Поход в Игнатьевскую пещеру

Аватар пользователя Макеев Григорий

Маршрут: г.Сим, Игнатьевская пещера, г.Сим.

Время: 5-7 ноября 2000г.

Участники: ,

Рецепт фирменного плова:

Этот плов вошел в наше употребляние с легкой Катиной руки, и сразу же завоевал популярность широких масс… Готовится он таким образом:

Ставится на костер котел воды, пока он кипятится, кто-нибудь сидит и мелко нарезает лук и морковь. Нарезанные таким образом, они складываются в другой котел, заливаются маслом и жарятся на медленном огне до состояния 50% completed. К этому моменту должна уже закипеть вода. Тогда в большой кружке в воде разводится кубик, лук с морковкой заваливаются рисом, и аккуратно заливаются водой. Воду лить аккуратно, по краям котла, чтобы она была на один сантиметр выше риса. Котел прикрывается крышкой, и оставляется на медленном огне. Иногда туда стоит заглядывать, и если видите, что вода ушла, аккуратно доливайте до того же состояния (1см над уровнем риса). Иногда плов стоит пробовать, и когда рис сварится и вода в очередной раз уйдет, плов готов. Перемешать и подавать к столу. При желании в него можно вбухать банку рыбы, но это совсем не обязательно.

(С) Катя. Скопировано правильно.

Копировали: Безруков Андрей и Макеев Гриша.

Ноябрьские праздники… Как там их встречали раньше? Плакаты, демонстрации, митинги, флаги… Цатая годовщина чего-то там… Другое время - другие люди - другие традиции… Мы вот ходим в лес мерзнуть.

Год назад на 7 ноября вся большая Мечта вышла погулять в Миньяр… Залезли там на скалы, покидались снегом, побегали в догонялки и пошли через лес. Большая часть свалилась в распадок и ушла на электричку домой, а костяк той самой прошлогодней команды дошел до ручья Малоюз и там в замечательном месте на берегу между соснами поставил палатку и пел вечером песни, передавая гитару, чтобы отогревать замерзающие руки…

В этом году хотелось чего-то более серьезного, по крайней мере уж точно не хотелось халявничать таким образом.

Поэтому первоначально хотели аккуратненько прогулять два дня учебы, чтобы целых на 4 дня пойти походить по Таганаю… Правда, народу никак не набиралось больше двух, а потом я убедил Андрюху, что не стоит идти туда сейчас, так как совсем не ясно, что там творится с погодой. Снег там наверняка уже лежал, поэтому пришлось бы брать лыжи, а начнись непогода - мы бы там могли застрять, да и не увидели бы ничего…

Поэтому мы как примерные студенты решили не прогуливать, а отложить Таганай на зиму, и на два дня сбегать в Игнатьевскую пещеру…

Народ все равно с нами так и не собрался, а решил пойти на день поматрасничать с Тимофеем куда-нибудь поближе…

Как хорошо все-таки, что мы уже ни от кого не зависим! Еще года два назад, даже год назад, нам бы пришлось идти с Тимофеем, или не идти совсем, а так мы сами себе хозяева, и идем туда, куда зовет душа.

И вообще замечаю, что мы все больше и больше отпочковываемся от основного состава Мечты именно в плане походов. И потому что Тимофей пачками водит чайников, и поэтому далеко с ними не пойдешь, и потому что наше ощущение классного в походах все больше различается - мы бы сидели больше там, где они бы и не задержались, и наоборот… Так или иначе, за это лето и я и Андрюха так ни разу и не сходили в поход вместе с Тимофеем и его командой… Наверное, мы взрослеем. А Тимофей ощущается больше руководителем-рукамиводителем, чем участником группы.

Ну так вот, пока Тимофей и его гарем вечером 5 ноября собирались погулять, перезванивались, выясняя, кто же сколько бутылок газировки возьмет, мы с Андрюхой уже ехали в вечерней электричке навстречу горному воздуху.

