Осенний поход на Малый Иремель "Как мы гору потеряли".

Маршрут: д.Тюлюк, долина р.Тюлюк, М.Иремель, д.Тюлюк

Время: 7 - 9 сентября 2002г.

Участники: , Дима Корнеев.

Люблю я осень в лесу, а в горах люблю еще больше.

И решили мы сходить на Иремель, как никак уже 3 года не были.

Тогда была изумительная заброска:

-до Кропачево электричка

-до Тюлюка Урал-вездеход

-до верхней поляны этот же вездеход, правда не туда увез, но это другая история.

В этот раз до Тюлюка ехали на авто друга, которое он нам любезно предоставил.

В 9 с копейками были уже возле церкви. Батюшка открыл нам церковь(служба в тот день не проводилась) я поставил свечу о здравии путешествующих и получил благословение на поход и разрешение оставить машину во дворе храма.

В 10.15 тронулись в путь.

Идем хорошо, погодка прелесть деревня счастливо осталась позади и мы оказались на первой развилке.

Позади шел какой-то паренек, который свернул раньше нас вправо, но мы не придали этому значение. Перед нами был ориентир, который мы запомнили, когда спускались в прошлый раз. Это была речка с деревянным мостом, а справа оборудованная стоянка на пригорке, где мы ночевали в прошлый раз. Сомнений не было это наша дорога! И мы пошли.

Продвигаемся довольно резво. Первая остановка минут через 40-большой перекресток. Кто курит, кто ягодки употребляет. Перекресток сильно развороченный, но так как в прошлый раз из кунга видно ничего не было, а лишь помнилось что машина все время поворачивала вправо, то и мы двинули туда же. После перекрестка дорога снова наладилась появились следы УАЗика и пешеходных людей. Идем по лесу, дорога не спеша подымается и отклоняется вправо, сквозь верхушки впереди справа виднеется какая-то вершина. Прошли еще минут сорок и вышли на годовалую вырубку с видом на лево. Видно далеко но гор более-менее высоких не видать. Да и ладно зато малины-ВО! (Я специально пишу вправо, влево так как дороги хорошие, направление известное, компас не нужен).

Двигаемся дальше. Следы от УАЗика я все таки рассмотрел и идентифицировал их как от ГАЗика. Во первых колея уже и протектор такой на их резине обычно бывает. К человеческим следам прибавились лошадиные. Лес становится сырее, а дорога сначала пошла прямо, а потом и вовсе снижаться начала. Мы идем поедаем малинку и жалеем тех кто не с нами. Долго ли, коротко ли выходим на старую вырубку. Следы ГАЗика уводят влево, человеческие исчезли в невысокой траве, лошадь пропала еще раньше. Дилема однако. Решили бросить рюкзаки и взглянуть прямо и влево. Поглядели-тайга. Вершин ни одной нигде не видать. Деревья не доступны. На соснах нижних веток вообще нет, остальные деревья еще не выросли. Решили, что раньше на развилке не туда свернули, а сейчас надо идти по левой дороге, т.к там следы ГАЗика, ну а та дорога, что прямо идет, все больше вниз спускается. Сказано - сделано.

Такой лесной дороги я не видел еще ни разу! Колеи нет только слегка заметный след протектора, травка густая и свежая, а по бокам елочки по колено густо-густо в один ряд растут и со всех сторон елко-березовый нетронутый лес стоит. Красотища в общем. Идем, мы значит, идем дорога медленно в верх подымается и попадаем мы на красивую полянку, а на ней стоянка оборудованная. Стол, скамеечки веревка натянута, костровище и шалашик развалившийся. На покос на похоже, так как трава по пояс, турье сюда вряд ли с досками дойдет, для чего это…? Следы ГАЗончика тоже в траве пропали, да и не мог он обратно ехать потому как поперек дороги дерево недавно рухнуло. Бросили рюкзаки и вышли в центр поляны. Мама дорога, это что же за гора справа по курсу. То, что это не жеребчик видно не вооруженным взглядом, горой дураков тоже быть не может, я там был. Загадка однако. И тут пришла в голову мудрая мысль…, а не пообедать ли нам. Время было часа 2.

Откушав я все же достал компас и карту. Дима тем временем слазил на березу. Ситуация стала проясняться, но в это верить не хотелось. Не далеко была небольшая вершинка и мы решили взглянуть на мир сверху, но по пути нам попалась натоптанная дорога. Направление ее совпало с нашим и мы бодро зашагали по ней, сверяя движение с компасом. Прошагав с часок нам открылся изумительный вид на хребет справа. Сделали привал. Вспомнив все, сопоставив все за и против, выпив по 100гр, пришлось признать, что перед нами не что иное как Малый Иремель с дальней его стороны, а большой скрывается где-то за ним в легкой осенней дымке и смеется над нами.

