Вы здесь

О названии горы Иремель

Недавно, просматривая комментарии к статье «Крыкты-тау», размещённую на этом сайте, наткнулся на коммент Даяна из Уфы, датированный 12.04.09 :«По-поводу хребта Кыркты могу уточнить, что когда из тел дивов образовались горы и появилась суша, остатки дивов скрылись в образовавшихся озёрах и болотах, всячески мешая людям жить. Урал батыр в гневе решил иссушить всё это их прибежище и начал выпивать озера, дивы,воспользовавшись, вошли в него и начали всячески рубить и убивать его изнутри. Перед смертью наказал 4-м сыновьям: Иделю, Яйыку, Хакмару и Нугушу,ч тоб род людской не брал воды из озёр и болот, потому что это не принесёт людям счастливой жизни, и остатки дивов всё равно будут строить козни. После смерти Урал-батыра с неба падает звезда, извещая её супруге Хумай(дочь Солнца),что Урал умер. Она прилетает(обернувшись лебедем)и хоронит Урала, досыпая горы сверху, после этого народ начинает их называть Уральскими. Идель берёт булатный меч(саблю) отца и поднимается повыше, на гору, и примериваясь (Ирэмель-Ир, мужчина, эмель-способ, средство) и рассекает землю, пробив источник-начало Идели. Источник прокладывает себе путь, но тут её перегораживает Ямантау, будучи остатками дива Азраки, и Идель перерубает гору (Кыркты, освобождая путь реке. Народ радуется, расселяется, вскоре долины Идели становятся тесны ,и оставшиеся братья Идели по очереди берут булат и пробивают источники-начала рек Яйыка, Нугуша и Хакмара (Сакмара).Так описывается происхождение гор и рек, согласно эпосу.»
Этот комментарий натолкнул меня на размышления о происхождении названия «Иремель». Ключ к разгадке в слове «эмель». Даян переводит его как «способ, средство». Насчёт этого хотелось бы получить подробные разъяснения. Люди! Уфимцы! в частности Даян и Мавлит (посетители этого сайта), а также и другие жители Башкортостана, хорошо знающие и любящие свой родной язык – башкирский! Откликнитесь, разъясните поподробнее значение слова «эмель»! Возможен ли перевод этого слова в значении «примериваясь? или изловчившись?» То есть получается, что название «Иремель» можно на русский перевести так: « Гора, на которой герой примерялся»? (при этом в уме надо держать контекст эпоса «Урал-батыр»). Один мой знакомый башкирин сказал, что слово «эмель» в башкирском языке есть, но не смог внятно перевести его на русский – не хватило русских понятий. У него получилось что-то вроде «некий момент».
Возможно, что и название соседнего хребта Бакты также связано с эпосом. Бакты – «он смотрел» - гора, откуда Идель осматривал окрестности в поисках места, где удобнее разрубить горы, чтобы создать родник, реку Ак-Идель.
Если посмотреть на карту, то действительно получается, что массив Иремель-Аваляк как бы разрублен надвое Тыгынской долиной, из которой вытекает речка Тыгын. И, сливаясь с другими притоками – Синяком и Малым Авняром образуют практически равноценную собственно Агидели реку Большой Авняр. (Желающие могут проехать к слиянию рек у деревни Махмутово.) Ну, а кто в древности занимался измерением расхода воды при слиянии этих двух практически равноценных истоков? Да может быть и так, что во времена, когда на Урале появились первые башкирские племена, сток воды в Авняре был выше, чем сток верховья Белой-Агидели и истоком Агидели считался Тыгын-Большой Авняр.
Нил, мужик из Махмутово мне как то объяснил, что с древне-башкирского Иремель переводится, как мужская сила, честь, достоинство. Он еще сказал, что в русском языке нет такого слова, но примерно можно перевести так.
Если Ырым бог моллчания, то зачем ему трон?
Если он бог, то зачем ему обитель?

Впрочем это вопрос скорее к древним башкирам. У них наверное своя логика.
Кстати, древних башкир небыло. Было множество различных кланов и семей. И у каждой был свой бог.
Древних башкир и быть не могло - это просто бывшие казахи .
Сергей ,вам бы почитать побольше ) Если вы конечно умеете )

Да вы слишком усложняете. Однозначно, этимология названия горы Иремель - ,,богатырской седло". Где ,,ир" - мужчина, богатырь, а ,,имель" - седло. Достаточно взглянуть на седловидную форму массива. Люди древности были практиками а гора - хороший ориентир с запоминающейся формой.

Да вы слишком упрощаете. Не переводится Иремель с башкирского. Ни один башкир, хорошо знающий свой язык не мог мне "перевести" это название. Да "ир" мужчина, муж (не в смысле "муж" жены). А дальше - всё - начинается невнятное бормотание, заканчивающееся одинаково - не могу перевести. Эта расшифровка Матвеева из книги "Вершины Каменного Пояса", которые все как попугаи повторяют друг за другом - не выдержала критики и проверки временем. Соединение двух разных языков в одном слове (ир - башк.), (эмэл- монгол) - в данном случаю абсолютно притянуто за уши. Как монголы завоевали башкир? Как вообще происходило в то время завоевание народов?. Все почему-то считают и под копирку переносят на весь мир "европейское одеяло" европейский взгляд, склад ума и т. п. Это неправильно. Завоевание монголами башкир выглядело примерно так: в нескольких ключевых битвах-стычках были разбиты основные силы, выставленные башкирскими правителями. После чего по законам того времени побеждённые обязаны были платить ясак и другие повинности (в том числе и военные) новым "хозяевам". Всё, никаких монголов здесь не жило. Никаких военных лагерей по примеру римских поселений - не было. Не могло монгольское слово просочится в башкирский язык и тем более втереться в сакрально священное для того периода название горы. Абсурд. Тем более, что собственно монголов в "татаро-монгольском" войске было может быть всего с десяток человек - на ключевых руководящих постах. Таково было тогда время.
Иремель не башкирское, не тюркское слово. Всё просто. Прабашкиры (носители тюркского языка) пришли на земли, заселённые угрофиннами - предками нынешних манси и венгров. У современных башкир и сегодня есть племя с мадьярскими и финно-угорскими корнями (см. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D1%88%D0%BA%D0%B8%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B0) . Они пришли и услышали это слово, переняли его в свой язык, не понимая его смысла. Примерно также как русские башкирский Караташ переделали в коротыш, карендаш, и т.п.
В. Карелин в журнале Уральский Следопыт в номерах № 6-2013, 11-2015 годы и др. опубликовал несколько статей на тему минсийских (а по идее угро-финнских) названий на Юж Урале. Его теория очень стройная и правдоподобная. А зачем люди того времени давали названия горам и вообще топографическим объектам (рекам и т.п).? В меньшей степени - сказочно мистичемкие мотивы. В 99,99 % - практические. Какие ? - прочитайте журналы и поймёте. Здесь в этом формате быстро и просто всё не объяснить - получится криво.(Человек несколько статей написал, вы хотите прочитать где "мала букафф" и всё понять - так ведь проще жить. Да? Интересующиеся - не поленитесь, прочитайте журналы - они есть в Интернете. И про Иремель тоже написано. И хорош уж попугайничать, некритические веря на слово даже таким уважаемым людям, как А. К матвеев.