Поход в Шаломановскую пещеру.

Маршрут: Ст.1738км Пещера Шаломановская

Время: 30 Июля по 1 Августа 2002г.

Участники: , Алексей и Азат.

Как всегда мы встретились на вокзале в половине шестого утра. В шесть- двадцать с опозданием пришла кропачовская электричка, и мы отправились в путь.

В вагоне не было ни одного туриста, зато в Кропачово ехали двое толкиенистов, один из которых был нашим старым знакомым. В Шакше к нам подсели двое со странно дебильными но в то же время доброжелательными местами, которые у нормальных людей называются лицами и попросили ненадолго гитару. Мы так этого не ожидали, что выполнили просьбу. Вопреки всем опасениям один из них просто взял "шести струнку" и начал играть, причём число аккордов даже превосходило семь! В это время второй сидевший молча показал нам ксиву, где русским по белому было написано, что он является заключенным "ГП- 5" (никто из нас не знает, что это за такое прекрасное учреждение ). "Нас под конвоем везут ", гордо произнес он. И действительно в Иглино они вместе с толпой себе подобных покинули вагон, с неукротимым стремлением трудится на благо Родины. Дальше мы ехали без приключений.

"Следующая остановка - тысяча семьсот тридцать восьмой километр " торжественно объявил голос из "матюгалника" электричка тронулась, но вскоре когда, казалось бы, ехать да ехать, снова остановилась. В спешке мы хватаем рюкзаки и бежим в тамбур, но двери закрываются прямо перед нами. Дергаем стоп- кран, и, остановив поезд, довольные выскакиваем. И только тут понимаем, что остановка была сделана ради двух железнодорожников, которым зачем- то приспичило выйти, не доезжая до станции. А до последней, между прочем, четыре километра. Что ж, вперед!

Дойдя до реки, вопреки всем разумным предложениям перейти вброд, мы - а нас было трое- решили натянуть переправу. Туристы, никогда не понтуйтесь не доведёт это до добра! Я не буду рассказывать подробно, как мне стоявшему покалено в реке, сообщили "радостную" новость: веревки не хватает, как, связав всё верьё, мы сначала это натянуть, а потом снять, какой Великий русский трёхэтажный стоял над горной речкой - думаю, ты мой редкий читатель, представляешь в меру своего воображения.

Для тех, кто не знает, расскажу, как до неё добраться. Как уже упоминалось, у станции "1738 км" нужно переправиться через Сим, свернуть направо и пройти по шоссе около километра до довольно заметного ответвления влево; следовать по нему мимо деревеньки, через лес, поляну до непонятного сооружения, что мы прозвали "печкой". Затем пилить и пилить в гору до пересечения с лесной тропинкой по этой тропинке надо еще немного попилить вверх, и вы окажетесь практически у самой пещеры.

И вот, пыхтя как девять контуженых паровозов, спотыкаясь об высунутые языки (положить их на плечо не было сил) мы завершили свой путь.

А с водой в тех краях было туго: чтобы достать заветные литры живительной влаги, необходимо было спуститься с горы к "печке" выйти к ручью и, самая малость: дотащить эту воду обратно. Но, столкнувшись с этой задачей впервые, я решил, что для этих целей может находиться ручей, что течёт в распадке неподалёку. С радостными мыслями в голове и пятилитровой канистрой из- под шампуня для парикмахерской в руках спустился в тот распадок и обнаружил, что ручья там- то и нет. Дальнейшие полутрочасовые скитания по горам привели меня к той же "печке". Но это ещё не всё! Лишь в лагере выяснилось, что принесенной водой проще избавится от перхоти, чем утолять нашу ДИКУЮ жажду.

И еще один сюрприз ожидал нас. Мыши- сволочи погрызли "брезентуху" и сожрали хлеб, что лежал у нас прямо под головой (хорошо хоть тушенку не тронули!J).

Настало время рассказать о самом главном: о пещере.

В общей сложности мы провели в ней около шести часов. Для освещения использовали армейский фонарик и налобник, которые, впрочем, быстро сели, а также свечи и аккумулятор 12V 7А/ч массой 2,8 кг, прозванный за это "балдометром". Имелось и пятьдесят метров верья.

Как только входишь в пещеру, попадаешь в большой зал. Из зала идут четыре прохода: слева, в конце и два справа, я вкратце расскажу о них. Первый, тот, что находится в левой стене почти у самого входа, - самый неинтересный. Это просто щель, которая скоро заканчивается тупиком. Намного интереснее второй проход, расположенный в самом конце зала. Он начинается большим спуском в длинную комнату. В ней есть узкий (лезть можно только плашмя) шкурик ведущий в главный зал и вертикальная щель. В конце щели маленькое отверстие. Зачем я в него спустился - не знаю. Нога оступилась, рука проскользнула, и я бы провалился в глубокий колодец, если бы не зацепилась бы за что- то моя каска. Вдобавок "балдометр" вывалился из сумки и повис на тонком проводе (как этот провод выдержал вес практически трех килограммового аккумулятора, я до сих пор удивляюсь). На дне колодца не было ничего интересного, кроме другого колодца в человеческий рост высотой. Чтобы вылезти оттуда мне потребовалось минут пятнадцать.

Больше всего нам понравились два прохода, расположенных на правой стене зала. В тот, что ближе к входу мы лезли вдвоем. Для того чтобы попасть в главный проход, надо немного пройти, а потом довольно высоко подняться под потолок, где есть небольшая щель, после этой щели находится довольно солидный ход, где нам и пригодилась веревка т.к. он очень круто уходит в низ. В конце ход кончается колодцем высотой в человеческий рост и тупиком на дне этого колодца.

