Лыжный поход по Южному Уралу

Маршрут: Белорецк - Отнурок 1 - Ялангас - Жур. Болота - хр. Машак - хр. Кумардак - Верхнеаршинский

Время: 1-8 января 2005 года

Участники: Безруков Андрей, Макеев Гриша, Рыбников Андрей, Штинов Вова, Юсупова Неля

1 января. Трудный старт

Второй подряд год первого января мы отправляемся в поход. То ли праздничная ночь тому виной, то ли просто нам так везет, но второй раз подряд собраться всем вместе и, наконец, отправиться на маршрут нам удается с большим трудом. В этот раз сначала я сел не в ту электричку и уехал в другую сторону, потом Гриша спускаясь с празднования Нового Года на Малом Ямантау опоздал на кукушку. А вроде не пили! В результате Вова и Андрей, единственные кто не "накосячили", съездили сначала в Белорецк, потом вновь вернулись в Инзер где подобрали опоздавших Гришу и Нелю, и вместе они приехали во второй раз в Белорецк, где сели в газельку и поехали в Отнурок. Вова с Андреем провели 1 января в электричках в целом 14 часов. Я же стал постоянным клиентом таксистов и любителем морозить нос на уфимском вокзале. Догнать наших на электричках никак не удавалось, я поехал на сибайском поезде и на такси утром добирался до Отнурка. Сотовая связь здорово выручила нас в тот день.

Я, уже не веря, что приключениям уже близится конец и близится начало похода (а к тому моменту я уже устал от этого похода), в полной темноте ходил по крохотной деревне Отнурок (первый) в поисках того дома, где остановились наши. Валил густой снег, фонарик еле высвечивал впереди меня пару метров, а мне надо было найти дом с красной крышей. Но домик я нашел, полузнакомый голос пригласил меня пройти.

- Егор, ты что ли?

- Я!

Это было для меня сюрпризом. В прихожей знакомые лыжи, в доме знакомые рюкзаки, наши мирно спят на лавке. Наконец мы вместе, и я тут же отрубился досыпать недоспаное.

2 января. Трудный выход

Утром разбор полетов, кто, как и почему опоздал. Я сделал вывод, что больше в серьезные походы не стоит так собираться, когда кто-то присоединится там-то, а кто-то выйдет из лесу на условленную тропу в условленное место, и все встретятся когда-то где-то не сразу. Поход так поход, сели в электричку и поехали, к чему дергаться?

Собирались долго, попутно поменяли Нельке крепления на более продвинутые. Вышли из избы около 11 утра, и тут же выяснилось, что Вова накосячил с тросиками, и они тут же порвались. Пришлось возвращаться в избу и снова чинить тросы. Вышли еще на час позже.

Попрощались с Егором, и наша дорога потянулась к перевалу через Устинский хребет. Летом мы проезжали по ней с Вовкой на велосипедах, путь знакомый. Рюкзаки тяжелее обычных зимних рюкзаков, кроме снаряжения еще продуктов на 10 дней. До этого мы зимой не ходили на столько, поэтому я привык думать что зима - время легких рюкзаков. Не тут-то было.

Дорога санная, по ней мы быстро доехали до переезда через ручей, где основной след ушел в сторону, а в нашем направлении остался только полузасыпанный след лыжни. Там собственно и начинается подъем к перевалу. Первый перекус - достаем сухари, сыр. Оказывается Андрей взял огромный кусок незапланированного сала. Я не большой любитель сала, но зимой да под рюкзачком продукт сносный.

Дальше подъем стал круче, тропежка показалась тяжелой, снегу в районе Ялангаса было еще мало. Лыжня шла по небольшой просеке и поднималась между Устинской горкой и Ялангасом, что нам было как нельзя кстати. Первую ночевку устроили прямо на перевале на поляне, откуда открывается вид на Ялангас. Я учил Нельку ставить палатку, Вова и Андрей работали дровосеками, Гриша шаманил вокруг костра. Нас было пятеро, каждому по работе.

Возник спор, как нам собираться утром. Андрей настаивает на том, чтобы готовить завтрак на костре, я предлагаю готовить в палатке на печке и газовых горелках. Для этого нужно заготовить воду с вечера, но котла у нас всего два. Как выяснилось воду вечером все же можно растопить на печке после еды, но в этот вечер все же решили, что Андрей встанет и будет дежурить на улице. Ну что ж, будет по его плану.

3 января. Ялангас

Утром встали не очень рано, долго собирались. Погода обещала быть отличной, так что утром мы откинули все сомнения по поводу подъема на Ялангас, собрали рюкзаки, оставили их на месте ночевки, взяли лишь необходимый минимум одежды, чай и отправились на подъем.

