Вы здесь

Крака

Очередная попытка продолжить путеводитель по хребтам и вершинам-тысячникам Южного Урала. На сей раз глава, посвящённая этому горному массиву, не будет претендовать на всеохватывающий объём – не могу похвастать, что исходил всю Краку вдоль и поперёк, но, надеюсь, что прочувствовать дух и характер этих гор мне, в какой-то мере, всё же удалось.

Как известно, массив Крака находится на левобережье реки Белой, южнее Белорецка (см. карты в разделе туризм>карты> n-40-081, n-40-093). От других гор его ограничивает с севера - широтный участок реки Белой (район посёлка Серменево); с юга – река Узян (Южный). Состоит из трёх горных узлов – называемых Южная Крака, Центральная Крака и Северная, разделённых друг от друга долинами рек Северный (Верхний) Узян и Кага. С севера на юг общая протяжённость около 90 км. Высшая точка – 1045 м.- находится на плато хребта Суртанды, относящегося, в свою очередь к северной группе хребтов массива. Перепад высот от подножия до лесистых горных плато на вершинах массива в среднем 400-450 м. На Северной и Центральной Краке находятся все «тысячники» этого массива.

По-моему, не вызывает сомнений происхождение названия «Крака» - от башкирского «кырк арка» - сорок (в смысле много) хребтов. Название отражает главное отличие массива от многих других хребтов Южного Урала - сильную расчленнёность рельефа. Горы массива воистину в точности соответствуют русскому слову «хребет» - в совокупности и центральный (осевой) хребет и отходящие от него относительно короткие продольные хребтики-отроги, напоминают рыбий скелет. Вот такая орографическая структура и есть главная «изюминка» Краки! Множество глубоких и узких ущелий и логов вгрызаются вглубь массива. Склоны разделённых ими отрогов достаточно круты. Как правило, южные склоны этих отрогов – безлесы, по их гребням пролегают звериные тропы. На крутых остепнённых склонах южной экспозиции снега может не быть всю зиму. На западных склонах ущелий Северной Краки, из-за близости р. Белой, возможны туманы. Крака до высоты 600м покрыта сосновым лесом. По мере увеличения высоты к соснам подмешивается берёза, ещё выше сосну замещает лиственница. Срединные – осевые хребты – платообразны, более влажные (очень часто в плохую погоду облака лежат на плато как подушка на столе), деревья на них – относительно низкорослы, а трава гуще и выше, чем на склонах отрогов.

Тысячники (вершины выше 1000 м.) и другие отметки высот Краки
(с севера на юг)

Высота (в скобках – высота, указанная на других картах) Название (в скобках – названия незафиксированные на картах, применяемые мест. населением или встреченные в литературе) Горный узел, часть массива Местоположение, хребет Дополнения Ближайшие населённые пункты
1018,3   Сев. Крака Хр. Бол. Крака   Серменево, Новобельское
1008,2   Сев. Крака Хр. Бол. Крака   Серменево (6 км), Новобельское (4 км), Шигаево (5км)
955,2   Сев. Крака Хр. Мал. Крака   Шигаево
1000   Сев. Крака Хр. Акбиик   Шигаево
1045   Сев. Крака Хр. Суртанды Главная точка хребта Шигаево ( 10 км), Уткалево (10 км)
958,8     Хр. Астой Расположены «амфитеатром» в верховьях р. Лев. Саранга, северного притока Р. Узян Катарыш
876,4 Третья   Зап. отрог осевого хребта Сев. Краки
857 Вторая   Зап. отрог осевого хребта Сев. Краки
842 Первая   Зап. отрог осевого хребта Сев. Краки
1038,3   Сев. Крака Хр. Суртанды    
988,9 Сараньга (Саранга) Сев. Крака На южной оконечности меридионального хребта Северной Краки   Узянбаш (8км)
1037,2   Центр. Крака Хр. Крака Высшая точка Центральной Краки Шарипово (6км), Катарыш
1015,5   Центр. Крака Хр. Крака   Шарипово
928,5   Южн. Крака Хр. Ямангыр   Хамитово (6км)
943,8   Южн. Крака Хр. Сарганский Высшая точка Южной Краки Хамитово (7км)
933,5   Южн. Крака Зап. Отрог Сарганского хребта    
916,3   Южн. Крака Сарганский хребет, у истока ручья Тункай, притока р. Саргая    
862,3 Бол. Апшакай Южн. Крака Зап. Отрог Сарганского хребта    
812,1 Горелый Каший Южн. Крака Зап. Отрог Сарганского хребта    
851 Бол. Башарт Южн. Крака Хр. Крака   Саргая
799   Южн. Крака Хр. Крака   Яумбаево

