Вы здесь

Озёрск- Белорецк - Тирлян- Катав-Ивановск

Аватар пользователя slav_heatcliff

Велопутешествие

Озёрск-Белорецк-Катав-Ивановск-Озёрск

Предисловие. 

Это маленькое путешествие было совершено нами, на тот момент, двумя выпускниками озерского физмат Лицея №39. Я - Костерин Вячеслав, и моя прекрасная попутчитца - Левдик Вероника. После сдачи ЕГЭ и перед выпускным мы решили отдохнуть и сорвались в наше путешествие. Эта статья будет полезна для новичков, здесь будет рассказано о многих наших ошибках, которые можно избежать, проанализировав все ситуации, в которые мы попадали. Все фотографии можно найти в моей группе Вконтакте: http://vk.com/jahbike, чуть позже загружу их сюда. 

День 1. Озёрск-Миасс.

Выехали в 11-00 по Уральскому времени. Немного отстаем от графика, т.к. забыли пропуск из города, увы, это случается у жителей ЗАТО. Ну, ничего, выехали. В 11-15 уже были на КПП. Быстро проверили пропуска, даже не стали проверять вещи, как это было в прошлое наше путешествия, и в 11-30 мы уже были в Кыштыме. Здесь мы ненадолго остановились в центре, купили питьевую воду, сфотографировались около новой достопримечательности – герои из мультфильма «38 попугаев». Немного отдохнув, мы поехали дальше. Солнце уже стояло высоко над горизонтом, и оно нас совсем не щадило. Ехали в хорошем темпе. Дорога сама вела нас в сторону приключений.  Примерно в 14-00 были в Карабаше, здесь мы устроили перекус.  В 14-30 уже выдвинулись в сторону Миасса. Нам повезло, что в этот раз дым от Карабашского медеплавильного комбината шел поверху, в прошлом моем путешествии мне пришлось преодолеть полосу препятствия с сернистой кислотой во рту.  До моста через речку Миасс дорога, как всегда была «прекрасна». Ехали осторожно - рюкзаки тяжелые, пробить колесо ничего не стоит. Пилили до деревни Новоандреевка, где искупались в местных разрезах, вода чистая, но была немного холодной, открыли купальный сезон. До Миасса еще 30 км.

город Карабаш

д. Новоандреевка

Примерно в 17-30 подъезжали уже к Машгородку, но как известно до Миасса отсюда еще далеко. Мы уже знали, где остановимся – озеро Ильменское, около турбазы. До туда мы добрались примерно в 19-00, поставили палатку, немного поели, искупались и завалились спать. Первый день прошел продуктивно, идем по плану.

Озеро Ильменское

P.S. Небольшой комментарий. В принципе, до Карабаша из Кыштыма можно было добраться немного другим путем. Параллельно с трассой по лесу проходит насыпь от когда-то существовавшей узкоколейки Кыштым-Карабаш. Этот путь намного интереснее и легче, но гораздо быстрее добраться по трассе, именно поэтому, мы выбрали трассу.

 

День 2. Миасс-Белорецк.

Первоначально мы планировали добраться только для Учалов, но с самого начала мы не знали, что Башкирское солнце настолько сильное. Знали, не знали, но предполагали, поэтому мы отправились в 6 утра, дабы не умереть от жары. Выезд из Миасса включал в себя пересечение М5, и мы думали, что это будет самое сложное за весь день, но мы ошибались.

С самого начала нас встретили неплохие подъемы и достаточно загруженное движение до самой трассы, но после ее пересечения мы бодро помчались в сторону республики Башкортостан. Останавливаясь почти везде, мы делали фотографии полей, самолетов, сверялись с маршрутом и не заметили, как наступила жара.

