Поход на Большой Иремель

Аватар пользователя Макеев Григорий

Маршрут: д.Николаевка - г.Б.Иремель - д.Тюлюк.

Время: август 2001г.

Участники: , Полякова Наталья, , , Хомяков Алексей, Барсуков Владислав, Голудин Антон, Гимадиев Ринат, Федосеев Николай, Чегодаева Ксения, Улемаева Марьям и крыс по имени Подарок Гифтович Гешеньков.

День1.

Спать неудобно. Но очень уж хочется, и только потому я не просыпаюсь, а лежу на неудобной деревянной скамейке, которая, вообще-то предназначена для сидения, а никак уж не лежания. Лежу, временами проваливаясь в сон, временами выплывая из него, когда ноги, скрюченные, чтобы не перегораживать проход между скамейками, наконец соскальзывают с малюсенького бортика…

…Вы ведь тоже наверняка не раз возмущались тем, как неудобно спать на скамейках в электричке, не так ли?

Наверняка. Почти уверен, что так, - ведь вы тоже любите ходить в походы, - не важно какие, но так, чтобы ехать долго-долго на электричке… Заснуть в ней еще в городе и проснуться уже в горах, где ноги мягко пружинят по мху под разлапистыми елками, где серо-зеленые камни и карликовые елочки, где кусты можжевельника мешаются под ногами, а россыпи ягод сбивают с маршрута…

Наверное, пора все-таки продрать глаза. Народ шелестит всякими мешками, обертками и гремит фляжками - это значит, что пришла пора подкрепиться. Да, действительно пора. Мы наконец выехали из этой глупой равнины, где ходить совсем не интересно, мимо нас уже проезжают истоптанные сотнями и тысячами туристов платформы и километры, на которых вылазят, чтобы пойти на водопад Атыш, или просто постоять лагерем на берегу Инзера…

…Нас много. В Деме ко мне, Натальке и Славе присоединилась большая часть нашей будущей группы - руководятельница-рукамиводительница и порепедавательница…, короче говоря, училка Наташа, к которой даже я инстинктивно обращался на вы (как это получается - учителя подсознательно распознаются на раз) с пятью десятиклассниками и двумя десятиклассницами.

Погода за окном непонятная. Вроде бы хорошая, но тучи летят многообещающие. Мы надеемся на лучшее. Нам ведь всегда везло раньше. Раньше.

В Инзере теперь ждать Кукушку до Белорецка не нужно, а лучше всего сделать как мы - побыстрее вылезти из электрички и пробежаться до каквсегдашных двух плацкартных вагонов. Как говорится, на Аллаха надейся, а верблюда привязывай.

Еще два часа через Уральские горы, зашиваясь перед походом, смотря снизу на Малый Ямантау и Караташ, и такой мирный сейчас, летом, Малый Инзер, обтекающий такие спокойные и безопасные камни… Я уснул опять.

Вот и Белорецк, и опять нам бежать на вот-вот отходящую электричку, теперь уже идущую в Магнитогорск. Вообще-то нам нужен автобус Белорецк-ВерхняяАрша, который проходит через Николаевку, но он идет очень неудачно - к тому моменту, как мы приехали в Белорецк, он уже больше часа, как ушел. Поэтому с самого начала было решено проехать пару остановок за Белорецк, там вылезти в лес и переночевать. Тем более, что Андрюха рассказывал, что точно в такой же ситуации он недавно ночевал на понтовейшей стоянке около Укшука, который находится в нескольких остановках после Белорецка в сторону Магнитогорска.

Ехать нужно было всего-то пару остановок, поэтому мы искренне надеялись проехать их зайцами, но ребятам уж очень сильно захотелось в туалет, и они нашли проводницу, которая, конечно же, сразу содрала с нас всех за проезд!…

Электричермен объявил по радио, что следующая остановка "Укшук", а я, пока разбирался с проводниками, понятно дело, не смотрел в окно, и поэтому нас всех страшно падлавили - высадили за одну станцию до настоящего Укшука! Если бы я смотрел в окно, то, конечно же, эту ловушку обязательно просек, потому что мы (как оказалось) так и не пересекли автомобильную трассу Белорецк-Абзаково. В итоге вылезли на каком-то километре.

