Эх, дороги...

Для диких (в смысле неорганизованных, а не вандалов) туристов, одним из самых сложных элементов в организации похода является заброска к месту старта и выезд из конечной точки маршрута. В наше время регулярного транспортного сообщения крупных населенных пунктов с отдаленными деревнями практически нет. Дорог, их соединяющих, тоже стало значительно меньше. Что касается водных маршрутов, то добраться до места начала путешествия бывает еще сложнее. Порой, волей или неволей, приходится планировать смешанный – пеше-водный маршрут. Именно такой поход я и намеревался совершить совместно с моим тестем, которому исполнилось 75 лет!

Природа сыграла с человеком злую шутку. С возрастом тело человека дряхлеет, становится слабым и беспомощным, в то время как характер, сформировавшись в детстве, не меняется до самой смерти. Вот и мой тесть, будучи в юности спортивным, активным и любознательным человеком, остался таким до преклонных лет, хотя тело давно уже требовало бережного отношения к себе.

Уже не первый год он просил меня взять его на сплав. Отказывать ему я не мог, но и выполнять обещание не торопился. Но три года, в течение которых положено ждать выполнения обещаний, истекали, поэтому необходимо было что-то решать. Изучив старые генштабовские карты, я предложил тестю план.

Едем до поселка Межевой Лог. Оставляем машину на стоянке. Встаем на воду, и с одной ночевкой сплавляемся до деревни Кульметово (ночевка была непременным условием тестя). Из деревни Кульметово в Межевой возвращаемся пешком по проселочной дороге, отмеченной на карте. Карта обещала, что по реке от Межевого до Кульметово, примерно, 12 километров, а по проселку всего 3. Три километра по проселочной дороге, как мне тогда показалось, мы одолеем без особого напряга. Ведь двадцать лет назад мы с ним и по 30 километров за день проходили. План тестя устроил, хотя он и посетовал, что, мол, маловато будет, но подключилась теща, и он решил, что спорить не стоит, а то и этот маршрут не утвердят.

10 июня 2012 года мы прибыли в Межевой Лог. Наш багаж насчитывал три места: связка алюминиевых труб в чехле, являющихся рамой катамарана (5 кг), рюкзак с гондолами (10 кг), рюкзак с остальным скарбом, который превращает обычного обывателя в туриста (15 кг). При распаковке вещей оказалось, что тесть взял с собой спиннинг made in USSR во времена первого секретаря ЦК КПСС Хрущева, пару удочек и коробочку с какими-то рыбацкими причиндалами. Программа похода пополнилась еще одним пунктом – рыбалкой.

Было облачно, но сухо и тепло. В один из первых выходных лета по реке плыли караваны, состоящие из катамаранов, под бастрык груженых всевозможным туристским скарбом, байдарок, каяков и резиновых лодок. На одном из  катов красовался ведерный самовар, щеголяя начищенными боками. Мы тоже спустили своё сплав-средство на воду, чтобы присоединиться к этому эскорту. Первая посадка на катамаран показала, что семидесятипятилетнему старику сделать это не просто, но он справился (если честно, не без моей помощи) и мы поплыли.

Первые минуты путешествия показали, что перспектива просто плыть по течению тестя не устраивает. Спокойно следовать за плывущими впереди катамаранами он не мог, тем более за теми, на которых сидели симпатичные девушки. Стараясь вырваться вперед,  он усиленно греб, заставляя меня следовать его примеру. И не дай бог, если экипаж обгоняемого нами ката включался в нашу игру… А если серьезно, то я видел, что чувства его переполняют. И это было не удивительно. Мы плыли, пожалуй, по самому живописному участку реки Ай. На соседнем катамаране пели песни под гитару, и над рекой плыло всеобщее приподнятое настроение.

К вечеру всевозможные сплав – средства стали прибиваться к берегам. Мы тоже нашли уютное местечко для бивака, и причалили. Место было хорошо обжито туристами. Через некоторое время нам пришлось потесниться; припозднившаяся группа из Миасса, в состав которой помимо речных волков входили женщины и дети, искала пристанища на ночь. Как говорится, в тесноте, да не в биде.

Поужинав, тесть стал разматывать свои рыбацкие снасти, которые последний раз видели рыбу лет сорок назад. Нужно было привязать блесну к спиннингу и крючки к удочкам, для которых в арсенале тестя нашелся один единственный поплавок. Тесть пытался вспомнить, как привязываются крючки к леске, но это была в принципе бесполезная затея, потому что его плохо гнущиеся пальцы были не в состоянии плести хитроумные узлы. Помогли ребята из Миасса, среди которых тоже был рыбак.