дорога Миасс-Учалы

самолеты

Миасс-Учалы

Мы заметили, что нас начало припекать, примерно возле села Косачево, совсем плохо уже стало после ж/д переезда около ост.пункта 35 км. Далее вслед за погодой ухудшилась дорога. Практически до следующего ж/д переезда шел ремонт дороги, т.е. отсутствовало дорожное покрытие, а были лишь только песок и его производная в виде пыли. Скорость наша снизилась до шага человека. Заканчивался запас воды и зеленого чая, который у нас остался после ночлега на Ильменском, остановки стали все чаще и чаще.  И вот, наконец-то, первый населенный пункт – Курамино. Там мы увидели первый за весь день колонку с водой, да и вообще воду в целом. Немного, а может и много отдохнув, мы поехали дальше, нашей целью на этой половине дня, хотя уже была добротная часть второй половины, поселок Комсомольск. Здесь мы планировали плотно поесть и искупаться.

пос.Комсомольский

Решили, что нужно добираться до Учалов на автобусе. Спросили у местных про автобусы, решили попытать счастье и сесть на один из них. В Комсомольске здорово провели время: покушали, искупались, повалялись на траве, немного поспали и даже покормили гусей.

В час «X» вышли к автобусной остановке, сложили велосипеды в компактный вид. Первый автобус до Белорецка нас не взял. С нами рядом стояли цыгане, водитель их тоже не взял. Следующий автобус до Учалов уже забрал нас всех с радостью. В автобусе все были такие милые и добродушные, что настроение сразу улучшилось, и жить стало хорошо. Водитель сразу спросил, куда мы едем, и пришел в недоумение, почему нас не взял Белорецкий автобус. Узнав нашу историю, он тут же связался с тем водителем и договорился, чтобы нас подобрали в Учалах. Цыгане нам сказали, что мы с ними очень похожи, т.к. и мы, и они в душе странники, пожелали друг другу удачи и сели на свои места. Доехали очень быстро – в принципе там не так много-то и осталось. Перед въездом в Учалах нас оставили, и мы стали ждать Белорецкого автобуса. Примерно через 10 минут он приехал, водитель извинился, и сказал, что не мог взять нас чисто технически – он был «забит доверху». Мы ответили, что понимаем его, ни в чем не виним и зла не держим.

Наслаждаясь видами из окна мы примерно за 3 часа доехали до Белорецка. Здесь мы купили продукты на 2 дня и двинулись в сторону Белорецкой УЖД.

Учитывая, что в Белорецке мы еще не были, мы, конечно же, уехали не туда. Точнее туда, но не на УЖД. Если посмотреть на карту, то можно увидеть, что в сторону Тирляна уходит две дороги. Первая проходит по левому берегу реки Белая – это и есть насыпь. Вторая, асфальтированная, идет по правому. Ужасно уставшие, мы не заметили, как уехали на вторую. Заехали за сады, встали в лесочке, сразу за Белорецком. Тяжелый день окончен.

День 3. Белорецк-Верхнеаршинский.

Не знаю почему, но на следующий день мы были полны энтузиазма. Быстро позавтракали, собрали палатку, я позвонил лесничему, который заседает в Верхаршинском и который нам должен был выписать пропуск Южно-Уральский заповедник, мы договорились, все вроде бы идет по плану.

Мы выяснили, что мы не выехали на УЖД, но мы все же решили поехать по асфальту – и правильно сделали!

Белорецк-Тирлянский

О, как понесла нас дорога! Друзья, если вы поедете на велосипедах в сторону Тирлянского, лучше это сделать по правому берегу Белой, т.к. практически всю дорогу вы будете ехать с горки, спускаясь в долину Тирляна. Нас настолько это взбодрило, что у нас появился тот самый огонек в глазах, который мы потеряли после Миасса. Сделали немного фотографий по пути и примерно за полтора часа доехали до Тирляна. Здесь мы остановились в магазине, немного перекусили, купили сок. Вдруг, я захотел борща, попросил Веронику его сварить. Она согласилась при условии, что я повезу продукты для него на себе и что мы найдем для него здесь ингредиенты. Нашли все кроме свеклы. Но тут пришел, к нашему счастью, дедушка, который подарил нам замечательную свеклу Алину (да, к тому времени уже каждый продукт у нас имел имя).

