Сплав по реке Юрюзань.

Маршрут: Усть-Катав - Ахун

Время: 24 июня – 2 июля 2002

Участники: Дима-Капитан, Саша, Серега, Олег, Лена

Об экзотических островах, тропических джунглях и старинных улочках какого-нибудь европейского города тоже интересно почитать, но у нас на Урале столько чудес и красот, что это стоит капельку внимания, хотя бы со стороны собственных сограждан!

Традиция – страшная сила! И некоторые истории начинаются примерно вот так:

Каждый год 31 июня мы с друзьями ходим… только не в баню, хотя и баня там бывает обязательно, а в горный поход. Правда, не на Памир или Эверест, а на наш Уральский хребет, на Таганай. Если кто там ни разу не был, могу лишь отослать вас к В.Высоцкому, потому что «лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал». А в этом году мы изменили (немного) своей традиции и отправились по горам не пешком, а на плоту.

Юрюзань, левый приток реки Уфы, берёт начало на склонах самой высокой горы Ю.Урала Ямантау (1640 м) и имеет перепад высот 710 м. Река несложная (1й категории), но зато здесь много красивых мест, дающих вдохновение уставшим от городской обыденности глазам. От Усть-Катава до Янгантау, известного Башкирского курорта на горе, около 120 км, и мы прошли их за 5 дней. Первые 50 км река течет через западные отроги Южного Урала. Тайга, скалы, гроты, пещеры, - пожалуй, это самая красивая часть маршрута.

Наш сплав 24июня-2июля 2002 года оставил неизгладимые впечатления и такое количество эмоций, что хватит воспоминаний на целый год. В походе участвовали пятеро: Дима-Капитан, Саша, Серега, Олег и Женщина-на-корабле (я).

Итак, 24 июля мы Кропачевской электричкой добрались в полночь до Усть-Катава. Воздух на перроне был пьянящим, сосновым (такое в Челябинске и представить невозможно!). Переночевали на баулах, с шутками-прибаутками и не без приключений. А наутро, 25 июня, мы встали, умылись, подхватили весь наш скарб (его было до неприличия много: автомобильные камеры 10 штук – по 2 на человека, ремкомплект, продукты, личные вещи, палатки и еще много чего) и пошли пешком вниз по дороге к реке, до которой, по утверждению нашего Капитана, было метров 100. Эти сто метров мы шли ровно 5 часов – вот где надо снимать погони! Так запетляешь, что юг севером станет!

Наконец, добрались до вожделенной реки. На берегу паслось стадо коров, слева уходил в скалу по тоннелю через мост поезд, мутная после дождей река напоминала большую сточную канаву. Плот собирали 4 часа. Этот процесс то и дело прерывался многочисленными паузами: на обед, на созерцание природы, на спасение продовольствия от прожорливой скотины. Каркас получился на славу. Правда, Олег и Серега себе мозоли кровавые натерли, завязывая веревки. Я нашла в лесу чудненькую фанеру - старый щит о пользе леса и вреде пожара, но букв никаких не было - стерлись от времени. Притащила фанеру на берег к плоту. Народ одобрил. А спустя некоторое время к нам спустился пастух и сказал, что свой стол он заберет обратно. Мда, жалко. Я предложила выменять этот стол на банку тушенки и полбутылки спирта, но некоторые члены экипажа резко воспротивились, особенно при слове «спирт». Водку берем!

Итак, судно готово! 10 огромных камер, соединенных шпагатом с каркасом из сосновых жердей, с мачтой и пиратским флагом, с сундуками рома и прочим добром, призывно покачивались на волнах. В 5 вечера мы отдали швартовы и поплыли навстречу приключениям.

