Кружок "Умелые ноги", или Как побывать на Таганае за 60 часов

Маршрут: г.Миасс- Тургояк - Таганай. - г.Златоуст; 72 км; 84 часа (32 активных)

Время: 28 мая - 31 мая 2004 года

Участники: Тулупов Алексей, Мингазов Артур

Вообще-то я был на Таганае, причем два раза. Но я никогда не проходил весь Таганай. А следовательно, это немного ущемляло мою душу - жить в 300 км от столь замечательнейшего места, больше того - раз в неделю не доезжать до него 50 км и разворачиваться домой! - и не пройти его весь?? Эта мысль обгладывала меня, как здоровый бугай маленького цыпленка табака. Последней каплей стала статья Морозова о том, как каждый день садясь в трамвай, он едет мимо палаток туристов на Откликной гребень. И вот, нагло сбежав с работы в пятницу в 16:00, я начал свой путь в сторону дивного места под названием Таганай.

Я встретился с Артуром на станции Спортивная, и вспомнив, как много вещей забыли дома, мы погрузились в битком набитую ... не-е-е-ет, не туристами - садоводами, чтоб они помидоры до декабря сажали... электричку и заснули, чтобы увидеть Таганай.

Вскоре прошли дядьки в синей форме и собрали с нас по 20 рублей в помощь голодающим Поволжья, а потом чумазый парень с табличкой "Хочу есть" танцевал лезгинку - я ему дал бутерброд салом, но он его почему-то не взял. Странно...

Стали проверять кто-что взял, а вернее кто что не взял. Оказалось, что из снаряги у нас только палатка, котел, две ложки и барабан для отпугивания медведей. А, да, еще немного еды, судя по запасам - как раз помереть с году на трети пути.

Спать там неудобно Проклятие туристов

Потом был вокзал станции Кропачево. Это очень странный вокзал. Создается впечатление, что он выпивает из тебя все соки. Спать там неудобно, холодно, пойти некуда, милиция туда-сюда снуёт, тоже, наверное, хочет помощь голодающим Поволжья... Однако, спустя 3,5 часа, в 1.50 пришла электричка "Кропачево-Челябинск" - в этот раз она была такая же, как и у нас - с жесткими лавками. Ах как мы ехали два года назад!! Деваться было некуда, и показав контролеру билеты, которые кстати НЕОБХОДИМО покупать (от Кропачево до Миасса - 94руб.), дабы не начать смотреть Таганай на следующей станции. Артурик, правда, долго меня убеждал, что не надо покупать билеты, что "типа, договоримся". "Типа", хорошо, что я его "типа" не послушал...

Артурик дрых, я смотрел в окно. Рассвело рано, и в четыре утра я уже наслаждался проплывающими мимо горами и лесами. Я наслаждался восходом - пусть через стекло, но это был первый восход в этом году, который я впитывал своей душой, не тратя внимания на то, пролетит ли утка. Мимо проплыли буквы - Миасс. Пора выходить.

На вокзале мы стали думать, а как бы нам добраться до Золотого пляжа. Таксист сказал 190 рублей - мы подумали "бывает". Маршрутное такси доставило нас до поселка Тургояк всего за 10 рублей. Что интересно, в Миассе платят при посадке в маршрутку, а не на выходе, как у нас. Артурик сказал, что Уфа - единственное место где платят после. Все заходили и платили. А мы просто ехали, хотя было неудобно - чувствовали себя зайцами, но из принципа решили не платить, пока не доедем. Первым не выдержал таксит, он спросил: "А платить?" - "А если мы сломаемся по пути??"- спросили мы. Такой наглости он наверное не ожидал.

