Сплав по р.Сим.

Аватар пользователя Макеев Григорий

Маршрут: п.Кропачево - д.Серпиевка - Игнатьевская пещера - р.Сатлык - Симское вдхр. - г.Сим - п.Биянка

Время: 23-24 апреля 2005 года

Участники: Штинов Владимир, Макеев Григорий

Началось все с разговора про будущие майские праздники. Где-то в районе обеда пятницы Андрей Безруков предложил в очередной раз попробовать собрать рукотворный переносной катамаран Опарыш с очередным номером четыре, и испытать его где-нибудь в районе Сима.

Пока шел до университета, представлял себе со всех сторон эту идею, что в результате вылилось в следующий высококультурный разговор:

22.04.2005 15:14

Vovachka: Не Дрон предлагает от верховья сима и до водохранилища!
tiGRa: на три дня??
Vovachka: Ну за сколько вылетим, а там можно и прогулятся!
tiGRa: вылететь там за пол дня можно, чего там вылетать-то?
Vovachka: Там трасса то не пробитая, там заторы могут быть!!
tiGRa: дык пошли в эти выходные пройдем их все пробьем
Vovachka: Заманчивое предложение, пока не могу сказать!
tiGRa: а когда?
Vovachka: Вечером, а на чем?
tiGRa: да хоть на моей лодке, только насос надо найти
Vovachka: Насос то найти можно!
tiGRa: ну и поплыли нахрен

На этом наш эпический разговор можно было завершат и начинат лодку собират. Уже вечером я почувствовал дыхание Приключения. И на выходные предыдущей недели, и на выходные две недели назад я вылезал на станции Айгир, и ехать в третий раз подряд в одно и то же место было немножко стыдно - но главное заключалось в том, что на Айгире я мог заранее увидеть, как все будет. Как я поднимусь на гору, как я буду пилить сушину, как я буду смотреть вниз с горы и что я там буду видеть. Здесь же впереди ждала полнейшая неизвестность: какой будет уровень в Симу, будут ли заторы, какое будет течение - ничего из этого мы не знали, и я не знал никого, кто бы плавал раньше нашим маршрутом и не читал рассказы о таких маршрутах, кроме полумифического рассказа Андрюхи о том, как они где-то там плавали с Тимофеем в детстве. Ощущение Возможных Неожиданностей Всякого Свойства приятно будоражило кровь.

На самой утренней кропачевской электричке (4.05мск с уфимского вокзала) мы отъехали в Кропачево вместе с приличной компанией народу, которая ехала в Ашу на соревнования. Как и большинство людей, стоявших на свежем воздухе под табло у пригородных касс, спал я всего два с половиной часа, и весь путь до Кропачево проспал.

На станции заглянули на печально известный вокзал, закупили в магазинчике тут же недостающие продукты и пошли по дороге в сторону трассы М-5. Машины отказывались останавливаться и брать нас, а как дошли до отворота на Янган-Тау, так и вообще можно было не стопить - там про Серпиевку не знал уже никто.

Вокруг парили на жарком солнце весенние поля с маленькими островками снега, - наверное, те самые поля, о которых писал как о водоразделе Илья Морозов. Чирикали птички, изредка порывами налетал теплый ветерок, а под подошвы наших ботинок ложились один за другим километры асфальтовой дороги и мелкие камушки обочины хрустели прямо как хребет Хамар-Дабан.

Пересекли трассу М-5, прошли еще с километр и сели на обочине отдыхать. Солнце поднялось высоко и жарило вовсю, и машины здесь не разгоняли тишину по причине своего полного отсутствия. Подождав минут десять, вскинули рюкзаки и зашагали по пустой горячей дороге на юг. Между нами и Серпиевкой лежали еще 14 километров.

Мы успели пройти, наверное, километров 5, когда навстречу нам попался автобус с детьми. Надежды наши оказались не пустыми, и через некоторое время тот же автобус, но уже пустой, ехал обратно в Серпиевку и согласился нас подбросить. 14 километров сразу кончились.

В Серпиевке нужно свернуть с дороги направо, пройти по асфальту через деревню. По пути в центре деревни, рядом с клубом, есть продуктовый магазин, где есть все необходимое, даже мороженное в вафельных стаканчиках. Молока, правда, купить не удалось - можно купить только утром, пока жители его еще централизованно не сдали.

Дальше асфальт кончается, но он и не нужен - через пару сотен метров от последнего дома луг круто сбегает вниз к реке. У меня что-то отлегло от сердца, когда я увидел реку.

