Начало зимы

Маршрут: Уфа - Сибирка - Олимпиев кордон - Зюраткуль - Уфа

Время: 7-8 ноября 2004 года

Участники: Тулупов А., Мингазов А., Кортюков А, девушка Айгуль

Смотрю в календарь - однако, два выходных обещают. А не пойти ли нам на ... не-е-е-т, туда Вы, господа, идите сами, а мы пожалуй, на Нургуш. Сказано - сделано. Составив план.. или свернув? Вы скручиваеете план или набиваете? А мы вот составляем. И составив план закупки пряников мы стали собирать людей. Однако, подлая судьба, преподнесла кучу. Большую кучу. Сдох натяжитель цепи. Получается, что не едем мы на Нургуш. Но ведь хочется. А ведь я уже полтора месяца никуда не ездил. Целый четверг ремонтировал машину, бегал искал запчасти. Сделал. Ура! Мы едем на Нургуш. В пятницу завожусь - вигВам. Масса пропала. Получается, что не едем мы на Нургуш. Но ведь хочется. Целую пятницу ремонтировал массу. Сделал. Ура! Мы едем на Нургуш. Отъехал от сервиса - коробка передач сказала - вигВам. Получается, что не едем мы на Нургуш. Но ведь хочется. Целую ночь уговаривал мастера выйти в субботу. Целую субботу ремонтировался, до 11 часов вечера. Сделал. Ура! Мы едем на Нургуш.

Поспав целых три с половиной часа, я встал с надеждой, что остальные члены (.. хм, слово то какое, э-э-э странное - члены) команды выполнили план по закупки пряников и прочей еды, так у меня из хаванинки были только ботинки из свиной кожи. Но зато новые ;-) - еще не воняющие, наверное вкусные. Я погрузил свой рюкзак в любимую "нивку" и поехал собирать остальных. С горем пополам, через полтора часа все продавливали сиденья, и дружно завывая коммунистические песни мы помахали пальцами, то есть я хотел сказать руками, гибэбэдешнику на КПМ.

Колеса быстро отматывали километры, но чем ближе мы подъезжали к горам, тем больше я убеждался, что снега гораздо больше, чем я думал. На дороге стал появляться гололед, а снежный бруствер увеличился в некоторых места до метра. Проскочив Юрюзаньский КПМ, и сделав несколько симпотных фотографий, через полчаса "нивка" повернула с М5 на лесную дорогу , срезающую большой угол до Сибирки. Однако, проехав с полкило, и увидев, что зима не просто вытеснила осень, а просто зверски задушила ее, мы стали тренироваться в езде - нет, какое-то плохое слово - в движении, задним ходом.

ФигвамЧерез некоторое время нашим восторженным взорам открылась Большая Сука. Когда я смотрю на нее, мне всегда хочется сказать - "Какая же она БОЛЬШАЯ!". С юго-запада наползала огромная туча, пытаясь ее сожрать, но не тут то было.  Все своим великолепием и мощью, Большая Сука говорила - фигвам. И я подумал, как клево быть горой, стоять и смотреть как вокруг тебя бегают туристы, облака пытаются тебя сожрать, а ты стоишь, большая, белая, подмигиваешь своими снежными вершинами и поешь: "Облака-а-а, белогривые лоша-а-дки...". Однако, колеса провернули снег и гора скрылась от нас в сказочном лесу.

ЛесЛес был красив. Очень красив. Такого леса я не видел уже много лет. Наверное даже со времен возвращения из Сибири. Мне даже кажется, что говоря "красив", я как-то опошляю и занижаю его великолепие и игривый блеск заснеженных елей. Я даже подумал - а ведь здорово быть снежной елкой - все тобой любуются, фотографируют тебя. Хотя, с другой стороны вдруг срубят. Вот гору то не взорвут, а елку срубят... Интересно, а лес мечтает о том, что из него сделают "деревянный макинтош" для дровосека? Вроде как месть...

Но колеса несли нас дальше. "Нивка" прыгнула на пригорок и, как там у Крылова - "..в зобу дыханье сперло..." Огромные тучи наползали на хребты, пытаясь задавить своей чернотой все и вся. А снизу, отраженное от девственного снега солнце, прогоняло их обратно, за мощные гребни хребтов. А внизу, копошились маленькие люди, топили свои домики, гавкали собаки. СибиркаИ они не обращали внимания на всю эту красоту, не стояли как мы, разинув рты. Наверное, они уже привыкли, хотя мне кажется это звучит кощунственно по отношению к этим солнечным горам. А я стоял и смотрел, смотрел, и хотел превратиться в елку, чтобы стоять и наслаждаться. Я щелкал затвором, пытаясь оставить в своем сердце хотя бы несколько крупинок того холодного великолепия, что так сильно грело мою душу.