 

Северная Крака

 

Это, пожалуй, самый посещаемый туристами узел массива – в виду его приближённости к Белорецку, Серменево и Шигаево.

Приблизительная длина с севера на юг – 18 км. С севера и запада горный узел ограничен долиной реки Белая. С юга – от Центральной Краки его ограничивает река Северный (Верхний) Узян. Ну, а с востока границей можно считать речку Рязь – приток Белой.

Несколько лет назад построили автодорогу, соединившую башкирские деревни, лежащие между хребтами Крыкты-Тау и Крака, с Аскарово (и Магнитогорском) и Серменево (соответственно и с Белорецком). Это сделало горы этого района ещё доступнее.

Вообще, дорога эта заслуживает того, чтобы рассказать о ней поподробнее. Ездить по ней одно удовольствие – машин очень мало, трасса то поднимается на горку, то спускается в распадок. Сочетание таких вот спусков-подъёмов, берёзового или соснового леса, горных просторов, открывающихся с перевальчиков или огромных полян, создаёт неповторимый красочный ландшафт. Особенно в бабье лето. Я бы сказал, что дорога эта одна из визитных карточек Башкирии и, если вы хотите показать своим дорогим гостям из других районов и стран, красоту Земли Башкирской, то обязательно провезите их в золотую осень по трассе Серменево – Аскарово. Красив участок Серменево – Шигаево, проходящий по сосновому лесу, растущему на северных склонах Бол. Краки; замечателен участок Шигаево – Хусаиново : по одну сторону – склоны Краки, по-другую - видна гора Арвякрязь; на участке Узянбаш – Майгашта – Саиткулово: бесконечная череда горок и перевал (совершенно не заметный) через Урал-Тау, виды на удаляющуюся Краку и приближающиеся Крыкты, стройные сосны и грациозные берёзы; долина реки Бол. Кизил с её идиллическими пейзажами башкирской деревенской жизни; и, наконец, живописное ущелье «отрубающее» хребет Крыкты-Тау от хребта Ирендык («кыркыу»- перерубить)… Впрочем, я знаю ещё одну «дорогу-визитную карточку» - ещё более замечательную – это трасса Серменево – Старосубхангулово.

Итак, Северная Крака.

Красивый ракурс хребта Северная Крака можно наблюдать при подъезде к деревне Серменево с юга, с трассы Азнагулово - Серменево – сплошная стена тёмнозелёного соснового леса, уходящая ввысь. Серменево — один из самых старинных посёлков этой части Башкирии. Первопоселенец здешних мест Сермен, состарившись отдал эту местность своему сыну Аккусюку, который и основал эту деревню. И в первое время она носила его имя. Во время пугачёвщины 1773—1775 годов Аккусюк возглавил отряд восставших башкир. За что и был смещен с должности волостного старшины и деревня была переименована в Серменево.

