Траверс хребта Нары

Аватар пользователя Макеев Григорий

Маршрут: Инзер, хр.Нары, Катав Ивановск.

Время: август 2000

Участники: , , , Шуранов Артур.

- Народ, вы чувствуете, да, что мы по дороге идем?

- Ну и что, Андрюх?

- Ну, вообще-то для людей тротуары проложены специально!

Конец похода в Катав-Ивановске - никому даже и в голову не пришло, что нужно идти по тротуару…

Дата: 18.07.2000 "Хребет Мечты"

Собрался Андрюха как-то на Саяны, но вот к сожалению по внешним причинам этот поход обломался, а что у нас на Урале может заменить Саяны?

Конечно, Нары!

И вот, собрались однажды вместе Дрончик, Катя, Гриша, да Артур, и подумали: "А почему мы все время или переваливаем хребет Нары, или в лучшем случае проходим их часть? А почему бы нам не пройти весь хребет Нары по самой его вершине?"

Конкретно такая мысль пришла в голову Дрончику, продукты рассчитывали они с Катей, так что мне не пришлось ничего соображать, - я просто взял то, что мне сказали, и, сделав контрольный звонок Андрею в 6.30(lt), позавтракал, зашел за ним, мы поехали на вокзал и все вместе с еще кучей турья залезли в электричку Уфа-Инзер, которая должна была выйти с вокзала в 7.54(lt)…

Ехали весело, несмотря на будний день в электричке было дофига турья, пели песни на заныканой гитаре, смотрели на горы в окне, зашивались и просто спали…

Надо сказать, что в Уфе еще у нас были сомнения на счет погоды, вокруг ходили тучи - грозовые и дождевые, но Инзер встретил нас ясным небом, хорошим настроением и вообще замечательной погодой…

Прямо у вокзала уже стоял автобус Инзер-Белорецк, который, оказывается, был специально подгадан к этой электричке, мы договорились за 25р с человека с водителем, чтобы он высадил нас там, где мы попросим - если бы он не согласился, нам бы пришлось идти пешком - а это значит пешком проходить через Реветь, а там на посту нас бы наверняка тормознули как личностей, направляющихся в сторону заповедника.

В автобусе у нас все интересовались, куда мы идем - ведь тут везде Южно-Уральский заповедник; мы в целях конспирации всем говорили, что мы идем на Малый Ямантау - но все равно, фразы типа: "На Ямантау? - а кто вас туда пустит?" в автобусе звучали в наш адрес не раз…

Проехав всего полчаса мы вылезли в том месте, где дорога проходит мимо Нар, и от нее дорога отходит в сторону, как раз нужную там…

Конечно, легенда была шита белыми нитками - собираются на М.Ямантау, а полчаса едут вокруг нее, и наконец вылазят у дороги, идущей на Нары!

Подождав, пока автобус отъедет, мы резко рванули в сторону Нар, то есть в сторону, противоположную М.Ямантау и быстро, но осторожно, прислушиваясь и принюхиваясь пошли по дороге мимо щита, который обещал громадные штрафы - и углубились в лес.

Заповедник заповедником, все-таки мы были еще очень близко от дороги, но вот сразу чувствовалось, что это - дикий лес… Птицы только так из-под ног вылетали! И красота была такая - что вроде и нет ничего такого, бурно, ярко выпирающего, но сразу становится легко, спокойно и радостно на душе… Люблю такую неброскую красоту…

Сначала мы шли по мощной дороге, потом свернули налево и вверх и долго шли по сенокосным лугам по приятной, но местами грязной грунтовке, а в конце концов свернули на тропинку, которая сначала по скошенным лугам, а потом и вовсе по высокой некошеной тропе вела нас к хребтам…

На Нары мы поднимались в очень крутом месте, крутом в смысле - склон был очень мощным, и поэтому лезли вверх медленно и тяжело.