На первый взгляд, воды было более чем достаточно для сплава. На второй и третий взгляды - тоже. Насос-лягушка, который Вовка взял, оказался без клапана - просто три отверстия в самом центре, которые должны закрываться тем, чем давишь на насос. Прошло некоторое время, пока мы догадались, что ботинками накачать лодку не получится из-за их ребристой поверхности. А вот с кедами дело пошло как по маслу. Надули лодку, послушали, как она травит воздух через клапан, упаковались, сделали фотографию гордого экипажа на фоне не менее гордого судна и оттолкнулись от берега. Сим принял нас, закружил и понес вперед, в свою неизвестность.

Практически сразу после отплытия начались спортивные препятствия. Мы еще не успели уйти из долины деревни, присидеться на рюкзаках, как протоку между берегом и островом перегородил завал - от Серпиевки не успели отплыть и пяти минут. Правую часть протоки перегораживал непроходимый завал из веток и всякого мусора, а справа над водой нависало бревно. Вовка успел сказать что-то типа "А ведь мы же не знаем, что в таких случаях надо делать", а потом мы синхронно нагнулись и успешно пронеслись под бревном. Прошли несколько весенних перекатов, без деревьев, но зато с волнами по метру высотой и сильным течением, получили первые брызги воды в лодку - все случилось как-то очень быстро и будто даже вздохнуть не успели. "Давай-ка остановимся, вылезем и обдумаем первые 10 минут сплава", - сказал я Вовке, и мы причалили к полянке у крутого склона, и приходящей из распадка дороги. Лодку, сразу остывшую при спуске на воду и потому обмякшую, тут же, пользуясь случаем, подкачали и отчалили, надеясь, что завалов больше не будет.

Очень скоро пойменный лес по берегам реки кончился, а берега к реке стали прижимать скалы - начинались очень мной любимые места района Игнатьевской пещеры. Скалы становились все выше и красивее, лес все хвойнее и чище, и наконец справа по берегу вскинулась монументальная скальная стенка, у нижней по направлению течения части которой Сим летом уходит под землю, оставляя чистое сухое русло с галькой. Несмотря на быстрое течение мы причалили к левому берегу, радовались чистому еловому лесу и любовались на стенку напротив. Кое-где на ней видны были остатки спусковых петель, - и не мудрено! - если бы я был скалолазом, я бы с удовольствием полазил по такой стенке.

Место, где Сим уходит под землю, можно и не заметить, если не знать, - потому как весной, разумеется, он никуда не уходит, а свистит дальше по руслу в том же объеме, что и раньше. Дальше по левому берегу устье ручья Гамаза и скала "Корабль". "Да... Если бы мы решили плыть по Гамазе от Аратского, а не по Симу, то мы бы все еще тащили лодку на себе", - задумчиво произнес Вовка, посмотрев на устье, из которого вытекал ручеек, не особо больше летнего.

Через несколько сот метров река повернула налево и перед нами открылся во всей своей красе вход в Игнатьевскую пещеру. Около нее течение показалось нам слишком быстрым, а берег слишком каменистым, и причалили мы на 50 метров ниже по течению, еще до поляны. Привязали лодку к дереву, а сами пролезли крутым берегом ко входу. Деревянной лестницы там не было - может быть смыло, или на дрова унесли? Фонарик у нас был один пецл на двоих, так что на ощупь пробрались в начало основной галереи и долго там стояли, привыкали к темноте. Когда пятно света от фонарика стало хоть чуть-чуть различимо, пошли дальше, но я все равно без фонарика шел за Вовкой, водя по окружающей темноте руками и поминутно спотыкаясь. Постояли в центральном холле, и вышли обратно - с таким светом как у нас там делать было нечего.

Поднебесный мир встретил нас теплом и озонированным воздухом. Лодку течением не унесло, так что мы ее привычно подкачали и отплыли в путь. На большой поляне около пещеры полнейший срач - кучи мусора, оставшегося, видимо, с зимы, - очень грустное зрелище. Здесь же лежит лестница, стоявшая у входа в пещеру - видимо, действительно, какие-то козлы унесли на дрова. С левого берега из-под скалы вытекает подземная часть Сима, там в тени лежит большой снежник и воды не видно, причаливать не стали.

Вдоль реки опять появляется пойменный лес, правда за ним все равно стоят скалы, и места, как фракталы повторяются несколько раз - вот такой же поворот налево со скалой, как у Игнатьевской пещеры - тут мы когда-то в прошлую геологическую эпоху искали с Андрюхой пещеру и переходили через реку в непромокаемых бахилах, бросая их через русло...