Выйдя в Тургояке, мы пошли через поселок к Золотому пляжу. Вокруг нас стояли дома, в которых, наверное, живет бедный пролетариат города Миасс. Мы шли мимо домов из камня и красного кирпича, облицованного мрамором и итальянской плиткой, на помостах из горных пород и огороженных кованными художественными решетками. На крышах с золотистой черепицей сиротливо стояли спутниковые тарелки. Мы шли и думали, как тяжело бедному рабочему люду с утра залазить в битком набитые джипы, и немилосердно обдуваемые "кондишинами" ехать к станку, отрабатывать зарплату, которой с трудом хватило, чтобы выкупить озеро Тургояк в частную собственность.

Вскоре, оставив позади все дома отдыха, мы шли по проселочной дороге по направлению на Уральский хребет. Свернув на какую-то просеку, которая, по моему мнению, должна была нас вывести куда-то туда, мы потеряли дорогу и стали просто идти туда. Куда? А черт его знает. Дело осложнялось тем, что у нас не было компаса, и ориентироваться приходилось исключительно по огибанию возвышенностей и выходам на большие поляны, кои отражались на километровке. Сняв с себя немного клещей и целую кучу с Артурика, мы наконец-то вышли на полевую дорогу, идущую к хребту Малый Урал из п.Северные печи. Не смотря на то что было страшно заблудиться, мы сократили около 3 километров пути, идя при этом по заброшенным просекам и непонятно куда ведущим тропам. Хотите, и Вам расскажу как там пройти.

Далее мы просто шли по дороге вдоль р. Куштумги. Между г.Варганова и г.Красноглинной дорога пересекает речку и перейдя в брод в 12:05 мы сели перекусить. К этому времени мы прошли около 10 км. В 12:35 мы уже были на р. Сухокаменка, дорога круто повернула на север, и мы не торопливо поползли в гору, слушая журчанье не очень сухой Сухокаменки. В 13:30 мы прошли официально разрешенные стоянки, судя по лоции, купленной два года на зад на кордоне в Златоусте - по середине пути на перевал Уральского хребта. В 16:23 мы остановились на склоне Уральского хребта на большой привал. До перевала оставалось около километра. Мы приготовили чай, перекусили, полежали и вновь тронулись в путь. Идти было очень приятно - светило солнце, но было не жарко, комары не доставали из-за высоты и небольшого ветерка. На хребте мы столкнулись с проехавшим мимо нас военным "Уралом", из которого мужик с погонами что-то крикнул. В 17:04 мы прошли щит, извещавший нас о том, что мы вошли в парк "Таганай", и что вход с собаками запрещен. В 18:00 мы прошли развилку: одна дорога вела вниз, в обход г.Ицыл, а другая вверх вправо, на реликтовые ельники. Решив, что сил на покорение Ицыла сегодня уже не хватит, мы тронулись вниз на Киалимский кордон. В 19:00, пройдя щит и тропу на вершину Ицыла, мы повернули в долину на кордон, и через 20 минут были у домика. Поговорив с лесниками, мы развернули палатку на большой поляне, посчитав ночевку в доме кощунством, хотя лесники сильно настаивали, мотивируя предложения огромным скоплением комаров - они не знали, что мы забили на комаров и те нас не кусают. К тому же имея барабан для отпугивания медведей, мы не боялись никого. А вот от бани мы отказываться не стали.

Сухокаменка Суровый зеленый вечерний Урал

Банные радости

БАНЯ. Простое русское слово из четырех букв. В русском языке вообще есть и другие слова из четырех букв, заставляющие душу трепетать и прыгать, но слово БАНЯ, как мне кажется, русского человека, а особенно туриста, должно заставлять душу замирать от восторга, от предвкушения, как холодная вода вопъётся тысячами иголок в раскаленное тело.

БАНЯ. Мы забрались на полок и почувствовали как уставшие ноги расслабляются, мысли уходят в никуда и остается только легкая пустота. Тело просто расплывалось после 29км пути. Лесники постарались на славу, и вода, мгновенно испаряясь, в виде пара окутывала нас легким, шелковым одеялом. Я слышал, как скрипела кожа на ногах и руках, как пыль скатывалась с тела. Скажу по секрету, что предвкушая баню на кордоне, я специально не мылся дома почти двое суток, чтобы после трудного пути получить наибольшее наслаждение.

