Татры. Словакия. Герлаховски Штит

Время: Апрель 2006 г

Участники:

Маршрут: Магнитогорск – Уфа – Самара – Саратов – Воронеж – Курск – Глуховский таможенный пост – Киев – Житомир - Ужгород – Кошице – Попрад – Нова-Лесна. Радиалки и экскурсии: Старый Смоковец, Братислава, Шрибске Плесо, Герлаховский Штит, Кежмарок, Врбов.

Спонсоры: ЗАО «Прокатмонтаж», страховая компания «Энергогарант», ЗАО «Прокатмонтаж», страховая компания «Энергогарант», ЗАО «Алькор», ООО ММК.

Участники: Талызов Сергей, Сидельников Александр, Бисеров Владимир, Кузменков Дмитрий, Рудь Константин, Иванова Раиса.

В начале апреля 2006г. в рамках программы магнитогорского альпклуба «Магнитка на вершинах мира», а также в целях разработки новых маршрутов активного отдыха для жителей Магнитогорска, нам удалось совершить восхождение на высшую точку Карпатского горного массива гору Герлаховски Штит (2655). Эта вершина находится в горном узле Высокие Татры в Словакии. Как известно, Карпаты – это горная страна, расположенная на территории 4-х государств – Польши, Словакии, Украины, и Румынии. Состоит из множества небольших хребтов. Самые известные из них – это Бескиды (Польша), Татры (Словакия), Восточные Карпаты (Украина – Румыния) и Южные Карпаты (Румыния). Многие ошибочно считают, что высшая точка Карпат – гора Говерла (2061), расположенная на территории Украины (это потому, что про Говерлу мы проходили в школе на уроках географии). На самом деле все высокие вершины находятся в Татрах. Среди них – Кежмарски Штит (2556), Ломницкий Штит (2633), гора Высока (2542), Лядови Штит (2627), Герлаховский Штит (2655) и ещё несколько других – превышают 2,5 тысячи метров над уровнем моря.

Идея посетить этот горный район возникла давно, но только к осени 2005г. она начала обретать реальные черты. Всю нелёгкую организационную работу по поиску спонсоров, разработке маршрута маршрута взяли на себя Талызов Сергей – известный в Магнитке спелеолог и организатор детского туризма и Сидельников Александр. К середине марта 2006г. всё окончательно разрешилось и после небольшой подготовки мы, на микроавтобусе «Газель», 1-го апреля выехали из Магнитогорска.

В пути за день проезжали около 1000 км, с 9-ти до 4 –х часов утра, получалось, что средняя скорость у нас была 80 км в час. Утром быстро готовили на горелках и снова в путь. А путь предстоял нам не близкий – из Магнитки до Попрада – 3700 км. Уфа, Самара, Саратов, Воронеж, Курск, затем граница с Украиной ( Глуховский пост). По России два дня ехали в тумане.

Пост проходили ночью. На эту процедуру ушло два часа. Наши пропустили без вопросов. Хохлы что-то долго ходили вокруг, взяли 500 рублей за беглый осмотр, успокоились. Во время прохождения фейс-контроля один из таможенников предложил обменять рубли на гривны. Одна гривна - 6 рублей. Мы: «Ты ведь все равно обманешь». Он с улыбкой: «Нам тоже не хватает».

Проехав границу, заехали в первую же попавшуюся деревушку на ночлег. Остановились возле местной плотинки. Утром, готовя завтрак, увидели местных моржей: лед только отошел от берега на метр, а они – купаться. После рассвета местное население выдвигается на работу – кто на поддержанных авто, кто на велосипедах, кто на рейсовых автобусах или пешком. Мы с Димасом, ошалевшие от двухдневного сидения в «газели», пытаемся знакомиться с проходившими девчатами.

Украина встретила нас хорошей погодой и прикольными названиями типа «ЗРУБ» (читай, как хочешь, можно и так: три рубля). Возле Киева, по обеим сторонам автотрассы, все деревья увешаны оранжевыми ленточками – здесь вам не тут – Оранжевая Революция!

При подъезде к Киеву ДАI-шники останавливали чаще, но денег не брали. Обменивать рубли на гривны на Украине можно практически везде. Повсюду «обменники» и банки, но в городах и придорожных кафе принимают и баксы. Когда выезжали из Киева, погода ухудшилась, и еще полдня мы проехали под дождем. В полях и на хуторах много аистов.

