Южноуральская пешая копейка

автор Андрей Klerk

Первая категория сложности по Южному Уралу.
Маршрут:

г. Уфа — озеро Зюраткуль – Большой Нургуш – Средний Нургуш – Малый Нургуш – гора Жеребчик – Большой Иремель — г. Тюлюк – г. Уфа

Продолжительность похода 7 дней.

Приблизительный километраж 110 км.

Наиль – Руководитель
Ковшов Ю.В – Инструктор
Людмила — Повар
Земфира – Завхоз по питанию
Арсений – Завхоз по снаряжению
Юрий – Медик
Андрей – Штурман, фотограф

Маршрут:
1 день: заброска на газелье до озера Зюраткуль, после по тропе через кордон Шаровский в сторону Большого Нургуша. В сторону Большого Нургуша по лесу шли по болотам и встали у первого ручейка.
2 день : Восхождение на Большой Нургуш с него траверсом в сторону Среднего Нургуша, перед подножьем Среднего Нургуша сделали ночлег.
3 день: Восхождение на Средний Нургуш и траверс в сторону Малого Нургуша, но по состоянию здоровья участника группы сошли с маршрута и сделали стоянку около реки Березяк.
4 день: Восхождение (радиалка) на Малый Нургуш и ночлег на том же месте около Березека.
5 день: По тропе вдоль березека в сторону Тюлюка. Потеряли тропу и встали на берегу реки.
6 день: Нашли тропу и пошли в сторону Тюлюка. Через Тюлюк по дороге в сторону Жеребчика . Траверс на Жеребчик, с него траверсом на Большой Иремель. Спустились поставили лагерь трактира у Зайца.
7 день: По дороге до Тюлюка, от него сбегали в Ущелье искупаться. Выброска из Тюлюка на газелье.

Все остались довольны, было трудно, но все справились!

День первый:
В 7 утра с остановки Юношеская библиотека загружаемся в газель. В составе семи человек. Все усаживаемся на места и рассчитываем на спокойную езду в течении 4-5 часов до Зюраткуля, но не тут та было, нас ожидает 3 часа страха. Т.к попался водитель (Шумахер). Честно было страшно ехать с ним. Приехали к пропускному пункту в национальный парк заплатили денежку если не изменяет память то что то вроде 250 за газель и по 40 рублей за человека в сутки. Короче 1000 рублей вроде отдали. Доехали до самого озера. Покидали камушки в озеро и потопали в лес. Затопали в лес вытащили всё из рюкзаков, и тут я подумал неужели всё это мы понесём, еды было не реально много, и стали раскладывать каждому. Быстренько перекусили, одели ботинки скороходы и тронулись. Сначала ходки делали по минут 10-20. После старались идти по минут 30-40. Дошли до кордона Шаровский. Зашли внутрь посмотрели всё и убежали от туда. Жуткое место, особенно банка с огурцами и запах чего то разлагающегося. После дошли до другого берега Зюраткуля и встретили группу которая начинала маршрут с Тюлюка до Зюраткуля. Их было очень очень много народу, в частности школьники 6-9 класс. Спросили как тропа до Нургуша и потопали дальше. Зашли в лес и началось болото, топали по болоту минут 40, потом началась нормальная тропа до подножья горы Большой Нургуш, дошли до ближайшего ручейка и поставили лагерь. Лагерь поставили на нормальной ровной полянке рядом с ручейком. Покушали и свалились все спать. Сначала я думал, что буду с трудом засыпать, т.к люблю перед снов всякие шорохи в лесу слушать, нагнетать обстановку, вроде того, что мы тут не одни и нас кто нить съест ночью. Но не тут то было, В палатку приходилось не заходить, а заползать и спать.