Слева по курсу открылась большая поляна с невысокой скалой на противоположном берегу. Это место вроде как называется Плес. На поляне летом непроходимые заросли крапивы, а сейчас она лежит, разумеется, на пропитанной водой и пружинящей под ногами земле и с треском ломается под подошвами.

У деревьев в сотне метров от реки стоит домик охотников, около него еще дымится костер. Мы высадились сотней метров ниже и попали усыпанную подснежниками поляну, где иногда негде было наступать, чтобы не раздавить какой-нибудь цветок.

Еще ниже по течению горы коварно разошлись в стороны от реки, предоставив ей возможность разливаться и течь где ей хочется среди деревьев. Нам сразу стало не до отдыха: течение и не подумало замедляться, а русло стало петлять и продираться через завалы. То и дело нам приходилось устраивать слалом, резко выгребая от одного берега с завалом к другому, руки уставали, а в моменты редких отдыхов я пытался понять, где же справа находится Сопун-Гора и спускается слоновья туристическая тропа.

Наверное где-то в районе впадения Сатлыка возникло небольшое затишье в нашем слаломе, мы расслабились, и тут же жестоко поплатились за минутную расслабленность.

Очередной загиб слаломного маршрута показался достаточно простым, но после него нас понесло течением на мощный завал, продолжением которого явилось бревно, торчавшее поперек реки над водой недостаточно высоко, чтобы под ним проплыть. Как мы ни старались уйти от него вправо, скорости не хватило. Когда стало понятно, что нас несет прямо на бревно, мы оба решили упереться в него руками и смягчить удар - мы и раньше так делали, но с мелкими корягами. Бревно наши руки не заметило и как пушинку одновременно обоих сняло назад в воду...

... Иногда зимой бывает такой прикол. Едешь вниз с хорошей скоростью по накатанной лыжне, и нужно проехать под нависающим деревом. Сам вроде приседаешь и под деревом проезжаешь, но иногда рюкзак торчит выше головы, и тогда ты, не заметив сам, в долю секунды безболезненно оказываешься лежащим на рюкзаке на спине... Вот тут было примерно то же самое.

Куча-мала, лодка, слава богу, не перевернулась, Вовка за нее держится, я держусь за бревно, вокруг нас течет холодная коричневая вода и происходит одновременно целая куча всего. Некоторое время я пытался решить в уме оптимизационную задачу - что сначала делать, а что потом. Первым делом схватил весло, потому как без весла труба. Потом бросил пытаться сохранить на ногах кеды и дал им соскользнуть с ног и уплыть. Вовка в это время уплыл с лодкой куда-то к кустам. Я перестал пытаться что-то сделать с фотиком, который висел на груди (в воде, разумеется, потому что воды было по грудь и даже выше), попытался несколько раз залезть на бревно поперек течения, не смог этого сделать, и побрел-поплыл к берегу и к вовке с лодкой в спас-жилете без кед, так и не выпуская весла из рук. Дошагал до Вовки, схватился за лодку и совсем не ожидал, что Вовка ее выпустит. Он остался на берегу, а я со второй попытки перевалившись через борт, насквозь мокрый оседлал рюкзак и стал одним веслом пригребать к берегу, вдоль которого через кусты, не разбирая дороги, ломился некто такой же мокрый, но вдобавок еще и грязный.

Со второго захода причалил я к более или менее приличному месту на левом берегу, и принял Вовку на борт. В том месте ремонтные работы делать было просто негде, но особого выбора у нас не было. Течение быстрое, река узкая, а в 70 метрах ниже по течению опять делится на два рукава. Одним веслом и крышкой от солдатского котелка перегребли на другой берег и высадились среди деревьев на пятачке более или менее плотной и сухой земли.

Первым делом разделись наголо и выжали одежду. Вовка пожаловался, что у него с трудом гнутся пальцы, а у меня не было никаких неприятных ощущений - кожу слегка жгло, как обычно после холодной или ледяной воды, но все гнулось и не ломалось, а бодрости было завались. Купание со льда в проруби на Айгире две недели назад, видимо, пошло впрок.

Итак, наши потери в происшествии ограничились веслом, уплывшими кедами и мокрой засквозь одеждой. Самой большой неприятностью был промокший фотоаппарат, который проплавал со мной в воде те минуты полторы, пока я не вылез обратно в лодку. Вынул я из него аккумуляторы, полюбовался на переливающуюся внутри объектива воду, вытряс как мог ее изо всех отверстий и повесил обратно на шею. Второй важной проблемой, потенциально имевшей большие последствия, было уплывшее весло. Река неслась мимо нас, коряги только начинались, и пройти их с одним весло было нереально.