Подъезжаем к Ужгороду. Смотрим на карту, видим, что есть ещё один погранпост, и он находится ближе, чем Ужгород, поэтому едем на этот пост. Но мы не учли предписания на предыдущей границе – «переход границы - пост Ужгород!» Типа: «где сказал, там и ехай в соответствии транзиту предписания». Въехав в поселок, мы нахально спрашиваем у каких-то военных: «Где тут границу перейти?» На что пограничник тут же потребовал наши паспорта и провел фейсконтроль, и затем отправил на Ужгородский пост. Подъезжая к посту, видим домик, возле которого стоит много авто. Оказывается здесь можно оформить визу на въезд в Словакию и др. страны Европы. И не надо платить «Спутнику» за оформление – все можно сделать самим! Но сколько это стоит - не знаю.

Проходим украинскую половину таможни. Один из погранцов как бы специально путается в названиях горных систем, наверное, пытается выяснить настоящие мы альпинисты или нет. Но наша взяла - мы его засыпали цифрами и названиями.

Словацкая половина сперва продержала в очереди, загнав нас на проверку, Мы минут 40 просто сидели и ждали, хотя надо было самим вынести рюкзаки на таможенный досмотр. Но у словаков была пересменка и обе смены сидели и балакали на своем, и на нас не обращали внимания (правда пишут в Интернете, что они не любят работать!). Потом всё-таки один из них подошел и похлопав ладошкой по рюкзакам сказал: «Добре» - и нас отпустили. Въезжаем в «заграницу» - тут же стоит обменный пункт валюты, и что интересно – меняют всё, кроме рублей.

Катим уже по Европе. Все здесь другое, хотя с холма еще видно Украину. Домики–коттеджи маленькие и аккуратные, 1-2-х этажные, без «наворотов», как любят строить у нас. И все такое ухоженное, хотя мусора в кюветах хватает. Идёт мелкий дождик, но настроение SUPER. Ведь мы проехали последнюю границу!

Заезжаем на заправку. Цены на бензин - 1 евро 10 центов. Кому чё, а мы сразу за пивом. Небольшой магазинчик, где почти все есть: от газировки до носков, все мелочи, нужные в дороге, и кое-что для авто (косметика, прибамбасы), даже карты Словакии в нужном масштабе. Смотрим на цены, и пока не понимаем, что почем. Пиво стоит от 10 до 25 крон, что, как позже выяснилось, соответствует от 10 до 25 руб. Продавщица что-то быстро говорит по-словацки, но потом, видно поняв, что мы не бельма не понимаем по ихнему, зовет хозяина. И тот на ломаном русском меняет 1$ на 29 крон, отдает нам пиво и объясняет: «Фляжку нужно возвернуть» (потом мы это слышали постоянно), оказывается – «фляжка» - это стеклотара, стоимость которой 4 кроны. Мы, довольные, усаживаемся в «газель», что-то перекусываем, а потом несемся к «ларьку» сдать бутыли и еще взять «Козла». YES! Звоню домой в Магнитку: «Да, мы тут сидим, пиво пьем уже!»

«ЛЯдно, едим дальше» - дороги узкие – только-только расходимся со встречной. Направление - г. Кошице. Далее: Попрад - Высокие Татры. Знаки на дорогах и разметка такие же, как в «Союзе». Проезжаем развалины - замок «Славовски град».

Сверяясь с картой, едем без особых проблем. Лишь один раз попали в пробку – там растаскивали аварию, и мы чуть сами дуплетом не въехали в микроавтобус (ну, в общем, дорожные истории). Чуть-чуть блуднули в Попраде, и вот въезжаем в поселок типа «пригорода для новых русских» - Nova Lesna (но сначала проскочили поворот на Aqua City – курорт сероводородных источников). В поселке находим нашу Villa Marko (потом нашел её фото в рекламных буклетах – точь в точь как я сфоткал, только без Димаса под вывеской).

Хозяйка - приятная женщина, зовут Габриэла. Общается по-русски довольно сносно, но с прикольным акцентом. После разговора угостила гостей (нас) Сливовицей – этаким разливным самогоном с этикеткой (кроме того, он ещё и вонючий). Ну нет, мы любим пить только пиво или спирт + бальзам Агидель – уральская закалка. Итак, мы проехали по стране уже 200 км, пора пойти и в местный Potravini (магазин), а еще пообщаться с народом. Народ оказался душевным и разговорчивым. Местная пацанва, 13-17 лет, пригласила нас на дискотеку. Выяснилось, что поселок, в котором мы живем, гостевой и местных здесь практически нет.

И во время разговора мы увидели то зачем приехали – остроконечные пики Высоких Татр

(до этого из-за облаков закрывавших горы, было такое впечатление, что здесь гор нет, а только невысокие холмы на юге и что, типа, нам надо туда, но как оказалось, это были Низкие Татры, и я долго не мог понять нафига мы сюда приехали).

