Shikhan Adventure Race - 2013. Как куётся победа.

Шиханы - изолированные возвышенности в Башкирском Предуралье. Состоят из четырёх гор-одиночек: Тратау, Шахтау, Юрактау и Куштау, образующие узкую цепочку, вытянутую вдоль реки Белой на 20 км. Шиханы расположены вблизи городов Стерлитамака и Ишимбая. Они являются уникальными памятниками природы - остатками барьерного рифа, образовавшегося в теплом море ранней эпохи пермского периода. В камнях, из которых сложены эти шиханы, сохранились отпечатки древнейших растений и животных. На данный момент осталось всего три горы, т.к. Шахтау спилили под ноль. Всему виной человеческая жадность. Дело в том, что породу горы используют как сырьё для изготовления соды.

До сих пор всплывало множество протестов с целью сохранить оставшиеся горы, но пока конечного решения не вынесено. С 22 по 23 июня в районе шиханов состоялась мультиспортивная гонка Shikhan Adventure Race 2013 в поддержку борьбы за сохранение природного наследия. На этой гонке наша команда да представители содружества Veloufa.ru, что называется, отличились. Но, обо всём по порядку.

Итак, решение участвовать в суперзатратной гонке было принято задолго до 22го числа (ещё в мае). С того момента и начались недели активной подготовки: возвращение телу спортивной формы, тренировки по приобреению новых навыков (например, для водного этапа) и поиск снаряги. Моя напарница Диана за неделю до гонки нашла катамаран и тогда я узнал, что на нём гребут не ногами. Было принято решение потренировать меня на Белой. Это был романтический вечер, плавно перетекающий в ночь и с криками "На ход!", "Табань!" и "Рули!" мы встретили утро. Не лишним будет упомянуть, что за день до этого я вернулся с кросс-похода по хребту Нургуш (тренировка беговых мышц), куда мы ездили с Олегом (в компании с Даней они заняли первое место в категории "Мужчины-24ч" на той же гонке. Команда extremejewelry.ru). Уже там я понял, что ходить не получится как минимум дня четыре. Мышцы болели настолько сильно, что передвигался я исключительно с палочкой, а тут на тебе, спортивная посадка на катамаране да ещё и на протяжени всей ночи. В общем, со словами: прощайте мышцы, я взгромоздился на эту чёртову машину. Для тех, кто не в курсе, объясняю: спортивная посадка, это когда ты сидишь на кортах. Разве что семок не хватает для завершения образа. Вообще, катамараны придумали для прохождения порогов, но тут задача несколько разнилась с их традиционным применением. Целью было пройти 20 км практически по стоячей воде. это в лучшем случае часа три, а в моём - все 5 в позе гопника. Надо больше тренироваться. Уверен, что ребята, которые сейчас дуют пивас под окном, в лёгкую сделали бы нас на Шиханах.

Тренировка техники одной верёвки (подъём / спуск) в компании со Светланой так же внесли ощутимый вклад в нашу победу. Там, под развесистыми кронами деревьев, я понял, что моя техника никуда не годится и требуется покачественней продумать крепление снаряги к телу, ибо от этого напрямую зависело то, сколько я буду болтаться под куполом небес на высоте около 50 метров. Уже в течение последующих двух дней оптимальный вариант был придуман, меня снабдили необходимым снаряжением - прощай, внеплановое спасение на спелеоэтапе!

Тренирвка для этапов езды на велосипеде проходила каждый день в индивидуальном порядке, а так же ощутимым вкладом в копилку было троекратное участие в велосоревнованиях (Kama Bike Adventure Lite 24 часа, Чемпионат Башкирии по велотуризму, 1й этап кубка Велоуфы по кросс-кантри) и один бревет (марафон) на 400 км в течение месяца до гонки.

С техникой работы с верёвками на пешей дистанции и спортивным ориентированием я был так или иначе знаком и проблем это вызвать не должно было, так что со спокойной совестью и натренированным телом я отправился в бой, а моя боевая подруга Диана поехала вместе со мной, чтобы внести женственность и грацию в данное предприятие, а так же свой главный вклад - потрясающую технику управления плавсредствами.

Партизаны бдят, даже когда едят

А вот и я

А это Диана

Признаться честно, на призовое место я даже не расчитывал и это в общем, стало приятной неожиданностью. Хоть тренировки и проходили в полную силу, однако я прекрасно понимал, что буду соревноваться с сильнейшими спортсменами региона, для которых это лишь очередной этап активной жизни, полной тренировок и участия в подобных мероприятиях.