Снегу мало, что немного осложняло жизнь - ветки и кусты еще плохо засыпаны, между ними трудно выбирать путь. Скоро вышли на первый курумник, по которому вдвойне тяжело идти на лыжах - приходится лавировать среди камней, постоянно переступая лесенкой. Выскочили на второй курумник сложенный из огромных валунов - там идти уже только без лыж, рискуя провалиться между камней, а ведь не видно, что там под снегом.

Погода баловала нас в тот день. В синем-синем небе сверкает солнце, ниже нас текут облака, снег слепит глаза. Серпантином набирая высоту, я щелкал фотоаппаратом - невозможно не фотографировать! Выбрались на предвершину, там сняли лыжи и пешком на саму вершину. Все же снег абсолютно не держал и наверх я вылез уже без сил, зато как здорово было стоять на Ялангасе в такую погоду! Ниже нас море и мы плывем на каком-то огромном корабле - вдали Кирель и Малиновая выглядят словно вулканы-острова. И море неспешно перетекает через хребет Ялангаса с запада на восток. Ямантау, Кумардак, Машак, Зигальга, Иремель, Инзерские зубчатки - все как на ладони. Зима очень щедра на такие шикарные виды, чего не скажешь о лете, которое скрывает дальние горы за синеватой дымкой. Кажется, дальше Иремеля даже видны Нургуш и Уван.

Ялангас чем-то особая гора на Южном Урале. Трудно сказать почему, она не очень высокая, всего лишь почти 1300 метров над уровнем моря, зато резко выделяется среди остальных гор и отовсюду очень заметна. Такие каменные бастионы на вершине, огромные курумы на склонах не везде встретишь. Подъем, который мы выбрали, тоже нехарактерно крут для Южного Урала.

Спускались, кто как может. Я показал Грише как сидя верхом на двух своих лыжах и держа их за крепления как за уздечку можно, тормозя пятками за наст можно спускаться. Только нельзя переусердствовать. Я ехал в основном стоя на лыжах, пытаясь выбирать места без наста. Вова таки сломал лыжу где-то на курумнике. Мы решили перебинтовать ее скотчем и отправиться в хутор на Журавлиных Болотах. Там местный житель Сергей поместил нас в избу, где мы хорошо отдохнули после напряженного дня, залечили лыжу эпоксидкой и добавили в нее шурупов.

4 января. К Зубчаткам

Утром мы выдвинулись дальше по азимуту. Сначала шли вдоль реки Тирля, потом она ушла вправо, а мы по азимуту продвигались на седловину между хребтами Инзерские Зубчатки и Осиновым (если я не путаю название). Только пересекли речку Черная, как Вовкина лыжа не выдержала тяжелой тропежки и сломалась в том месте, где мы ее чинили. Лыжу залечили второй раз уже более серьезно - сделали накладку из фанеры, добавили шурупов, замотали все скотчем. На месте катастрофы сделали обед.

Тропежка по долинам в начале января, как я и ожидал, была очень тяжелая. Весь поход, когда приходилось тропить, мы шли в таком режиме: первый тропит по своему усмотрению, потом садится на рюкзак рядом с лыжней и отдыхает минут пять. Тем временем следующий участник выходит тропить. Отдохнув, первый тропивший быстро догоняет команду по лыжне и встает последним. Таким образом, тропежка не прекращается ни на минуту. Централизованный отдых только во время обеда.

Так мы поднялись на седло между Инзерскими Зубчатками и Осиновым, когда начинало темнеть разбили лагерь. Процедура повторяется вновь: Андрей и Вова рубят и пилят дрова, мы с Нелей ставим палатку, Гриша разводит на сетке костер и кипятит воду.

В этот вечер спор о том, как собираться утром вновь пытался возникнуть, и я четко почувствовал, что спорить о подобных вещах просто бесполезно и вредно, все споры надо прекращать на начальной стадии простым и совершенно бесспорным утверждением, что как я скажу, так и будет. Я утвердил, что мы будем готовить утром на горелках в палатке. Вода заготавливается с вечера на печке. Как инициатор данной затеи, дежурить утром должен был я.

5 января. На Машак

Утром я проспал. Я стандартно не слышу будильников, а Неля, единственная кто его услышала (он весел на центральном колу) не разбудила меня. Встал лишь в восемь. Топлю печку, ставлю один котел на нее, другой на горелки. Тут пригодился самый полезный и самый универсальный в зимнем походе инструмент, который мы почти ни разу не использовали по назначению - лопата сделанная из дюралевого листа. Горелки устанавливаются на ней, конструкция получается устойчивой и безопасной. Еще мы лопату использовали постоянно в качестве стола на перекусах, подставки для котлов, но почти ни разу для копания снега. Очень полезная вещь!