Итак, нас поселили на верхний этаж - в мансарду - окна в стенах и крыше, маленькая кухонька и балкон с видом на Ломницкий штит.

Утром я, проснувшись в 8ч 15мин по своему времени (разница +2 ч. с Москвой и 4 с домом), обнаруживаю, что здесь в это время показывают 2 канала - МузТВ и эротику. А на улице уже светло. Побежал на фотопленер - на рассвете классный вид на Горы с остатками вчерашних облаков, да еще и олени за спиной бегают (одного успел «щелкнуть»). Опосля был завтрак - так себе: рогалик, чай, масло, стеклянный кусок колбасы, сыр.

Сегодня - первый выезд в пос. Старый Смоковец.

Надо посетить Horska Slusba (спасотряд). Проводник, он же спасатель, объяснил нам, что, типа, в горы, тем более зимой, без проводника нельзя, и стоит это на Ломницкий Штит 4 тысячи крон на 3-х человек, Герлах – 6 тысяч на двух. Хотя здесь и маленькие горы, но все по-настоящему, только горняшки нет. Да и в Союзе он то же был – на Кавказе и где-то в Средней Азии. Короче, типа, крутой чувак. Но и мы же «рашен крейзи». В общем, не сошлись во мнении. Опосля поехали кататься на лыжах на Ломницкий Штит. Но сегодня оказалась «нелётная погода» (ветер) и подъёмник до вершины не работает, ну и ладно – поехали кататься в Штребске Плесо.

Очень интересное ущелье, но сейчас оно всё в тумане. Спуск на лыжах стоит за два часа до закрытия 100 крон, очень похоже на Абзаково. Народу вообще мало – межсезонье. Еще нам сообщили: непогода будет 2 дня. Решено: завтра едем в Братиславу.

Вечером после катания звоним Габриэле, она посылает SMS с расписанием туда и обратно из Попрада в Братиславу. Утром выезжаем из Нова Лесна в Попрад на «газели», там оставляем машину на бесплатной стоянке возле вокзала. И на электричке 3,5 часа до Братиславы. Билет стоит 445 крон. Вагон с сидячими местами как в авто, по вагонам ходит стюардесса с напитками. Дорога идет вдоль Западных Карпат, видим еще один замок на скале.

Братислава – большой мегаполис - затягивает прямо с вокзала.

Мы решили сначала осмотреть старый город - здесь как бы есть на что поглядеть. Домики с верандами 1-2-3-х этажные, узкие улочки, на холме - шпиль советским воинам-освободителям 1944 г. с русскими фамилиями. Даже русского встретили, он говорил по мобиле, так громко, что было слышно за километр. Вид отсюда, со старого города, на Братиславу очень неплохой.

Самая главная достопримечательность – замок - сейчас там музей, вход 45 крон. Недаром его фото почти на всех брелках, вымпелах и открытках. Там же 2 магазина с сувенирами.

Еще у нас был вопрос: меняют ли рубли в банках? Оказалось нет, почти все валюты меняют, рубли – шиш. И, конечно, мы опоздали на электричку. Она была последней. Узнали, что есть автобусы. Проехали бесплатно на троллейбусе к автовокзалу. Билеты на автобус до Попрада продаёт непосредственно водитель, стоимость 430 крон.

По дороге время зря не тратили. Кто-то общался с девчонками на соседнем кресле, кто-то успел засунуть рекламный диск к соседу в ноутбук, и еще при этом договориться и обменяться визитками. На остановках пили пиво Saris, Laty Basant, Козел…

Утром, стали привыкать к местному времени, в 6-00 (завтрак в 8-00), узнали погоду в горной службе – вроде бы налаживается.

На этот раз в спасотряде дежурил нормальный мужик, он немного объяснил, как и куда подъехать на начало тропы в Великую Долину. Хорошую погоду обещали на два дня, и мы, не раздумывая, назавтра определили главную цель нашей экспедиции – Герлах. Ну а сейчас едем кататься на Ломницкий Штит. Красивая горка, подъемник похож на наш, на Банном, хотя у нас и поновее, но здесь гора «круче». Кто хочет, может подняться на канатке за 450 крон на самый верх (высота 2636 метров), там есть кафе, но трасса для катания с высоты 2300м. Спустились на лыжах с 2300 м до 980, на трассе уже есть проплешины земли. Весна! Вечером готовимся к восхождению.