БАНЯ. И вот я замахал пихтовым веником. Казалось, что кожа сползает кусками, но вместо этого, сползала только усталость. А потом я прыгнул в Киалим. Это было все равно что забраться на вершину, и прыгнуть с нее. Я махал руками в воде, и мне казалось, что я лечу. А потом вода схватила меня ежовой рукавицей и я побежал назад в баню. И так я бегал три раза. Выйдя из бани, мы поужинали и легли спать.

Утром мы встали 8:00 и наскоро перекусив, в 8:25 отправились на г.Ицыл. Подъем не занял много времени и 9:50 мы обозревали окрестности, не давая затвору фотоаппарата остановиться. Подъем не составляет трудностей - на вершину идет хорошо вытоптанная тропа, промаркированная синим и белым цветами. Кстати, Ицыл не высок, и его можно было бы посетить в первый же день вечером. С вершины Ицыла открывается прекрасный вид практически на весь Таганай - Дальний, Юрма, Круглица, Откликной - не видно лишь Двуглавую. В 11:15 мы были вновь на кордоне и, собравшись, в 12:20 вышли с рюкзаками на г.Дальний Таганай. От кордона на вершину ведет просека. В основном она держит направление на восток и поворачивает на север лишь на верху, к метеостанции. Почти на самом верху есть небольшая вырубка, и перед ней есть тропа, уходящая влево на приют Таганай. Напившись из колодца на плато воды, мы поднялись еще метров 500 и бросив рюкзаки, еще через полкилометра в 15:07 оказались на метеостанции Таганай-гора. Облазив все скальные нагромождения, мы зашли на метеостанцию, где метеоролог Женя напоил нас чаем. Попутно мы узнали, какие параметры они замеряют, а также то, что все это они записывают в журнал, который по возвращению с вахты благополучно сдается в архив. На вопрос "А как делается прогноз погоды?", Женя честно ответил, что он не знает.

Настоящий Тулуповый Закат

Поблагодарив его за чай, мы двинулись обратно и 16:35 свернули направо по тропе, ведущей на приют Таганай. В 17:35 Мы прошли развилку "Стрела", указатель которой гласил, что "Налево пойдешь... тьфу, что до приюта 6 км, а до Киалима 3 км. В 18:55, притащив с собой несметное полчище комаров, мы поздоровались с лесником на приюте, который, судя по лицу, очень сильно страдал от соревнований туристскому многоборью, прошедших, видимо, в субботу. В 20:00 мы тронулись с приюта на Круглицу. В 21:30 мы наконец-то нашли в Долине сказок немного снега и бросив рюкзаки, принялись разводить костер. Оставив Артурика готовить, я залез на скалку и долго сидел, наблюдая как солнце садиться в толщу облаков, как летают комарики на фоне инверсионного следа самолета, как внизу суетиться Артурик, как молчат горы, как засыпает лес, и еще много всего, чего вряд ли увидишь в городе.

Наступил третий день. Мы вылезли из палатки рано, и постелив спальники прямо на землю долго нежились на солнце. Перекусив, мы спрятали рюкзаки и через 20 минут, в 12:00, стояли на г.Круглице. В 13:00 забрали рюкзаки и вышли из Долины на Откликной. В 13:27 мы уже резали сало под Откликным гребнем.

В 14:51 мы прошли Гремячий ключ, в 15:28 поднимались по лестнице на Скалодром. С Перьев мы спустились к 18:00 и к половине восьмого уже фотографировались у ворот парка. В 20:00 мы были на вокзале. Купив билеты на поезд Уфалы-Уфа (147руб.) мы отправились в местную забегаловку кушать вкусные пирожные. Поезд пришел в 23:10 и через 7 часов я ступил на перрон вокзала г.Уфа.

