Вы здесь

Июньский поход на Большой Иремель.

Отдельная благодарность Раису Габитову и Борису Прохорову..



В далеком уже 1965-м году Башкирским книжным издательством был выпущен "Путеводитель по Башкирии". Экземпляр этого раритетного теперь издания достался мне от моего отца. Эта малоформатная, но "толстенькая" книга - 500 страниц - содержит описания пеших и водных маршрутов по нашей республике, а так же описания нескольких пещер. Одной из глав этого путеводителя как раз и является описание нескольких маршрутов на гору Большой Иремель. Маршруты эти вели преимущественно с востока, со стороны Ямантау  и Тюлюка.

Основных же современных маршрутов насчитывается три: с юга, с северо-запада и востока.

Желание побывать на Иремеле возникло давно, подогревалось друзьями, побывавшими там неоднократно, просмотрами видеороликов и целых фильмов, отснятых на вершине и в окрестностях, ну и чтением сайта "По тропам Южного Урала" конечно же. Однако случая осуществить это желание не представлялось довольно долго.

И вот наконец-то в конце июня 2015 года выдалась пара-тройка свободных дней под самое завершение отпуска. Мы с товарищем собрались за пару дней и выехали в Белорецкий район.

Чтобы попасть в Белорецкий район, который расположен к северо-востоку от нашего Мелеузовского района, нам сначала пришлось поехать на юг. Дело в том, что нормальная асфальтовая дорога в Белорецк лежит практически через Уфу и составляет в среднем 510 км до отправной точки - села Николаевки. И для того, чтобы сократить расстояние, мы решили ехать через Кугарчинский и Бурзянский районы: Мраково-Иргизлы-Старосубхангулово-Белорецк-Николаевка.
Описание этой интереснейшей автодороги будет в отдельном отчете. Кстати, расстояние составило всего 360 км в одну сторону.

Итак, выехав в 6 утра из Мелеуза около 14-00 мы были в селе Николаевка Белорецкого района.
Переоделись, еще раз перебрали рюкзаки и в 16-20 выдвинулись на маршрут.

Маршрут был ясен заранее - это южная тропа на Большой Иремель из Николаевки. Он отлично описан Борисом Прохоровым на этом же сайте, многократно пройден знакомыми и друзьями, отсмотрен на видеороликах. Карта-километровка была готова заранее, заламинирована, район изучен по фотографиям, отчетам, по спутниковым снимкам с сайта Викимапии, в GPS навигаторах были зафиксированы километровые маршрутные точки с GPS-трэка с сайта велосипедистов.

За день до приезда прошли сильные дожди. Жители Николаевки предупредили о том, что броды поднялись. Погода была облачной, температура воздуха +20 +25, в лесу душно и сыро.

Первую часть маршрута от села Николаевки до первого брода и кордона Нацпарка мы прошли примерно за два часа.

Эта часть тропы представляет собой обычную колею для четырехколесной техники, причем лес вокруг довольной редкий, деревья отстоят от дороги достаточно далеко.

На первых 3-х километрах дорога делает плавный подъем и спуск по восточному склону горы Мельничный бугор с набором и последующей потерей высоты в 36 метров. Здесь же открывается хороший вид на горы Синяк, видимые прямо по ходу движения. С 4-го по 7-й километры следует такой же плавный подъем и спуск по восточному склону горы Финагеева.
 

Начало тропы, вид на горы Синяк

Мокрая колея хорошо держит следы и один такой след очень сильно удивил - нам навстречу недавно прошел босой человек! Мы уж было подумали, что это местный "снежный человек", правда размер ноги подкачал. ))
Нашли прямо на дороге сумку с двумя парами детской обуви, сильно удивились и повесили ее на дерево.
По этому участку дороги встретили одну оборудованную стоянку справа от тропы: скамейка и место под костер под большими соснами, место сухое. С водой тут проблем нет, восточнее тропы протекает Большой Авняр

Дошли до кордона, заплатили по 50 руб с человека, инспектор записал нас в журнал, предостерег насчет медведей и пожелал доброго пути.

Первый брод сразу за кордоном хорошо оборудован, есть доска, по которой можно идти, есть перила. Воды много, доска чуть притоплена, но перешли не намочив обуви. Не снижая скорости дошли до второго брода, расстояние около 2 километров. Тут воды уже гораздо больше. Закатали штаны до колен, но сильное течение и камни на дне брода заставили переходить его вообще без штанов и обуви. ))
В результате меня снесло течением и окунуло по грудь. Естественно намочил дно рюкзака и немного электронику (телефон c GPS и фотоаппарат) в нагрудном кармане энцефалитки.