Восхождение на хребет можно начинать непосредственно от автомобильного моста через Белую, где собственно и начинается автодорога на Аскарово, ответвляясь от трассы р-316. Пересеча поле, вы подходите к северо-западному отрогу с вершиной 849 м. и по его гребню выходите на безлесый с южной стороны гребень Большой Краки. Поднимаясь по нему, вы начинаете «вкушать» кракинские красоты: На юг – глубокое ущелье северного притока речки Бол. Саргая, обрывающееся на 300 метров вниз. В общем-то, это одно из красивейших ущелий Северной Краки. Как и в соседнем ущелье, весной и ранним летом там шумят многочисленные водопады. На север – широкая равнина долины Белой, вдали хребет Маярдак, горы Кирель и Малиновая. Точка 1018м – ничем не примечательная – находится в лесу и найти её практически невозможно, да, собственно говоря, и не нужно – на Краке главное не вершины – они, в принципе, все невыразительные, а вот эти изрезанные глубокими логами и ущельями склоны, за которые массив и получил своё название. На «вершине» 1008м – разрушенная триангуляционная вышка. С этой точки, собственно и начинается меридиональный хребет, чуть южнее называемый Акбиик (по-русски дословно «белая высотка»).

Акбиик – тоже по-своему примечательный хребет. Он, собственно, и является осевым хребтом, от которого на запад и восток отходят мощные отроги. Он плосок и местами сужается до нескольких десятков метров. Практически везде на нём хорошо просматривается звериная тропа, но, несмотря на это, расслабляться не стоит, т.к. можно легко заблудится – увлёкшись, незаметно свернуть на какой-нибудь отрог.

С восточной стороны нет таких узких ущелий, как с западной, и отроги разделены довольно-таки широкими, но относительно короткими долинами.

Первая – самая северная называется Шигаевская Подкова. В устье её лежит деревня Шигаево. Здесь находится туристский приют с «детским» горнолыжном подъёмником, принадлежащий турбазе «Арский Камень», кстати, в Новобельском тоже есть приют. Подняться на Бол. Краку, Акбиик и точку 1008 можно и с Шигаева.

Но чтобы дойти до высшей точки 1045, находящейся на хр. Суртанды с севера (по Акбиику), надо приложить некоторые усилия, связанные с ориентированием – в силу того, что довольно трудно угадать какой именно из западных отрогов и есть Суртанды. 1045 - находится на плато, поросшем берёзовым редколесьем, а в каком именно месте она есть – точно неизвестно – т.к. ни какого-либо тура или обломков триангуляционной вышки нет. Что важно – так это то, что на плато можно найти воду – в отличие от остальных верховых мест на Краке. С северного края плато в логу, верховья которого находятся в месте соединения Акбиика и Суртандов, берёт исток южный приток речки Бол. Саргая.

Добраться до Суртандов можно и с востока. Доехать из Белорецка на рейсовом автобусе Белорецк - Узянбаш до Уткалево, дойти до моста через речку Рязь на трассе Серменево – Аскарово (или доехать из Серменево). И с этой точки, перейдя поле начать подъём на отрог Краки- южный «рог» Шигаевской Подковы, а потом по Акбиику на плато. Есть ещё пара вариантов. От моста по полю на юг идёт грунтовка, которая у небольшого ручейка на краю леса раздваивается, неподалеку может быть коровий загон. Двигаться по дороге, повернувшей по полянкам вдоль ручья в сторону гор. Вскоре (метров 700) более-менее укатанная дорога закончится на поляне, куда, собственно можно и доехать на легковом автомобиле. Что и делают летом-осенью немногочисленные грибники. Дальше дорога поворачивает на север, начинается небольшой уклон и колея размыта вешними водами – проехать можно лишь на УАЗике или Урале, метров через 300 сливается с другой дорогой и идёт на запад. Пройдя немного по ней, попадаешь к открытому склону, по которому и поднимаешься на отрог. Или пройти ещё дальше по дороге до большой поляны, где раньше стояла избушка заготовителей сосновой смолы. С поляны хорошо видать лесистый склон и вершинку отрога – южный «рог» подковы ручья Тёплый. Поднявшись (склон довольно крут) на отрог, как обычно попадаешь на звериную тропу, идущую по вершине отрога в сторону плато. Южный склон отрога, как и везде на Краке, - горная лесостепь – сосны, лиственницы, ковыль. Замечательные виды на «долину» следующей «подковы» Краки. В общем-то, за вот эту-то возможность во время подъёма по отрогам наблюдать разворачивающиеся пейзажи я и люблю Краку.