…Улов наш был, не сказать, чтобы большим – один пескарь, сантиметров десять длиной, который после тщательного медосмотра был отправлен в пучину вод, набирать вес. В то же время наш конкурент из Миасса сумел наловить с десяток хариусов. Мы сделали вид, что рыбачить нам не очень-то и хотелось, и удалились спать.

Спартанские условия не располагали к утренней неге, поэтому встали мы довольно рано. Стараясь не разбудить соседей, приготовили завтрак, понаблюдали, как конкурирующая фирма таскает из реки хариусов, и не торопясь поплыли.

Солнце, как и большинство туристов, спящих в палатках, выходить из-за туч не спешило. Соревноваться на реке было не с кем, поэтому мы спокойно плыли, созерцая суровую (без солнечных лучей) красоту уральской природы. Вскоре показалась деревня Кульметово. Тесть осторожно «закинул удочку» с целью выяснения возможности продолжения водного путешествия, но я, на правах руководителя экспедиции, твердо и недвусмысленно, чтобы предупредить возможный бунт на катамаране, заявил, что мы будем действовать согласно утвержденному плану. Наш кат причалил к берегу.

Солнце сегодня, по всей видимости, тоже решило устроить себе выходной. Небо было затянуто низкой облачностью. Сушить шкуры гондол было бессмысленно. Упаковав их, я почувствовал, что рюкзак стал тяжелее, чем был вчера. Вынув из него все, что было возможно, я взвалил его на плечи тестя – как говориться любишь кататься, люби и саночки возить. Это шутка, конечно, но я на самом деле, заполнил свой рюкзак доверху. К тому же он и так был в полтора раза тяжелее, чем рюкзак с гондолами. Раму я, конечно же, понес сам.

Судя по карте, нам необходимо было выйти на северную окраину деревни, с которой, резко поворачивая вправо, уходила дорога в Межевой Лог. Для того чтобы быть полностью уверенным в правильности взятого нами направления, я спросил у встреченного нами аксакала (по виду ему было лет, примерно, 85) как пройти в Межевой. Старик ответил, что идем мы правильно и посоветовал никуда не сворачивать. Я был полностью удовлетворен ответом, потому что услышал то, что хотел, и не стал задавать ему лишних вопросов типа: а далеко ли идти? А зря.

Выйдя за околицу, примерно в двухстах метрах перед собой мы увидели информационный дорожный знак. На нем были указаны расстояния до разных населенных пунктов, в том числе и до Межевого. Подойдя к нему поближе, я прочел надпись следующего содержания: «Межевой Лог – 35 км»! Ни-фи-га-се…!?

Я был ошеломлен, но не удивлен, потому что с такими фокусами я уже встречался. Дороги, нанесенные на карты тридцатилетней давности, когда-то давно перестали обслуживаться, и постепенно умерли, а для того, чтобы попасть в соседний населенный пункт приходится выезжать на, какую ни будь, трассу, находящуюся у черта на куличках. Необходимо было принимать какое-то решение.

Идти по дороге в надежде на попутку я не хотел. Будет попутка, или нет – бабушка надвое сказала. А даже если и будет, то с таким скарбом нас могут и не взять. Выходя из деревни, я заметил, что вправо в лес уходит набитая машинами колея – может это и есть остатки дороги, указанной на карте? Объявляю, что мы возвращаемся к околице, чтобы свернуть на эту дорогу. Тесть покорно соглашается, хотя в его голосе и проскальзывают нотки сомнения.

Повиляв по лесу метров пятьсот, дорога уходит резко влево и «растворяется» в траве. Что делать? Возвращаться назад не хочется. Принимаю новое решение: пойдем напрямик через лес по навигатору. Тесть не одобряет это решение (он не доверяет новомодным гаджетам), но я убеждаю его, что мы пройдем до Межевого по кратчайшему пути, хотя сам не уверен в том, что путь нам не преградит какое ни, будь непредвиденное препятствие.