За пару недель до нашего похода здесь был сильный паводок, оставивший после себя большие и маленькие разрушения и многочисленные следы: на деревьях на высоте 3-4 метров висел разный речной мусор, палки, мешки, тряпки. Признаться, это нарушало гармонию и отвлекало поначалу от подлинной красоты дикой природы, но мы вскоре перестали замечать такие «свалки» и старались не пропустить по-настоящему стоящее зрелище. Река разогналась, и мы вместе с ней, и приходилось успевать все запечатлевать в памяти и на фотопленке. А красота была неописуемая: пернатые хищники парили в вышине, рыба плескала. Со скал высотой 50-60 метров (с 10-этажный дом) гроздями свисали большие красивые ярко-розовые цветы, похожие на гвоздики. Время близилось к закату, пора было искать ночлег. Из-за очередного поворота показалось пологое место с огромной ветлой с дуплом посередине. И даже гавань имелась - как раз для нашего плота! Подналегли, подгребли - и причалили! Ох и трудная это работа – причаливать! Скорость у реки приличная, и проскочить облюбованное место ничего не стоило – 5 секунд на определение подходящей стоянки, вскрик «туда!», и бешеная работа веслами, чтоб не пронесло мимо.

На берегу нашли якорь - вполне подходящую тяжелую железку, - привязали к нему веревку, высадились. Поставили 2 палатки, сделали тент - начал дождь накрапывать. Профильтровали воду, сварили вермишелевый суп. Поели, сидя под тентом. Разомлели. Из-за тучек показалась луна. Как тут без гитары! Несмотря на усталость, мы так горланили, что нас было слышно на всю речку. И казалось, что нам подпевали откуда-то из-за гор. Может быть, это была луна. Капитан потихоньку совершил ритуальное жертвоприношение духам реки (вылил в воду полкружки спирта), за что чуть не был побит матросами. Однако, это не прошло даром: нам потом благоприятствовала и погода, и природа.

26 июня отдыхали. Утром погода была ясная, солнышко ласково пригревало. Капитан с Сашей рыбачили. Ловилась плотва, уклейка и прочая речная мелочь вроде пескарей да ершей. А я собралась к роднику за водой: мне так надоело фильтровать речную воду, уж больно долго и медленно она вытекала из фильтра. Взяла две 5-литровые пластиковые бутылки и пошла. Родник находился метрах в 200 от нашей стоянки, мы его вчера проскочили: не успели пристать. За ночь уровень в реке немного упал, она «ушла», оставив кое-где лужи. Иду мимо одной такой лужи, смотрю, - прыгнул кто-то. Пригляделась - рыба плавает! Попала в западню! Наловила руками штук 6 пескариков! Вернулась к стоянке, показала рыбакам нашим. Одну рыбешку покрупнее оставили на уху, остальных я отпустила в речку. Когда снова добралась до знакомой лужи, там плавала еще одна бедолага, я и ее выпустила. Иду дальше - тропинка пошла вверх, на скалы. Вдруг у меня из-под ног резко черный шланг выскочил - и в кусты! Гадюка или уж – не знаю, но меня чуть кондрашка не хватила. Когда сердце перестало колотиться, я тихонечко пошла дальше, присматриваясь к кустам. Но дело это было бесполезное, травища по пояс, мокрая, густая. Забралась высоко, смотрю, - трава примятая (площадка метр на метр) и вешалка (плечики) красная лежит. Кто тут что делал??? Надо, думаю, на обратном пути эту вешалку подобрать. Когда взобралась совсем высоко, аж камни из-под ног осыпались вниз, смотрю - матрасники плывут. Я им давай махать и орать. Они до Малояза плывут, штук 6 катамаранов с коммунистическим красным флагом под пение гармони. Вот это я понимаю! Я им помахала и пошла дальше. Дошла до родника, набрала воды - чистой, вкусной. Напилась, аж зубы заломило. На обратной дороге часто останавливалась: на природу любовалась, на реку, слазила на скалу за розовыми цветами, но ухватила лишь мелкие, другие, - а те, большие, так и остались для меня недосягаемыми. Вешалку подобрала, но снова где-то ее потеряла – не судьба нам ветровки да футболки на плечики вешать…

В лагере мы сварили уху, отдохнули, а потом занялись совершенствованием плота. Втроем с Олегом и Серегой сделали кресло из лозы. Капитан с Сашей над нами потешались, а потом сами просились в этом кресле посидеть. Собственно, мы сделали только спинку плетеную и две жерди для сидения, связав их концы свободно со спинкой. Это кресло мы установили в центр плота и положили вместо сидения спальник - классный получился трон! После заката пели песни - опять на всю реку. На небе светила полная луна и мерцали звезды - красота! Внизу не встретишь, как ни тянись, за всю свою счастливую жизнь десятую долю таких красот и чудес! Воистину так!

