Лосиные маршруты Южного Урала. Выпуск 1: Урал-Сила! Или кросс-поход "Инзер-Тюлюк"

Этим постом я открываю цикл рассказов "Южный Урал. Лосиные маршруты поздней осени". Сегодня вы узнаете, как можно получить несказанное удовольствие, пройдя за три с небольшим дня около 100 километров по непроходимым скальникам, ужасному мордохлысту и конечно же, условно существующим дорогам.

Спонтанные походы как правило, самые интересные. Так получилось и на этот раз. Близились четырёхдневные выходные и ваш покорный слуга всё никак не мог придумать, куда выдвинуться на этот раз. Ноги истосковались по горам (ещё бы! Целых два месяца без полноценных походов), поэтому было принято решение идти в сторону Больших Гор, в район Инзера. Но решениям свойственно не совпадать с желаниями всех участников похода, поэтому надо было побывать ещё и в раоне Тюлюка. Километраж кажется нереальным, учитывая среднюю скорость на данном участке полкилометра в час. Но, мы не ищем лёгких путей - идти, так идти. Огребать, так по полной.

О том, что мы выезжаем в среду вечером я узнал за 5 часов до старта.. Надо ли говорить, что это было приятной неожиданностью? Быстро запихнув всё необходимое в рюкзак, я вышел из дома и был таков.

Выдвинулись двумя лосиными группами: Трое ленивых лосей (Камиль, Эмиль, Женька), которые хотели побывать лишь на Чёртовом Городище (что на Нарах) и наша группа из двух человек: я и Лёха. В планах - Полностью пройти по хребту Нары, вплоть до последней его части с Копешкой, свалиться на хр.Машак, посмотреть на Сычинские болота, затем по предполагаемой дороге выйти в д.Александровка, откуда держать путь в Тюлюк.

В этом походе я реализовал три своих мечты: Чёртово Городище на Нарах, болота и Узкоколейка (о том, что мы попадём туда, даже в мыслях не было, но так получилось).

Доехали до своротки с трассы в сторону Арки на рейсовом автобусе, первая группа осталась ночевать сразу же, у дороги, а мы пошли в сторону гор. И сделали это не зря. Ночь была достаточно тёплой (даже не залезали под тент), а утро - живописным. В то время, как товарищи внизу оказались в непролазном тумане, который продержался до середины следующего дня. Ах, что это был за день.. 19 часов спусков, подъёмов и мокрого курумника. Завершением всего стали непроходимые дебри урочища Улубиль иже с ним. Но, обо всём по порядку.

Проспав около двух часов я продрал глаза и увидел нечто неподдающееся описанию. Такая красота может разбудить тебя только в горах. В больших горах. Предрассветная изморозь, лучики солнца уже окрасили небо в причудливые цвета, а ниже гор белой дымкой стелится огромный вязкий океан, поглотивший всех, кто не успел спастись.

Потом были скалы, которые Лёха взял в лоб, а я, как ни пытался, так и не смог воспарить и нашёл более-менее безопасный подъём. До плато 1251 прошли по самому гребню. Периодически закрадывалась мысль: "По-любому, команда ленивцев нас обгонит. Придём на Городки, а Камиль там сидит, в носу ковыряет: чё-т вы, ребята, долго. Ужин уж остыл". Вообще-то так и получилось. Только встретили мы их много раньше - под вершиной 1251 (нынче, гора Салавата). Уже потом Лёха выдвинул теорию, что её так именовали, потому что очень уж она похожа на постамент, на котором стоит памятник национальному герою. Разве что коня не хватает. Да и самого есаула. Было невероятное желание остаться с этой группой. В голове шумело от перенапряжения, а ноги просто отваливались. Я уже не говорю о пальцах, намертво сбитых о резиновые сапоги - самая ходовая треккинговая обувь Южного Урала. Но, пересилив своё желание, мы таки выдвинулись в сторону Скального города Кашкатуры.