Вот так вот по звериной тропе, идущей по лесостепи, сначала в окружении живописных сосен и лиственниц, а потом по лиственично-берёзовому лесу и выходишь на пресловутое плато 1045. На самом плато берёзы невысокие и кривоватые – наверное, погода здесь не даёт им развиваться нормально. Где-нибудь здесь, в верховьях ручья-притока Бол. Саргаи можно поставить палатки базового лагеря. Можно радиально сходить на зап. оконечность хр. Суртанды – к точке 1038 и дальше - к скалам. Туда в общем-то идёт звериная тропа, главное не перепутать её с такой-же, но выводящей на соседний отрог, лежащий между речками Бол. и Мал. Саргая. На точке 1038 (абсолютно ровное место в лесу) ещё 10 лет назад стояла триангуляционная вышка.

На карте в долине «второй подковы» немного неправильно показан ручей Тёплый – на самом деле кроме родника, показанного на карте, его питают и многочисленные ручьи, стекающие со склонов гор. Некоторые из них весьма бурные весной – с водопадами и т.п.

Название Суртанды – переводится как «щучий», только непонятно почему такое «рыбное» название дано хребту. Можно предположить, что топоним «саргая» произошёл от «сары» - желтый и «кая» - скала – жёлтые скалы. Стоит упомянуть что топонимы «узян» и «саргая» в районе Краки встречаются несколько раз (так же как и топоним «крака»). Очевидно, все их связывает нечто общее. Может особенности рельефа?

Меридиональный хребет – орографическое продолжение Акбиика. После плато Суртандов «рыбий скелет» Краки «превращается» в хвостовую часть, где в основании «хвоста» возвышается гора Сараньга. Общая высота хребта несколько снижается, но при этом уменьшается и его ширина. Очень часто создаётся впечатление, что идёшь по узкому гребню и справа и слева – крутые обрывы. В одном месте – недалеко от горы Сараньга – его ширина и вовсе составляет с десяток метров. Зимой на хребте с восточной стороны образуются снежные карнизы.

Кстати, западные, крутые отроги Сев. Краки при определённых обстоятельствах могут быть лавиноопасны! Что для Южного Урала нехарактерно. Сараньга – обзорная точка этой части Краки. Закончить путешествие по Сев. Краке можно пройдя меридиональный хребет до конца и спустившись к дороге Узян – Узянбаш.

Эта дорога - часть трансуральской трассы, идущей из Узяна, переваливающей Урал-Тау и Крыкты-Тау и выходящей в район оз. Банное. Строилась она в 50 - 60-х годах (если не ошибаюсь, тогда и образовались посёлки Узянбаш и Катарыш, последний, кстати, на картах 60-х гг. назывался Катарыш Уралстроя). Ещё в начале 80-х на ней существовало более-менее оживлённое движение, в 2000 году изредка использовались лишь небольшие участки – Узян – Узянбаш, от Узянбаша в сторону Урал-Тау до ближайшего покоса и небольшой участок на восток от перевала через Крыкты-Тау. В сентябре 2005 на легковых машинах мы сделали попытку проехать из Узяна в Узянбаш, но уже ближе к окраине Узяна, остановив прохожего дедка, решили расспросить его о состоянии дороги. Он сказал, что дорогу разбили лесовозами так, что не везде на мотоцикле с коляской проедешь. Проверить его слова мы не решились.

В Катарыше с давних времён существует туристский приют, сейчас он принадлежит т/б Арский Камень. Как мне кажется, что жителей, кроме работников этого приюта, в Катарыше больше не осталось (и как-то ведь они и туристы добираются сюда из Узяна?). Жители окрестных деревень (особенно Узянбаша) в основном занимаются лесозаготовками, вследствие чего леса у восточного подножия Краки сильно истреблены и представляют собой плачевное зрелище.