Это был мой серьезный просчет, понадеявшись на низкий уровень воды не положил электронику и запасные батарейки в двойные полиэтиленовые пакеты и не взял запасные штаны и сланцы.
 
Выжались, передохнули и пошли дальше.
Тут при небольшой облачности и солнце пошел нудный дождь. У нас были с собой небольшие пончо, которые мы тут же и опробовали. Штука очень удобная, весит как полиэтиленовый пакет, а закрывает голову руки и верх тела вместе с рюкзаком.

Примерно через километр прошли без приключений третий брод, относительной мелкий, по колено.
Дорога все так же плавно набирает высоту и следующие три километра идет по старым вырубкам, зарастающим молодым лесом. Вокруг высокое и густое разнотравье.

Здесь с левой стороны тропы имеется еще одна стоянка, оборудованная большой скамейкой прямо под кроной большой сосны.

По пути движения на дороге видели отчетливые следы неподкованной лошади и отпечатки разной детской обуви, но больше всего нас удивил странный перекрывающийся след в обеих колеях, будто кто-то катил два велосипеда со стертыми шинами.

На 13-м километре дороги  как раз у южной оконечности гор Синяк снова зашли в лес. Часы показывали уже за 20-00 и пора было подыскать место под стоянку.

Тут разрешилась одна загадка, которая не давала покоя мне где-то с полгода. Многие из тех, кто шел на Иремель с юга, упоминали о стоянке под названием "Изба". В блоге Раиса Габитова, который не раз участвовал в горном супермарафоне, есть фотографии этой стоянки, но нет привязки к карте.  На фотографиях деревянный стол и две скамьи под двухскатным навесом. Там во время супермарафона располагается контрольный пункт №2, расстояние от Николаевки 14 км, от вершины  Иремеля 9 км.

Я много раз смотрел спутниковые снимки этого района из Викимапии, даже присмотрел и отметил координаты какой-то странной белой шишечки слева от тропы, но окончательной уверенности не было.

Каково же было мое удивление, когда на 14-м километре мы увидели тот самый навес с фотографий!
А белой шишечкой на космоснимке оказался деревянный туалет "Типа сортир"! )) Правда в реальности он стоял справа от тропы.

Стоянка Изба.


Стоянка представляет собой немного наклоненную к западу площадку с высокими березами. Навес со столиком стоит выше по тропе. Чуть ниже его очень хорошо подготовленное место для костра, представляющее собой собранный нижний венец бревенчатого дома. Внутри квадрата место для костра, есть вкопанные металлические рогульки и такая же перекладина для варки. Дров было маловато, но три толстых березовых обрезка нашлись тут же рядом.
От навеса круто вверх по склону идет редкий березняк в густой траве,  тут, видимо можно взобраться на южную оконечность гор Синяк.

Недалеко от кострища стояла телега с кучей туристских пенок накрывавших рюкзаки. Вот она-то как раз и давала те самые сдвоенные следы. Некоторое время мы думали, идти ли нам дальше, благо время было около 20-30, до захода солнца оставалось еще около полутора часов + сумерки.

Но у нас был ограничен запас воды, которой мы взяли всего 2 литра, ведь многие ходившие по этому маршруту пишут- не берите много воды, там полно ручьев.

Пока думали из лесу вышел пожилой мужчина в камуфляже, с небольшим рюкзаком, он вел лошадь, на которой сидел уставший мальчишка лет семи в огромной не по росту куртке.

Мужчина оказался инспектором Нацпарка по имени Радик, мы его узнали по фотографиям из блога Раиса. Пока разговаривали, к стоянке подошла группа мальчишек постарше. Оказалось, что они из Магнитогорска, идут большой группой с Иремеля с двумя взрослыми, которые чуть отстали. Радик их сопровождает с лошадью и телегой.

Тут подошел один из руководителей, молодой человек в горке, с МПЛ и фотоаппаратом. Разговорились, выяснилось, что на вершину они не попали, но были на западном плече. Выше был туман.