27 июня с утра купались в холодной воде, плескались и дурачились. Позавтракали гречневой кашей с тушенкой, собрали вещи, палатки и прочий скарб и отчалили. Видимо, в верховьях прошел дождь. Уровень воды поднялся сантиметров на 30. После дождя течение было быстрое, и нас несло с приличной скоростью мимо островков и кустов, а также мимо многочисленных коряг и поваленных деревьев. Я сидела на троне и наслаждалась ландшафтами, как белый человек. В одном месте мы заболтались, и нас снесло в кусты. Выбраться веслами никак не получалось. Капитан приказал Саше и Олегу прыгать в воду. С трудом всеобщими усилиями сдвинули плот и поплыли дальше.

Нас обогнала многочисленная группа на лодках и катамаранах. Мы с ними позубоскалили насчет сундука с деньгами и бочки рома, размечтались и налетели на скалу - там был сильный водоворот, и нас чуть не расплющило: веслами и шестами отталкивались от скалы - слава богу, опять все целы. Пришлось мобилизоваться, и дальше мы плыли более внимательно. Перекатов на Юрюзани хватает. Догнали обогнавшую нас группу. Одни на катамаране высадилась на пологом берегу с пробоиной. Попросили у нас спичек. Мы подгребли поближе к берегу и поплыли вдоль. Я вложила коробок в рогатку, выстрелила - недолет. Привязала коробок к бутылке с водой, раскрутила, кинула - долетел! YES! Пожелали им удачи и поплыли дальше.

Течение стало спокойней, река расширилась, Олег с Сашей купались и ныряли прямо с плота, Капитан рыбачил. Таких эксцессов, как раньше, не было. В обед мы пристали к галечному пирсу. Хорошее место: луг, вдали лес и горы. Противоположный берег скалистый и крутой. Красота! Плот тянули до подходящего причала как бурлаки, все пальцы стерли. Кинули якорь. Сошли на берег. Принесли дров из лесочка. Так приятно идти по жесткой невысокой луговой траве босиком! Стали разводить костер, но он никак не хотел разгораться из-за сильного бокового ветра. Я подкинула Капитану сухой травы, пучок попал прямо ему на руки, и вспыхнул от зажженной спички. Далее последовало изречение: "Лена, осторожней, ты мне на руки наклала!" Посмеялись, и огонь разгорелся. Вскипятили чай, съели 2 шпротные консервы с хлебом и майонезом. От физической работы и свежего воздуха так есть хочется - и калории сжигаются быстро. Вот где худеть надо, и диеты никакой! Поели, отдохнули. Поплыли дальше. Придумали легенду: я американка Хелен Смит, наняла русских матросов ради экзотики за 3 штуки баксов и плыву с ними по уральской речке. Из русских слов я знаю только 3 фразы: «Здравствуйте», «Спасибо» и «Плят, греби быстрей». На Олега накатывал приступ смеха всякий раз, как я произносила последнюю фразу. Доплыли до большой лагерной оборудованной стоянки с походной баней на берегу. В баньке парились девушки. Как только они нас завидели, сразу юркнули под полиэтилен, хотя и были в купальниках. Из баньки торчала труба - видно, все было сработано на совесть, и там стояло что-то типа буржуйки.

Дальше пошла равнина. Узнав от местных жителей название деревни, мы сверились с картой и ужаснулись: маршрут-то подходит к концу! Домой никому пока не хотелось. Подплыли к большой скале. Место красивое, но там уже стоял лагерь. Проплыли под автомобильным мостом, потом под подвесным, - едва мачтой не задели. На часах - десятый час вечера, и холодом таким с реки потянуло - ужас! Видели зайца - он почему-то запрыгнул на дерево и оттуда провожал нас настороженным взглядом. Менялись на веслах, чтобы не замерзнуть. Попали в мертвую протоку, и пришлось попотеть, пока выбрались на стремнину. Пристали на песчаный пляж с одиноким большим тополем - тоже с дуплом. Уже падали без сил, пока поставили палатки и сварили гречневую кашу. Я спала сидя с тарелкой в руке, ненадолго разлепляла веки и снова засыпала - мгновенно и без сновидений. Во сне доела кашу, добрела до палатки, упала и заснула, не успев коснуться головой «подушки».