День второй:
Ну вот настал второй денёк, просыпаемся от криков : «Подъём», все с недовольными лицами вылазят с палаток и начинают ходить по лагерю туда сюда и собирать палатки и рюкзаки. Собрались и потопали на Большой Нургуш. Идти было легко, так как шли мы по тропе и где весели маркеры. Сделали восхождение! Съели торжественно шоколадку, набрались кучу впечатлений от Большого Нургуша и вида с него и двинули дальше. Топали весь день, то поднимались то спускались, то снова поднимались то снова спускались. Уже стали привыкать к этому вечному курумнику. Дошли до подножья Среднего Нургуша и поняли что дальше и тут воды нет. Всё высохло. Как говориться великая засуха и конец света приближается. Побегали по округе и нашли жалкий ручей.(Айгир водоканал) Встали около него. Ну всё как обычно дровишки готовка ужина. Пока ходил за водой встретил зайца или кролика, так и не понял кем он был, ну Уши у него длинные были как у Бакс Бани, только потянулся к фотику и он почуял что, тут что то не ладное, ну он моргнул разок, ну я ему сказал, что я как Шарик и мультфильма Простоквашино, типа у меня не ружьё а фото ружьё. Ну тут было всё понятно, видимо он русский язык не понимал и дал дёру. Ну я пошёл дальше куда и шёл за водой. Ну как всегда сон и не каких предночных мыслей, что придёт заяц и съест тебя.

День третий:
Это день начался с того, что я был дежурным. Встал я пораньше на тридцать минут, вышел на улицу из палатки оглянулся вокруг нет ли рядом зайца убийцы или медведя или лесного человека мохнатого и пошёл разжигать костёр. Всё быстро разгорелось, поставил воду, тут встал и второй дежурный который будет готовить кушать. Посмотрел на время, и настало время когда я могу кричать на весь лагерь : « Подъём», и тут я закричал Сразу зашевелились палатки и все стали выпазить, ну всё как обычно быстро покушали и потопали дальше на покорение Среднего Нургуша. И почему то с каждым днём у меня рюкзак становился всё тяжелее и тяжелее, не смотря на то, что я старался класть сахара в три раза больше в чай, как обычно пью я дома, я старался пить приторный чай, т.к сахар нёс я. И чем больше я его буду есть, тем меньше будет весить мой рюкзак. Ну всё как обычно, наш любимый курумник. Сделали восхождение. Слопали шоколадку. Сняли контрольную записку с вершины. Сделали счастливую фотографию. И продолжали делать траверс в сторону Малого Нургуша. После начался дождь. К тому же дождик был такой страшный и сильный, что когда капли попадали по голове, я думал он пробьёт мне голову. Мы остановились и кто куда стал прятаться на горе. Но тут мы поняли, что нас может пробить молния, так как на рюкзаках куча железа. Ну я лично спрятался по началу под какой то камень и лежал там, закрывая все возможные дырочки руками что бы на меня не капал дождик. Но потом всё таки бросили рюкзаки и побежали все в лес, ладно хоть не высоко в горы не поднялись, а то молния нас бы покалечила, спрятали рюкзаки под камушки и аккуратно стали сползать по курумники со скользких камней, вообще пока дошёл я до этого леса, дождик кончился)). И тут началось счастье, на камнях после дождя появилась вода. В течении 10-15 минут камни все были сухие и чистые, всё вылезали и выпили. Продолжали траверс, мокрые как лягушки. Но через пару часов все были сухие. После восхождение парочки останцев от Среднего Нургуша, состояние одного человека ухудшилось, были вынуждены сойти с маршрута и двигаться в сторону Березяка. Спустились с горы и вышли к дороге. По дороге мы продолжали путь около 2х часов. Все шли уже на автопилоте, уставшие были все. К реке мы подошли уже в темноте, лагерь ставили с фонариками. Всё как обычно ставили быстро лагерь, быстро перекусили и заползли в палатку. Уснули все без задних ног. День был тяжёлый.