Прошли немного назад по путям, как и советовал Андрюха, и я, оставив всех отдыхать на травке около чистого соснового леса пошел в этот самый лес искать нужный нам родник и обещанную понтовую стоянку.

…За пол часа я вдоль и поперек оббегал этот лес, затушил два начинающихся пожара, но ничего, похожего на родник так и не нашел. Наконец я таки вывалился на мощную автомобильную дорогу. Небольшого усилия мысли было достаточно, чтобы понять все коварство электричермена - нас высадили раньше Укшука.

Вернувшись к основной группе, я показал чайникам различные варианты одевания рюкзака в зависимости от степени усталости, мы взвалили рюкзаки и пошли через абзаковскую трассу вдоль железки искать обещанный понт.

Погода была все такой же хорошей, но чреватой. Нехорошая облачность быстро летела по синему небу, мы шагали по дороге, которая то взлетала на холм, заставляя попотеть и потренироваться перед походом, то спускалась в мини-распадок, в котором вот-вот должен был появиться долгожданный родник.

Пропустили несколько дорог, которые отворачивали направо вверх, то есть туда, куда и советовал идти Андрюха. Но одна из них (в последствии оказавшаяся правильной), глобальная, шла вверх вместе с ЛЭПой, и так как Андрюха ничего не сказал от таком, в сущности, железном ориентире, мы на нее не свернули.

Пройдя небольшую группу строений, по-видимому, стоявшими как раз около настоящей станции Укшук мы бросили рюкзаки и спросили у двух местных о "какой-то стоянке, которая должна быть где-то рядом". Они сразу указали нам на маленькую тропку от крайнего строения, которая очень быстро привела нас к той самой стоянке. Народ прибывал в средней степени усталости, а руководятельница Наташа вообще умерла, по-видимому из-за непомерно тяжелого, примерно такого же как у меня (но менее удобного, конечно же) рюкзака.

Но стоянка однозначно того стоила. Кто-то мне говорил, что эту стоянку делали студенты-художники то ли Белорецка, то ли Магнитогорска, - и это сразу было видно. Родник был очень красиво оформлен - вода вытекала и какой-то вырезанной деревянной фигуры, он назывался "Валентинов", о чем очевидно говорила вырезанная на деревянной дошечке, прибитой к столбу, надпись. От родника вверх на небольшую полянку вела утоптанная тропинка, а на самой полянке - оборудованная стоянка с полиэтиленовым навесом над бревенным каркасом, столом со скамеечками и полкой. Под полиэтиленом бесилась толпа всяких мошек, слепней, - они, наверное, все были там, потому что нас никто не кусал. Костровище, сложенное из камней с одной стороны было защищено от ветра бревенным же частоколом, бревна на верху заканчивались пимпками. Было видно, что стоянку делали люди умеющие, и что они вложили в нее много труда - на столбах были вырезаны рельефы, а у одного дерева стояла вырезанная из бревна, по-видимому - русалка. От полянки же вниз, обратно к ручью, только пониже по течению вела тропинка с деревянными ступеньками. Там, около ручья, защищенное от ветра стояло старое по-видимому зимовье.

Всей компании было дано категоричное указание во-первых, все это дело беречь, во-вторых, чтобы когда мы уйдем, здесь было чище, чем сейчас, и в-третьих, чтобы здесь оставить хозяевам дрова. Все-таки, мы на самом деле пришли в чужой дом, и вести себя здесь следовало сообразно.

Полянка была достаточно маленькой, но на наши три палатки места хватило. Мы с Наталькой свою палатку поставили моментально, Слава обмыл (?), или как это говорится про палатки - свою новую купленную палатку, а ребята долго мучились, не могли понять, как же ставить Андрюхину просрачную-просрачную палатку, но в конце концов научились.

Все-таки, в толпе есть свои преимущества. Сказал - все за дровами - вроде бы каждый принес совсем маленько, а у костра уже дров больше, чем нужно… Ребята, шатаясь по лесу, обнаружили, что та дорога с ЛЭПой, мимо которой мы прошагали тоже ведет сюда. Было еще достаточно рано, и поэтому долго сомневались, что же варить - обед или ужин. Сварили суп. Почему-то больше никого не интересовало, что же это все-таки, обед или что там еще - сидели, наворачивали его с салатом и прочими прибамбасами.