Нет, о возвращении на исходную и начинать правильный подъем мысли не было, мы не могли понять где не туда свернули. Ведь Тюляк был, речка была, мост был, стоянка справа была, нет все правильно, но где же гора. И взяли мы тогда азимут и пошли по нему раздвигая малину и папортник руками, ногами, грудью и головой. Идем, мы значит, идем и наткнулись на тропинку. С выбранным радиусом как раз совпадает, только вот как то странно она проложена. Догадки подтвердились метров через 500. Мало того что малина по бокам была местами выедена, так еще этот тропиноукладчик посреди нее и лежанку устроил. То ли он нас услышал, до ли учуял, но после лежанки нам пришлось по бурелому снова самостоятельно в горку шагать. Не буду подробно описывать чем мы занимались следующие 2 часа – это знает каждый, но за это время у меня родился перефразированный стих:

О сколько там малинок чудных

Я съел переводя свой дух,

А Дима, мой попутчик нудный,

Гундел все свои мысли вслух.

Потихоньку земля стала переходить в камни заросшие мхом, по верх них елки, березки, кустики а под ними зажурчала вода. Время подходило к 6. Возникло предложение: дойти до открытой воды, найти полянку и уже дать покой своему организму. Берег каменной речки не заставил себя ждать. Нашли ровный пятачок для палатки 2*3 метра, открытую воду для омовения тел, ну а дров там видимо-невидимо. Интересный у нас костер получился. На каменной речке между камнями нужна была только поперечина, зато внизу шумела вода и вес пепел проваливался куда-то вниз, а тяга была как в аэродинамической трубе. Все приготовилось за 6сек. На ужин были опята фри с обжаренной тушенкой, картофельное пюре, чай с травками и по 150 за азимут. Глаза закрылись.

Ночь и утро прошли без эксцессов, если не считать, что ночью мы зачем то одновременно проснулись.

Бодро попрыгав метров 150 по камням через камеречку мы оказались в 11 утра в чахлом, но густом лесу. Под ногами было много воды, коварного мха и камней. Шли долго и мрачно все напоминало царство кащея, даже мухоморы исчезли одни бледные поганки. Градус подъема заметно увеличился, отдыхаем минут через 20. И вот наконец то просветление. Сначала вышли на узкую вырубку а потом и на приличную тропинку. Тут же обнаружили ручей и часто посещаемую, но не оборудованную стоянку. Так как курумчатый склон был уже виден местами сквозь листву, то решили устроить здесь перекус и оставить рюкзаки. Время на часах было начало 2.

Перекрестившись и взявши азимут начали подъем. Ориентировались по вертикально текущим ручьям, необычным деревьям и появлявшимся курумным пятнам. Примерно через час были у подножья. Засекли шикарный ориентир выхода из леса. Это вертикальный узкий камень метра 2, торчащий из курумного языка, который мы назвали “фаллическим символом”. От него и стали плясать дальше. Как подыматься по куруму думаю многие знают. Оглядывались назад, смотрели где прошли, отдыхали пжевывая недозрелую бруснику. Вышли в аккурат к зубчатой макушке Малого Иремеля. Побродили по высохшей тундре, сфотографировались и решили на Большой не ходить. Что мы там не видели? Будем гордиться собой тем, что таким не обычным маршрутом поднялись на Малый и заблудиться здесь мы никогда не сможем. Собрали ягодки, набрали можжевельника и стали потихоньку спускаться. Добрались до нашего приметного символа и свернули в лес. Идем никого не трогаем и тут вдруг промятая в траве тропинка. Я решил что это наша. Идем по ней. Трава примята в правильном направлении, сомнений нет. И тут пред нами открылся чудный натюрморт. Примятая кругом зеленая трава, а по середине изгрызенный тазобедренный сустав какого то млекопитающегося. Исследования показали что, судя по копыту, это была задняя нога косули. Азимут брать уже было не куда пошли вдоль ручья. Шли, шли дошли до пресечения с тропинкой. Вправо-влево, вправо-влево, а пойдем ка вправо. Прошли метров 200. Хозяин тут явно медведь. Следы человеческие исчезли. (Так у нас всю дорогу было – следы исчезали в никуда) Развернулись пошли обратно. Дошли до места где вышли из лесу и двинули дальше. Метров 300 беспечно ели малину, еще через 100 метров в голову стали лезть нехорошие мысли, еще метров через 20 мы обрели свои рюкзаки. Приняли по 100 за восхождение поели что БОГ послал и начали спуск. Шли хорошо и через 2 часа вышли на гать, а по ней еще через час на ту дорогу по которой ходят турики и проезжают авто.

Вы наверное знаете это место, где мы впервые на 3 день увидели людей. Это первый поворот налево, как идти от Тюлюка, там еще бревна старые, здоровые лежат. Вот от туда мы и выскочили в цивилизацию в 7 часу вечера 8 сентября. Пока сидели прохлаждались мимо прошло человек 10. Все были из Уфы. Нам торопиться было некуда и мы тихонько побрели вниз. Нас обгоняли Лады, Жигули и лишь егерьский УАЗик подбросил нас. Мы проехали метров 300-400, когда крикнули: “Стой, дальше мы сами!”. Дядя в удивлении уехал.

Так вот где оказывается собака порылась. Вот где этот мост, речка, брод и стоянка. Е мое надо же так… Ну да ладно все что не есть все к лучшему.

Вечер прошел по плану. Утром отоспавшись, насобиравши груздей, мы дошли до Тюлюка. По дороге сравнили два этих места. С дороги отличаются только тем , что на правильной брод с одной стороны, а на не правильной с другой.

Машину в церкви Господь уберег, да и мы не зря свечу ставили.