Команды стартуют

На вершине Торатау

Вот и настала пора выходить на старт. Первый этап носил название "Трекинг-1", тут требовалось собрать 3 КП на склонах и вершине Торатау - одного из Шиханов. В древние времена считалось, что на вершине горы Торатау становишься ближе к главному божеству тюркских народов, богу неба - Кук Тарахэ. Именно поднявшись на вершину, затратив значительные силы, можно было обратиться к божеству: попросить изобилия, благополучия, преимущества перед врагами, рассчитывая на исполнение просьбы. Я попросил благополучия на гонке и пожелание почти сбылось. Почти, потому что прошли мы последующие этапы не без косяков, но не пали духом, что радует. Здесь уже не обошлось без неожиданностей: Диану подкосил крутой подъём, а я промазал мимо третьей КП, и потратил на её поиски коло 20 минут, шарахаясь по лесу.

Пересаживание на велики ознаменовало начало второго этапа - "Вело-1", так же с тремя КП. Выезжая из лагеря увидел Арсена со Светкой, катящих велики по полю не в ту сторону. Тогда же закрались сомнения, что с ориентированием у этой связки проблем не будет, ну да ладно. Мы с Дианой поехали по правильной дороге, но вскоре связка "Ну, погоди!" (Света, Арсен) нас догнали и перегнали. Тогда же закралось сомнение в том, что не будет проблем с велоэтапами у нашей связки. Но, Свету с Арсеном удалось обогнать уже на второй КП. Пока те шарахались по лесу, мы благополучно сделав пометку в карте метрах в 100 от этого места, уже направлялись дальше. На следущей КП словил очередной тупняк, промахнувшись мимо метров на 200. Хорошо, что Диана его заметила, т.к. шла позади. Проявив чудеса ориентрования, вывел нас и ещё две группы, случайно подключившиеся к на этапе поиска, на пасеку. И, слава богу, пчёл там не оказалось, или их было настолько мало, что никто не остался покусанным.

Анечка, похоже, счастлива

Ильдус помогает Динаре выстегнуться

Приехав на этап "Верёвки-1", тупили в кустах около часа. Диана спала, а я маялся фигнёй, то и дело попивая водичку. Благо её там было в избытке. Связки одна за одной уходили и возвращались с дистанции, исходя из чего я понял, что среднее время прохождения этапа - 35-40 минут, однако для нас этот этап оказался скорей исключением, чем правилом. После подэтапа "переправа", мы благополучно свернули не туда и ушли глубоко в лес по какой-то чужой разметке, потеряв около 40 минут на всё про всё. Но, всё-таки выбравшись из этого комариного Ада, вернулись на место старта. 1:20 - наше время.

Адова машина

Прохождение порога

После снова был велоэтап, через который почти на всём протяжении пролегал фуникулёр, перевозящий гору Шахтау. Вся эта система вкупе с огромными бульдозерами нещадно разоряла то, что природа создавала миллионами лет. Стало немножко грустно от этого зрелища, но следующий этап - вода, а значит пришла пора откинуть грустные мысли и освежиться. Вопреки ожиданиям, воду не удалось пройи на уровне и пришлось наматывать 2 штрафных круга, после чего мы устремились догонять вырвавшихся вперёд.

Проходя мимо очередного загиба реки, обнаружили Светку и Арсена, стоящих на берегу возле катамарана. Тогда я ещё не понял, в чём состоит их коварный замысел, но потом узнав просто обалдел. Конечно, находясь в спортивной посадке ваш покорный слуга неоднократно задумывался о том, чтобы пробежаться вдоль речки пешком с катамараном под мышкой, однако я считал, что это читерство. Арсен так не считал, поэтому подходя к берегу, откуда начинался следующий этап "трекинг-2", я немножко обалдел от того, что они уже находятся там.

На этапе беготни по Куштау мы стартовали ещё в светлое время, а на место прибыли затемно не подумав, что пригодятся фонарики, оставили их на берегу. Первые две КП не вызвали особых трудностей, да и с третьей всё в порядке. Но, вот спуск по западному склону заслуживает особого внимания. Вспомнив, что говорил Болотов на брифинге, я решил повести нашу связку, а заодно зацепив несчастых Макса Андреева и его напарницу Наталью, вниз по западному склону горы. Сказать, что это была роковая ошибка, - ничего не сказать. полчаса буреломинга, которых ещё свет не видывал. Хорошо ещё, что это происходило в сумерках, а не в темноте.

Дальше снова был дестикилометровый участок воды. И снова, прощайте ноги. Вообще, в конце этого участка нам на брифинге обещали Маверика, мигающего фонариком с берега, однако никакого Маверика там не оказалось, а был Гоша, который любезно помог вытащить катамаран и указал дальнейшее направление. Подсвечивающаяся трасса спелео-этапа "Верёвки-2" на скалах была видна достаточно с далёкого расстояния, поэтому нам не составило труда всё время держать верное направление. При подходе к Юрактау, где располагался спелеоэтап, Диану резко понесло через лес, по азимуту. Но, мне ли объяснять чем это чревато. Никакие попытки остановить полусонную женщину, желающую поскорее добраться до места ужина и ночёвки не увенчались успехом - пришлось лазить по бурелому с болотами около 20 минут, пытаясь снова выбраться на дорогу. Ну, ничего, бывает. Поржали.