Утром 28 июня проснулись разбитые: вчера искупались, потом на солнце перегрелись, а вечером замерзли. А уж веслами наработались… Доели остатки гречневой каши. Я нашла большое серое гусиное перо и воткнула в волосы под повязку, Капитан меня разрисовал угольком, и теперь я по-настоящему походила на Гойко Митича в роли Чингачгука. Сфотографировались в жанровой сценке «Как индейская скво снимает скальп с бледнолицего». Потом со всякими кинжалами и русским томагавком (топором) на плоту. Вот теперь мы настоящие пираты.

Надвигается гроза. 10 утра. Быстро сворачиваемся - и за весла. Слава богу, зацепило нас только краешком. (А в Янгантау, между прочим, град был!) Пейзаж пошел унылый: деревня на одном берегу, крутой лесистый склон на другом. Миновали поселок Комсомол, где течет источник Кургазак. Причаливать там не стали, так как не знали, где источник, да и берега крутые. Прибрежные огороды размыты паводком: заборы лежат вповалку, огуречные плети висят над водой. А в одном огороде сиротливо и печально каким-то чудом держался на размытом обрыве туалет.

Наконец, подплыли в 4 часа к Янгантау. Его ни с чем не спутаешь. Санаторий на вершине горы, виднеются башенки среди деревьев. Стал накрапывать дождик. Мы высадились на берег. Саша с Капитаном пошли на разведку вверх по 996 ступеням. Мы остались втроем внизу на плоту. Спустившиеся вниз курортники с любопытством разглядывали странный экипаж. Мы милостиво разрешили им сфотографироваться на нашем пиратском судне, а для одной фотографии меня привлекли в качестве декорации, и я была отнюдь не против. Девушка с веслом, пират или индеец – не поймешь. Но впечатляет!

После того, как возбужденные дети ушли наверх в санаторий, мы сели под деревья, перекусили сухарями с майонезом, гадая, как мы потащим весь наш груз наверх. Никому не охота было ехать домой. Через час-полтора спустились наши разведчики, сказали, что такой подъем с рюкзаками нам не осилить. Автобус ходит по утрам, а ночевка стоит слишком дорого. После минутного совещания решено было плыть дальше - несмотря на то, что карта наша кончалась. Кстати, не знаю, либо местные жители говорят на особом диалекте, либо у нас что-то со слухом, но нам слышалось такое, что мы сначала столбенели, а потом ржали (другое слово не подберу) до коликов. Причем все! Или у нас у всех проблемы со слухом??? Представьте: спрашиваем у местных, стоящих на берегу, название поселка. Они дружно отвечают. Переглядываемся. Наконец, самый умный из нас, в очках, неуверенно произносит: «Членово?» Смотрим на карту: Мечетлино. Мда… Что нам послышалось в другой раз, я писать не буду, догадайтесь сами, скажу лишь, что на самом деле деревня называлась Ахун.

После деревни с неприличным названием, которое нам сразу не понравилось, замаячил островок с галечным пляжем – вот туда-то мы и погребли что было сил, чтоб нас не снесло. Там мы сделали нашу последнюю и окончательную стоянку.

Место было хорошее. Поставили палатки, натянули тент между деревьями. На острове были только тополя. В паводок этот остров был, похоже, полностью затоплен. В траве песок, много поломанных толстых, вывороченных с корнем деревьев. Вот и дрова! Сварили ужин и пошли спать, песен не пели, так как сильно устали.