Выяснилось, что хорошо раскаленная печка по эффективности не сильно уступает двум газовым горелкам. И тоже почти не проигрывает костру, когда на улице холодно и дует ветер. Возникало несколько моментов, когда Андрей на улице минут полчаса пытался закипятить чай, что бы его заварить, в то время как установленный на печку он тут же закипал.

Когда каша подходит к готовности, дается команда "Подъем, накрывай поляну!". Народ протирает глаза, и каша подается прямо в постель. Поели, собрались, выпинулись из палатки, свернули лагерь и пошли тропить.

На хребет Осиновый поднялись неожиданно быстро, и начался спуск к истокам реки Большой Инзер. Скоро мы пересекли его и начали подниматься на хребет Кумардак, где он почти еще не отделился от хребта Машак. На Машаке встретили лыжню, видно это друзья икаровцы. Прошли место их ночевки. По лыжне быстро поднялись к границе леса на горе Угловой Машак. Подъем по насту, погода портится - поднялся ветер, и налетело облако. Очень быстро мы поднялись на высшую точку хребта, но видом окрестных гор почти не удалось насладиться, видимость таяла на глазах. На вершине нашли тур.

Спуск без лыж. Я ушел чуть вперед и начал спускаться, зарубаясь пятками в наст. Гриша спросил, можно ли ему ехать на лыжах сидя, как мы делали это на Ялангасе. Я не нашел причин возразить, хотя хотелось. В результате Гриша чуть увлекся скоростью, выпустил лыжу из рук и она, разогнавшись, ударилась о камень, и сломался носок. Данный случай показал мне, что иногда лучше перестраховаться, не смотря на то что, явных причин угрозы нет. И если тебе кажется что так поступить лучше, не надо слушать возражения группы. За небольшое удовольствие можно заплатить большими проблемами, в данном случае преждевременной ночевкой и очередным ремонтом лыж.

На лыжу сделали накладку из куска дровины, что лежала в куче рядом с печкой. Намазали на нее эпоксидки, накрутили шурупов и замотали все это скотчем. Конструкция получилась надежной.

6 января. По Машакам

Подъем в шесть. Завтрак готовится в палатке. Выход около девяти. Траверс хребта значительно проще, чем шарахаться по долинам. Снег проваливается меньше, иногда вовсе не проваливается. Пересекаем небольшие седловинки, обходим лысые горки. На траверсе очередной горы внезапно открылся вид назад на Ямантау и хребет Нары. Над нами стремительно проносились клочья туч, они перетекали через наш хребет. Высшая точка Южного Урала Ямантау так и не увидела чистого неба. Мы же насладились этим коротким моментом. Спустились на поляны, обозначенные в карте как Кузъелгинские пастбища. Пообедали очередным сухарем со шматком сала и прочими ништяками.

Вновь перешли на восточный склон хребта и насладились видом на долину Юрюзани и хребет Кумардак. В тот вечер погода баловала нас шикарной игрой света и тени, проносящимися клочьями туч. Нам даже досталось немного солнца. На ночевку встали под горой Широкая.

Гриша устроил фейерверк из охотничьей хлопушки. Наконец первый вечер, когда мы не ремонтируем лыжи. Вова и Андрей очень эмоционально заготавливают дрова - то слышен звук пилы, то ругань, то вновь пила. Видно они очень любят пилить дрова!

Я опробовал свой новый финский топор, купленный по совету Бориса Прохорова. Он сказал, что если для вас походы - неотъемлемая часть жизни, то топор того стоит. Что ж, стоит! Сам колет, как я говорю в таких случаях. Правда рубить им не так хорошо как обычным топором, но при наличии двуручной пилы это не так часто и требуется.

Сегодня рождество! Положено печь блины. Достаю специально заготовленную для этого дела сковородку, блинную муку. Неля меня учит. Первый в жизни блин получается не комом! Новичкам, говорят, везет. Я впервые получил такое удовольствие от кулинарии. Блины и праздник удались на славу.

7 января. На Кумардак

Наконец процедура утренних сборов полностью устаканилась. Об этом даже и говорить уже нечего. Утром долго искали затоптанную палку Андрея, нашли глубоко в сугробе погнутую и обледенелую.

Ходовой день начался с подъема на гору Широкая. Сначала шли на лыжах, потом пошли пешком. Видимость двадцать метров, вершину определить невозможно. Нашли точку, во все стороны от которой спуск, съели по конфетке. Будем считать, что мы поднялись на вершину. Ветер дует откуда-то снизу из-за гребня. По компасу уходим с плато, доходим до первых деревьев, где не такой крепкий наст, одеваем лыжи.

