на полочке. Решили спуститься на полочку и поглядеть, Гайрат зацепил веревку, и ... спустил транс с концом веревки вниз! Выбрали веревку обратно, в надежде, что транс мог за нее зацепиться - нифига. Транс ушел на нижний второй этаж Сумгана.
Подумали и решили транс достать, и Гайрат полез делать навеску второй раз, в этот раз очень экономную. Спуск за ним получился один из самых сложных моих спусков. Веревка прыгала со стороны ручья на другую, каремы маленькие, но до карабинов перестегов у меня почему-то не получалось дотягиваться. Ни в одном из трех перестегов я не смог встегнуть страховочный ус - приходилось перестегиваться через кроль. Ручей перелез практически сухим, и скоро спустился вниз к Гайрату.
Дно Туманного колодца покрыто сплошным налетом глины, сантиметра два-три. Наступаешь на камень, убираешь ногу - остается белый выдавленный в глине след среди коричневого шоколадного слоя. В сторону Ниагары не пройти, там стоит озеро. Пошли гулять в противоположную сторону, к ледяному залу и дну основного колодца, откуда с глубины в 110 метров видно небо. Надо сказать, если не учитывать самый красивый зал-комнатку Сумгана, то эта половина нижнего этажа мне понравилась больше, чем другая, с Ниагарой.
А вот подниматься из Туманного было сложно. Перелезая в маленький карем на первом перестеге я влез коленками в ручей и вода промочила штаны и натекла в резиновый сапоги, да и на самом верхнем перестеге, выход на перила опять был непростой.
В Актовом зале нас уже ждали и кипятили чай все остальные, кто гулял по среднему этажу. Пообедали и разошлись в разные стороны. Иван согласился проводить меня по среднему этажу, где они только что были, а большая часть ушла гулять на нижний этаж по спортивной Гайратовой навеске.
Залезли на Эверест - я перепробовал все, наверное, способы взбирания на крутую глиняную гору, где везде по склону расстояние до потолка меньше метра - и на ногах упираясь спиной в потолок, и на попе, упираясь ногами в потолок, и просто на попе, цепляясь руками за все, что попадется - в общем, я оценил логику первооткрывателей, давших имя горе. После такого же крутого спуска вышли в Галерею Геофака - вот такого я в пещере еще не видел! Огромная галерея, шириной в метров 20 и такой же высотой, тянется и тянется вдаль! Дошли до конца ее, пролезли по ходу, выкопанному К.Серафимовым (траншея под плитой, высотой около полуметра) к залу Фигур - но тот оказался затоплен от первых же надписях глиной на стенах. Зато какое там эхо! Такого эха в пещерах я тоже еще никогда не слышал! Не поленился посчитать секунды - я перестаю слышать его только черед секунд 8-9!
На обратном пути прошли в длиннющее ответвление метрополитена с кукольным театром - интересно было там заметить переходы между совершенно разными типами пещерной геологии - геометрическим рубленным стилем Галереи Геофака и плавным перетекающим стилем на пути к Кукольному Театру.
Вернувшись в Актовый зал (съехать с Эвереста было парой пустяков) мы обнаружили только одинокие свечки, - народ еще не вернулся с нижнего этажа. Оставили им сообщение, собрали мусор и пошли к входной шахте.
После Туманного колодца навеска на основном показалась простой, но и сил оставалось уже мало. Вылезли к ждавшим нас Гайрату с Деном и пошли вчетвером в лагерь.

Те, кто остался в лагере, в этот день успели залезть в Винтовую, Кутук-4 и Кутук-1.
Лагерь готовил еду, а народ постепенно выползал из главной шахты, усталый и заляпанный глиной, и с удовольствием бухался в ручей, стирался сам и стирал шмотки и снарягу.

На третий день встали поздно, позавтракали и вышли в обратную дорогу. К Серяти дошли к 8 вечера, автобус уже ждал нас, и с небольшой остановкой в Ишимбае, к часу ночи приехали в Уфу. Автобус развез всех, кроме Дена, которому не повезло, потому что он жил в Деме.

Клещей хватало, я с себя снял штук 6-7 за дорогу туда и обратно, были и более и менее удачливые.