Расписание автобусов с автовокзала Белорецка:

Наименование населённого пункта Протяженность, км Время в пути Время отпр. из нач. пункта Прибытие в конеч. пункт Убытие из конеч. пункта Прибытие в нач. пункт Примечания
Авзян 93 2.35 7.05
15.20
9.40
17.55
10.00
18.30
12.37
21.07
ежедневно
Кага 80 2.25 13.50 16.15 16.20 18.45 пт, сб, вс
Узян 52 1.30 7.40
17.00
9.10
18.30
9.20
18.40
10.50
20.10
ежедневно
Шигаево 40 1.15 7.10
17.50
8.25
19.05
8.35
19.15
9.50
20.30
ежедневно
Узянбаш 49,3 1.20 6.10
14.00
17.15
7.30
15.20
18.35
7.40
15.30
18.50
9.00
16.50
20.10
ежедневно

Расписание дано по состоянию на сентябрь 2005г.

Сам я автобусами сейчас не пользуюсь, но насколько помню, автобус на Узянбаш должен ехать через Сосновку, Рысакаево, Уткалево, Хусаиново, а на Авзян, Кагу, Узян через Серменево. Как сейчас ходит автобус на Шигаево – через Уткалево или Серменево – не знаю. Наверное, до деревень Шигаево, Хусаиново, Рысакаево, Узянбаш можно доехать и на проходящих через Белорецк рейсах Аскарово-Уфа, Магнитогорск – Старосубхангулово, Сибай – Уфа, если они проходят по дороге Серменево-Аскарово.

 

Центральная Крака

 

Этот горный узел менее расчленён, чем Северная Крака. Центральный осевой хребет вытянут в меридиональном направлении и явно доминирует над своими боковыми, значительно более короткими, чем на Сев. Краке отрогами. Но, в отличие от отрогов, он представляет собой длинное (порядка 9-ти км) и относительно узкое плато. Средняя высота плато – 900- 1000 м. Ширина от нескольких сот метров до 1,3 км. (район точки 1037). Как и на Сев. Краке, здесь южные склоны отрогов покрыты горной лесостепью, зимой на них снега может не быть вообще. На плато растёт березово-елово-лиственничный лес (в наиболее высокой части у 1037) и лиственничное редколесье с примесью ели и можжевельника на более узкой части плато. На склонах и у подножия – красивый сосновый лес, но по мере повышения сосна, как и на Сев. Краке, постепенно замещается сначала берёзой, а потом и лиственницей. Как мне кажется, этот горный узел представляет собой ещё большую глухомань, чем его северный собрат.

На Центральную Краку удобнее всего выходить на маршрут из Узяна (или Катарыша), Шарипово, Хамитово. Ходят ли автобусы до последних двух населённых пунктов у меня информации нет. Возможно, и ходят, но только если из Аскарово и Каги.

Слово «узян» в некоторых тюркских языках - «долина реки» (отсюда же и русское диалектное слово «узень»). Узян - старинное поселение, основанное в 1777 году Евдокимом Демидовым (старшим сыном Никиты Демидова). После того как пугачёвцы в 1774 г. пожгли все заводы на Белой, Демидов постепенно восстановил их, окромя Кухтурского, который решил не восстанавливать, а отстроил новый – на речке Узян. В 1985г плотину смыло паводком. Восстановили её только более чем через десятилетие. Сейчас здесь установлена мини-ГЭС, в водохранилище разводится рыба. Бывал я в Узяне и до 1986 и в то время, когда не было пруда и вот довелось быть в 2005г. Да! Пруд великое дело! Как сиротливо смотрелась деревня без этой животворной глади. И как горделиво она выглядит сейчас! (в своё время примерно та же история произошла с Тирляном и здесь тоже без пруда посёлок смотрелся несколько грустновато).

Место сие весьма замечательное. И городской народ это понял - сейчас на берегу водохранилища уже стоят и ещё строятся коттеджи, по деревенским улицам снуют машины с челябинскими номерами. Но в Узяне сохранилось много домов старинной постройки, что подчёркивает его ещё сохранившийся «горнозаводской дух», столь присущий таким посёлкам и городам как Тирлян, Кага, отчасти Златоуст, Белорецк, Катав-Ивановск и другим.