29 июня мы проснулись отдохнувшими, на завтрак ели рыбу, запеченную в фольге с приправами, пальчики оближешь. Испекли картошку в песке. Попили чаю. На противоположном берегу начинался сабантуй - была суббота. Местные жители развернули скатерть под бело-зеленым флагом, накрыли на «стол на траве», начали есть, пить и веселиться. Мы тоже отдохнули немного и принялись за баню. Собственно, поход без бани –как удочки без крючков. Сняли с плота ненужные жерди, воткнули часть их в берег, другие связали между собой. Сделали каркас, выложили внутри печку из камней-сланцев, начали пилить складной пилой дрова. Родника на острове не было, а до деревни переплавляться на плоту - снесет. Да и река здесь широкая, метров 100. Пришлось мне взяться за фильтр. И вдруг - подходит к нам местный парень в мокрых камуфляжных штанах. Все это напоминало сцену из «Брильянтовой руки», когда герою Андрея Миронова явился мальчик-спаситель на островке. Оказалось, что реку здесь можно перейти вброд по пояс, но течение сильное, камни скользкие. И все же мы с Олегом решили сходить за водой в деревню, купить хлеба и узнать про автобус. Одели плавки, положили штаны и обувь в большой мешок, закатали футболки по грудь, взяли всю пустую тару под воду, обхватили друг друга за пояс и пошли по камням против течения. Нас сносило в сторону, но мы дошли. На берегу переоделись в сухое и направились в деревню. Главных впечатлений было 2. Во-первых, ни у кого не было часов, даже у продавца в магазине. Счастливые люди!!! Нам нужно было сверить часы, так как наши, похоже, отставали. Когда мы, наконец, узнали время, пришлось еще раз удивиться: наши часы не просто отставали, а на целых 3 часа!!! Узнали про автобус, набрали воды, купили у бабушки булку хлеба и пошли назад к броду.

Обратно идти было веселей, потому что нас ждали с нетерпеньем оставшиеся на острове аборигены. После обмена впечатлениями мы принялись за баню и дрова. Вечером ели гороховый суп со шкварками - пальчики оближешь!

В сумерках, чтоб не оскорбить своим видом местное население, мы пошли в баню. Наподдали пара на раскаленные камни, погрелись - и в речку. Поплескались, поплавали - и снова в баню. И так еще пару раз. Потом оделись - и к костру: чай пить и песни петь.

Следующий день мы провели в хорошо забытых развлечениях, как то: стрельба из рогатки по пустым консервным банкам, рыбная ловля, песни у костра, фотографирование в перьях и с томагавком. Тушенки не жалели эти дни - надо было съесть как можно больше продуктов, чтобы не тащить это все домой. После обеда всех сморило, и мы проспали пару часиков. Потом сходили с Олегом вдвоем за водой как накануне. Узнали, что наши часы отстают еще на час!!! Купили пива на всех и яблоко мне, пошли назад. Набрали воды в колонке, я помыла яблоко и с наслаждением вонзила зубы в сочную мякоть. Но яблоко было какое-то безвкусное. По дороге зашли в заброшенный колхозный коровник, там переоделись и пошли к броду. Нам явилась такая картина: трое оставшихся на острове робинзонов жадно глядели на нас, и чувствовалось, как слюна их капает на камни - пива-то хочется! Мы с Олегом так развеселились, глядя на этих горемык, что они решили, будто мы приняли на грудь еще в деревне. Чуть в воду не свалились - так смеялись. Разобрали плот. Две камеры бросили, 4 сдули, и еще 4 оставили на завтрашнюю переправу. Доели плов. Постреляли из рогаток по обожженным банкам из-под тушенки. Мне сначала повезло: сшибла 3 банки, а потом не везло ни в какую. В общем, натешились стрельбой. На ужин сварили вермишелевый супчик, пили пиво, горланили песни охрипшими голосами - все-таки это была наша последняя ночь.