Так до самого вечера и сидели там. Как на улице сморкнулось, сварили еще компот и вечером пели песни на гитарах, гуляли по лесу, смотрели на звезды и наслаждались халявным началом похода.

День2.

В девять часов утра нас разбудили и пригласили вылезти к уже сваренному завтраку. Халява! Я не очень люблю, когда в поход идет такая толпа народу, но, что ни говори, в этом есть одно несомненное достоинство. По статистике, в любом более или менее большом коллективе будут люди, которые мало того, что просыпаются рано - которые любят просыпаться рано. В походе такие - на вес золота.

Собравшись мы вышли пораньше, чтобы с гарантией успеть на автобус. Пошли по этой самой дороге, которая скоро вышла на просеку с ЛЭПой и, круто свернув вниз, вышла туда, где в прошлый день я тормознул всех и решил на эту подозрительную ЛЭПу не сворачивать. Скоро вышли обратно и на абзаковскую трассу. Электричку ждать смысла не было, тем более, что карта обещала нам не очень долгий и уж точно не трудный, зато нужный путь по дороге прямо до автостанции. На автовокзал мы пришли часа за полтора до автобуса до ВерхнейАрши, который выходит в 13.40.

Я с трудом узнал белорецкий автовокзал… Еще год назад это было такое старое здание, с обшарпанным полом и стенами и старыми же деревянными скамейками. Мы без колебаний заваливались туда со своими рюкзаками, раскладывались, доставали банки с рыбой, или геркулес с сахаром, - в общем, чувствовали себя как дома.

Сейчас же, с пригорка перед нами открылось совсем новое здание, вся площадь перед ним была абсолютно обновлена, чернели только что (по-видимому) засыпанные газоны, а внутри все было обделано по евростилю, даже как-то неудобно было туда заваливаться с рюкзаками. Мы остановились на улице на скамеечке, я проверил все расписания, которые, как оказалось, немного изменились, и мы с Наталькой пошли по Белорецку искать пленку для фотоаппарата. Как оказалось, ее можно найти только в центре, за сорок минут мы быстрым шагом успели дойти до универмага, купить там пленку и вернуться обратно.

Автобус оказался маленьким, народу оказалось много, поэтому набились мы туда, как файлы на диск, сжатый драйвспейсом… Пока ехали, одна тетя из белорецких туристов показала нам гору, на которой зимой работает горнолыжная трасса.

А так ехать было достаточно скучно, больших гор не было видно. Дорога была ужасно запылена, на ней работали машины, которые то ли собирались ее расширять, то ли асфальтировать, а может, и то и другое вместе.

В Тирляне часть народа вышла и заместилась другим народом, но перед этим с согласия всего автобуса мы все рюкзаки закидали на последнее сиденье и ехать было лучше. А на подъезде к Николаевке наконец-то проявился Иремельский кабан, его E-окрестность и всякие аваляки вокруг. Казалось, он был очень далеко, но знающие люди знают, как обманчивы расстояния в горах. Можно подумать, что какая-то гора очень близко, и ужасно долго до нее топать, - а часто случается и наоборот, бывало стоишь вечером на хребте, и смотришь на тот хребет, с которого ты ушел только утром - и представить себе не можешь, что такое расстояние пройдено всего за день!

В Николаевке мы вылезли посреди деревни вместе с группой из трех человек из Белорецка, в которой как раз и была та тетя. Они вышли раньше нас и весь путь так и маячили потом впереди. Иремель ждал на горизонте. Тут же возникло и первое затруднение. Нас высадили около дороги, которая ответвлялась от трассы и шла по направлению к Иремелю, и люди нам говорили, что именно по этой дороге вроде бы нужно идти на Иремель, - но в атласе все было нарисовано не так! Там говорилось, что эта дорога отходит не посередине деревни, а на самой ее окраине, далее пересекает по явно обозначенному мостику м.Авняр и идет в горы. Немного подумав, мы решили все-таки пойти по дороге, которую советуют местные жители и там посмотреть.

Дорога почти сразу по мостику перебежала небольшую речку м.Авняр, и я, успокоенный, решил, что просто деревня разрослась и там, где раньше был конец деревни - теперь середина.

(Как оказалось дома, на километровке района все прорисовано более подробно, и там нарисованы обе эти дороги, и с середины деревни, и с ее окраины. И в километрах двух от деревни они сливаются).