Оказывается, после дождей ручьи поднялись и кое-где заболотили тропу.
Дети были промокшие, в кедах и чуть ли не тапочках, очень уставшие. Мы их потом долго вспоминали и недоумевали, как же их родители сюда отпустили. Тут даже при сухой погоде трава бывает мокрая, а почва болотистая. Надо обязательно одевать или резиновые сапоги или мембранные ботинки и все это с гамашами выше колен. А тут дети в тапочках.

На стоянке была вода! Инспектор показал нам небольшой ручей шагах в 60 от кострища вниз по склону через густую крапиву. Это и решило вопрос идти нам в этот день дальше или оставаться тут.

Мы поставили палатку и начали готовить еду на горелках, параллельно пытаясь развести костер из вымокших дров.

Между тем группа детей с подошедшей женщиной в годах отправилась на телеге вниз по тропе.
Мы сварили гречку с тушенкой, напились иван-чаю, который готовит житель Николаевки Игорь Толменев и принялись сушить промокшие вещи.

И сушили часов до 2 ночи. А сумерки стояли примерно до 12, при том что в третьем часу уже начало светать. Доставали комары, но после пары часов к ним привыкаешь, к тому же дым от костра и ветер не давали им как следует заняться нами.

Мы встали в 7, перекусили, свернули лагерь, оставили часть вещей недалеко от стоянки и в 8-30 пошли дальше. День обещал быть солнечным и сухим, от стоянки сразу начался крутой подъем - на 80 метров с 14 по 15 километры. Здесь почва стала каменистой, тропа уже не была дорогой, лес сменился на хвойный с редкими березами. Стволы покрыты мохом, много папоротников, на полянах трава выше роста человека. Над тропой кое где встречаются упавшие деревья.

По пути попались несколько оборудованных стоянок и множество ручьев. Тропа отлично промаркирована, заблудиться невозможно. По правую сторону попадаются каменные россыпи с гор Синяк, при проходе полян видны и скалистые склоны этих гор.

 

Через 2 часа лес начал редеть, тропа повернула на север, справа стали появляться каменные россыпи южной оконечности Большого Иремеля.

К 11 часам мы вышли к южному подножью тропы на западное плечо Большого Иремеля. Тут как раз была уютная стоянка, на которой мы основательно перекусили и пошли дальше.

Подъем на плечо занял около двух часов, но он того стоил! Великолепные виды на юг и восток, цветущий альпийский луг, ручьи с холодной и чистой водой, мощные склоны Большого Иремеля, покрытые каменными россыпями, все это обязательно надо увидеть своими глазами.
Светило солнце, однако вершина скрывалась в тучах, дул сильный восточный ветер.

 

Тропа петляет по склону, подъем на 260 м на финальные 2 километра. Делаем частые остановки, отдыхаем и фотографируем.

К 13-00 выходим на западное плечо. Идти по альпийскому лугу легко, под ногами пружинит мох, вокруг карликовые ели и стланник.

 
Подходим к началу подъема на вершину. Здесь очень людно, выходной день, группы отдыхают перед подъемом, а со стороны Тюлюка подходят и подходят все новые группы туристов. Нас конечно удивило, как по-городскому одеты многие, но тропа из Тюлюка короче и проще тропы из Николаевки, об этом и говорят и пишут, но видеть самому как-то странно.

 

Неспешно, за час, поднялись на вершину. Там все в облаках, видимость не более 50 метров, свежо и сыро, слабый ветер тянет с востока, от хребта Аваляк.

На вершине очень много людей, они смеются, восторженно кричат, снимают фото и видео.
Мы начали спускаться в 14-30 наискосок по склону, в направлении южного перегиба западного плеча. Спустились за 45 минут и пошли вниз по альпийскому лугу.

 

Спускаться было не менее тяжело чем подниматься и очень хорошо, что мы взяли с собой две легкие лыжные палки. Идти с ними намного легче, третья опора очень пригодилась на склоне, как при подъеме так и при спуске.

 

Встретили группу студентов из Белорецка с преподавателями. Их сопровождал инспектор, который вчера записывал нас в журнал. Поговорили с ним и продолжили спуск. На входе в лес, там где мы обедали, стоит лагерь магнитогорских туристов. Пообщались с ними и пошли дальше. Больше туристов с южного направления не было.

Почти сразу повстречали трех здоровенных ребят из МЧС, говорят, что кто-то потерялся с Тюлюкского направления. Только мы отошли друг от друга на  несколько шагов как опять полил дождь. Достаем пончо и идем вниз. По пути собираем мусор со стоянок и расчищаем родники, на двух сделали из камней небольшие запруды, чтобы можно было набирать воду пластиковой бутылкой.