Но тяжелее всего было лезть даже не из-за склона, а из-за жары - солнце в ясном небе стояло высоко - мы лезли просто обливаясь потом, но все-таки залезли на вершину…

Я влюбился в Нары… Это на самом деле - самый замечательный, крутейший, мощнейший и красивейший хребет среди всего, что я видел на Южном Урале…

Вершина хребта узкая, и на ней, среди огромных каменных останцев прячутся небольшие "полянки" с травой и деревьями, защищенные от ветра и закрытые со всех сторон скалами…

Одна сторона хребта - южная - резко обрывается вниз, к долине Малого Инзера, городу Солнечному, видному как на ладони; с другой стороны перед спуском к долине Тюльменя есть полоса более или менее ровного леса, частично курумного, а частично с мягкой мховой почвой - и все это рядом с вершиной…

Мы залезли на эту вершину в самом начале Нар, и среди курумников около теневой стороны, под отрицательно наклоненной скалой нашли воду! Воду на самой вершине Нар! Вода конечно же была дождевая, она потихонечку стекала по скале, кое-где можно было видеть редкие падающие капли - и в конце концов скапливалась в расщелине у подножия скалы, где ее было достаточно удобно брать…

Там мы и решили заночевать и не идти никуда дальше. Поставили палатку, и пошли без рюкзаков дальше по хребту, залезая на все попадающиеся скальники и любуясь оттуда на окрестности - на г.Ямантау, самую высокую вершину Башкирии и город Солнечный, г. Малый Ямантау и хребет Нары, уходящий туда, на северо-восток…

Под скальниками было дофига черники, солнце светило вовсю, ветер легко катил волны прогретого воздуха - и мы долго лежали на большом камне на одном из останцев, наслаждаясь этим замечательным отдыхом. Чуть ниже нас на фоне леса кружило несколько каких-то хищных птиц, они ловили потоки восходящего воздуха и резко взмывали вверх…

Наконец, за полтора часа до захода солнца мы чуть спустились с курумников и пошли по лесистой части вершины обратно в лагерь…

Там сварили еду, проморгали закат солнца - то есть я рассчитал, когда оно должно было опуститься за горы, и мы минут за двадцать полезли на скальники, чтобы понаблюдать такое шикарное зрелище, но нам с Артуром достался только краешек солнца, быстро исчезающего за тучами, а Андрюхе с Катей не досталось ничего, кроме шикарных облаков, подсвеченных снизу солнцем…

Спустившись к лагерю доварили рожки с рыбой, напились чаю и легли спать…

Дата: 2.08.2000

Проснулись мы часов в 9. То есть, будильник у Андрюхи запикал как ему и положено было - в 8.00, но Катя не просыпаясь сказала Андрюхе, чтобы он его выключил, Андрей также не просыпаясь нажал пару кнопок - и все благополучно продолжили смотреть свои сладкие сны…

В 9.00 все все-таки встали, и лениво, и не спеша стали собираться и варить геркулес с сухим молоком. Всем было лень торопиться, и поэтому вышли только в 11…

Сначала мы по лесу с северной стороны, так как на все эти скальники мы позалезали еще в предыдущий день, потом, посчитав, что мы уже подлезли под красивую остренькую вершинку, которую видели раньше, но до которой не дошли, - полезли вверх, но выскочили чуть раньше…

Таким образом, не торопясь, залезая на все красивые скальники и подолгу сидя там, наверху, мы и шли часов до трех дня. Наконец около трех часов дня, сидя на одном скальнике, Катя сказала, посмотрев с надеждой вниз, к его подножию: "А может, там вода есть?". Дрончик вызвался проверить, потому что на такой жаре запасы воды таяли с ужасающей скоростью… Все остальные остались сидеть наверху, но только до Андрюхиного восхищенного вопля золотоискателя из Долины Смерти: "Тут вода!". Я поверил сразу, а вот Катя с Артутом не могли поверить такому счастью и подозревали Дрона в грязном интриганстве - но там действительно была вода. Там мы и сварили обед…