А 1 июля мы отправились в обратный путь. После завтрака разделили оставшиеся продукты, привели стоянку в порядок, закопали мусор. Сложили вещи на плот, одежду положили в мешки, столкнули плот в воду, пошли вброд. Тяжело пришлось. Плот сносило, еле удерживали. Выбрались на берег, упаковали остальное, и вперед, на трассу! Автобус подошел в 14-25. Водитель открыл двери, увидел нас с рюкзаками, спросил, куда это мы собрались. Выпустил прибывших пассажиров, впустил новых. Мы подхватили рюкзаки и радостно двинулись к двери, но она аккуратно закрылась перед нашим носом, и автобус плавно тронулся, как ни в чем не бывало. Серега схватил булыжник с дороги и запустил им в фару. Хорошо, что ничего не разбил. В течение ближайших 2х часов никто нас не посадил. Олег с Серегой играли в «баскетбол для бедных» – кидали камешки в пластиковый стаканчик. Капитан обмотал доску туалетной бумагой, написал КРОПАЧЕВО 150 РУБ, я встала на обочине с этой доской, и деньгами махала, и штанину задирала - бесполезно. Ни одна сволочь не останавливалась. Смена доски с туалетной бумагой на картонку не помогла. Тогда я, завидев ИКАРУС, вышла на трассу с высоко поднятыми руками - ему пришлось бы меня задавить. Остановился! Согласился довести. По 25р. с каждого, но только до поворота на Кропачево. Нам было все равно - хоть тушкой, хоть чучелом. Мы сели на задние сидения, втащили рюкзаки. И проехали обратный маршрут, но уже по суше. Ехали часа полтора. Дорогой мы с Олегом нарисовали черную метку и написали на ней «НИЗЛОЖЕН». При выходе я пожала руку Капитану - и вот он уже просто Дима. Минут 30 топали пешком до вокзала. Деревенька маленькая, но улицы: Ленина, Пролетарская, Октябрьская, Пушкина - как полагается!

Поезд наш в 23-53. Сходили в магазин, купили язык в желе, сушек, пива, соку, вермишели быстрой, поели на вокзале. Во время трапезы нас вежливо попросили: «Не сорите, мальчики». Я была так поглощена вылавливанием последнего куска мяса из банки, что не стала спорить против «мальчиков». Мы старались есть аккуратно, и крошки запихивали ногами под сиденья. Серега отдавал нам оставшиеся деньги. Как он обсчитывал Сашу – это надо было видеть! Мы просто до коликов смеялись. Морда лица у Сереги сделалась умная и добрая – как у Владимира Ильича из анекдота про жареную колбаску (-В.И., дайте колбаски! – Пошел на ***! – а глаза добрые-добрые…) Говорит Саше: Разменяй пятисотку! И подает ему сотню. Остаток, называется, отдал! Вот уж мы посмеялись. Покемарили в креслах - морока одна, а не сон. Местный туалет - кошмар. Мужской не работает, я ходила с мужчинами нашими по очереди и караулила их у входа, но посетительниц и так не было. А на стенах коричневым граффити плясали слова: ОЛЕСЯ И ЮЛЯ ИЗ МАЛОЯЗА = ДРУЖБА. Кто бы сомневался, что такая клятва, скрепленная в туалете –ну, не кровью, но тоже органическим соединением, - ничего не стоит!

2 июля в 7 утра мы пели песни в вагоне и пассажиры нам подпевали.

Челябинск встретил нас привычным смогом и суетой. Я помахала рукой своим товарищам по недельному плаванию, взвалила на плечи полегчавший рюкзак, и отправилась домой, к делам и заботам. Жаль, что все когда-нибудь кончается, а хорошее – особенно быстро. Но при желании это можно повторить. Правда, дважды в одну реку не войдешь, но можно зайти в другую – может, будет еще интереснее? Кто знает?

ПРИМЕЧАНИЕ

Это, конечно, дневник личных впечатлений. Теперь несколько практических советов.