Мы подкатили к шлагбауму, и Артурик побежал продемонстрировать нам огромный замок на корявой железке, неблагородной перекрывающий доступ туристов к местным красотам. Попытавшись проехать в брод, мы решили все-таки найти ключи от замка, кои уже бежали нам на встречу. И всего за 30руб. с человека нас пустили топтать свежевыпавший снег немытыми с прошлой весны бахилами. ТрудягаИ тут мы поняли, чем отличается машины настоящих туристов от прочих телег. "Нивка" мощно сопя и напрягая резиновые лапы ползла по колено, нет, по колеса в снегу, вверх , на Нургуш. Однако, снега было слишком много, и не доехав всего 2 км до Олимпиева кордона, пришлось оставить трудягу на краю дороги, перед огромной грязной лужей.

Через 30 минут мы спускались к Олимпиеву кордону, по пути встретив "коллег" из славного города Магнитогорск, едущих тоже на машине настоящих туристов - УАЗике. Спрятанный УванНа повороте к Кипящему ключу человеческие следы кончились, и если бы не УАЗик, протоптавший колею до ключа, пришлось бы туго. По пути мы сфотографировали мышь, и через 20 минут сидели в беседки на мосту через Калагазу.

В отличии от прошлого года, передо мной лежал еще никем не тронутый снег. Поляну окаймляли снежные ели, над которыми гордо возвышался красавец Нургуш. Хотелось все бросить и ползти, ползти вверх, однако состав команды позволял только смотреть и смотреть на гордую вершину и мечтать о том, как же там здорово.

- Ну что, пойдем?
- А жрать? - спросил Артурик.
- Сначала дойдем, а потом поедим. - Однако в ответ мне раздалось дружное шуршание рюкзаками. Народ практически нырял в рюкзаки, доставая оттуда различные вкусности. Момент, когда из рюкзака появилось сало, стал критическим - почувствовав в себе хохлятский инстинкт, я стал захлебываться слюной.

Через 30 минут вернулись наши новые знакомые, пытавшиеся дойти до Нургуша. Из-за количества снега они смогли дойти лишь до второй лужи. Становилось понятно, что в этот день нам уже не успеть на вершину. Поэтому подъем был отложен на утро, и мы со спокойной совестью принялись готовиться к вечеру.

Все вокруг было не то чтобы сухое , а скорее даже очень мокрое. Попытки найти вокруг что-то сухое были тщетны. Все-таки глобальный минус таких посещаемых мест - это полное отсутствие дров. Пришлось идти к месту прошлогодней стоянки в лесу. Там я благополучно нашел огромную кучу сухих елок, которые мы еще благополучнее спилили и притащили к беседке.

Вы здесь не пройдетеСтоя посреди большой поляны по ту сторону р.Калагазы, я разглядывал хребет. Мне казалось, что он немного смеялся над нами. Конечно, ему хорошо, он никуда отсюда не денется. А у нас время. Послезавтра на работу. Перед хребтом стояла целая батарея елей, заграждая от нас гору. Они говорили: "Вы здесь не пройдете". Стоя перед нетронутой целиной, меня посещали странные мысли. С одной стороны я вспоминал все то, что осталось дома: какие-то прелести цивилизации, дела, обязанности, удобства. С другой стороны, я думал о том, что все что нас окружает не настоящее. Сегодня оно одно, а завтра совсем другое. Даже город, вроде бы сделанный отдюнь не из пластилина, очень быстро меняется. И нет в нем красоты, какого-то внутреннего духа, притягивающего к себе. Совершенно не хочется стоять, скажем на площади Ленина и смотреть, как едут машины. И я не знаю, будут ли они ездить через год, или два. Может кончиться бензин, или запретят транспорт в связи с экологией, мало ли что. А тут наоборот. Я приеду через год, и Нургуш будет стоять. Никуда не денеться. Его не отменят законом, и из-за повышения пошлин он не станет ниже. Однако я хочу стоять здесь два дня, неделю, можно даже месяц. Смотреть на облака, как они летят над ним, наползают на него. Как сыпется снег, как елки охраняют тропу. И понимаешь, ведь не обязательно залезть на него. Он красив и отсюда. Не есть цель что-то покорить, и залезть, что в общем то свойственно человеку, особенно мужчине - залезть сверху, важно общение. И может быть со стороны кажется, что я просто тупо стою посреди поляны, но на самом деле это не так. Я смотрю и слушаю, я пытаюсь сохранить, записать как здесь, что здесь. Чтобы сидя дома вечером, и прихлебывая чай с лимоном из электрочайника, вспоминать запах снега и вкус горного ветерка, смысл чая с дымом и вечернего трепа, лежа на пенке у трещащих углей.