Обычно - кучу предыдущих походов, по крайней мере - готовили или мы с Андрюхой, или я сам варил - в любом случае, это была откровеннейшая лабуда, главной целью которой было набить желудок питательной пищей…

А в этом походе еду готовила Катя - причем совершенно добровольно! - и это сразу чувствовалось - качество еды было принципиально иным - мне бы вот вправду, было бы лень так готовить…

А потом мы шли дальше - и это было здорово! Обычно в походе как - идешь-идешь долго по лесу, вылез на хребет, посмотрел по сторонам - и опять спустился в лес, где ни фига не видно. А тут идешь - постоянно вид с высоты на окрестные леса, горы и хребты, а с другой стороны - причудливые скальные образования, над которыми потрудились солнце, воздух и вода…

Наконец мы дошли до первого глобального распадка-перевала. Посидев малость на крайнем скальнике мы взяли азимут туда, где примерно ожидался ручей, и пошли вниз, мимо продолжения хребта через лес…

Идти было фигово… Совсем. Лес был совершенно заросший высокой травой, в которой на ноги постоянно попадались бревна и камни, трава в рост человека мешала продвигаться, а мы уже были уставшие - в итоге мы не дошли до того ручья, где собирались остановиться, а поймав первый же ручеек обнаружили, что времени уже половина десятого, ноги подкашиваются - и около этого ручейка и остановились на ночлег. Сварили гречку с рыбой, выпили чай со смородиновыми листьями, все, кто хотел, искупались в ручье - и закончили этот замечательный день…

Дата: 3.08.2000

В этот раз мы проснулись в 8.10. Пока Андрей жег костер, а Катя варила геркулес, я пошел чуть вниз по течению ручья, и, найдя место, где можно было зачерпывать воду крышкой от котелка устроил себе и одежде помывку… Да, все-таки утренний душ из крышки из-под котелка среди дремучего зеленого леса - это офигительное ощущение!

Собравшись, мы пошли дальше по тому же фиговому лесу… Двигались медленно, мы с Дрончиком по очереди шли впереди, прокладывая дорогу сквозь заросли высокой густой травы. Можно было сразу взять азимут на гору 1327м., но мы решили побыстрее вылезти наверх, на хребет, и по нему уже идти на самую высокую точку Нар.

С каким же удовольствием мы вылезли из этого леса на склон хребта, где пусть даже и было жарко - погода была такая же жаркая и солнечная, как и в предыдущие два дня, но немного отдельных маленьких облачков висели уже в вышине, и Андрюха с уверенностью тертого жизнью метеоролога заявил, что на следующий день будет дождь.

Залезли мы на хребет, по пути наелись до отвала черники… На вершине останца дул очень сильный ветер, раньше такого не было, а вот теперь аккуратно стоя там, на вершине, можно было всей кожей почувствовать спрятанную в ветре силу солнца… Долго лежали на вершине, - так уж приятно было понимать, что мы вылезли из этого глупого леса… я даже успел покемарить на большом камне останца… Мощный Андрюховский вопль "Подъем!!!" возвестил о том, что пора лезть на самую высокую вершину Нар… Так что мы перевалили через небольшой распадок и залезли на 1327…

Самое сердце Нар - красивейшее место, где на высоком плато на приличном расстоянии друг от друга были раскиданы каменные останцы и группы скал - одна из них, самая большая и давала высоту 1327м. Пройдя по этому плато - а так приятно было идти то по мху, то по густому слою низкого можжевельника, который не проваливался, а мягко пружинил под ногами - мы пришли к большой группе каменных останцев, некоторые из которых образовывали причудливые ворота, а один очень узких и высокий камень пальцем красиво упирался в небо…

Там на плато я наконец понял разницу между черникой и голубикой - последняя встречалась только в виде кустов без ягод, почему-то в этом году уродилась только черника. До этого я встречал то чернику, то голубику, и мне казалось, что они слишком похожи, а вот там на плато росло и то и то, и Катя показала нам разницу…