• Обязательно возьмите фотоаппарат и пару пленок – снимать будет что! Самые красивые пейзажи – скальные – первые километров 50.
  • Нужен фильтр для воды (особенно, если будете стартовать в Усть-Катаве – там родников нет.)
  • Как только увидите родник – чальтесь и запасайтесь водой. Высматривайте родник заранее, причалить бывает порой трудно, можно проскочить нужное место. Поэтому возьмите бутылок 4-5 5-литровых пластиковых для воды и штук 5-6 полторашек. И опять же, мы на плоту путешествовали, а не на байдарках, поэтому я даю советы для «матрасников», предпочитающих спокойный и ленивый сплав. В родниках вода чистая, пригодная для питья, мы ее даже не обеззараживали.
  • Если увидите приличное место для стоянки – чальтесь сразу. Потом будете жалеть, но поздно. Особенно, когда дело к вечеру, все приличные места бывают заняты. И не ставьте палатки близко к берегу – уровень воды за ночь может подниматься и опускаться сантиметров на 30.
  • Тент – очень нужная вещь. Растянешь такой над палатками – и никакая морось не страшна, и рюкзаки суше будут и вообще.
  • С плота необходимо убирать ВСЕ – мало ли что. И тщательно привязывать на ночь, чтобы не ловить его потом. Лучше заводить в гавань и учитывать возможный подъем уровня воды, чтобы подступы были хорошие.
  • Камеры для плота лучше троллейбусные – они легче. Надували мы их обычной пляжной черепахой. Веревок и шпагата берите побольше и не жалейте жердей для каркаса, без сучков – чтобы не проткнуть камеры. 2 камеры на человека – норма. Нас было пятеро, 10 камер, по 2 в пять рядов. Гребли следующим образом: капитан и матрос – на корме по углам, на носу – двое по углам, один запасной сидит в центре и бдит. Пороги и перекаты лучше предугадывать заранее, то есть определиться с прохождением сразу, чтобы потом перед перекатом не орать друг на друга и не сесть на мель. Выбрали направление – обходим островок (перекат) слева/справа, левый борт греби/табань и т.д. мы не сильно увлекались терминологией, поскольку мореходку не кончали. Но все команды лучше тоже объяснить заранее во избежание дальнейших недоразумений. Поскольку мы почти все были чайники в водном сплаве, нам было легче: капитан все знает, он наша надежда и опора, а мы рабочая сила и выполняем команды (было самовольство, правда, но это со временем заменилось слаженностью и дружным выбором маршрута).
  • Рыбешка мелкая, чистить морока. Или это нам такая попадалась??? Но вот рыба в фольге – это весчь! Берите с собой фольгу и удочки, а на что ловить – это каждый рыбак сам определяет. Мы ловили на тесто из манки.
  • Полиэтилена возьмите побольше – для бани. Или можно стать на оборудованной стоянке по окончании скалистого участка пути, мимо нее невозможно проскочить. Там и баня есть. Но очередь наверняка.
  • Расход продуктов обычный, как для похода. В соответствии со вкусами меню выбирается коллективно и индивидуально. Мы берем сало, сыр, тушенку, хлеб, сухари, сушки, барбариски, горох колотый, гречку, рис, вермишель тонкую для супа, лук, морковь, картошки пару кг на суп, масло растительное для жарки, приправы. Котелка 2 – для супа и чая, сковородку.
  • Про ремкомплект много не расскажу, не специалист. Но сумка была приличная. Вдруг пропоролись бы. Но бог миловал.
  • Внимание должно быть на воде повышенное, спиртное на воде не пить! Топляки и коряги, мели и камни, островки и прочие препятствия появляются мгновенно, надо успевать реагировать. Особенно когда течение сильное, нужно бдить и бдить! А когда течение плавное, впереди ровная река, можно немного и расслабиться – но только немного! А лучше назначать вахтенного. Все дремлют, один бдит. В крайнем случае, потом можно будет все свалить на него…
  • И не торопитесь! Такие красивые места были, а мы неслись сломя голову, и потом стояли возле деревни с неприличным названием на равнине, смотрели на сабантуй, с которого нам и перепало-то, что стаканчик кумыса. Да, и часы берите надежные!!!
  • От Янгантау, говорят, уезжали. Но автобус ходит редко, с рюкзаками одолеть подъем проблематично (996 ступенек!).

Вот и все! Будут вопросы – обращайтесь. А вообще, маршрут этот обкатанный, там много народу бывает, в помощи и в совете, думаю, не откажут.