После передышки наша команда из двоих молодцов отправилась в сторону Тирлянского водохранилища, тут мы искупались, сфотографировались около знаменитого колеса, а также проехались по участку ж/д насыпи, выдолбленном в скале. Наверное, самый запоминающийся участок УЖД для меня – это участок вдоль водохранилища. Здесь я почувствовал себя машинистом, который вел паровоз по этому дороге 50 лет назад.

"Дорога в скале" в Тирлянском

УЖД

На этой ноте мы попрощались с Тирляном и двинулись в сторону Верхаршинского, где ждал нас лесничий. Дальше все шло замечательно, ехали уже по насыпи, ехали быстро, т.к. на узкоклейке особенно крутых подъемов не было. Но мои ноги чувствовали, что идем на подъем. Примерно за два часа доехали до Верхаршинского, где встретились с лесником. Оказался хорошим мужиком – все четко нам объяснил о правилах, взял наши телефоны, но предупредил, что связи там нет, хотя мы и  в Тирляне уже ее не наблюдали. Посоветовал уже сегодня добраться до домика, который стоит на урочище Арша, что мы и сделали. Набрав воды, покрутили педали уставшими ногами. Ехали не долго – минут через сорок были там. Вероника сварила вкуснейший борщ. Покушали и легли спать. День был насыщенным и продуктивным, мы остались довольными собой.

Борщец

День 4. Заповедник. Катав-Ивановск. Юрюзань.

Чудесное утро. Нет комаров, все чисто и спокойно. Спали, как убитые, правда, ближе к утру мимо нас проезжали лесники, спросили, есть ли у нас разрешение, получив, положительный ответ, пожелали нам крепкого окончания сна и уехали в сторону Верхаршинского.

Мы встали примерно в 8. Сегодня нас ждал день кручения педалей по дремучим Уральским лесам. Хорошо, что мы вчера добрались до перевала, так как мы начали свой день со спуска с перевала к урочищу Юрюзань. Прокатились с ветерком по насыпи, уворачиваясь от дырок в земле, которые после себя оставила дренажная система узкоколейки. Будьте осторожны! Дыры достаточно широкие, чтобы в них попасть колесом велосипеда.Курмник

Железнодорожный знак

река Юрюзань

Мост через реку Юрюзань

Спустившись до речки, еле как добрались до воды, которая нам была нужна для завтрака (мы решили позавтракать позднее). Спешу заметить, что если вам понадобилась вода в этом районе, необязательно ее набирать в Юрюзани, буквально через 400 м, дорога приведет вас к броду с не менее чистой водой.

После брода мы проехали метров сто и оказались на месте станции Юрюзань, здесь мы разожгли небольшой костерок, чтобы погреть свое тело, душу, а также небольшое количество воды для чая. Вернувшись к броду, я начал искать ветки для уже горевшего костра… и вдруг, я услышал звук мотора. Крикнув своей спутнице, что ей необходимо затушить наше «огниво», я стал наблюдать удивительный по красоте и быстроте процесс уничтожения улик костра. Так быстро костер еще никто не тушил. Через 15 секунд мимо нас проехала «буханка», нас горячо поприветствовали и пожелали нам приятного пути. После этой встречи мы опять спокойно разожгли костер и позавтракали без особых приключений.

станция Юрюзань

Костер затушен, посуда упакована, вода набрана… Пора в путь, мы знали, что сейчас дорога будет идти в гору – были готовы морально, но не очень «физически». Узкоколейка в этом месте была сильно раскатана местными лесниками, поэтому, как вы догадываетесь была убита в «хламиду монаду».  Грязь, ямы, лужи – их было очень много, и они были такого большого размера, что не всегда можно было проехать на велосипеде. Но мы еще тогда верили, что такая дорога продлится недолго. Вдруг лесовозная дорога взяла резко влево, уводя нас от железной дороги все дальше и дальше. Нас это немного смутило, но нам было интересно, и мы продолжили подъем. Через 10 минут мы вернулись на насыпь и по карте определили, что мы скосили петлю, которую делала узкоколейка для подъема на перевал Машак. И вновь мы помчались по лесу. Здесь дорога была не из самых приятных – мало того, что она шла на серьезный подъем, так еще и всюду была страшная грязь. Хоть мы и путешественники, и романтики в душе, грязь нам надоела уже через 2 часа.