Смеркалось. Несколько километров жёсткого курумника и вот мы уже спускаемся ниже по восточному склону урочища Улубиль. Ох, лучше бы было ещё пара километров камней. Такого бурелома не видел даже Бахмур (о нём речь пойдёт несколькими рассказами позже). Шли долго и всё время вниз по склону. Но, в какой-то момент начался хоть и неявный, но всё же подъём. Посмотрели по карте, сколько ещё подниматься и ноги так и подкосились - в три раза дольше, чем этот двухчасовой спуск. Попытки поднять свои тела после ходки не увенчались успехом. Решили вставать в глуши Заулубилья на ночёвку.

В тот день я устал так, как не уставал уже давно и больше не устану в этом походе. Смутно помню, как мы наломали веток, разожгли костёр и что-то сварили. Съев порцию, как в тумане расстелил пенку, залез в спальника и... Утро забрезжило лучами восходящего солнца, пробивающимися через сизую дымку облаков. Проснулся я на удивление бодрым, хотя ноги всё ещё болели, будто шагал, а не спал, всю ночь. Стоило начать идти, как усталость прошла и боль отпустила. Но, увы, не надолго. Уже забираясь на плато под Кашкатурой понял, что дальше так идти нельзя. Но, горы они на то и горы, что кроме красоты и внутренней гармонии там всё второстепенно - предо мной раскрыло свои врата то самое плато, куда я стремился долгие полтора года. Было предпринято пять попыток восхождения и все они потерпели фиаско. И вот наконец я добрался. Чувство невероятного спокойствия наполнило душу, а сердце чуть было не выпрыгнуло из груди. Да, чёрт возьми, это любовь!

Не даром говорят, что на Кашкатуре живёт хозяин ветров. Потоки воздуха чуть было ни сбивали с ног, а между тем, местные вороны учились маневрировать. Их кидало из стороны в сторону, но ложась на потоки, сомкнув крылья, они разрезали сухой тёплый воздух своими острыми клювами. Под ногами растелался ковёр из отходящей брусники, а над головой - чистое синее небо. Да, это было просто невероятно.

Спустившись пониже, облюбовали местные скальники. В этих местах они особенные, будто жившие некогда здесь великаны окаменели и превратились в скалы. Причудливые фигуры исполинов усыпали всё плато, конца и края которому не было.

Здесь и настал для меня переломный момент. Вроде бы, я сделал большое дело - дошёл до Городков, да и ноги были уже сбиты настолько, что не то что идти,- шевелить пальцами больно. Ждать вторую группу или идти с Лёхой. Но, я был бы не я, если бы остался. Предприняв отчаянную попытку срезать набившееся ногти ножом (попытка увенчалась успехом), я надел сапоги и наша группа выдвинулась по плато на север.

Участок Наринских полян преодолели довольно быстро, но уже на подходе к их завершению солнце окончательно скрылось за горами. Нам предстояло пересечь долину между Нарами и Машаком и взобраться к высокогорным Сычинским болотам. Ох, ночка эта была что надо! Уяснил для себя, что непроходимые буреломы лучше всего преодолеваются в тёмное время суток, когда ночная прохлада не даёт устать, а самого бурелома просто-напросто не видно. Около семи часов по темноте, мордохлысту, бродам Инзера и мелких ручьёв и вот мы уже стоим у поднжья горы Весёлая. Болота так близко. И это придаёт сил!

Склоны весёлой похожи на руины большого города. Огромные камни курумника, по высоте превышающие человеческий рост, навалены друг на друга. Под горой протекает бурный ручей, ступив в который, можно тут же оказаться в воде - такое сильное течение. Забирались на гору долго, но это было интересно. Только побывав там, начинаешь понимать, почему гору назвали Весёлой: забравшись по курумнику у основания, мы вышли на плато, пройдя по которому метров 200 наткнулись на очередную ступень из камней, высотой метров 10. Курумистый подъём снова перешёл в плато, которое метров через 150 снова перешло в камнистый склон, точь-в-точь как предыдущий. И так, раз пять. На вершине было очень ветренно, хотя мощные кроны елей возвышались исполинами над нашими головами. Такого леса, как на хребте Машак я не видел ещё нигде - всё как в сказке. Необъятные стволы елей высотой с десятиэтажный дом, огромные пушистые лапы. И кроме елей - ничего. Только камни курумника да трава.