В любимом вагоне ехало не очень много туриков, и большинство вылезло на 38 и 53км., поэтому до Симской мы доезжали уже в полном одиночестве… Там мы забежали в автобус и через полчаса уже с конечной остановки в городе Сим перешли через одноименную речку и полезли в гору по протоптанной тропе…

Когда-то, когда я учился в 8 классе, мы с классом ходили этим самым маршрутом, и от того похода у меня остались крутейшие воспоминания, восторг вперемешку с офигенной усталостью… А последний раз в эту гору я лез еще прошлогодней весной, и тоже на этом первом мощном подъеме было очень тяжело…

Сейчас же мы в него забежали не останавливаясь, и, понятно дело, ничуть не устали… За спиной внизу оставался Сим, расцвеченный сотнями фонарей, огней, а впереди был еловый лес, и запах города уже перебивался озоново-свежим запахом хвои… И темнота, в которую мы шли весело и радуясь лесу…

Прошли мимо пионерлагеря, перешли через первый ручей, и решили, что пора уже становиться на ночлег, поэтому отошли чуть в лес, и в полной темноте (а луна только иногда появлялась среди облаков) нашли там маленькую полянку… Ужинать не стали, и поставив палатку, залезли в нее спать… И засыпая слушали тишину, - ветра совсем не было - и только далеко-далеко внизу шумели машины на трассе М5, напоминая о цивилизации.

Ночью было достаточно прохладно, поэтому мы малость подмерзли - а вечером еще ничего не напоминало о похолодании… Утром в восемь часов запикали Дрониковские часы…

- Гриш…
- Ну…
- Ты это слышал?
- И что ты об этом думаешь?
- Наверное, надо вставать…

Ну надо - так надо… Мы весело вылезли из палатки, сложились и не завтракая пошли выходить на дорогу, с которой мы вчера ушли в лес.

Лес был истоптан дорогами, словно городской парк, поэтому пройдя немного по одной дороге мы поняли, что она свалится вниз к Куряку или с Симу, поэтому свернули с нее и пошли вверх по лесу в направлении, нужном нам… Облачность была переменной, но поздне-осенний лес все равно выглядел потрясающе… Никакая трава не мешалась под ногами, а отсутствие листьев на деревьях позволяло видеть далеко-далеко…

Вышли на большую просеку, переоделись, там я увидел посадки и вспомнил, где мы шли пять с половиной лет назад, и мы пошли по той же самой тропе, которая перейдя через ручей постепенно стала спускаться по распадку рядом с третьим ручьем к Симу… За несколько сотен метров до Сима тропа срезала небольшой пригорок, пошла по поляне, и дальше стала резко забираться вверх в гору… Оказалось, что мы пропустили место, где туристская тропа ответвляется от дороги, но скоро услышали внизу голоса и запах дыма, а потом я увидел идущих людей. Мы спустились вниз и попали как раз на эту тропу, правда, люди уже ушли… Пройдя немного по тропе мы залезли на еще один пригорок, и на нем нашли стояночку, где решили позавтракать. Пока Андрюха ходил вниз за водой я сбегал за дровами, мы развели костер и сварили себе геркулес с курагой. Пока мы его варили, по тропе прошли еще мужик и два парня с двустволками… Я поинтересовался, на кого они охотились, а они поинтересовались, сколько нас, и не видели ли мы народ… Оказалось, что мужик (местный охотник, видимо) оставил в одном приметном месте рюкзак, а когда вернулся, то его уже не было… Они торопясь пошли дальше по тропе, видимо надеялись догнать тех, кто этот рюкзак стырил… Ну кто же оставляет рюкзак в устье ручья! Нужно спрятать - так отойди подальше в лес, спрячь там и запомни место! Все-таки неприятно встречать посередине леса троих суровых мужиков с двустволкой, когда у нас только один тамагавк, да и до того добежать не успеешь!…

Они ушли, а мы доели свою лабуду, которая слава богу, что была с сахаром и курагой, допили чай, и пошли по тропе дальше…

Перешли через ручей Сатлык недалеко от его устья, и пройдя немного по поляне, полезли по тропе вверх по мощному затяжному подъему… Пять лет назад мы лезли в аналогичную гору в нескольких километрах отсюда, и там это дело называлось "Сопун-гора"… Тут было что-то очень-очень похожее, но после влезания на Нары нам было море по колено, Сим по пояс и все горы по фигу… Наверху был выложен на земле ветками указатель, куда идти, поэтому скоро мы вышли опять на мощную дорогу, которая по-видимому шла в Серпиевку… На одной из полян дорога раздвоилась, и мы свернув, по-видимому не туда очень скоро вышли к развалинам старого хутора, где территория огороженная забором сплошь поросла крапивой, но что интересно, там где полуразвалившийся забор отмечал границу поселения людей, крапива обрывалась подчистую… Там мы свернули и пошли точно по азимуту с нужную сторону, перешли через ручей, некоторое время шли по лесу, потом выскочили на еле заметную дорогу, которая скоро вывела нас обратно на дорогу, с которой мы ушли…