Наиболее интересным и длинным оказался четвертый проход. С начала надо долго идти по узкой щели, затем немного подняться и выйти в небольшой зал, имеющий форму буквы "Г" и лезть в щель в стене (рекомендуем поставить "маячки") которая заканчивается тупиковым колодцем.

Вроде бы, мы облазили Шаломановку целиком, хотя и не исключено что, что-то и не нашли. Впечатления о пещере очень хорошие: интересная, и малоизвестная, а, следовательно, и довольно чистая. Осталось сильное желание вернуться сюда вновь.

Как незаметно промчались три дня! Вот мы уже почистили пещеру в знак благодарности за ее гостеприимство. Вот подобно моей душе спрятан до новых походов российский флаг и спета горам наша прощальная песня.

Потом была "печка", избушки, шоссе, переправа через Сим, и теперь уже грустный для нас гудок подъезжающей электрички. А где- то на вершине у пещеры остались угольки нашего костра…

Ключевые слова:

Заинтриговала меня ваша Шаломановская :) Захотелось туда попасть , кто-нибудь еще туда собирается в ближайшее время? Возьмите с собой, а?
Два года назад снежная королева была раза в два выше.
Скажу еще пару слов насчет аккумулятора 12В, 7 А/ч. Обычно на такой дикий вольтаж люди ставят 12В лампочки, которые светят небольно шибко. В данной ситуации я вижу два решения: одно - простое, другое - сложное.
Простое - прицепить последовательно с лампочкой резистор, чтобы на лампочке падало только вольтов 5. И использовать лампочку не на 12 В, а на 3,5В. Получится, что она будет работать с перекалом, т.е. будет сиять как звезда.
Сложное - спаять на инверторах генератор импульсов, со скважностью чють меньше трех (для тех, кто не силен в электронике - скважность=время импульса/время высокого уровня.). На выходе генератора воткнуть конденсатор помощнее, который из импульсов сделает пилу. Среднее напряджение такой пилы будет примерно равно 12В/скважность. Опять же подобрать параметры таким образом, чтобы на выходе схемы было вольта 4,5, исажать туда 3,5 В лампочку (лучше даже будет на выходе 3,5В и лампочка - 2,5В, на тогда надо брать больше скважность). Опть же лампочка будет работать с перекалом. Засчет того, что с аккумулятора идут импульсы, время работы его за один час будет меньше в скажность раз, и следовательно он даст света по времени в скважность раз больше. Вот такая вот арифметика получается.
Вот это да! Не был я в Победе где-то 4 года. Неужели так успели...

Уродство! Мои предки рассказывают, когда они 20 лет назад ходили в Победу, так такая красота была в районе ледника. 5 лет назад там уже все порядком растаяло по сравнению с 20-летней давностью. И Королева эта была больше и красивей, и сталагмиты прям около входа огромные...
Согласен, первая часть Победы очень красивая (чего не скажешь о Шаламановской), но, извините меня, там и длина (не ё моё). Кстати когда я лазил в Победу в этом году, я её не узнал: она, а в особенности первая часть, так засрана, извиняюсь за выражение. Местные туда наведываются чуть ли не каждые выходные, естественно, что ни электрического света, ни карбидного у них нет. Жгут они соляру на факелах. Дальше провала они обычно не ходят. Вобщем первая часть сейчас вся закидана мусором, снежная королева почти растаяла, все стены покрыты слоем копоти, почти как в Старомурадымовской, только в отличие от нее копоть на стены наносили не люди Мезолита, а человеки постиндустриальной эпохи. А первая часть Победы в свое время изучена мною достаточно подробно (кто-нибудь, например, знает зал Фотографа? Там очень красиво, и он - в первой части).
А мы один раз в Победе только на первую часть потратили 5 часов, оказывается столько всего не замечаешь, когда мчишься по главному ходу. А там по стенкам такие украшения! И никто их не замечает - все бегут в провал и дальше в Атлантиду и в Кащеево Царство.
Может конечно я чего в Шаламановской и не нашел, но по своим личным наблюдениям длина пещеры - метров 200 и где там можно ползать 6 часов, я не знаю. Я месяц назад за 12 часов облазил почти всю Победу (1,2,3,4,5 части за исключением Атлантиды и Кащейки)
Странно хлопцы. Я про эту пещеру слышу впервые, хотя вокруг Аши все норы излазил, даже одну собственную нашел, но с другой стороны, там где идет железная дорога. А пройти к ней очень просто - от 1738 км пешком по тропе вверх в горы. В конце-концов выходите на огромную поляну (там раньше была заброшенная деревня, в очень приличном состоянии - с банями, печами, но к сожалению ее снесли лет 20 назад). В центре поляны идут карстовые провалы и овраги. Вот примерно в центре всего этого (под склоном оврага) и находится пещерка. Вход небольшой и возможно привален камнями. Наиболее легче искать его в конце апреля - начале мая) там еще лежит снег и над входом заметен парок. Прошу не путать с гротиком ( он наиболее заметен на поляне), но находится ближе к ее краю (в сторону железной дороги).

Желаю удачи.
Народ, подскажите!
Следуя данным в рассказе рекомендациям благополучно добрались до печки, где столкнулись с необходимостью выбора между двумя тропами. Одна уходила влево и шла на восток и затем юго-восток, по ней мы поднялись в гору, прошли через ее вершину и даже начали спускаться вниз. Причем шли где-то порядка часа.
Вторая шла строго на юг, при этом пересекая два ручья. По ней тоже сходили на разведку где-то на час.
Никаких пересекающих эти тропы тропинок не обнаружилось, равно как и никаких признаков пещеры.
Хотелось бы узнать, на каком примерно расстоянии от печки находится пещера и какие еще будут рекомендации по ее обнаружению.