Срубили шест, к нему приложили Вовкину плотную хобу, укрепили ее двумя продольными и двумя поперечными палками, и стянули всю эту конструкцию крепким шнуром. Получилось вполне приличное весло - тяжелое, конечно, зато Вовка им перегребал меня шутя.

Вздохнули, загнали свои страхи обратно в пятки, вытесним оттуда души, дали себе зарок больше так не расслабляться и отплыли. Спортивная речка продолжилась, гребли как угорелые, вписывались в повороты по большим и малым радиусам - и все равно, от еще одного ЧП не ушли. Слишком быстрое течение, слишком часто повороты, порой часто очень с близкого расстояния только удается понять, куда нужно плыть. В очередном повороте, несмотря на отчаянную греблю, нас все-таки прижало на какой-то момент к завалу из бревен. Толкаюсь руками, сильное течение переливает волны через борта лодки... Выдрались из ловушки. "Давай быстрее к берегу!", - кричит Вовка, - "Мы дно пропороли!". В лодке действительно сантиметров 20 воды, но я будто со стороны слышу свой совершенно спокойный тихий голос: "Спокойно, дно у нас целое, это просто со стороны налилось, все нормально". Проплыли еще пару сотен метров, причалили на пятачке у горы и ручья, притекающего из оврага, - вылили всю воду из лодки, плывем дальше. Мокрые ноги в носках без кед начинают подмерзать, решаем искать место и вставать на ночевку, хотя солнце еще высоко. И слава богу что высоко, слава богу, что оно есть - иначе бы мы в такой воде задрогли напрочь!

Примерно в районе хутора Соленого на правом берегу есть большая сенокосная поляна с соснами, которую река широкой петлей обтекает слева. Там мы и высадились. На берегу кострище, места под палатку - вся поляна. Вытрясли из рюкзаков все вещи, поставили мокрую насквозь палатку. У первой же попавшейся мне сосны нашлась целая вязанка сухих нижних веток в руку толщиной - супердрова, одним словом.

Костер, разложенные вещи, впечатления от бурного дня, подсохшая палатка, песни без гитары, пятнисто-мокрый спальник, гречневая каша с рыбой, салат из капусты, остатки мокрых сушек и мешок совершенно сухих печенек, и банка противной подмосковной сгущенки. Фотоаппарат в глубокой коме, в объективе капли воды. Я на всякий случай с ним мысленно попрощался. Решаем спать до упора, а где упор решить прямо утром на месте. В сумерках река течет будто еще быстрее и шумнее.

Встали около 10 утра, разогрели кашу, подсушили на новом солнце все то, что не успело досохнуть, как стопка моих карт-километровок, например. Воды в ручье, что тек по поляне, вроде как прибавилось, а в река напротив чуть убавилось - хотя, возможно, во всем виноваты наши страхи. Свернулись, упаковались, и часов в 12 отплыли.

Больших завалов ниже Соленого и горы 620 не было, и особых трудностей тоже. В одном только перекате, пожалуй, мы проплыли правой протокой не потому что так решили, а потому что нас туда занесло.

Прошли устье Куряка. Я с интересом смотрел вверх по его руслу, пытаясь понять, можно ли вообще по нему плавать в большую воду, ведь там наверняка завалы будут похлеще, чем на Симе. Ниже устья никаких проблем с рекой уже нет, воды там очень много, начинает подпор. Вот и скалы на водохранилище, вот и поворот, за которым открывается большая симская труба справа от высокого голого склона с остальными группами елочек, вот и водохранилище и Жуковская Шишка.

В той петле водохранилища, что заворачивается вокруг шишки, еще лежал лед - хотя ходить по нему, разумеется, уже не получится - он ломается при малейшем движении. По водохранилищу пришлось усиленно погрести, и скоро мы причалили справа от плотины, рядом с рыбаками, пытавшимися что-то выловить в мутной водичке.

Сходили, посмотрели на слив водохранилища... Вот это зрелище! Как жаль, что мой фотоаппарат все пребывал в коме и не подавал признаков жизни, - это стоило того, чтобы сфотографировать! Дорожка воды вылетает под давлением внизу стенки плотины, пролетает по наклонному желобу и с грохотом и пеной врывается в бушующую бучу валов внизу... Метров 50 от первого вала еще идут один за другим валы поменьше, и только потом река немного успокаивается, но только немного.

Вскинули рюкзаки, взялись за лодку, и пошли обносить взбешенную воду. На правом берегу большая поляна для всякого рода пикников, вся заваленная мусором.