Дорога шла в небольшую лесистую гору, на карте называемую Мельничный Бугор, вершина которой оставалась в стороне слева, потом траверсом к окрестности горы Финагеевой, которая тоже оставалась слева, и далее спускалась к первому броду через речку б.Авняр. От деревни до брода переход не очень тяжелый, километров 5-6 и подъем не сильно выматывающий, однако на ходках народ падал, будто залезли уже как минимум на Фудзияму… Спуска к броду ждали прямо как манны небесной.

А вокруг был такой лес! Чистый, без подлеска, сосны, елки и березы на щедро расцвеченной прошлогодней листвой почве… Я шел и отдыхал… И дышал, дышал и дышал тем воздухом, по которому так соскучился за это лето, не богатое на походы… Запах там был вообще необыкновенный, - такой полный, настоянный на многолетнем мху и листве, какой все-таки редко бывает даже там.

Скоро мы спустились к броду. С того берега как раз уходили белорецкие турики. Речка достаточно мелкая, но по камешкам не перейдешь, слишком они мелкие. Зато и переходить тогда удобно. Я побыстрее снял обувь и перебежал через речку, чтобы успеть искупаться. Какое это удовольствие - после ходки, вспотевшему, сесть в прохладную речку, полежать там на спине, потом перевернуться на пузо, а то слишком она мелкая, полностью не окунешься… Можно и поорать в свое удовольствие, - тогда, глядя на тебя и остальным захочется искупаться. Скоро вся группа мутила холодную августовскую воду б.Авняра.

Чуть выше того места на б.Авняре, где мы купались, в него впадает речка Тыгын. И от брода дорога чуть меньше двух километров идет по ее долине. Взбодренные мы быстро протопали эту ходку. На карте около того места, где дорога пересекает вторым бродом Тыгын нарисована изба, но мы саму избу не видели, только какие-то остатки в конце поляны по правую сторону. Опять снимать обувь, переходить речку, и там обратно ее надевать, ощущая, как ноги здорово успели отдохнуть, пока ты аккуратненько шагал по гладким камешкам на дне реки.

И дальше карта говорила, что меньше, чем через километр нужно ловить ответвление тропы вправо. Прочиталось оно легко. Основная дорога, по которой явно ездили Уралы шла прямо в сторону Жеребчика, потом проходя под ним, а наша народная, протоптанная поколениями туристов тропа уходила влево, почти сразу пересекая приток Тыгына - маленькую речку Синяк. Это должен был быть третий и последний брод на пути к Иремелю.

Было, наверное, часов шесть вечера, ребята порядочно подустали, а к тому же на карте это был последний ручей, пересекающий тропу. Вполне возможно, дальше и будут какие-нибудь ручьи, но на карте они не нарисованы, и я решил не рисковать. Прямо на берегу Синяка оказалась хорошая стояночка, там решили и остановиться. Этот брод можно было перейти по камешкам. Я оставил рюкзак, и сбегал на несколько сотен метров вперед по дороге на предмет еще более лучших стоянок, но не нашел ничего, кроме двух засохших русел ручьев. По-видимому, они наполнялись только весной. Вернулся назад и мы разбили лагерь. Опять все пошли за дровами. Все тащили мелочь, а я решил выпендриться - пошел чуть подальше в лес, и, как обычно мы делали с Андрюхой, выбрал свечку по вкусу, завалил ее, и еле-еле дотащил длиннющее бревно до лагеря. Одной этой свечки нам хватило бы и на вечер и на утро, но она так и осталась там лежать, когда мы уходили. Ну что ж, кому-то другому не придется беспокоиться о дровах.

…Это славное предужинное время… Больше ничего уже делать не нужно, все лагерные дела сделаны: палатки поставлены и завалены вещами, дрова заготовлены, вот-вот будет готов ужин… Чтобы не травить душу можно ускользнуть от костра и поваляться, например, в палатке, или порешать какую-нибудь задачку, которую даст Слава, или пойти походить по камешкам посередине речки, свалиться с какого-нить самого хитрого камня и промочить, конечно же, кеды… Или посмеяться над Наталькой, которая в походе (!) устроила стирку (!) носков (!!!)… Ничего, это пройдет.