Очень скоро пошло ответвление в еловые посадки, и к крайнему дереву был прибит указатель с недвусмысленной надписью "Пещера->"…

Тут я уже не помнил, как мы шли, поэтому мы опасаясь, что уйдем слишком влево - а дорога шла все левее и левее - на полянке с развилками мы пошли сначала по самой правой, но подумав малость, решили все таки пойти по средней… Дорога постепенно становилась слабее и слабее, поэтому в конце концов мы просто шли по азимуту…

Наконец плато оборвалось резким спуском к шумящей внизу реке, мы увидели сквозь деревья скалы и поняли, что пришли… Потусовавшись еще наверху, - здесь тоже были прикольные скальные выходы - мы пошли вниз, и скоро вышли к реке, которая здесь поворачивала и протекала мимо большой скалы… Одно меня беспокоило - я помнил, что у нас проблем с переходом реки пять лет назад не было, потому что русло было почти без воды, и мы переходили чуть ли не посуху, а сейчас перед нами тек полноценный Сим, воды было чуть больше, чем по колено, и быстрое течение обещало сюрпризы неосторожному туристу… Да, мы перейдем, но как мы тогда переходили… Я бы сказал, что мы просто не туда вышли, не к пещере, но место было более чем просто похожее…

Андрюха достал резиновые высокие бахилы, я их напялил и аккуратно наступая не без труда перешел реку… Теперь надо было как-то передать бахилы обратно… Недолго думая я положил в правую бахилу камень, размахнулся - и кинул ее на тот берег… Бахила упала на каменную отмель у берега, и осталась там лежать…

Андрюха тем временем стал не торопясь снимать обувь… Я вложил другой камень в оставшуюся бахилу, размахнулся… - и не добросил ее до берега!… Она упала около самой отмели, и ее потащило течением! Рассердившийся я, тем не менее не мог остановиться и ржал натуральным образом, наблюдая, как этот примат судорожно сдергивает все оставшиеся носки и босиком бежит на эту отмель догонять уплывающую бахилу! Слава богу, Андрюха догнал ее, и потом чтобы не промочить штаны переходил реку в трусах и бахилах… Это было уморительнейшее зрелище! Жаль, что фотоаппарат был у него в рюкзаке… Дрон в трусах и светлых резиновых бахилах аккуратно и медленно переставляет ноги, чтобы их не сносило течением… Веселый эпизод…

Потом мы продирались по берегу вдоль течения реки через частые заросли, и увидев, что скала сходит на нет, поняли, что все-таки это не то место… Подумав малость, я пришел к выводу, что мы выскочили ниже пещеры, в том месте, где Сим уже полноводный, поэтому было решено просто пойти вверх по течению и смотреть на противоположный берег…

Так мы и сделали, только сначала залезли от воды на гору, - там хоть зарослей не было… Приятный сосновый лес, река внизу, обрывистый противоположный берег, и много-много воздуха, протекающего сквозь деревья, пропитывающегося водой, смолой и свободой этого замечательного дня…

Зайдя за поворот мы увидели сбоку опять огромную скальную стену, выше по течению реки был поворот и место абсолютно аналогичное тому, где мы форсировали реку… Ну вот мы и дошли, подумал я… Однако спустившись к берегу мы поняли, что это тоже не то место, потому что я совсем не узнавал местность, да и пещера хоть и была, и вообще вся стена скальная напротив была в дырках, но это была не та пещера, Игнатьевку я с закрытыми глазами узнаю…

Мы пошли еще выше по течению… Увидя на противоположной стороне палатку мы спросили у людей, где находится Игнатьевская пещера, и как и ожидалось, они посоветовали пойти еще выше по течению…

Наконец, зайдя за очередной поворот реки мы увидели сбоку скальную стену, в которой была пещера, и стоянку на одном с пещерой берегу… Там уже стояла толпа народу, поэтому мы решили встать напротив пещеры - там же, или близко к тому месту, где мы с классом стояли в прошлый раз…

Видно было, что около самой пещеры речки почти нет, там вообще можно перейти по накиданным камням даже не замочив ноги, а под нами текла уже полноценная река. Дело в том, что несколькими километрами выше Сим полностью уходит под землю, а недалеко от пещеры на том берегу, где стояли мы, он выходит из-под скалы… Дойти до тудова было делом десяти минут…

Красивейшее место… Скала, с осыпавшимся к подножию ее курумником, и из-под курумника вытекает мощный поток, торопясь вернуться в свое покинутое русло… От этого места уже шла протоптанная поколениями туристов тропа к полянам напротив пещеры.