День четвёртый:
Как всегда счастливое утро начинается с того, что все слышат голос дежурного. Встали, посовещались и сделали вывод, что делать дальше траверс на малый Нургуш двое человек из группы не в состоянии. Обдумали и решили оставить их в лагере на весь день для улучшения здоровья, а самим сделать радиалку на малый Нургуш. Взяли с собой три рюкзака, т.е двое на легке, трое с рюкзаками. Взяли с собой все необходимые вещи, т.к уходили мы на весь день. И потопали, даже что и был у меня рюкзак, идти было просто шикарно, он был такой лёгкий по сравнением с теми днями когда он был полный всякой еды палатки одежды спальника и сахара))))Дошли до определённого места где нужно уже идти в гору. И начали подъем, достаточно быстро мы сделали восхождение на Малый Нургуш, сняли записку с вершины. Выпили чай с шоколадкой. Посидели не много, осмотрели все окрестности Южного Урала, сделали счастливую фотографию. Не много спустились вниз к лесу. Там решили приготовить обед. Сварили супчик, и завалились спать на минут 40. После собрались быстренько и двинули вниз. Пришли в лагерь, ребята к нашему приходу приготовили уже ужин. Во время нашего отсутствия один из оставшихся в лагере сильно порезал палец на руке, но доктор его вылечил. Доктор у нас был Айболитом! Вылечивал всех. Поделились с ребятами впечатлениями с малого Нургуша . Они нам рассказали, что сидят в лагере одни и тут слышать какие то рычания рядом с лагерем на другом берегу через речку. И подумали они, что это медведи рычат и собираются их съесть, они не долго думая достают гитару и начинают на весь лес просто барынька и орать, чё то петь в этом роде. Как потом оказалось это были вовсе не медведи, а проезжали машины))))» тур клуб «Партизан» которые на машинах ездят по всяким кочкам и колдобинам. Но ребята тоже молодцы, хоть не медведей, но машин они испугали, ребята с машин даже не решились потом к нам подходить. С далека нам помахали и ушли. Ну как всегда ночь и все спать, но так как я был не совсем уставший, после того как я лёг в палатку, я ещё пытался представить, что ночью нашу палатку раздавить какой нить орангутанг. И заснул.

День пятый:
И вот наступает пятый день. Снова слышим крик дежурного. Утренний быстрый подъём сворачивание лагеря, и двинули по тропе в сторону Тюлюка. Прошли примерно 20-30 минут по тропе и мы вернулись на тоже самое место)))). Тут лёгкое недоумение и не понятие как так это могло получиться. Ну и да ладно. Снова сверились по карте и пошли в другую сторону.)))) Какая разница куда идти, всё равно куда нить дойдём или заблудимся. После 2-3 часов ходьбы мы понимаем, что мы заблудились и не знаем где находимся. Побегали по лесу в поисках каких нить ориентиров или возвышенностей, но не чего не видно было. Я предложил одному члену команды слазить на дерево и посмотреть где мы находимся, но так как я просил члена команды женского рода залезть на дерево, не кто не куда конечно же не полез. Ну и решили уж дальше топать, вдруг всё таки куда нить и придём. Дошли до Березяка, это речка такая. Решили сделать обед. Всё равно мы не знали где мы находимся. Хоть покушаем и сахара можно будет покушать, хоть рюкзак полегче станет. Плотненько покушали и двинули дальше. После 2-3 часов ходьбы мы всё таки понимаем, что мы снова нашлись и потерялись. И решили двигаться по азимуту в сторону Тюлюка, и уходим с тропы в лес. Все радостные топаем по всяким зарослям и бурелому и попадаем в болото какое то не большое. Потом снова бурелом, всякие не ведомые тропы медвежьи следы и берлоги, ну и да ладно, нас же много если кого то начнёт кушать можно будет убежать и остаться в живых. Страшно не было. Снова останавливаемся в лесу и двое убегают. Искать правильный путь куда же нам идти, остальные начинают играть в ассоциации. После показанных и отгаданных слов : Улитка на горе Фудзияма, Электрофикус, Цунами, Альпеншток, мазолики на выпасе. И приходят ребята с разведки и говорят идти туда. И выходим снова к Березеку. И решили поставить лагерь. Хоть рядом речка есть и можно искупаться. Все пошли купаться и мыться, конечно тут не поплаваешь, приходилось сначала пузо помыть, потом спину и голову. Вот такие нынче реки. « Конец света приближается» Пока лагерь ставили, двое человек сбегали на разведку и узнали что мы лопухи все, и не нужно было сходить с тропы и идти по азимуту. Нужно было так же продолжать движение по той тропе и пришли бы в Тюлюк. Ну и ладно, хоть на речке искупаемся. Приготовили кушать, не много посидели около костра попели песни поиграли на гитаре и потопали спать.