Все поужинали, и, хмурясь на то и дело проливающийся дождик, расползлись по палаткам, довольные замечательным походным днем, не зная, что этот день - последний день удовлетворительной погоды.

День3.

И опять день начинался с готового уже завтрака - спасибо дежурным! Около стоянки ручей, прежде чем перебежать через брод образовывал небольшую излучину со спокойной водой и глубиной больше, чем по колено - идеальное место для купания.

…Ах, как я люблю это предкупальное ощущение, когда ты знаешь, что все равно залезешь, пусть даже тебе, теплому со сна, и не хочется сейчас еще лезть в воду… Этот момент нужно обязательно прочувствовать - что толку с разбегу бухаться в воду?! Сначала нужно не торопясь побродить вдоль воды, предвкушая и представляя во всех подробностях себе момент, когда ты залезешь в эту холодную-холодную (БРРР!!) воду сначала по колено, потом, если получится, по пояс… Это чувство неотвратимости попадания в холодную воду - туда, куда очень и очень не хочется - мне даже больше нравится, чем само ощущение от холодной воды… А потом можно с чувством поорать и выбежать на берег с довольной-довольной мордой, чтобы люди тебе позавидовали и тоже приобщились к великому таинству утреннего купания в холодной воде… Ну вот, я же говорил - вот и Слава тоже полез купаться…

Пока мы завтракали, мимо нашей стоянки покатилась на мотоциклах целая компания, по-видимому, локальных деревенских байкеров. Они на мотоциклах же форсировали Синяк и с тарахтением, совершенно несообразным здесь, умчались дальше в лес.

Собирались уже под накрапывающим дождиком. Перешли по камешкам мостик и пошли по лесной дороге, которая сейчас еще шла по мокрому лиственному лесу - такому, который всегда бывает внизу, в долинах ручьев. Идет пологий подъем наверх, через два с половиной километра он вывел нас на поляну, где мы остановились отдыхать под все тем же противным дождиком. С поляны открывался хороший вид на скальные пупыри, которые, как выяснилось впоследствии, называются самым началом горы Синяк. С другой стороны виднелся вдали хребет Бакты. Но на горы народ смотрел мало, больше смотрели на малину, которая в некотором количестве росла прямо у тропы.

Навстречу нам попались двое ребят из вчерашней белорецкой группы, они шли обратно в Николаевку.

После поляны подъем постепенно становился круче, через километра полтора подъема мы по тропе вышли к старой избушке, обозначенной на карте. Около нее уже горел костер и грелась та компания байкеров. Дорога превратилась в утоптанную тропу, которая постепенно стала забирать вправо - вверх по склону. Ребята весело топали впереди и не слушали советов амигос о том, что сейчас не нужно идти быстро, а стоит беречь силы. В итоге девчонки совсем выбивались из сил. Пришлось перестроиться и дальше я шагал первым, и часто спрашивал Ксюшу и Марьям, не быстро ли я иду.

Тропа постепенно вылезла на небольшую седловину между горой Синяк и самим Иремелем. Здесь желающие могли полюбоваться на очень красивый курумник и скальник на вершине главного пупыря горы Синяк, который возвышался в нескольких сотнях метров правее тропы.

Погода окончательно испортилась. Небо было полностью затянуто, и часто начинал моросить противный осенний дождик.

А на седловине примерно километр тропа идет по болотистой местности, пока не начинается хороший подъем на Иремель. С седловины до Иремельского плато оставалось около 4 километров, зато каких километров!

Группа очень скоро стала уставать и приходилось отдыхать чаще, а на отдыхе все быстро замерзали из-за мокрого холодного воздуха. Навстречу попалось несколько групп, которые решили не лезть на Иремель, потому что, по их словам, там везде выше был туман и облака.

В нескольких местах тропу пересекали необозначенные на карте ручьи, и я понял, что мы могли в прошлый день не рискуя остаться без воды пройти до сюда. Около одного из таких ручьев стояла группа из Челябинска. Был натянут тент, горел костер, а сами челябинцы грелись, распиливая дрова. Они там стояли и ждали хорошей погоды для подъема на Иремель. Я хотел остаться здесь и ждать с ними, потому что дальше у нас будут дрова и вода только после Иремельского плато, но, посовещавшись, меня убедили идти дальше. Ладно.