Подходит к нам какой-то парень, и удивленно спрашивает:
- А вы вообще, пацаны, куда плыть-то здесь собрались?
Я, честно говоря, в душе смутился. Он сказал это таким тоном, будто там через двести метров сим уходит в подземные трубы, а мы об этом не знаем и собираемся по ним проплыть. Может быть, он знает чего-то, чего не знаем мы?
- Ну через город проплывем, в Аше или Миньяре высадимся, - отвечаем.
- А.... Ну, в принципе, мост вы, конечно, обнести можете...
Мост? Хм, про какой из мостов он говорит?...
- Да, как-нить пройдем, счастливо!

Прошли две сотни метров ниже плотины и стали спускать судно на воду. Однако впереди, в еще двух сотнях метров, творится нечто совсем ужасное, подбрасывающее воду куда-то вверх. Течение слишком быстрое, берега каменистые, поэтому плыть без разведки было бы большой неосторожностью. Иду смотреть маршрут.

За те же две сотни метров до знакомого навесного моста через Сим, находятся остатки, видимо, какого-то старого моста, и возле него приличный порог. Высота волн и скорость течения меня смутили окончательно. Сбоку не проползешь - там как раз остатки моста торчат бревнами, - идти надо именно по центру, а там дальше торчат из воды какие-то кусты, которые нужно обходить справа, - а там-то и есть самые высокие волны и самая бурная вода.

В глубокой задумчивости вернулся к лодке. "Ну что", - говорю Вовке, - "там я тебе скажу помощнее будет чем все, что мы с тобой видели. Будем проходить?". После небольшого совещания решили проходить. Объяснил Вовке план, мол, от остатков моста влево, от кустов вправо, и там держаться на бурунах. Привязали рюкзаки к лодке покрепче, сцепили пальцы крестиком и отгребли к середине реки. Бревна по правому берегу обошли далеко, от кустов по центру отгреблись, и еле-еле успели выправить лодку носом вперед, как вошли в буруны... Вот там мне реально было страшно - валы немного длиннее лодки и ростом с тебя, в ней сидящего - но долго побояться не удалось - кусок первого вала немного поймал на себя Вовка, а дальше все было проще. От сердца отлегло.

Под навесным мостом проплыли легко, и под автомобильным тоже, - какой, интересно, имел в виду тот парень? Завалов в городе, понятно, нету совсем, и только у мостов бывают небольшие скопления, не представляющие опасности. Очередной навесной мостик оказался еще более низким, и, пожалуй, в более высокую воду оказался бы непреодолимой преградой, но сейчас мы просто нагнули головы и прошли.

Сложности начались ниже города, уже между ним и станцией Симской - там опять по берегам пойменный лес, а река сильно разливается, оставаясь в центре такой же быстрой. В одном месте поперек реки лежит какая-то железная труба, из которой аккуратно через каждые полтора метра торчат железные же ушки. Мы не стали играть лодкой в боулинг и заметили, что с самого правого края труба уходит целиком под воду и ушек уже не видно - там и прошли, не стали обносить по берегу. Будь вода чуть-чуть пониже, этого двухметрового промежутка чистой воды справа не было бы вообще и препятствие стало бы непроходимым.

В другом сложном месте, на повороте с основным потоком воды, ударяющим в завал бревен, тоже решили не рисковать, и воспользовались тем, что река разливается широко и всегда можно уйти к берегу на мелкую медленную воду. Постояли там, посовещались, решили, что не сможем выгрести от завала, и среди деревьев медленно-медленно оплыли опасный участок кругом.

Ниже Симской плыть уже совсем не интересно, - река вдоль дороги, скал нет, зато есть ветер в лицо и приходится грести. Причалили в Биянках в двух сотнях метров от станции. Осталось только высушить и упаковать лодку и дождаться пятичасовой электрички.

Вместо З.Ы.:

Плавать по Симу по большой воде, несомненно, интересно, и река незаслуженно не получает внимания любителей большой воды. В техническом плане она однозначно сложнее, чем Большой Инзер, хотя длина маршрута и короче - от Серпиевки до Биянок всего 48км.

В техническом плане наибольшую опасность представляют заторы бревен, порой перегораживающие узкие протоки, а порой просто находящиеся там, куда выносит судно основной поток воды. В этом плане опасны промежутки до Плеса через устье Сатлыка примерно до хутора Соленого и чуть ниже по течению. Порог в двухстах метрах ниже слива водохранилища лучше обнести, если в судне есть женщины и дети. Участок между Симом и Симской расслабиться тоже не даст, в особенности надо быть внимательным с трубой поперек реки.

Самая интересная часть, где не стоит торопиться - это именно верховья самые, между Серпиевкой и Плесом. В целом речка однозначно попала в список моих речек для весеннего сплава.