- Леша! Ты идешь? Уснул что-ли?
- Иду....

Мои ожидания оправдались. Был и чай, и вкусные сушки, и посиделки у костра, и гитара, и несложные разговоры. И опять журчала река, и немного свистел ветерок. И снег скрипел под ногами, и опять слезились от дыма глаза. И тесная палатка, где все лежали, теснились, толкали друг друга и смеялись. И было все то, что называется одним простым словом - поход.

СъемУтро встретило нас непролазным туманом. Он как кисель, обволакивал палатку, скрывая и горы, и охраняющие их ели. Он как будто говорил: "Видите ничего нет, сейчас я и Вас съем". Но опять затрещали ветки в костре и туман стал отступать.

В связи с отрицательной видимостью и сильно намокнувшим снегом, было решено не подниматься на Нургуш, а просто поехать на Зюраткуль, и доесть там оставшиеся со вчера сушки. Мы собрались и пошли к машине. Наверняка, она уже соскучилась по нам. Тем более что оставили мы ее не в самом удачном месте. По дороге нас обогнал "Урал", груженый сеном. Через полчаса мы были около "нивки". К нашему удовольствию, с ней было все в порядке, хотя сигнализация почему-то показала сработку. Мы сели в машину и двинулись в Сибирку. По пути машина показала, почему она все таки называется внедорожником. Мы даже записали видеоклип, как "нивка" на огромной скорости проходит снежную кашу, разбрызгивая грязь во все стороны.

В Сибирке мужик с ключами наехал на нас, что мы заплатили за один день, а были два. Но это ему не помогло. Денег мы все равно не дали. На выезде нас догнал УАЗик с магнитогорцами. Они тоже поехали на Зюраткуль. В разговорах мы пролетели поворот на озеро, пришлось возвращаться около пяти км. Для тех, кто в первый раз - поворот на озеро перед заправками (если ехать с Уфы), там есть указатель "Магнитка". Перед поселком стоит шлагбаум. В течении 5 минут уговаривал мужика в камуфляже пропустить нас по вчерашним билетам - за 20 руб. он исправил нам числа и пропустил.

ПосланиеЗюраткуль встретил нас холодным пронизывающим ветром. Нургуш так и не проявился в облаках. На льду маленькими кучками сидели рыбаки. Памятуя о том, что дрова отсутствуют на озере вообще, мы взяли из машины газовую плитку и пошли на берег кипятить чай. Артурик проковырял ножом лунку, мы набрали воды, и поставив ее греться, пошли фотографироваться.

Памятуя о том, что наш хороший друг по имени Гриша не может присутствовать с нами по объективным причинам, я пошел топтать ему на льду послание. Заодно и вытоптал, что Артурик член. Нашей команды. Кажется, ему понравилось. А потом вскипел чай. К этому времени все продрогли, и он оказался очень кстати. Хребет Зюраткуль совсем затянуло черными тучами. Не стало видно даже леса у подножия. Погода совершенно испортилась. Но почему-то это совершенно не испортило моего настроения.

А потом была дорога домой. И всю дорогу я думал о том, как здорово, что я знаю об этом. О том, что можно взять, и куда-нибудь поехать. Оставить все и ненадолго выпасть из общей суеты. Просто несколько дней ни о чем не думать. И мне ни сколько не было жаль или обидно, что мы никуда не залезли. Ведь смысл не в этом. Смысл просто в общении. И мы ехали обратно, и разговаривали о новых походах. И я думал о том, каков будет в следующий раз чай, и будут ли сушки. И чем будет пахнуть ветер: камнями или травой, водой или лесом. Хотя какая разница, лишь бы не выхлопными газами.