Тропа постепенно поднималась вверх, дождь становился все мельче, превращаясь в водяную пыль, а верхушки отдаленных сосен начинали пропадать в тумане. Мы поднимались в облако, в котором, несомненно, сейчас пребывала вся вершина Иремеля.

Наконец, лес кончился. Тропа, все такая же утоптанная, дальше шла по типичной тундряной растительности. Дождь практически кончился, но усилился ветер, который не высушивал одежду, а только холодил устающих туриков, когда те останавливались отдохнуть. Тропа теперь круто поднималась вверх, и, я думаю, ребята сильно жалели о том, что так бежали в лесу.

Когда в редкие минуты облако расступалось мы видели травяное пространство склона ниже нас, а потом опять все затягивало и видно было не больше, чем на сто-двести метров вокруг.

Группа сильно устала, неподготовленные, особенно девчонки, совсем умирали, шли еле-еле, часто останавливаясь, и приходилось дрогнуть на все усиливающемся по мере подъема ветре. "Ну когда же будет плато?" - этот крик души выражал мнение большинства. На очередной остановке я бросил рюкзак и сбегал на двести метров вперед. Группу с такого расстояния видно не было. Вернувшись я подбодрил всех рассказом о том, что плато, по всей видимости, будет очень скоро.

Все взвалили рюкзаки и медленно пошли дальше вверх по склону.

Недалеко от плато мы вышли на группу деревьев и стоянку под ними. Сначала хотели было остановиться здесь, но раздумали, потому что ни воды, ни дров поблизости видно не было.

Наконец мы вышли на гребень хребта между Иремелем и Жеребчиком. Никакого офигенного вида там, конечно, не было, был просто круглый кусок поляны радиусом метров сто с центром в тебе и тропа под ногами, здесь уже не сильно утоптанная. Дальше тропа, чуть спускаясь на Иремельское плато, проходила в паре сотен метров от большого Иремельского кабана - кучи камней, круто уходящей вверх, мы шли от нее в паре сотен метров, но практически ее не видели, только иногда еле-еле сквозь облако проступал курумный склон.

Мы уже опять спускались. На плато, как мне было известно, есть родники (правда, я там два раза был и даже знаю, где они, но сам в глаза их не видел), но с дровами здесь не очень хорошо, поэтому решили по тропе пойти вниз. Сначала нас окружали карликовые елки, потом по мере того, как мы спускались к истоку Карагайки, начался полноценный лес, ветер стих и туман облако осталось где-то выше…

Наконец, справа от тропы появилась сама Карагайка. Еще сто метров назад по тропе ее совсем не было, а вот уже течет полноценный ручей. Тут же оказалась и стоянка, наверное, та же самая, на которую я вышел год назад, пойдя напрямую со Скалы Дураков в сторону Иремеля, потому что с нее в минуты прояснения эта скала была хорошо видна. А может, та, прошлогодняя стоянка была ниже по течению.

Продрогшие и промокшие, мы остановились здесь. Первым делом, костер. Все дрова были мокрыми, и нижние ветки елок, так называемые, супердрова, здесь были покрыты пропитанным водой мхом. Поэтому костер разгорался неохотно, но, впрочем, разжег я его без всяких усилий. Народ от костра пришлось разогнать за новыми дровами, а то все замерзли и никому не хотелось лезть сквозь мокрый лес, а только греться у маленького еще костра…

Ребята повесили над костром полиэтилен, мы поставили палатку под мелким дождичком, быстренько закидали в нее вещи и там уже внутри ползали, раскладывая пенки, спальники и другие вещи… Наконец-то можно было переодеться в сухие вещи и полежать, согреваясь, под спальником!

Теплые вещи были сухими, потому что лежали сверху рюкзака, прикрытые куском полиэтилена, а вот спальники промокли, когда я ставил рюкзак на мокрую землю. И в таких условиях мои неситнипонтовые спальники было не просушить. Перспектива была практически ясна.

Погода испортилась, а мы оказались совсем не готовы к мокрому походу. Раньше я никогда не попадал в мокрый поход. Все время нам более или менее везло с погодой, и если и начинался дождик, когда мы шли, то мы не обращали на него внимания, потому что потом всегда удавалось высушить одежду.