Побывать на Центральной Краке мне довелось лишь дважды. Первый раз я доехал на велосипеде из Узяна и Катарыша, а второй раз на машине из Шарипово. Из Узяна до Катарыша порядка 12-ти км по дороге, которая 2 раза пересекает реку, затем перед третьим пересечением реки свернуть на Катарыш. Дорога идёт по долине речки Катарыш. Через несколько км, дойдя до брода через приток Бол. Катай выходить на отрог Краки и по нему, постепенно набирая высоту, выходить на плато вершины 1037. Отрог длинный – около 5-ти км. Если не перепутать отроги, то на плато, двигаясь по нему в южном направлении можно обнаружить дорогу. Эта дорога идёт на запад по плато и выводит прямиком на «вершину» 1037 – поваленную триангуляционную вышку. Эта одна из двух «странных» дорог, «открытых» нами на этом хребте.

Второй раз мы в сентябре 2005 г. совершили восхождение из деревни Шарипово, заехав в район на машине. Свернули, согласно указателя, с трассы Аскарово-Серменево, и по грунтовке через 6 км достигли деревни. Деревенька небольшая, но заброшенной не выглядит. Несмотря на относительную удалённость от цивилизации – аккуратные домики, покрашенные заборчики – что нас несколько удивило. Наличие определённого достатка?, врождённая аккуратность, самоуважение?, или республиканский приказ президента Башкортостана – всем иметь крашенные заборы? Во многих деревнях Башкирии, в отличие от подобных в Челябинской обл., независимо от их приближённости к городам, мы видели эти выкрашенные оградки и ставни. Население, как мы поняли, занимается лесозаготовкой, изготовлением срубов ну и как и везде - коневодством и «корововодством». Точнее сказать не «население», а народ трудоспособного возраста, т.к. большинство населения деревней Башкирии, да и всей России – пенсионеры.

Хотели проехать по дороге Шарипово-Катарыш, но где-то в деревне проскочили поворот на неё и, проехав по «главной», попали на дорогу, ведущую в сторону гор. Когда-то она была отсыпанной, но сейчас поверх отсыпки толстый слой земли и глины. Видно, что дорога служит для вывоза строевого леса в кустарных масштабах – следы волока, небольшие «колдоёбины», но на легковушке ехать можно. Затем поворот на север, вдоль гор. Состояние её явно улучшилось. И вот вскоре она свернула в сторону видневшегося по ходу лысого отрога Краки и начала на него слегка подниматься. Здесь она выглядела так, будто завтра на неё будут класть асфальт – широкий выложенный щебёнкой проспект. Дальше по ней не поехали – не потому, что условия не позволяли, а потому что побоялись, что будут проблемы с водой. Свернули на петлявшую меж сосен грунтовку. Проехали до первой непреодолимой колдобины, и на полянке разбили лагерь. Воду нашли в нескольких стах метрах чуть дальше по ходу в ложбинке. На гору пошли всё по той же отсыпанной дороге, благо она начинала подъём на склон отрога. Заложив пару серпантинов, она поднималась всё выше и выше. Странная дорога! Куда она ведёт? Может она ведёт прямо на хребет и там стоит какой-нибудь ретранслятор? (подобное есть на Магнитной горе, на Зигальге – т.н. Антенная (1203), на Уреньге под Второй Сопкой, да и здесь недалеко – под Узяном и т.д.). А может всё-таки турбизнес достиг такого уровня, что строят горнолыжку или горный отель? А может опять военные какую-нибудь свою хрень засобачили? Рудник? Поковыряли и бросили? Поднявшись на высоту порядка 750м, дорога эта закончилась каменным карьером, точнее выборкой строительного камня. Видно, что уже несколько лет не ведётся никаких работ. А камень брали, скорее всего, для строительства трассы Аскарово-Серменево.