Пошел мелкий дождь. Трава в рост человека намокла, вместе с ней промокли и мы. Тесть начал отставать. Переход по пересеченной местности вымотал его. Тяжелый рюкзак тянет его к земле. В очередной раз оглядываюсь, чтобы убедиться, что тесть идет за мной, а его нет! Где он?! Возвращаюсь по своему следу, и вижу как он, карабкаясь, вылезает из глубокой колеи, некогда оставленной лесовозами, которая совершенно незаметна в траве. Увидев, что я возвращаюсь назад, тесть обреченно произносит: «Что, заблудились?» Я говорю, что уже совсем скоро мы увидим Межевой, но он не доверяет мне, и это обстоятельство не добавляет ему бодрости.

Я вспоминаю, как где-то на рубеже 80-х и 90-х годов тесть повел меня и мою жену на Таганай. Раньше он ходил туда несколько раз за голубикой, поэтому знал основные направления и тропы между таганайскими хребтами. Три дня мы ходили по горам. За эти дни мы побывали на Двуглавой Сопке, Откликном Гребне, Круглице и на Дальнем Таганае. Пошли к Трем Братьям и на обратном пути заблудились. Тесть тогда очень испугался. Не за себя, конечно, а за нас. Ведь живя в Златоусте, он много раз слышал истории о том, как на Таганае терялись и, даже, погибали люди. У меня была с собой карта национального парка «Таганай», купленная в киоске «Союзпечать», и компас. Сориентировавшись, я предложил идти на юг, чтобы выйти к притоку Большого Киалима, который, в свою очередь, выведет нас на киалимскую дорогу. Тесть тогда тоже был не согласен с направлением, предложенным мной, но свой вариант ему подкрепить было не чем и мы пошли на юг. Когда мы вышли к реке он успокоился и, потом, долго еще хвалил меня за то, что я сумел правильно сориентироваться в лесу. Наверное, в том походе я и подцепил «вирус» бродяжничества, с которым до сих пор не может справиться мой организм.

Идем, пробираясь, то сквозь бурелом, то сквозь пучину мокрой травы. Перед нами открывается огромная поляна, за которой низина с густорастущей березовой лесопосадкой. За посадкой виднеется довольно крутая возвышенность, поросшая соснами, над которыми торчат крыши многоэтажек – это Межевой. Но радости на лице тестя я не вижу – он устал, а впереди, кроме лесопосадки, еще и подъем. Но делать нечего – идем.

Зайдя в лесопосадку, мы понимаем. Что пройти сквозь нее будет очень трудно – слишком уж она густая. Березки в три метра высотой растут одним большим кустарником, но на пути, то и дело встречаются просеки прочищенные бульдозером. Решили пойти по просеке с тем, чтобы выйти из лесопосадки, и обойти её. Неожиданно просека выводит нас на дорогу, явно, ведущую в Межевой. Минут десять отдыхаем и идем в поселок. У крайних домов я оставляю изрядно уставшего, но, впрочем, повеселевшего, тестя и налегке иду еще километра четыре по поселку в направлении автостоянки. Часа чрез полтора возвращаюсь на машине.

Солнце все же проснулось, и покинуло свое убежище, сооруженное из туч. За время моего отсутствия тесть отдохнул, и обсох. Мы погрузили вещи и поехали домой. По дороге тесть стал «прощупывать меня» на предмет возможности сплавиться еще раз в следующем году. Ведь теперь у него был серьезный аргумент в пользу возможности такого предприятия – сегодня он не подвёл, пройдя весь намеченный маршрут. Я пообещал ему подумать, потому что, как и в прошлый раз, не мог отказать.

Приехав в Челябинск, я в тот же вечер включил компьютер, и загрузил программу «Google Earth» для того, чтобы посмотреть с высоты птичьего полета местность между деревней Кульметово и поселком Межевой Лог. На космическом снимке я отчетливо вижу ту самую дорогу, которая нарисована на генштабовской карте. Я в недоумении: да ведь здесь не может быть тридцати пяти километров, здесь не более трех с по-ло-ви… И тут до меня дошло. На знаке отсутствовала запятая между тройкой и пятеркой. Увеличиваю изображение. Вижу прикрепленную фотографию на том самом месте, где на реальной дороге стоит знак. Открываю её… На фото дорожный знак без запятой.

Корю себя за то, что недостаточно хорошо изучил карты и устроил старику изнуряющий марш-бросок по лесным буеракам. Ругаю дорожников за нерадивость, но зла на них не держу. Если бы не было таких засад на дорогах, то что бы мы рассказывали друг – другу!