Полазив там еще немного - нам торопиться было не куда, поэтому мы и залазили на все мало-мальски красивые скальники, мы взяли азимут на видневшуюся вдали поляну и почти по вершине хребта пошли вниз на плато, которое чуть дальше уходило вниз, плавно превращаясь в широкий распадок…

Там, где плато начинало понижаться, мы нашли нарисованный на карте ручей и около него разбили лагерь…

Катя нас побаловала хитрой пародией на плов - правда, на плов это было похоже только из-за риса, но елось все просто замечательно, а вот Дроник в очередной раз отказался выделить на чай больше одной ложки сахару, хотя я его убеждал, что не хочу половину сахара везти домой…

Уже в темноте, почти засыпая в палатке, мы стали замечать всполохи на небе со всех сторон света - по-видимому, к нам приближалась гроза… Пришлось вылезти из теплого спальника и с жучкой ходить вокруг, собирая разбросанные или развешенные сушиться вещи - а потом накрывать палатку полиэтиленом. Спать хотелось страшно, поэтому мы вдвоем с Артуром - а Андрюхи с Катей уже не было слышно давно - свалили куда-то смотреть на звезды - накрыли ее тяп-ляп… Комарики, почти отсутствовавшие ранее теперь немного мешались, но их слава богу, было еще не так много…

Ночью начался дождь. И хоть он шел недолго, и начинался и заканчивался несколько раз, стало очевидно, что погода изменилась. С такими мыслями мы и заснули…

Дата: 4.08.2000

И утром тоже я сквозь сон слышал равномерное стучание капель по палатке… Интересное такое - будто складывающееся из двух мелодий: мелкие частые капли дождя, падающего с неба, и более редкие, но более крупные и тяжелые капли, срывающиеся с деревьев…

Впрочем, когда мы проснулись, дождя уже не было, а ветер гнал по небу сплошную пелену туч с редкими клочьями синего неба.

Я уже привычно до завтрака отвалил подальше от лагеря и устроил себе утреннее обливание ручьевой водой…

Как всегда, на завтрак сварили геркулесовую кашу с сухим молоком и изюмом, но в этот раз завтрак чуть было не пропал - Катя что-то там сотворила и - о ужас! - опрокинула половину котла на траву. Только героическими усилиями меня, большую часть этого пролившегося удалось соскрести с травы обратно в котел, так что позавтракали мы как обычно - сытно, но не переедая, как того требовало пузо, привыкшее к городскому питанию до отвала…

Собравшись мы пошли через поляну обратно на хребет, и опять, как и в предыдущие дни просто шли по верху хребта, рассчитывая время так, чтобы к концу дня подлезть под г.Копешку, которая находится уже почти в конце Нар - и тогда, быть может, у нас осталось бы время, чтобы залезть и на Б.Шелом.

Но погода, так радовавшая нас три предыдущих дня, внесла свои суровые коррективы в наши радужные планы - пошел дождь, и нам сверху сразу стало понятно, что это изменение погоды - не просто кратковременный каприз, а дождик зарядил всерьез и надолго…

После недолгого производственного совещания было решено в виду опасности лазания по мокрым курумникам не пытаться дойти до самого конца хр.Нары, а сразу уходить вниз, на дорогу из д.Тюльмень в Катав-Ивановск. Поэтому мы взяли азимут прямо на север и пошли по ужасному лесу, где в высокой траве прятались камни, бревна и коряги, постоянно втыкающиеся в ноги нам с Дрончиком, поочередно идущим впереди…

Сварили обед около каменной речки, под которой шумел настоящий ручей, до которого однако было не добраться, и воду приходилось брать чуть выше по течению…

Спустившись вниз, в пойму, мы перешли через ручей, который ошибочно (все ошибки выяснились только на следующий день) приняли за р.Тюльмень, прошли еще с километр, вышли на дорогу, и, посчитав, что это и есть нужная нам дорога, прошли немного по ней, и отошли от нее еще дальше на километр - в итоге заночевали около настоящего (как выяснилось опять-таки потом) Тюльменя…