Дальше идём по традиционной в «кракинских» местах звериной гребневой тропе.

Поднявшись повыше, сориентировались и поняли, что отрог, по которому мы шли, оказался широтным продолжением плато вершины 1037, северным бортом долины, южным бортом которой является склон, где на карте-километровке обозначена гора Семектау (853,1). То есть самый нужный нам отрог. Погода стояла отличная - золотая осень и мы жадно впитывали в себя эти краски и открывающиеся просторы.

Вскоре достигли плато и, пройдя немного по нему – лесной дороги. Эта та самая дорога, которая выходит на вершину 1037. Где она начинается? – неизвестно. Возможно, ответвляется от отсыпной (мы проезжали какой-то грунтовый отворот в ущелье, но это могла быть и лесовозная дорога) и по склону, где гора Семектау (853,1) поднимается на плато, а, возможно и по другому отрогу непосредственно с Шарипово. По этой дороге до вершины порядка 2 км. И вновь нас интересовал вопрос – куда ведёт эта дорога? Ею, похоже, пользуются раз в год, но она не выглядела заброшенной. Дойдя до поваленной вышки на точке 1037, она повернула на юг – по плато осевого хребта. Я уже почти не сомневался, что она приведёт нас к следующей отметке высоты – 1015м. Плато чуть понизилось и растительность слегка изменилась – лиственничное редколесье, немного ели, и, почти по пояс высотой, заросли можжевельника (или какого-то его родственного вида). Рядом восточный склон – ещё более разреженный строй лиственниц и уходящая вниз по склону горная степь. Местность чем-то напоминает Приполярный Урал. В общем, как я и предполагал, через 2км мы достигли отметки 1015м (такая же разрушенная вышка), а дорога всё также по плато уходила на юг. Возможно, она спускается сначала по плато, а затем по гребню осевого хребта в Хамитово, а может и по одному из восточных отрогов – в Шарипово. Но всё равно непонятно происхождение и назначение этой дороги – если её проложили для того чтобы установить триангуляционные вышки – то это было лет 50 назад и от дороги ничего не должно было остаться. Если по ней ездят чтобы обслуживать эти геодезические знаки, то почему оба они повалены? (да и, по-моему, в современности надобность в таких пунктах отпала - теперь всё делают со спутников). Может быть ездят на охоту? Иногда на дороге мы замечали следы работы бульдозера, расчищавшего и подравнивавшего дорогу – и не слишком ли жирно для охотников использовать такую технику? Короче, ответа на эти вопросы мы так и не нашли.

Южная Крака

Южный узел массива, ограниченный с севера рекой Кага, а с юга рекой Южный (Нижний) Узян, находится на территории Башкирского заповедника. На нём различают хребты Ямангыр – северный хребтик, расположенный в широтном направлении, и Сарганский хребет, протянувшийся в меридиональном направлении. Высшая точка 943 м находится на северном окончании Сарганского хребта. Достаточно мощно, судя по карте, выглядит безымянный отрог, уходящий на запад от Сарганского хребта (высшая точка – 933м), «извивающийся» на 18(!) км (включая гору Бол. Апшакай). Затем понижение до перевала Магадеево – Саргая (примерно 650м) и вновь хребет Крака ( в третий раз с таким названием), протянувшийся в меридиональном направлении на 10 км, с отметками высот 851м (г. Бол. Башарт) и 799. Многочисленные притоки рек Белой, Узяна, Каги и Саргаи расчленяют эти хребты на множество отрогов. К сожалению, на Южной Краке мне побывать не довелось, поэтому сказать что-либо о местных достопримечательностях не могу.