Спать легли в третьем часу ночи, укрывшись от ветра под тентом. Вообще, спать под укрытием - зло. Не видно, когда лучи солнца начинают разрезать горизонт и ты теряешь самое волшебное время - предрассветную тишь. Так получилось и в этот раз: проснулся, когда солнце было уже высоко и о радующих глаз красках неба уже не могло идти и речи. Лёха на тот момент уже вовсю фотографировал окружившую нас Машакскую сказку.

Оставив его следить за костром, сам пошёл прогуляться. Жаль, не взял с собой фотоаппарат: выйдя на полянку, наткнулся на здоровенного зайца, который уже местами сменил окрас. Он сидел в десяти метрах от меня и смотрел, как я недоумеваю. Но, стоило мне сделать шаг - рванул как угорелый.

Позавтракав начали спускаться к болотам. Сегодня нам предстояло пройти около 25 километров, вплоть до Александровки. Болота показались очень скоро, но это было совсем не то, что мы предполагали увидеть. О топях даже и не шло речи - пару раз ногу засосало, а в целом, места вполне проходимые. Это уже потом, дома, смотря спутниковые снимки Лёха пришёл к выводу, что мы прошли основное болото стороной.

Траверс болот длился около двух часов, потом мы вышли на отличную накатанную дорогу, проходившую, судя по всему через весь хребет Машак. По ней вывалились в лес на северном склоне хребта. По пути наше внимание то и дело отвлекали: сначала северный массив Наров - Копешка, затем великаны Зигальги - Большой и Малый Шеломы. Чудесные горы.. И теперь у меня появилас новая цель, ведь на Шеломах ваш покорный слуга бывал лишь однажды: зимой 2012 года.

Лес северного склона Машака совсем не похожий на то, куда мы попали прошлой ночью, напоминал руины: поваленные уже прогнившие насквозь деревья перемежались с мелкими ручьями и травой. Скорость наша снизилась до километра в час. Но, уже в сумерках мы вышли на просеку, которая очень скоро вывела к поляни урочища Юрюзань - выселенной около 40 лет назад деревне. Здесь я впервые увидел Белорецкую Узкоколейку, побывать на которой мечтал уже год. Побродив по руинам, направились по бывшей железке на север, предполагая найти ответвление в сторону Александровки. Но, мечтам нашим сбыться не удалось. Лишь, обнаружили жилой сарай - видимо, перевалочный пункт местных егерьме.

Осторожно обойдя здание, направились дальше и вскоре (часа через два) дошли до того места, где узкоколейка меняет своё направление на 180 градусов и начинает движение в сторону урочища Двойниши. Побродить там пришлось немало. Никогда не надо искать дорогу ночью в буреломе - только потеряешь время. Так и вышло. Намотав без малого километров 10, решили идти по азимуту на Александровку.

Местный мордохлыст примечателен тем, что он почти полностью состоит из плотно стоящих мелких ёлочек, в которых уже не теплится жизнь, поэтому можно идти сквозь них, превращая ветки в труху. Однако, эти щепки залетают под одежду, лезут в глаза, нос и уши. Лучше бы был обычный мордохлыст, но что есть, то есть. Часа через два с половиной вышли на большую дорогу. Ну, теперь точно в Александровку. До деревенской поляны добрались во втором часу ночи, уставшие но довольные. Ерастов полез на сосну и наломал крупных веток, а я занялся разжиганием костра.

Ночь была тёплой и я проснулся ещё затемно - сегодня до обеда надо успеть в Тюлюк, а это без малого 20 километров! Александровская поляна подарила нам фантастического вида рассвет. Перемежаясь с причудливой формы облаками, предрассветное солнце наливало невероятными красками небеса, а горы вокруг лишь усиливали эффект. Проходя мимо одного из домов, заметили человека. Видимо, это был один из "отшельников". Мужик оказался неприветлив, но кое-что о своём существовании поведал. Потом наткнулись на сухенького старичка, видимо, повидавшего виды и исходившего не мело окрестных троп. Дед назвал нас бездельниками и пожелал счастливого пути. До Тюлюка добрались довольно скоро - не прошло и пяти часов. А там маршрутка с тремя свободными местами - повезло. Даже место свободоное осталось.