А здесь была совсем другая ситуация. Ни у кого не было вкладышей для вещей и спальников, и у нас не было нормального тента для костра. Тот полиэтилен, который был, было трудно натянуть, да и не хватало его на столько человек.

Короче, было понятно, что до Зюраткуля в таких условиях идти не стоит, а стоит завтра же (при условии сохранения плохой погоды) спускаться в Тюлюк и уезжать на автобусе, который в пятницу как раз присутствует. Однако такая перспектива народу не понравилась, всем хотелось поход продлить, а не возвращаться в город. Решение этого вопроса было оставлено на утро.

А к вечеру погода улучшилась, на небе даже появились голубые, а потом одно время небо и вовсе расчистилось и только отдельные клочья облаков быстро неслись на небольшой высоте. Я предложил сбегать быстренько на Большой Иремель, но никто не захотел, и в итоге на вершину собрались только мы с Наталькой.

До плато дошагали быстро, но когда мы на него вышли, стало ясно, что с вершины кабана мы ничего не увидим - верхняя часть кабана была в полнейшем облаке. Но мы все равно решили залезть - пусть даже ничего не увидим, но побываем на второй по высоте вершине родной Башкортостании. Прямо под плато мы наткнулись на палатку, около которой разжигали костер мужчина и женщина, они воду несли с собой, но я им посоветовал походить вокруг и найти родники, которые как раз где-то здесь находились. Оставив их мы полезли вверх.

Плато постепенно оставалось внизу, пока мы не дошли до линии облаков. И здесь стали свидетелями потрясающего зрелища.

Здесь уже дул сильный ветер, и облака неслись прямо на нас, прямо нам в лицо! Вот мы стоим в полнейшем тумане, плато не видно внизу, и солнца тоже не видно, но вот будто кто-то включает солнце, оно проявляется, сначала мутно-мутно, еле-еле видным сквозь облака кружком, и на глазах разгорается все ярче, наконец облака будто отрезает ножом, мы сразу все видим - и Жеребчик, и Скалу Дураков, и плато внизу, и солнце - и видим, как на нас уже с большой скоростью несется следующая волна облаков… Они накатывают на нас, и все исчезает…

Чем дальше мы поднимались вверх, тем сильнее становился ветер, и, когда мы в итоге вылезли на вершину Большого Иремеля, ветер уже прямо ревел, срываясь с камней… Пришлось хорошенько оглядеться по сторонам, прежде чем я заметил еле-еле видную скальную вершинку - самую высокую точку Большого Иремеля. Мы сразу туда и залезли…

Да, конечно, оттуда ничего не было видно, там был просто ураганный ветер, такой, с каким я еще ни разу не сталкивался раньше, он просто не давал спокойно стоять на месте, приходилось упираться ногами и махать руками, там не было ничего, кроме облаков, высоты, которую все равно не было видно, исписанных камней, железного ящика и палки с привязанными остатками флагов и всяких веревочек. Так почему же мы там стояли такие радостные, будто произошло что-то очень важное в нашей жизни? Там, наверху, держась за притащенную кем-то и воткнутую между камнями палку - все это было одновременно понятно и совершенно неважно. И совершенно необъяснимо тому, кто сидит дома, смотрит телевизор а на природу выезжает на машине пожарить шашлыки…

Вниз пришлось идти по компасу. Мы торопились успеть до темноты вернуться в лагерь, мы замерзли в облаке на мокром ветру, который совсем не сушил одежду, мы устали, но все равно лезли по куруму вниз радостные до чертиков, потому что в походе теперь было нечто, после чего поход обрел какую-то завершенность, после этого восхождения можно было действительно ехать домой и чувствовать, что поход все равно удался.

Выйдя на плато к той палатке мы рассказали о том, что творится наверху людям, они нам сказали, что нашли родник совсем рядом и позвали погреться у костра, но мы торопились вниз.

И в сумерках довольные спустились обратно в лагерь.

День завершился вкусным ужином и согреванием холодных мокрых спальников.

День4.

Спали долго и упорно. А чего вылезать, если снаружи все равно барабанит по полиэтилену дождь и мокрый воздух просачивается сквозь окошко… А здесь греют теплые, пусть и мокрые спальники.