Но на полянах мы останавливаться не стали - там вся поляна была сплошь изрыта кротом, поэтому мы пошли дальше… Навстречу нам попалась толпа народа, которая уходила домой, а дойдя до стоянки мы нашли там двоих парней, которые тоже уже собирались домой, и - ужасно загаженную стоянку… Прямо такое удручающее впечатление производило это место - пять лет назад такого не было… Мы посмотрели, где еще можно было остановиться, и решили все-таки встать здесь, - все равно нам с утра уходить, а уже темнело, да и в темноте не заметно, что сидим на мусорной куче…

Но - сначала мы дождались, пока свалят эти два парня, оделись, экипировались, и, спрятав в лесу рюкзаки (мы рассудили, что уже темнеет, и поэтому уже через пол часа найти наши рюкзаки можно будет только точно зная, где они лежат) полезли в пещеру…

Игнатьевская пещера начинается большим, почти прямоугольным входом, расположенным на высоте около 10 метров в скальной стене, под которой идет русло Сима. Вход постепенно сужается, и наконец через щель высотой меньше метра можно пройти в основную пещеру. Пещера очень теплая, - даже сейчас, когда на улице было не очень холодно мы сразу ощутили насколько внутри теплый воздух, - сухая и совсем не грязная - в общем, просто классная.

У входа мы достали фонарики и свечки, и пошли вперед. Вход в пещеру оказался перегорожен решеткой, но по-видимому первые же туристы, которые пришли сюда и обнаружили, что они не могут попасть в пещеру, отогнули и сломали дверь, так она тут и стояла, немым свидетельством попытки сохранить пещеру в чистоте…

Пройдя немного мы через низкий ход пролезли в основную галерею пещеры. Дрончик сообразил, что забыл флейту, хотя так хотел подудеть на ней в пещере, так что этот аттракцион пришлось отложить, а я вот достал кучу свечек, и по мере того, как мы шли по пещере, я зажигал и расставлял их по стенам… Походив немного по круговой галерее, где обычно дурят новичков, водя их вокруг одного столба и рассказывая, какая это длинная пещера, мы в одном из тупиков обнаружили ход вниз. Туда мы уже пять лет назад не лазили. Ход был узким, так что Андрюха на пузе полез туда ногами вперед, потому что не знал, сможет ли развернуться…

Наконец, услышав, что ход расширяется, я оставил и здесь у начала лаза свечку, и полез за Андрюхой. Ход действительно повышался, так что здесь можно было уже стоять, мы пошли дальше, и через метров двадцать сели в тупике в самом сердце горы.

У Андрюхи перегорела лампочка в фонарике, мы погасили все свечки, и долго сидели и слушали АБСОЛЮТНУЮ тишину и смотрели АБСОЛЮТНУЮ темноту, которую нигде более не встретишь…

Вылезая из этого лаза на основной уровень, мы забирали оставленные свечки, и наконец вылезли в освещенную рядом свечек галерею… Походив по проходам еще немного и полазив по разным дыркам, мы пошли к выходу… Где-то еще должен был быть ход на верхний уровень, но мы уже налазились…

Снаружи уже стемнело, но все равно после пещеры было все видно, хотя и непривычно было, что не режет глаза… Ну и опять мы заметили, насколько холоднее воздух снаружи…

Перешли по камешкам русло Сима, и быстро нашли спрятанные рюкзаки… Поставили палатку, я раздул костер, и пока я кипятил воду и занимался костром, Андрюха сидел в палатке, резал лук и морковь и рыдал, наверное по поводу того, что забыл в пещеру взять флейту…

Уже стемнело полностью, и Андрюхина палатка, почти просрачная, с подвешенным посередине светильником из свечки и консервной банки светилась очень по-домашнему уютно…