Заранее расспрашиваем об условиях ночевки в Hate (так здесь называют горные приюты). На маршруте на Герлах – это Sileska Hata. Спрашиваем тепло ли там, нужны ли горелки, спальники и пенки. Хоть и в буклетах все расписано, и если сможешь прочитать по-словацки (это почти по-русски или, по крайней мере, по-украински, но только латиницей), то понять не сложно. Мы же не думали, что там Hotel*** с баром и разливным пивом! Начало тропы на Герлах найти просто - сверяйся только с картой и маркировкой. В общем, оказалось, что на нормальной машине или джипе туда можно доехать. При нас спасатель на снегоходе заехал. Ну а для людей «попроще» есть красивая тропа с маркировкой, беседками и мостиками через ручьи. А там, где кончается лесная зона (порядка 1700 м), то уже и Хату видно. На «тропе» часто стоят указатели с расходом времени до любой точки или следующего указателя.

Итак, поднявшись до хаты за 2ч в темпе вальса, мы были просто ошарашены размерами этой «хаты»!.

Итак, сняв 6-местный номер (за 560 крон за ночь на одного человека) с ужином и завтраком по заказу (заказ в 6 утра перед горой), и выяснив, что недавно был сильный снегопад и тропу замело, мы, перекусив тем, что взяли с собой, ушли топтать тропу.

Подъем, по морене и затем вверх по ложбине пешком, представлял из себя жесткий фирн, который еле-еле пробивали наши «кофлачи» и горные ботинки. Местные зимой ходят на SKI-TOURах. Наша тетка оправдала мои опасения насчет своих ботинок и хождения в горах. На первых 100 м она успела соскользнуть с тропы два раза, а «ехать» вниз было очень далеко. Поднявшись выше, мы вышли на солнечный склон без ветра - ляпота! Далее ложбина выходит на курум и переходит в Герлаховский Котел, вид – SUPER! В Котле (огромном горном цирке) - замороженное озеро, которое окаймляли 2 гребня с крутыми скальными стенами, внизу видны сходы лавин.

Перекусив, сделали фото с флагами спонсоров, и двинулись дальше через гребень посмотреть на верхнюю часть маршрута. Идти дальше надо будет либо через долину (Batizovska Dolina), либо двинуть траверсом по гребню. Пошли к сбросам в долину. Оттуда, посмотрев вниз, увидели чехов и с ними инструктора, все на лыжах; хорошо видать все поселки, Попрад и вдали - Низкие Татры.

Вернувшись в хату, мы встретились с проводниками, которые после наших расспросов опять стали рубиться за бабки, а нам сказали, что мы заблудимся, ничего не найдем и вообще… Один даже заявил, что он с Ушбы на горных лыжах спускался(!).

Утро: погода начинает портиться, над Герлахом повисли легкие снежные флаги. За ночь тропа чуть подмерзла и кошки можно одевать сразу за хатой. Пройдя по краю морены вокруг котла-цирка и выйдя в долину, сделали небольшой перекус на «плесо» (озере). Отсюда, вдоль Герлаховской гряды, идём в кошках, снег стал еще жестче.

Пройдя лавинные сходы, двинулись вверх. Впереди нас на час ходу маячили чехи, они уже начали подъем по кулуару и мы, глядя на них, решили идти по следам. Это было нашей ошибкой. Как потом выяснилось - кулуар на Герлах Главный - был предыдущий, и он был гораздо извилистей и не так хорошо просматривался снизу. Вслед за чехами двинулись вверх. В одном месте всё было обледеневшее – бросили веревку и вверх жумарили до гребня. По камням, с которых видно вершину, уходим влево. Но до вершины надо пройти каменистый гребень по перилами. Иду вперед, вешаю перила, с каждой стороны сбросы по километру в Великую Долину.

Проходим последние метры и вот он Герлах, только Задний – 2630 м.

Сильный ветер сдувает. Татры затягивает дымкой, пытаюсь дозвониться до России, но и связь «сдувает». Фото с флагами, и все – уходим вниз.

После того как прошли перила, отправляем народ в кулуар. А я с Димасом останавливаюсь, и тут он говорит: «Земеля, по чуть-чуть за победу!» – и достает Кока-Колу (спирт+бальзам)! На спуске все делаем аккураточно и четко. Снег после обеда стал рыхлым, и можно запнуться и уехать со свистом вниз по кулуару метров на 100. У веселого закутка, под камнем на морене, перекусываем. Чем ниже, тем снег все рыхлее, ближе к хате превращается в снеговую кашу. Чувствуется, что народ устал, но вниз идти всё же легче. В Хате заваливаемся в буфет, по пиву и валим вниз. Тропа раскисла основательно, шаг в сторону – проваливаешься по колено. Но вот и наша «газель», кидаем рюкзаки и домой в Nova Lesna!