Лагерь под скалой

Султан дюльферит

В лагере перед этапом "Верёвки-2" нас заботливо накормили, напоили чаем и разрешили поспать, а Маша даже позволила мне немного потренироваться и притереть абсолютно неизвестную снарягу, доставшуюся от Тимы ещё в пятницу. И вот время стартовать. Резво пройдя тренирововчную трассу с подъёмом и дюльфером, мы устремились наверх на высоту около пятидесяти метров по второму подъэтапу. Кажется, 6 перестёжек и вот я наверху, жду напарницу. А потом был долгий подъём в гору и поиск КП на вершине Юрактау. Красная бумажка с номером была обнаружена не сразу, но за то у меня теперь есть новые классные тёмные очки. Видимо, кто-то из матрасников оставил их на одном из камней. На спуске обнаружил, что мои кеды расползлись и скоро начнут просить есть. Сразу вспомнился Лёха Ерастов и его супер кеды, с торчащими изо всех щелей в носу пальцами. Прибежав в лагерь, пересели на велики и отправились доганять связку "Ну, погоди!". Но мечтам нашим не суждено было сбыться. По незнанию местности, я завёл нас в болото. Однако, наученный горьким опытом, остановил дальнейшее продвижение и начал втыкать в карту. Минут через пять стало ясно, что на одной из развилок мы ушли по неверной дороге. Хорошо, хоть немного времени прокуралесили, потеряв от силыц минут 20.

На этапе "ориентирование"

Взяв несколько КПшек по дороге, а так же до отвалу наевшись земляники, пока Диана неспеша катила свой велосипед по моим следам на поле, мы таки выехали на следующий и предпоследний этап - коронное спортивное ориентирование, где моя боевая подруга предложила классное решение: давай, говорит, ты пойдёшь искать КП, а я тут посплю. И тут я понял весь коварный замысел: один то я в два раза быстрее пробегу всё. Решено! По лесу куралесил около полутора часов, успел за это время встретить команду Артемия Трушина и Свету с Арсеном, пару раз заблудиться и излазить более 10 оврагов. Вернувшись обнаружил свою напарницу мирно спящей в судейской палатке. Прикрикнув: "Подъёооооом!" и оценив ситуацию, которая оказалась нам на руку - "Ну, погоди!" всё ещё шатались по лесу, направил нашу связку по завершающему этапу "Вело-4", то и дело подбадривая Диану тем, что мы можем расчитывать на призовое место теперь, т.к. точно находимся в тройке лидеров на дистанции.

Кавёр оутсайд (Cover outside)

Вот, мы подъехали к той самой, ставшей для многих роковой, КП в пещере, обнаружив там Кристину, а так же связку Артемий-Ольга (extreme.udm.ru), протискивающихся в шкуродёр над ручьём, которые, по их словам, безуспешно ищут КП в этом месте уже на протяжении полутора часов. "Так - вздохнул бедняк" - подумал я. Значит она точно не здесь и направился искать другие пещеры в районе ручья. Почти сразу ушёл в одной из них под землю, открыв для себя абсолютно прекрасный прохладный ручей и длинный лаз, который удалось пролезть разве что по-пластунски. В течение пяти минут я купался в глине и отмывался водой и наконец тупик. Но, вот засада - КП то нет! Как это нет?... Это конечно очень печально, но видимо, придётся возвращаться ни с чем. На выходе из пещеры обнаружил, что имеет место быть ещё один лаз в противоположную сторону. Протиснувшись туда, вышел на завал, где и была обнаружена заветная КПшка. Пробив контрольную карту компостером побежал искать Диану. Оказалось, что extreme.udm.ru уже свалили восвояси, так и не взяв КП, а мы теперь со спокойной совестью поехали за следующими, одна из которой находилась на краю так называемого оврага, который являлся скорей заросшим ручьём чем оврагом. После взятия Бастилии КП вышли на долгую финишную прямую и уже минут через 40 оказались в лагере, где Болотов поздравил нас с первым местом. Первым местом? Не может этого быть! Сбылась мечта идиота.

Пир на весь мир

Спелео-Света

В ожидании

Вот так, одна КП решила исход гонки и три связки поменялись местами, мы вышли на первое, сместив Трушина-Маскачеву на третье, и подняв Светку с Арсеном на второе. Победа!