Заключение

Подытоживая всё выше сказанное, можно сказать, что Северная Крака, пожалуй, более колоритный горный узел, чем Центральная и более интересен в туристском отношении. Вообще, по моему мнению – район Сев. Краки – идеальное место для подготовки лыжного похода по Приполярному Уралу. Здесь вы встретите практически все условия и элементы рельефа, присущие этому району:

  1. крутые склоны и перевалы, к примеру, перевалить из Шигаево к Бол. Саргае или ещё круче, в качестве тренинга: Серменево – в лоб Бол. Крака – р. Бол. Саргая – в лоб отрог – р. Мал. Саргая – в лоб хр. Суртанды – р. Саранга;
  2. узкие ущелья с глубоким снегом;
  3. открытые всем ветрам безлесые пространства;
  4. участки рельефа со снежными карнизами;
  5. участки редколесья;
  6. твёрдый наст с застругами и глубокий снег;
  7. потенциально лавиноопасные участки (верхние склоны ущелий Бол. Саргаи) и т.д. и т.п.

Любителям пеших и лыжных походов можно порекомендовать такой маршрут: заезд в Узянбаш или Хусаиново, подъём на гору Сараньга (988м), причём во время подъёма зимой лыжи, возможно, придётся нести в руках; траверс осевого хребта до плато 1045, радиалка на скалы западнее 1038; траверс хр Акбиик; траверс хр. Бол. Крака; спуск в Серменево по Бол. Краке или ущелью Бол. Саргаи, а можно спуститься в другую сторону – в Шигаево и через Рысакаево подняться на Арвякрязь.

Группа: 
Вид туризма: 

Комментарии

Красота.
каждый год проезжаю на машине по дороге Уфа Аскарово проезжаю эти места, и каждый год хочется побывать на этих горах, но не получается .
Спасибо
Борис, знаете ли вы что-нибудь о шахтах и штольнях на южных склонах Северной Краки?
Очень красивые горы. Часто бываем в Уткалево. Но в гору еще не довелось подняться. Как-нибудь попробуем.
Кто-нибудь вообще слышал о шахтах на Северной Краке?
Ну ладно, раз уж никто не знает, а Борис не просматривает свои статьи, привожу пару фотографий шахты:

хочу на родину отца, какая красота!!! Спасибо!!!
Спасибо Борису за информацию. 19.05.11 поднялись на гребень северной Краки вблизи 1018 из Серменево и полюбовались расчлененкой рельефа над Саргаей. Кстати, выгорела Крака в 2010 страшно(почва наверху-пепел, кроссовки не отстирать).Несмотря на засуху, весенние ручьи еще не пересохли- с водой проблем не было.
Крака особенно красив осенью, когда наверху уже снег, а внизу еще все желтое. В 2008 ходил туда 2 раза летом и осенью в октябре.. Наверху снега по-щиколотку, внизу березы желтые!Очень красиво :)

Борис, по поводу перевода названий Саргая и Суртанды.
1. В переводе в башкирского "Һарғая" значит "желтая" или "желтеющая" (һайғартыу - желтить). Здесь переводится как единое прилагательное, а не как сочетание двух слов. Если Вы заметили вода в речке всегда с желтовато-коричневым оттенком. но на вкус обычная.
2. В переводе с башкирского Суртанды значит "щучья". Речка Суртанды обычно не впадает в р.Белую и примерно в 1км до устья уходит в карст. Весной и в дождливое лето речка доносит свои воды до р. Белой и в районе устья образуется небольшое озеро и далее речка протекает через болото в реку. Весной по нескольким протокам в болото заходит щука на нерест. Поэтому речка получила такое название. Хребет прилегающий к речке получил такое же название.
3. Жители д.Азнагулово и Серменево называют Хребты Северной Краки (если смотреть от д.Азнагулово юго-восток Большой Крака, Малый Крака и Суртанды).
4. По поводу бульдозерных дорог в районе Шарипово, Хамитово - скорее всего это следы работ конторы под названием ГДК "Хром". В районе д.Хамитово имеется месторождение хромовых(хромитовых) руд. Оно не очень богатое по содержанию, поэтому ГДК Хром производили несколько лет геологоразведку, но разработку месторождения им РБ или РФ не разрешили. Почему, точно не знаю. ГДК "Хром" даже имеет свой жд тупик и базу на ст.Белорецк,но активной производственной деятельности не ведет.