Далее у нас по программе замок Кежмарок и посещение сероводородных горячих источников в г. Врбов, до него ехать минут 40.

Все условия: раздевалка с душем, бассейн под открытым небом, хотя на улице +5, рядом другой бассейн, гейзерный душ (запах здесь сильнее). А после 2ч процедур идём в приятную кафешку - по пиву, а затем пошарохаться по Кежмароку.

Ну вот, у нас остался один день. С утра садимся в красный трамвайчик, двигающийся вдоль всех Татр 28 км.

И в Попрад долетаем за 9 минут, билет стоит 40 крон. Целый день бродим по старому городу - ищем подарки друзьям и любимым.

Магазины и кафе здесь через каждые 5 метров. Зашли покушать в маленький ресторан. Заказали супчик, утку, пиво. За удовольствие по 330 крон. Официанты подходят на каждый взгляд в их сторону, хотя мы и засматривались на местных «девчей». А вообще, по вечерам местные мужики сидят одни в барах, без девчей, и пьют пиво, и в межсезонье здесь почти нет дискотек.

Сегодня, 12 апреля, последний завтрак и домой, но по дороге еще несколько экскурсий. Заезжаем на осмотр старого замка - Славковский Град – закрыто. Но даже здесь наше альпинистское «я» дает о себе знать. Залезаем по скале и по крепостной стене и немного снимаем на камеру внутренний двор замка, затем сваливаем – внутри охрана зашевелилась.

г. Кошице. Здесь стоит самый грандиозный костел из всех, которые мы видели: он построен в начале 18 века!

Граница, опять моросит дождь, недолго стоим в очереди, фейсконтроль и словаки нас выпускают без проверок, у хохлов опять заполняем чего-то 2ч ровно. Местные жители здесь зарабатывают на разнице цен на бензин. На Украине бензин стоит 3,20 гривен (в рублях надо умножить на 6), а в Словакии бензин стоит 1 евро 10 центов. В день они проходят границу 2-3 раза.

Украинские Карпаты также очень красивы. Речки, по которым можно сплавляться, очень похожи на наши уральские. Ночуем где-то под Житомиром. В Киеве запланированная остановка. Бродим по центру. Фотографирую белорусских девчат, разговариваем - приятно, когда тебя понимают.

Пробуем пиво «Черниговское», которое выпускает завод братьев Кличко, пиво очень хорошее. И везде много сувениров.

В 23ч заезжаем на последнюю границу, здесь опять заполняем таможенную декларацию. Её желательно заполнить без ошибок и лишнего тоже не вписывать (к примеру, газ для горелок, деньги до 3000$ и пиво 2 ящика, которые я купил в Словакии). Российские пограничники провели фейсконтроль, осмотр и отпустили. Утром в Воронеже пиво покупать не стали, а купили газировку. Машина сразу сломалась (заглючила сигнализация, не заводилась). Вывод: нарушили традицию, дорогу надо смазывать с первых 50 км. Пошли «исправляться» в соседний «супермаркет», взяли по 3 «козла» и горбушу. Тут же сию минуту приезжает электрик, всё исправляет и вот мы уже мчимся на Урал, а ведь торчали там 3,5 часа. Больше такого не повторяли. И снова по всей России дождь и туман на 2 дня пути. Саратовские дороги словно после бомбежки. Проезжая по Курской области осмотрели строящийся монастырь Серафима Саровского – душевное место. Город Анна, основан в 1747 г. Звонок домой. Оттуда: «Ты где?» - «Я в Анне!» – «А, уже приехал, моешься?» – «Да нет, город такой проезжаем»…

В Словакии лучше выбрать оператора сотовой связи ORANJ (Оранж). Языкового барьера практически нет, люди старше 40 лет хорошо понимают русский. В Старом Смоковце продается разговорник, стоимость 250 крон, карты от 100 крон. В ресторанах меню с фото предлагаемых блюд. Цены на все, кроме бензина 1:1. В общем – Словакия классная страна, где можно относительно дёшево попутешествовать. Мне кажется, отдых здесь в ценовом соотношении соизмерим с отдыхом на наших уральских «курортах».

Плюс уютные и красивые горы, пиво и средневековые древности. Доброжелательность братьев славян и осознание полной социальной безопасности. В отличии от наших Кавказа и гор Средней Азии.

карта-схема района (207 Кб)

При участии Прохорова Бориса и Мавринской Агаты.