Когда мы наконец вылезли к завтраку, стало окончательно понятно, что сегодня для нас этот поход закончится. После завтрака, который завтраком можно было назвать с большой натяжкой, все стояли вокруг костра и сушили вещи… Пока сушились, мимо прошла та самая вчерашняя группа из Челябы, они возвращались домой, так и не побывав на Иремеле, но им было, что вспоминать - у них на плечами была неделя отличной погоды и восхождение на самую высокую гору башкирии - Ямантау.

Я уговаривал всех уехать сегодня, но никто не захотел.

Окончание.

Поэтому после обеда, часа в три дня мы с Наталькой сложились и, попрощавшись, пошли вдвоем вниз. Погода менялась каждые полчаса - то вдруг небо полностью расчистится, и тогда в голову лезут мысли типа "Неужели расчищается? Вот блин! Ну ладно, пусть хотя бы оставшимся будет хорошая погода!", а через пол часа начинает идти дождь, и в голову лезут другие мысли: "Вот так им и надо! Не послушались меня, вот и мокните теперь!"… А потом погода опять поворачивала на 180, а потом снова ухудшалась… Но было очевидно, что испортилась она всерьез и надолго.

Мы долго шли по тропе вниз, справа от нас весело бежала вниз все более и более полноводная и по этому поводу более шумная Карагайка. Здесь я еще не ходил. В прошлом году я спускался и поднимался по другой тропе, которая шла параллельно этой в километре в сторону Жеребчика. Наконец мы дошли до места, где ручей и тропу, по которой мы шли пересекала тропа, идущая в перпендикулярном направлении. Мы свернули на нее. Она шла даже чуть-чуть вверх, но скоро вышла на небольшую полянку, с которой уже начиналась мощная дорога до самого Тюлюка. По ней мы шли быстро.

Километрах в пяти от Тюлюка дорога проходит по небольшой полянке, с которой обычно очень хорошо видно и Иремель и Жеребчик. На ней мы отдыхали и фотографировались. Солнце иногда выглядывало из-за туч, которые сейчас казались такими высокими, но было хорошо видно, что даже вершина Скалы Дураков уже в облаках, а что уж говорить о Б.Иремеле!

Пока мы шли вниз, погода успела еще несколько раз испортиться и улучшиться, окатить нас дождиком и порадовать лучами солнца… Вот наконец и мост через Карагайку, вот и челябинцы, которые здесь стоят и ждут автобуса, но мы там не остановились, а поспешили в Тюлюк.

Дождя до автобуса больше не было, и мы смогли вволю налюбоваться на хр.Зигальгу, которая огромной стеной стояла на горизонте. Удивительно, но ее вершина все еще была не в облаках!

В Тюлюке автобуса пришлось подождать, и мы успели вдоволь наговориться с подошедшими челябинцами, и все вместе весело поехали в Юрюзань. Когда автобус отъехал, снова пошел дождь, и окрестные горы полностью спрятались на облаками, расплылись в струях дождя на оконных стеклах, а потом и скрылись вовсе за запотевшими стеклами. Недружелюбный на этот раз Иремель оставался где-то далеко позади.

В Юрюзани пришлось долго торчать около закрытой автостанции и мерзнуть на мокром ветру под хлипким навесом, наблюдая, как проезжающие машины на время вырывают из темноты потоки дождя…

Наконец и автобус до Вязовой. Теперь осталось только доехать на нем до станции Вязовая, потом на электричке до Кропачево, потом на поезде в тамбуре до Аши, а потом, уже утром, на утренней электричке домой, к горячему чаю и домашнему уюту.

В Уфе было ясное небо, но я знал, чувствовал, и видел, стоило только закрыть глаза, как тучи цепляются за вершины Иремеля, проливаются дождем на окрестные леса, как дует с Жеребчика мокрый сильный ветер, и как пляшут на ураганном ветру веревочки, привязанные к палке на вершине Б.Иремеля. И шумит внизу неугомонная Карагайка.

ЗЫ.

А что же крыс? А ему в этом походе было лучше всех, хотя, он, наверное совсем так не думал, раскорячившись всеми четырьмя лапами за стенки своей клетки, когда Наталька под конец похода совсем забыла о нем думать и, уставшая, скидывала рюкзак на землю как попало, бывало, что и клеткой вниз… А в остальном, ему было, в отличие от нас, сухо, тихо и сыто, так что об него всегда можно было погреть озябшие руки.