День шестой:
Вот уже и шестой день похода. Я дежурный, проспал малость, но меня разбудил второй дежурный, но всё быстренько приготовили и снова я кричал: « ПодЪёМ»!!!! Быстро собираемся. Выходим на тропу и продолжаем топать. По дороге снимали периодически клещей. На йодоантипирине сидели уже двое человек. Во общем топали топали и топали и пришли в Тюлюк. Прошли Тюлюк со всеми поздоровались, всё таки людей не видели пять дней. Быстро пробежали через Тюлюк, остановились около речки сделали пару звонков и продолжили путь в сторону Большого Иремеля. Дошли до дороги которая сворачивает на гору Жеребчик, и потопали в сторону Жеребчика . Дошли до ручейка и решили сделать обед. Тут уже было как то поцелевезованее стоял стол, хорошее кострище и т.д. Даже прошёл мальчик с собакой. Покушали плотненько наполнили баллоны чаем, и продолжали путь. Дошли до нужно места и стали брать в тыл Жеребчик, снова наш любимый курумник. Не много пота и мы на вершине. Скушали шоколадку, сняли контрольную записку и двинули в сторону Большого Иремеля траверсом. Несколько часов ходьбы и мы у заветной цели Большого Иремеля. Как раз успеваем на закат солнца. Ещё пол часа усердствовать и мы на вершине горы. С довольным лицом провожаем солнышко. Наблюдаем за закатом. Скушали по одной дольке мареновой груши по две дольке шоколадке и уже в сумерках стали спускаться вниз. С горы увидели у подножья горы костёр. Но подходить не стали, так как уже было поздно и торопились к ручейку. В задумках конечно было остаться на верху и встретить рассвет, но так как погода была пасмурная и мог начаться в любой момент дождик мы не рискнули оставаться на верху. Быстренько спустились вниз до трактира у Зайца и поставили лагерь уже полной темноте. Иногда в темноте сталкивались с зайцем и пугались, или в какие то моменты он исчезал со своего места, ну и да ладно, от такой усталости на зайца было пофик, исчезает не исчезает, его проблемы. Все свалились спать, в планах конечно хотелось бы подняться в 4 утра на Большой Иремель и встретить рассвет, но сил утром не было. И не кто не пошёл.

День седьмой:
Снова крик от дежурного. Утром подъём как всегда. Быстренько покушали попрощались с таинственным зайцем и двинули в строну Тюлюка. Не доходя Тюлюка ставим лагерь, четыре человека на легке идут купаться в ущелье, остальные отдыхать и готовить кушать остаются на полянке. Тут к нам подошли с другой полянки ребята и стали знакомиться, тут узнаём что, они с Татарии, и очень наслышаны про велоуфимцев, что постоянно первые места получают у них. Так же знают и про тур клуб Спутник. Они рассказали что, вчера искали своего друга в окрестностях Большого Иремеля, и нашли его на Жеребчике. Ну во общем пообщались с ними и они ушли на Иремель. После того как все вернулись и покушали. Сделали точку обсудили все плюсы и минусы в походе. Всё высказали каждому кто о ком чё думает. Друг друга все поздравили и стали собирать рюкзаки. Дошли до розы ветров и там нас ждал наш обезбашенный водила. Все погрузились в газель и как всегда пару часов страху вся жизнь перед глазами и мы дома.

Этот отчёт чисто мой взгляд на поход. Было весело и всем участникам спасибо, особенно Ковшову Юрию Васильевичу.