При таком ровном освещении совершенно не видна текстура снега. Плато изобилует наддувами, и их видно только когда уже в них упрешься или дотронешься лыжной палкой. Не знаешь, что тебя ждет через секунду - стремительное падение вниз или наоборот подъем. Или вдруг под тобой обрушится карниз, и ты упадешь вбок куда-то под наддув рядом с елкой. Еще хуже, когда ты знаешь что перед тобой спуск, но никак не можешь определить его крутизну. А вдруг впереди отвесная стенка и сколько падать вниз неизвестно. Я иду как слепой с палочкой тыкаю впереди себя. За мной уже можно ехать - по лыжне определяется форма рельефа.

Мы начали спускаться с хребта Машак в долину Юрюзани. Скоро тропежка опять стала как прежде тяжелой. Первый идет изо всех сил, остальные, позевывая, лениво передвигают лыжами. Чем больше разница между скоростью тропежки и скоростью движения по лыжне, тем дольше можно сидеть на рюкзаке после работы. Так можно растянуться вообще на большое расстояние, только сидеть холодно.

Я наконец упал, почти первый раз за поход! Только набрал скорость на поляне, въезжаю между деревьев, лыжи втыкаются в ствол под снегом, я перелетаю через него - лыжи наверху, рюкзак давит на меня, всей мордой втыкаюсь в сугроб. Такого подлого препятствия никак не ожидал.

Дальше спуск стал веселее, а для кого-то наоборот труднее. Едем по каменным речкам, которыми так славится долина Юрюзани, лавируем между отдельно торчащими камнями. Только успевай соображать и вертеть лыжами. Долго жду отставших.

Скоро крутой спуск закончился, и мы вступили в знакомые дебри и чащобы, где летом то и дело проваливаешься между камней, под корни деревьев. Много завалов, мордохлыста. Небольшой спуск нам на руку и мы довольно быстро выходим к реке. Летом там идти тяжелее.

Обед на самой реке. Погода пасмурная, явно теплеет. Еще подлипа не хватало, подумал я. Подъем на Кумардак был значительно тяжелее - мордохлыста еще больше. Скорость тропежки упала ниже километра в час. Мы быстро устали. Прорвались через частокол елок, и вышли в более открытый лес, где главенствовали лиственницы. Кто-то совсем вымотался на подъеме. Чуть перевалили хребет, и немного спустились, чтобы найти дрова.

Последняя ночевка прошла на автомате, народ устал, теплая погода подпортила настроение. Зачем-то автоматически жарю блины.

(прим. Андрей Р. : неужели так и было? :) )

8 января. Домой

Утро порадовало нас солнечной погодой, крепким морозцем. Было жалко уходить, но в то же время меня уже утомил поход. Двигаемся немного вдоль хребта, хотим попасть между Большим и Малым Кумардаками. Открывается вид на Инзерские Зубчатки, гору Машак. Шикарная погода, но трудно фотографировать - сильно мерзнут пальцы. Скоро прошли седловину. Спуск стал круче, но лес не давал разгоняться. Проезжаем каменную речку откуда открывается вид на гору Большой Кумардак, что возвышается прямо над нами. Подъем на нее кажется таким же трудным и крутым как на Ялангасе.

Лес по эту сторону Кумардака чистый и приятный. Небольшой спуск сильно помогает, но тропить все равно трудно. Пересекли по бревну речку Меселя, после быстро вышли на старую дорогу, но лыжни не было абсолютно. Троплю один очень долго, пока остальные сзади переходят через реку. Поднялся на последний холм, который всегда приходится пересекать, когда идешь из Верхнеаршинского. Дальше пустил вперед Вовку. К нам примыкают еще дороги и, наконец, первая лыжня. Спуск пошел веселее, и мы вылетели на поляну, откуда виден весь поселок. Фотографируемся всей командой перед выходом в цивилизацию - погода явно дразнит нас, яркое солце, синее небо, сверкающие хребты на горизонте. Видно Иремель.

На автобусной остановке, наконец, добили взятый сыр и колбасу. Если б не андрюхино сало мы как раз бы съели все сырные и колбасные запасы на маршруте.

Автобуса ждали около двух часов. Потом долгий путь до Белорецка. Там позвонили тому же газелисту и он отвез нас на вокзал. Билеты взяли на сибайку без труда, но только в общий вагон. В поезде заснули, а проснулись уже в Уфе.

Мы обновленные, окрепшие, немного оголодавшие вновь включаемся в городскую жизнь. Поход оставил во мне самые благоприятные воспоминания, несмотря на незначительные накладки в начале. Непривычно было то, что зима-то еще только начинается! Впереди еще почти весь январь, февраль, март, а мы так здорово погуляли. Чего и вам желаю!