Последние несколько часов мы шли под почти непрекращающимся дождем, и я, идущий впереди в высокой - выше, чем по пояс - траве вообще вымок с ног до головы… Другим, впрочем, было не легче…

Палатку тоже пришлось ставить под дождем, а это долгое продирание сквозь хреновый (хоть и красивый) лес так нас вымотало, что решили поесть сухпаем, ничего не готовя и вообще не разводя костер - а потом залечь спать…

Дата: 5.08.2000

Когда все проснулись, дождя уже не было, поэтому поржав в палатке над всякими глупостями и нащекотавшись всласть все, кроме Артура, пошли на речку - купаться. Холодно было - просто зверски, но зато хоть мокрую одежду потом было не обидно одевать…

Развели костер, причем пришлось помучаться и потратить оргстекло, пока я не нашел чуть в стороне нормальные дрова…

Сварили пшенную кашу, причем нам предстояло пройти очень много, поэтому сварили каши столько, чтобы можно было остатки взять с собой и не варить обед, тем более, что проснулись мы достаточно поздно… Наконец-то напились сладкого чаю - весь поход Андрюха боялся, что сахара нам не хватит, и поэтому доставались нам только экономные порции…

На костре удалось немного подсушиться, и вскоре мы уже шли обратно на дорогу, причем мы с Андрюхой шли последними, чтобы дать возможность остальным потом говорить, что они все-таки ходили в поход, а не прогуливались налегке…

Ну а выйдя на дорогу мы настроились на долгий переход и пошли в Катав-Ивановск.

Долгие переходы по дорогам - они, в сущности, всегда очень похожи друг на друга. Примерно после тридцатника большая часть внимания тратится уже не на окружающую природу, а на то, как бы наступать поаккуратнее, чтобы было менее больно… Мне запомнился красивый лес вокруг, наши глюки и попытки сориентироваться, горы, иногда проявляющиеся на горизонте, пока мы шли по склону вниз, долгий путь под дождем, который совсем не мешал, хоть и облил нас всех с ног до головы, Б.Шелом, с вершиной, утопающей в тучах, Сухие горы, залитые дождем, мотоциклисты, обгоняющие нас по дороге, красивая радуга возле поселка Нильского, да ягоды вдоль дороги…

А потом, когда нам уже оставалось километров 7-8 до автовокзала в Катав-Ивановске и мы уже стали думать, что пройдем полтинник, мы поймали таки попутку - мужик на легковой машине согласился нас подбросить до города… Всю дорогу я изображал искренний интерес и болтал без остановки, пытаясь отвлечься от тяжелых мыслей на тему, что же осталось от моих ног там, в глубине сапогов…

К тому моменту, когда мы сели в машину, мы уже прошли километров 40-45, и ноги были уже просто никакие - поэтому на вокзале в Вязовой, куда мы доехали на маршрутке из Катав-Ивановска и везде далее мы походкой сильно напоминали медведей…

А перед этим, еще в Катав-Ивановске мы забабашили себе вкуснятину из растолченых сухарей со сгущенкой, которую съели сидя на абсолютно темном вокзале и считая падающие метеориты…

А в Вязовой нам оставалось только спать несколько часов до первой электрички в сторону Кропачево, чтобы потом первой же утренней электричкой уехать из Кропачево обратно в Уфу.

Домой.

А потом мы медленно шли с трамвая домой, завершая этот замечательный поход, чтобы прийти домой, напиться чаю, кинуть в угол рюкзак, и хотя бы на несколько дней сохранить, продержать внутри нечто необъяснимое, понятное каждому, кто лез рядом с тобой по хребту, нечто такое, чего в городе нигде не найдешь…

"Но есть такое там - и этим путь хорош,
Чего в других местах - не купишь, не найдешь"