С нами в этом походе не было Кати, но мы все равно решили сготовить плов, тем более, что нам было интересно его готовить… И вот, к неимоверной радости, плов удался, причем так удался, как Катьке и не снилось! По крайней мере, он был и вкуснее, и частично остался на утро, а Катькины пловы обладали хитрой неприятной особенностью - они очень быстро кончались… Наелись мы до отвала этим пловом, и напившись чаю еще сидели у костра… Дроник дудел на флейте, и окрестные скалы разносили звук далеко-далеко… Наконец, мы абсолютно довольные прошедшим днем залезли в палатку и заснули…

Свои часы Андрюха накануне в пещере раскокал (я тоже где-то оцарапал морду и даже не заметил), поэтому будильника у нас теперь не было, и проснулись мы только чуть раньше 10 утра… Повылезали мы из палаток… Небо было синее-синее, ни одного облачка, а солнце пробивалось сквозь деревья, и освещало скальную стену на противоположном берегу… Завтракать мы как всегда не стали, а быстренько сложились, и с рюкзаками залезли опять вверх, ко входу в пещеру, где кинули рюкзаки и опять залезли в главную галерею. Вот теперь Андрюха наигрался на своей флейте…

Однако нам уже пора было идти обратно, поэтому мы вылезли, взяли рюкзаки и пошли по той дороге, с которой в предыдущий день так опрометчиво ушли в сторону…

Шли мы быстро, прошли опять указатель "В Пещеру", потом на одной из полян непонятно зачем свернули с дороги и опять вышли к развалинам хутора… Возвращаться опять на поляну, где мы уже два раза сворачивали не туда нам не хотелось, поэтому мы просто поймали дорогу, которая шла в нужном направлении…

В одном месте, среди красивейшего соснового леса мы сели отдыхать и завтракать… Небо все также сияло над нами сквозь ветки раскинувшейся высоко вверху кроны большой сосны, и от переизбытка чувств, замерзнув и собравшись, мы с воплями помчались по дороге…

Залезли на какой-то локальный пупырь, и оказались перед обрывом… Стояли мы там и смотрели на Сим, петляющий внизу и устье Сатлыка, потом сбежали вниз и перейдя через ручей вышли на протоптанную туристами тропу недалеко от места, где мы завтракали в предыдущий день…

Дальше мы уже шли прямо по этой тропе… Только начав подниматься по распадку третьего ручья, мы увидели оставленный горящий костер, и хотели его затушить, но он так здорово горел, и дрова были заготовлены, что мы решили отдохнуть здесь и вскипятить чай, тем более, что у нас оставалось время… Когда чай уже почти закипел, по тропе проходили две тетки с собакой, мы их позвали пить чай, в надежде, что у них окажется что-нить вроде печенек, но к сожалению оказалось, что все свои печеньки они съели еще у Игнатьевки… Блин…

А тут был вообще прикол: Дроник спрашивает:

- Вы не слышали, вчера кто-то на флейте играл?
- Слышали, это наверное у кого-то там (сказали про какую-то группу, которая по-видимому стояла недалеко от нас - мы слышали их вопли)…
- Но здорово играли…
- Да…
- Кто же это, интересно?..

Допили мы чай, и весело пошагали в Сим, по пути прикалываясь над ледяными узорами, которыми природа расцвечивала замерзшие лужи…

Вот и последний огромный спуск в долину Сима… сбежали мы вниз, перешли через мост, там на берегу Сима отскребли грязь с ботинков, и потопали на остановку ждать автобус, где уже стояла большая группа турья… Там встретили знакомых туриков, которые тоже пошли в Игнатьевку, но шли туда первый раз, не дошли и ушли не туда… Но все равно, вернулись довольные классной погодой…

Подошел автобус, оказалось, что он уже полный, и как мы ни возмущались, что народ-де дикий, не знает, что на конечной надо всем выходить, никто в этот автобус так и не влез… Неунывающая толпа решила не ждать, а топать пешком, и мы к сумеркам раздавили и эти километров девять до станции, и залезли там в электричку…

Доели там все, что у нас оставалось пригодного к съеданию в сыром виде… Сидели потом пели с народом песни, вагон уже полностью забился турьем, Андрюха дудел на флейте, я ему поигрывал на гитаре, те тетки, с которыми мы пили чай, сидели и прикалывались… Потом болтали с Ковшовым, который ехал в соседнем вагоне - так и не заметили, как пролетели два часа, и вот уже народ толпится у выхода, ожидая, когда откроются двери и закончится эта веселая поездка в лес…

Под конец Андрюха сдудел на зубной гармошке гимн (понятно какой), и весь вагон с удовольствием хором проорал трехкратное "Ура!"…