P.S. Все написанное выше не передает даже сотой доли всех ощущений и эмоций, а следовательно оно бесполезно и бестолково, как барабан для отпугивая медведей.

"Сняв с себя немного клещей и целую кучу с Артурика, мы наконец-то"
Наше Сиятельство Алексей Тулупов наконец-то соизволили слегка поделиться фотками с Таганая :)
Вы супер туристики!
Ребята - это клево!
Гриша, я бы и больше поделился, но ведь надо и другим место под фото оставить.
Не, ты меня не так понял... Я имел в виду - поделиться большими качественными фотками :). По-моему, некто, возвращая карточку, пообещал "через пару дней" заехать и фотографии показать, нет? :)
Даже не вопрос! ПРосто "пара дней" какая то длинная. Я уже и халвы купил - на днях точно припрусь!
В своё время устраивали вылазку под названием "Пятёрка выходного дня" по маршруту Златоуст-Откликной-Круглица-Д.Таганай-Ицыл-Юрма-Карабаш коллективами ФКиС города, выезд в пятницу (после работы), приезд в воскресенье после обеда.
Олег
Это конечно мощно, пробежать такой маршрут за 1,5 дня, да ещё с подьёмами на вершины. Я на такой галоп не способен, т.к. это уже ИМХО не отдых.
Отдых - это когда нет телефона и автомобиля, электрочайника и горячей воды. Ведь отдых - он от цивилизации, а не от усталости.
Tulupov, на мой взгляд, Вы грубо не правы!
Помоему отдыхать можно и в цивилизации и именно от усталости. Хотя для каждого усталость, это понимание разное
А как это можно быть "грубо неправым"? :)) И при этом допускать разные понимания усталости? %)
На мой взгляд он слишком утвердительно высказал предположение об отдыхе.
А моё высказывание по поводу: грубо неправым, это наверное просто эмоция.
Можно отдыхать цивилизовано.
Слишком утвердительно - это отсутствие слов "по-моему" и "на мой взгляд" в каждой фразе? :)

А для меня отдых - это, конечно же, в первую очередь смена образа жизни. И раз я большую часть времени живу в цивилизации, то отдыхаю больше всего именно вдали от нее, "нецивилизовано"
В полне допустимо.
На мой взгляд, по моему, :))
Вы все правы. Проблема в преследуемых целях - спортивные или матрасные, душевные или телесные. И то и другое прекрасно.
олег
Олег, полностью с тобой согласен.
Согласен с Гришей. ТO: KzMz&other - Человек в моем возрасте и обладающий силами и целями, должен отдыхать от чего-то, но никак не от усталости. От усталости мы все отдохнем лежа в гробу. А сейчас, пока есть силы, не нужно отдыхать от усталости. Поэтому согласен с Гришей - он как и я, отдыхает от обстановки, при ее смене.
А что касается ночёвки в Кропачёво... Как-то года два назад пошёл я по нужде за состав из ржавых списанных вагонов и обнаружил в одном из них дырку в полу; внутри вагона было сильно загаженно. Затем я стал осматривать другие вагоны и в одном из них (девятый в ряду крытых вагонов слева от начала состава) в полу не было только двух досок, а внутри - чисто. С тех пор мы ночуем только там.
Леша Тулупов?! Воркута, турклуб "Дриада" Или я то-то неправильно поняла?!..
Все мы когда-то где-то бываем.....
Все мы когда-то кого-то теряем/что-то теряем, но так хочется найти...
была на Таганае, но один день и только на Двуглавой 8-/
некто обещал пойти с нами в поход и провести по всему Таганаю, так как из нас никто не был, и лучше пойти с тем, кто все знает =( хачуууу
Я тоже была на Таганае (г.Круглице) - это незабываемо! Горы притягивают! Очень хочу еще там побывать! Надеюсь, всё получится! :) Кто не был - обязательно побывайте!