Дождь затопил местность, ручьи поднялись, тропа местами полностью покрыта водой, вода уже давно пропитала нашу обувь насквозь.

 

И вот наконец-то к 20-00 мы спустились к стоянке Изба. Там стоял огромный Урал-вахтовка. Познакомились с водителем, оказывается, он привез сюда тех самых белорецких студентов.

Мы сварили ужин из оставшейся тушенки, поели и начали сушиться. Часа за полтора собралась вся группа белоречан, подошли и МЧСники. Нас любезно пригласили в машину и через два часа  мотания по набухшей водой колее в 23-30 Урал добрался до Николаевки. Попрощались с белорецкими туристами и их преподавателями и, пожелав им доброго пути, мы оказались у нашей машины, оставленной в деревне около дома Игоря.

Игорь ждал нас у калитки, думал, что мы сегодня уже не появимся. Усталости и впечатлений было хоть отбавляй, мы закинули вещи в машину, попили с Игорем его чудесного иван-чая и легли спать.

Ночь в Николаевка тихая, теплая и очень темная, вдоль улицы горят редкие фонари, лошади бродят тут и там. Удивительная атмосфера полной оторванности от внешнего мира и медленно текущего времени царит тут.

Встали на следующий день рано утром. Удивительно хорошая погода, Иремель виден как на ладони. Над ним чистое небо во все стороны. Повезло тем, кто оказался там этим утром!

Мы просушили одежду, упаковали вещи, поблагодарили гостеприимного хозяина и в 12-00 выдвинулись в сторону Белорецка и далее домой. Без особых приключений к 20-00 мы были дома.

Выводы по этому ПВД мы для себя сделали следующие:

1. Всю электронную технику даже в сухую погоду будем заворачивать в двойные полиэтиленовые пакеты. А то можно без навигации и связи остаться. Хотя связи на всем пути нет, есть только на вершине Большого Иремеля и у его подножья.

2. Дожди и ручьи гарантировано промочат ноги туриста в этом районе. Так что надо будет брать резиновые сапоги и гамаши чтобы не промокнуть насквозь как это произошло у нас.

3. Мы шли налегке, с минимумом еды и одежды, я даже не взял запасные штаны и какие-нибудь тапочки для перехода бродов. Это моя серьезная ошибка, которую исправлю в следующем походе.

Группа: 
Вид туризма: 
Ключевые слова: 
Период материала: 
Регион: 

Комментарии

Полное впечатление, что на третьей снизу фотографии запечатлен конь с тыла :). А фотография с толпами городских, поднимающимися из Тюлюка, соответствует обычному состоянию Иремеля в текущее время.

Ну так пешком же шли, стало быть кони. 8) Поменять фотографию?
Читал, что в будни на Иремель с Тюлюка идет примерно 70 человек, в выходные до 480.
Подписи к фотографиям не получилось вставить, опять ошибка при попытке сохранить.((

В некоторые выходные дни там и тысяча человек из Тюлюка бывает. Распиарили. Организовали сервис - доставка на внедорожных УАЗиках и ГАЗ-66, это первые 7 км от Тюлюка до границы Природного Парка. Я сам наблюдал - там около 10 автомобилей работают.

Есть летом один выходной день, когда народу на Иремеле будет очень мало - это самый последний выходной лета. Даже если в этот день погода хорошая, народу почти нет - все в городах готовятся сами, готовят детей, внуков, племянников и пр. к новому учебному году. Или же сидят в городе, потому что нет компании.

Так что пользуйтесь моментом. Готовьтесь в дождливые выходные и приезжайте в хорошую погоду, когда никого нет.

Спасибо за совет, Владимир!
Мы конечно же планируем повторный поход, но с заходом на Аваляк, с двумя или тремя ночевками.
То что на Иремеле людно это в общем ничего страшного, однако люди слишком много мусора оставляют. Мы вниз шли и собрали большой мусорный мешок, килограммов 30-40.
Вот этим и хороши Восточная Сибирь или Северный Урал - там нет таких толп.

FTM, имхо точнее мусорный мешок литров 30-40. килограммов 12-15 имхо было.

Ты прав, речь шла о литрах. Но мешок был тяжелый.

Где люди, а особенно "матрасники" - всегда мусор. Закон человечества. Поэтому стал абсолютно равнодушен к Иремелю в последнее время.