Здравствуйте, меня зовут Максим, мне 24 года и я огребатор.

Поход получился незабываемым, жаль он закончился. Под конец маршрута ноги уже не болели, значит я снова в форме. Получилась своеобразная "подготовка" к "Кольцу-24", которое прошло через неделю после этого похода.

Привет
с интересом прочитал и посмотрел. Хотелось бы задать насколько вопросов.
1 Свёрток с трассы на Арку - это самое "перевальное" место участка трассы Реветь - Бердагулово? Я правильно понял? Для сведения последователей: место небезопасное с точки зрения поимки работниками заповедника. Они довольно таки часто ездят в Реветь в дирекцию и уделяют внимание этой точке трассы - так как большинство нелегальных посетителей-туристов начинают свои маршруты именно с этой точки.
2: Вы точно уверены что поднимались на Машак по склону Весёлой? а не соседней горы Усбарей и 1134? А почему не по ущелью Верх Кувыша? Вершина Весёлой полностью покрыта хвойным лесом. Правильно?
3: Сухонький старичок, назвавший вас бездельниками - по всей видимости Фомич по фамилии Горожанин - последний, пожалуй, исконный житель Александровки, ему уже под 90 лет. Есть версия что одним из его предков был один из основателей деревни Николаевка.
Буду признателен за ответы на мои вопросы.

Доброго времени суток!
1) то самое место, но я там ни разу не попадался и активности никакой не замечал, хотя и видно, что дорога та активно используется
2) Совершенно точно. Хоть навигатора и не было, но на местности ориентироваться умею :) Да, она заросшая. Там приятный ельник. Ёлки здоровенные и стоят не часто.
3) Судя по всему, так
4) Слух о том, что она так называется ходит в туристических кругах. Откуда уж пошёл - не знаю..

1) А ночью они ездят?
ездили несколько раз.. заброска и выброска обычно осуществлялась глубокой ночью или ранним утром

Ещё забыл спросить - кто и почему называет гору 1251 именем Салавата? если можно поподробнее. меня интересуют даже любые слухи и намёки на эту тему. если это на уровне десятка туристов - то это ничего. А если предложение исходит от группы жополизопатриотов учащих историю по штампам советско-российских учебников - то это сильно напрягает и расстраивает. Ведь, кроме шуток, Салават Юлаев - это если разобраться - Шамиль Басаев 18-го века, вырезавший русских только за то, что они русские и привезены Твердышевым на пусть даже обманным путём купленные у его рода земли и нежалевший, между прочим и башкир, несогласных с его действиями, а не нац герой ставивший себе "революционные" цели. Давайте назовём эту прекрасную гору (одну из самых красивых на Ю. У.) - пик Куйбышева, или Муртазы Рахимова, или Калинина, или пик ХХ съезда "Единой России". А чё? Классно же.

мне кажется это просто неофициальное название ))

а про Салавата ))
были недавно в Казахстане, там кстати похожий культ ))
статья из википедии
Амангельды́ Удербайулы́ Има́нов (каз. Аманкелді Үдербайұлы Иманов; 3 апреля 1873 года — 18 мая 1919 года) — руководитель народного восстания 1916 года против царизма и активный участник установления Советской власти в Казахстане, коммунист.
=========
В 1947 году в Алма-Ате установлен бронзовый памятник Амангельды Иманову — конная статуя.
В честь Амангельды Иманова назван пик в Заилийском Алатау.
Улицы Амангельды есть во многих городах Казахстана: Алма-Ате, Астане, Чимкенте, Таразе, Талды-Кургане, Уральске, Кустанае, Петропавловске, Павлодаре, Темиртау, Семипалатинске, Хромтау, Арыси, Балхаше, Шахтинске, Кентау и других городах.
В Джезказгане и Сатпаеве есть улица Иманова.
Новый жилой комплекс Астаны носит название «Амангельды».
В Алматинской области проводится международный турнир Амангельды Иманова по современному пятиборью.