 

Чем ближе был перевал, тем красивее был вид. Почти у самого перевала мы увидели смотровую площадку, созданную матушкой природой. Это были скалки, с которых открывался потрясающий вид на Южно-Уральский заповедник. Пока мы наслаждались видом, я не подозревал, что в мою лодыжку впился злобный клещ! Когда «враг» был замечен, он был немедленно удален, но случайно потерян, видимо, он не собирался с нами дальше ехать.

ух.

Через 2 километра от этого места, мы, наконец, достигли перевал Машак. Здесь открылся невероятный вид на хребет Зигальга. Такие красивые горы на Урале я редко вижу. Нет, конечно, они всегда красивые, но такой красоты, я давно не видел! Но затем нас ждал утомительный съезд вниз по грязи до ур. Двойниши, где должен был быть пункт выезда из заповедника. Этот участок мы преодолели за три часа из-за нашей усталости и ухудшения дороги.  Была переправа по мосту через речку Бол. Катав, которая здесь уже имеет неплохое течение.

мост через реку Б.Катав

Пересекая границу заповедника стало немного легче, мы перекусили, отдохнули и решили, что сегодня мы достигнем Катав-Ивановска. Примерно за час мы добрались до Верх.Катава – здесь мы отмыли наши велосипеды, ноги и все остальное, ведь впереди нас ждал «выход в город, выход в люди».  Дальнейший путь наш прошел под девиз «35 километров в час, ноги не жалей», даже не заметили, как быстро мы добрались до Катав-Ивановска. Здесь мы окончательно выдохлись. Скупили все, что было в магазине продуктов, ну, почти все. Позвонили родителям, сказали, что у нас все хорошо, и мы едем домой. Из Златоуста мы планировали добраться на машине Вероникиных родителей, но они сказали, что могут забрать нас только завтра, т.е. мы должны были сегодня еще преодолеть 20 км. Это немного, но мы были уже убиты совсем. Вдруг, через полчаса в нас одновременно вернулось немного силы. Мы уверенно взяли наши велосипеды и помчались в город Юрюзань. Наш путь пролегал по красивой асфальтированной дороге, мы видели наш город-брат Трехгорный, и в общем наш путь продлился, примерно, еще часа два, но мы сделали это! Мы добрались до Юрюзани… А там до станции Вязовой, откуда следовала наша электричка, рукой подать! Выехав из города, мы поставили палатку на берегу реки Юрюзань, помылись в ней и вырубились спать. Путешествие было окончено.

 

 

Я не говорю, что мы герои, наш маршрут уже многими опробован и, скорее всего, не один раз! Я написал этот небольшой отчет для новичков, которыми мы и являемся, хотя возможно некоторые детали из моего рассказа пригодятся и для опытных туристов. Очень надеюсь, что вам понравилось читать сие творение. 

Остальные фотографии вы можете просмотреть в моей группе в Вконтакте. Адрес моей странички: http://vk.com/jahbike

Так же если у вас есть вопросы, связанные с маршрутом и нашим путешествием, можете писать туда же. 

Вид туризма: 
Период материала: 

Комментарии

Неплохой отчет. Не хватает фотографий и даты вашей поездки, хотя бы месяц какой? :)

добавил) поход был совершен после ЕГЭ перед выпускным)) т.е. середина июня)

как официально пройти через КПП заповедника. Вы пишите что лесник сам вас проинструктировал. Вы заранее договаривались или как?

Хороший вопрос. Ждём ответ.

Сначала я из Озёрска звонил в администрацию заповедника, они мне сказали, что я должен подать заявку через e-mail. Дальше, через череду звонков я все-таки добился разрешения (там у них не очень ладят с компьютерами) мне прислали на почту письмо, в котором был указан телефон лесника в Верхаршинском.
Так же было указано, что я должен позвонить по этому телефону, когда буду подбираться в Верхаршинскому, т.е. к заповеднику, он нас там встретил оформил и бумаги и все.